ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.
Оценка 5

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

Оценка 5
Научные работы
docx
информатика
Взрослым
05.03.2018
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.
В наше время возрастает значение и влияние образовательной среды на образовательный процесс и его результаты, на отношения в образовательной сфере и на самих субъектов образования. Вследствие, возрастает внимание к образовательной среде со стороны учителей, методистов, ученых – исследователей (педагогов, психологов, информатиков и др,). Это следствие как внешних социально-экономических, так и внутренних условий и факторов сферы образования, образованной образовательным процессом и реализуемой им педагогической системой. Образовательная среда порождается теми компонентами общей среды общества (факторами, условиями, ресурсами и пр.), которые находятся в существенном взаимовлиянии с образованием, системами обучения, их методическими системами. Многие из этих компонентов (факторов влияния) создаются самим образованием, другие предоставляются внешней средой. Поэтому образовательную среду составляют и внутренние, и внешние факторы по отношению к образованию.В наше время возрастает значение и влияние образовательной среды на образовательный процесс и его результаты, на отношения в образовательной сфере и на самих субъектов образования. Вследствие, возрастает внимание к образовательной среде со стороны учителей, методистов, ученых – исследователей (педагогов, психологов, информатиков и др,). Это следствие как внешних социально-экономических, так и внутренних условий и факторов сферы образования, образованной образовательным процессом и реализуемой им педагогической системой. Образовательная среда порождается теми компонентами общей среды общества (факторами, условиями, ресурсами и пр.), которые находятся в существенном взаимовлиянии с образованием, системами обучения, их методическими системами. Многие из этих компонентов (факторов влияния) создаются самим образованием, другие предоставляются внешней средой. Поэтому образовательную среду составляют и внутренние, и внешние факторы по отношению к образованию.
Павлова О.В. Курсовая.docx
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего профессионального образования  «Омский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВПО «ОмГПУ») факультет математики, информатики, физики и технологии кафедра информатики и методики обучения информатике Курсовая работа ИНФОРМАЦИОННО­ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ. Научный руководитель: кандидат педагогических  наук,   доцент:   Федорова Галина Аркадьевна             Выполнил:  магистрант 2 курса  программы  «Дистанционное  образование»,  заочной формы обучения Павлова Оксана  Владимировна 1 Омск, 2015 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………….……3 Глава I. Информационное общество и образование………………….……6 1.1 Задачи и тенденции развития информатизации образовании………...….6 1.2 Информатизация образования: плюсы и минусы……………………….…8 1.3 Информатизация образования: проблемы и перспективы …………...….12 Выводы по первой главе…………...……………………………….…….…..…16 Глава 2. Использование информационных технологий в образовании..17 2.1    Программно­технологический комплекс «Электронный журнал»…....17 2.2 Электронный документооборот для управления образованием                      и образовательных учреждений ………………………………………………..20 Выводы по второй главе…………………………………………………..…….21 Глава 3. Информатизация образования …………………………….….…..22 3.1 Формирование единой информационно­образовательной среды………..22 3.2 Сотрудничество в сфере информатизации образования …………………23 Выводы по третьей главе………………………………………………………..23 Заключение……………………………………………………………….………25 Список источников и литературы………………………………………………27 2 Введение В наше время возрастает значение и влияние образовательной среды на образовательный процесс и его результаты, на отношения в образовательной сфере и на самих субъектов образования. Вследствие, возрастает внимание к образовательной   среде   со   стороны   учителей,   методистов,   ученых   – исследователей (педагогов, психологов, информатиков и др,). Это следствие как внешних социально­экономических, так и внутренних условий и факторов сферы образования, образованной образовательным процессом и реализуемой им педагогической системой. Образовательная среда порождается теми компонентами общей среды общества   (факторами,   условиями,   ресурсами   и   пр.),   которые   находятся   в существенном   взаимовлиянии   с   образованием,   системами   обучения,   их методическими системами. Многие из этих компонентов (факторов влияния) создаются   самим   образованием,   другие   предоставляются   внешней   средой. Поэтому   образовательную   среду   составляют   и   внутренние,   и   внешние факторы по отношению к образованию. Развитие современной образовательной среды обусловлено следующими факторами: Во­первых,   оно   обусловлено   развитием   педагогической   системы   в аспекте   симметричных   отношений   учитель   –   знание   –   ученик,   их взаимодействия и взаимовоздействия. Как   и   во   всяком   субъектно­субъектном   отношении   в   основе   этого взаимовоздействия   лежит   психологическое   воздействие.   Поэтому   первыми 3 исследователями   образовательной   среды   оказались   представители педагогической психологии. Во­вторых,     особенностью     современного     образования     является информатизация   (ИО),   вследствие   чего   образовательная   среда   стала информационной – информационно­образовательной средой (ИОС), где эти ее свойства являются неразрывно связанными. Информационное   представление   образовательной   среды   предполагает ее   преобразование   в   систематизированное   информационное   пространство, организованное, многомерное, упорядоченное. Вследствие   чего,   психологический   аспект   ИОС   выражается   в   ее информационно­психологическом   воздействии   и   во   взаимовоздействии субъектов образования. ИОС   является   многоуровневой   иерархической   средой   – общеобразовательная   ИОС,   ИОС   школы,   личная   ИОС,   развивающиеся   как открытые системы и подсистемы. ИОС содержит также 3 уровня: Первый  уровень  –  педагогическая  система,  определяющая  форму  и содержание, остальные содержательные уровни ИОС. Второй   уровень       –       система       информационно­образовательных, электронно­образовательных ресурсов (ИОР и ЭОР), методических ресурсов, ресурсов информационной среды, имеющих образовательное значение. Этот уровень  непосредственно  связан  с  педагогической  системой, развивается   и функционирует под ее управлением. Третий   уровень   –   образовательная   медиа­среда,   содержащая познавательные   и   социокультурные   ресурсы   общей   среды,   связанные   с образованием, самообразование, саморазвитием учащихся, самостоятельным добыванием ими знаний. Этот уровень ИОС имеет опосредованное управление 4 педагогической   средой.   Повышение   эффективности   этого   управления является одной из проблем педагогической системы и ИОС. На организационном уровне ИОС имеет: множество свойственных ее аспектов, выражающих ее назначение, цели, требования   общества   и   образования,   сформулированные   в   педагогических исследованиях,   нормативных   образовательных   документах,   в   Федеральном Государственном Образовательном Стандарте – ФГОС; множество   функций   ИОС,   реализующих   в   деятельностной   форме   ее аспекты,   потенциал   ее   позитивного   воздействия   на   процессы   обучения, субъектов образования, их отношения. На   технологическом   уровне   ИОС   содержит   множество   компонент, реализующих на этом (автоматизированном) уровне ее функции, множество информационно­компьютерных   и   коммуникационных   технологий, обеспечивающих работу этих компонент ИОС, а также необходимые средства взаимосвязи различных (школьных, личных) ИОС, интеграцию их в единую систему – общеобразовательную ИОС. Следовательно,   рассмотрение   ИОС   должно   быть   комплексным, взаимосвязанным   по   всем   ее   уровням,   обладать   как   свойствами   научно­ методической   универсальности, применимости на уровне школы и личностного проектирования.   так   и   свойствами   практической Основная   цель   ИОС   –   обеспечение   перехода   образования   в   новое качество:   в   состояние,   соответствующее   информационному   обществу. Следовательно,   основная   цель   предлагаемого   описания   –   способствование этому переходу образования, его качественному развитию и преобразованию. 5 Глава I. Информационное общество и образование 1.1 Задачи и тенденции развития информатизации образования Человечество вступило в новый этап своего развития ­ формируется информационное   общество,   в   котором   информация   и   информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека   и   социума,   что   обусловлено   нарастающими   в   нем   процессами глобальной   информатизации   различных   сфер   деятельности   общества   и человека. Использование  информационных   технологий  позволяет  резко  усилить инструментальные,   технологические   и   интеллектуальные   возможности человека,   высвободить   творческий   потенциал   личности   за   счет   экономии времени при обработке информации различного типа, передачи компьютеру выполнения   некоторых   видов   рутинной   работы   человека.   Процессы информатизации   играют   основополагающую   роль   в   становлении информационного общества, когда главным объектом управления становятся не материальные объекты, а символы, идеи, образы, интеллект, знания; когда большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний. 6 Под   информатизацией   образования   понимается   целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно­коммуникационных технологий: 1.  в учебный процесс для подготовки граждан к жизни и деятельности в условиях   современного   информационного   общества;   повышения   качества общеобразовательной   и   профессиональной   подготовки   специалистов   на основе   широкого   использования   информационно­коммуникационных технологий; 2.  в управление системой образования для повышения эффективности и качества процессами управления; 3.   в   методическую   и   научно­педагогическую   деятельность   для повышения   качества   работы   педагогов;   разработки   и   внедрению   новых образовательных   технологий   на   основе   использования   информационно­ коммуникационных технологий. Важнейшие задачи информатизации образования 1.   Повышение   качества   подготовки   специалистов   на   основе использования   в   учебном   процессе   современных   информационных технологий; 2.   Применение активных методов обучения, повышения творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; 3.   Интеграция   различных   видов   образовательной   деятельности (учебной, исследовательской и т.д.); 4.   Адаптация   информационных   технологий   обучения   к индивидуальным особенностям обучаемого; 5.   Разработка   новых   информационных   технологий   обучения, способствующих   активизации   познавательной   деятельности   обучаемого   и повышению   мотивации   на   освоение   средств   и   методов   информатики   для эффективного применения в профессиональной деятельности; 7 6.  Обеспечение непрерывности и преемственности в обучении; 7.  Разработка информационных технологий дистанционного обучения; 8.   Совершенствование   программно­методического   обеспечения учебного процесса; 9.   Внедрение   информационных   технологий   обучения   в   процесс специальной   профессиональной   подготовки   специалистов   различного профиля. Одной   из   важнейших   задач   информатизации   образования   является формирование сформированности   которой   определяется,   во­первых,  информационной   культуры  специалиста,   уровень   знаниями   об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; во­вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации   в   различных   видах   деятельности;   в­третьих,   умением использовать современные информационные технологии в профессиональной (образовательной)   деятельности;   в­четвертых,   мировоззренческим   видением окружающего мира как открытой информационной системы. Изменяется   также   содержание   деятельности   преподавателя; преподаватель   перестает   быть   просто   "репродуктором"   знаний,   становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его   творческую   активность,   а   с   другой   ­   требует   высокого   уровня технологической   и   методической   подготовленности.   Появилось   новое направление деятельности педагога ­ разработка информационных технологий обучения и программно­методических учебных комплексов. 1.2 Информатизация образования: плюсы и минусы Информатизация образования имеет ряд дополнительных достоинств. В совокупности они позволяют говорить о системном влиянии информатизации на образование. 8 Совершенствуются   методы   и   технологии   формирования   содержания образования.   Система   образования   становится   более   гибкой,   за   счет автоматизации   многих   процессов   ее   реакция   на   изменения   в   окружающем мире   ускоряется.   Современные   методы   организации   учебного   материала повышают эффективность его использования. Повышается   оперативность   и   адекватность   механизмов   управления системой образования. Наличие своевременной и достоверной информации, компьютерных   инструментов   для   ее   обработки   и   анализа   позволяет принимать   более   взвешенные   решения   именно   тогда,   когда   в   них   назрела необходимость.   Мониторинг   отклонений   от   заданных   показателей   лежит   в основе   этих   процессов.   Например,   автоматическая   обработка   и   анализ итоговой   успеваемости   позволяет   администрации   школы   оперативно реагировать на проблемы, возникающие в учебном процессе. Развиваются креативные способности педагогов и учащихся, их знания, умения   и   навыки   самообразования.   Сформированная   информационная культура   открывает   перед   людьми   принципиально   новые   возможности   для самореализации. Сокращаются временные, психологические и иные нагрузки за   счет   автоматизации   рутинных   операций,   четкого   выявления   точек применения усилий. За   счет   внедрения   информационных   технологий   учебный   процесс становится   более   индивидуализированным   и   дифференцированным, следовательно, более эффективным. Навыки работы на компьютере, умение искать нужную информацию в Интернете повышает мотивацию к учебе, ее результативность. Информационные   технологии   позволяют   по­новому   организовать   Современные   учеников   и   родителей. взаимодействие   педагогов, коммуникационные   средства   помогают   превратить   передачу   знаний   в 9 совместную учебную деятельность, сблизить позиции педагогов и учеников, активизировать их творческий потенциал. Информатизация образования поддерживает интеграционные тенденции познания закономерностей окружающего мира, увеличивает возможности для развития   личности   ребенка.   Информационная   среда   повышает   уровень активности и реактивности ученика, развивает способности альтернативного мышления.   Формируется   умение   разрабатывать   стратегию   поиска   решений как   учебных,   так   и   практических   задач,   прогнозировать   результаты   своей деятельности. Этот   перечень   можно   продолжать,   но   и   перечисленных   плюсов достаточно. Информатизацию следует считать перспективным направлением для всей системы образования. Может   сложиться   впечатление,   что   внедрение   и   использование информационных технологий оправданно всегда и везде. Во многих случаях это почти так. Иногда это совсем не так, и  бездумное внедрение приносит только вред. Информационные технологии имеют ряд особенностей. Если их не учитывать, вреда можно принести больше, чем пользы. Повсеместное использование информационных технологий приводит к свертыванию   социальных   контактов,   сокращению   практики   социального взаимодействия и общения, развивает индивидуализм. В каком­то смысле, эти процессы объективны, и устранить их нельзя в принципе. Можно говорить о системе   компенсирующих   мероприятий,   которые   смогут   существенно сгладить негативные тенденции. Во   все   времена   наибольшую   трудность   представлял   переход   от стандартных   операций   с   учебной   информацией   к   самостоятельным практическим действиям по ее применению. На психологическом языке это проблема   перехода   от   мысли   к   действию.   Постоянное   взаимодействие   с компьютером   может   еще   больше   осложнять   такой   переход.   Человек 10 привыкает   работать   со   знаковыми   системами,   в   то   время   как   логика практической деятельности совсем иная. Это в меньшей степени касается тех, чья будущая профессиональная деятельность практически полностью будет связана   с   информационными   технологиями.   Но   таких   профессий   даже   в информационном обществе не так много. Определенные трудности и негативные моменты возникают в результате применения   современных   поисково­навигационных   систем.   Это,   в   первую очередь,   связано   со   свободой,   которой   не   так   просто   распоряжаться. Нелинейная структура найденной информации подвергает ученика соблазну следовать по предлагаемым ссылкам. При неумелом использовании это может здорово отвлечь от основного русла изложения учебного материала. Вторая   "информационный   шум"   или причина   –   излишек   информации, "информационный мусор", который сопровождает практически любой запрос в сети Интернет. Развитие   систем   мультимедиа   породило   обилие   информационных продуктов,   "напичканных"   разными   видами   информации.   Среди   неофитов, научившихся вставлять в презентации графику, звук, анимацию и видео, даже неприличным считается слайд, на котором есть только текст. Проблем здесь две.   Во­первых,   кратковременная   память   человека   обладает   очень ограниченными   возможностями.   Среднестатистический   человек   способен уверенно   оперировать   одновременно   лишь   семью   различными   мыслимыми категориями   или   объектами.   Поэтому,   когда   ученику   одновременно показывают текст, который за кадром озвучивается, тут же демонстрируют анимационные эффекты и пару картинок, хорошего мало. Он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, и пропускает важные учебные   сведения.   Во­вторых,   люди   различаются   по   способу   восприятия информации.   В   зависимости   от   того,   какое   полушарие   мозга   у   человека 11 ведущее,   он   лучше   воспринимает   образы   или   логику   изложения.   Когда   в одном слайде смешано и то, и другое, страдают все. Компьютеру пока еще очень далеко до человеческого интеллекта. Поэтому учебный  диалог  ученика   и компьютера   весьма  ограничен  по   своей  логике. Обсуждать олимпиадную задачу по геометрии в таком диалоге не получается. Как следствие, сложноорганизованный учебный материал начинает дробиться на мелкие фрагменты. Компьютерные тесты – самое яркое проявление этой тенденции.   Понятно,   что   в   тестах,   как   таковых,   ничего   плохого   нет.   Во многих случаях их использование педагогически оправдано и необходимо. Но доведение подобных подходов до абсурда может привести к тому, на что сегодня   жалуются   ректора   ведущих   вузов.   На   верхоглядство   нынешних выпускников   с   одной   стороны,   на   сложности   в   своевременном   выявлении глубоких исследовательских способностей у других. И нужно признать, что информационные технологии зачастую способствуют этому абсурду. Общение   с   компьютером   сокращает   живое   общение   педагогов   и учеников, учеников между собой, и так ограниченное в учебном процессе. В результате   ученик   надолго   замолкает   при   работе   на   компьютере.   Это особенно   характерно   для   студентов,   обучающихся   дистанционно.   Орган объективизации   мышления   человека   –   речь   –   оказывается   выключенным, обездвиженным   в   течение   нескольких   лет   обучения.   Студент   не   получает достаточной   практики   диалогического   общения, формулирования мысли на профессиональном языке.   формирования   и Наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное использование средств информационных технологий негативно отражается на здоровье. И в первую очередь, на здоровье детей, чьим неокрепшим организмам очень хочется, но никак непозволительно, проводить за компьютером по восемь часов в день. 1.3 Информатизация образования: проблемы и перспективы  12 Успешная   информатизация   образования   порождает   ряд   социальных проблем. Их нельзя отнести к категории "недостатков", как нельзя назвать недостатком зиму. Зима станет явным недостатком, если у Вас нет дома и теплой одежды. А так, это замечательно красивое время года, и первому снегу мы всегда радовались не меньше, чем первым подснежникам. Рассмотрим некоторые из этих проблем. Педагогическая   революционная   ситуация.   Широкое   внедрение информационных   технологий   в   образовательную   практику   порождает социальное   напряжение   среди   педагогической   общественности.   Оно   имеет несколько   фаз.  1.   руководство   системы   образования   требует   от   педагогов   Все   вынуждены   идти   на массовой   компьютерной   грамотности. соответствующие   курсы,   все   понимают:   время   пришло.   2.   педагоги, получившие   базовые   (читай   –   поверхностные)   знания   и   умения,   начинают имитировать использование компьютера в своей профессиональной практике. Делают презентации (пару штук в год) и проводят с ними открытые уроки. При этом все вокруг понимаю, что это показуха, что влияния на учебный процесс   она   не   оказывает.   Главная   причина   заключается   в   том,   что руководители,   пославшие   учительские   массы   на   учебу,   забыли   выделить деньги на соответствующие материальные ресурсы.                                                   3. материальные ресурсы в одной отдельно взятой гимназии или школе найдены. Использовать компьютер и Интернет в учебном процессе можно постоянно и системно.   И   тут   выясняется,   что   для   этого   требуются   даже   не   знания,   а определенный   пересмотр   своей   личной   педагогической   концепции.   Нужно сойти с пьедестала великого гуру и сесть рядом с учениками за парту. Нужно принять,   что   новую   тему   не   хуже,   а   даже   лучше,   можно   изложить   на компьютере, что проверка знаний и выявление в них пробелов у компьютера, как   правило,   получается   лучше.   То   есть,   нужно   найти   себя   в   новом,   до предела   информатизированном,   образовательном   процессе.   Или   перейти   в 13 другую   школу,   где   соответствующие   материальные   ресурсы   пока   еще   не найдены.   А   там   за   серию   открытых   уроков   с   использованием   презентаций можно и высшую категорию получить. Массовое обучение на дому. Возможность получать знания экстерном была узаконена не так давно. Советская школа такую практику признавала крайне неохотно, в исключительных случаях для детей­вундеркиндов. Первая волна   желающих   быстро   пошла   на   убыль.   С   экстернатом   проблем   семья получала больше, чем преимуществ. Затем в крупных вузовских центрах стала постепенно   формироваться   новая   тенденция.   Экстернат   стал   развиваться среди учащихся выпускных классов. Они, как правило, готовились поступать в   конкретный   вуз,   посещали   специальные   подготовительные   курсы. Непрофильные   предметы   при   этом   старались   осваивать   малой   кровью. Введение   единого   государственного   экзамена   в   форме   централизованного тестирования сформировало среди выпускников еще одну тенденцию. Дети при   попустительстве   родителей   начали   манкировать   школьными   уроками, занимаясь   целенаправленной   подготовкой   к   единому   государственному экзамену. Распространение тестовых форм контроля со временем приведет к тому, что тенденция перекочует из выпускных классов в младшие параллели. Обучающие   программные   продукты   нового   поколения,   появление   которых витает в воздухе, может сделать явление массовым. По моему мнению, вопрос не в том, случится это или нет. Вопрос в том, как скоро это произойдет. Успеет ли система образования адекватно к этому подготовиться? Найдет ли достойную замену классно­урочной форме организации учебного процесса? Сформирует необходимое количество педагогов нового поколения? Найдет сферу применения для тех, кто в новые реалии не вписался? Один из законов Паркинсона   гласит:   "Неприятности   всегда   случаются   раньше,   чем   их ожидают". 14 Расслоение учебных заведений. Насыщение школ и гимназий средствами информационных   технологий   имеет   свой   предел.   Для   последующего качественного рывка учебное заведение обязано вовлекать в образовательный процесс   домашние   компьютеры   учеников.   Оно   должно   построить распределенный   учебный   процесс,   в   котором   школьные   и   домашние компьютерные   ресурсы   будут   использоваться   согласовано.  Это   приведет   к необходимости закладывать в семейный бюджет расходы на информатизацию образования   для   детей   (оплата   трафика   в   Интернете,   покупка   обучающих программ).   Для   достаточно   обеспеченных   семей   эти   расходы   не принципиальны,   для   семей   с   обычным   достатком   они   посильны.   Главное убедить родителей в окупаемости вложений. Однако пока еще очень велик слой   малообеспеченных   семей,   для   которых   такие   расходы   будут неприемлемой   роскошью.   Так   как   внедрение   распределенного   процесса обучения в школе имеет смысл только при 100% охвате, может усилиться миграция детей между учебными заведениями. Эта тенденция есть и сейчас, но при переходе информатизации учебного процесса на новый уровень, она, безусловно,   усилится.   Сгладить   ее   проявления   можно   только   одним способом: разъяснять, что инвестиции  в образование – самые выгодные  из всех существующих. Наверное, проблем будет гораздо больше. Может быть, их будет даже слишком   много,   и   мы   начнем   искусственно   замедлять   информатизацию образования. И все­таки хочется верить, что плюсы и перспективы перевесят минусы и проблемы. Первое   "Есть   проблема   –   нет   проблемы".   Она   лежит   в   сфере модернизации механизмов управления на всех уровнях системы образования. Любую   проблему   можно   своевременно   отследить   по   отклонению   заданных показателей   от   допустимых   значений.   Затем   провести   анализ   причин   и принять   меры.   Сделать   это   без   информационных   технологий,   без 15 компьютерной обработки и анализа данных – невозможно в принципе. А вот с ними можно, хотя задача это непростая и решаться будет не один год. Главная сложность   –   выявить   все   необходимые   параметры,   их   связь   с   реальными деловыми   процессами,   механизмы   и   алгоритмы   их   анализа   и   оценки, разработать технологии принятия эффективных решений. Второе:   "Каждому   специалисту   –   занятие   по   душе".   Любую профессиональную   деятельность   можно   разделить   на   две   части.   В   одну входят   те   деловые   процессы,   которые   у   большинства   специалистов   этой профессии   вызывают   негативные   чувства.   Сомневаюсь,   что   выпускники педагогического вуза выбирают свою дорогу в жизни потому, что им нравится проверять тетрадки. Другая часть – это то, что в профессии нравится, то, за что   ее  выбирает   большинство   специалистов.  Понятно,  что   у   каждого   свое деление деловых процессов на любимые и нелюбимые. Но опыт показывает, что некоторые процессы, имеющие рутинный, повторяющийся характер, не любят практически все. Информационные технологии позволяют значительно сократить время, которое тратится на нелюбимые дела, освободив его для более интересных занятий. Третье:   "Каждому   ученику   –   индивидуальную   образовательную траекторию". Индивидуальная образовательная траектория – это значительно больше, чем набор программ и курсов, выбранных для обучения. Она должна задавать   последовательность   и   темп   обучения,   учитывать   способности ученика,   накопленный   багаж   знаний,   личные   пристрастия   по   формам   и методам обучения. То есть, множество взаимосвязанных факторов, которые в комплексе можно отследить и оценить только при помощи информационных технологий. И перспективы здесь действительно впечатляющие. Маленький пример:   просит   ученик   из   информационного   хранилища   лекцию   по   новой теме, а система учитывает, какое полушарие у него ведущее, и подбирает соответствующий учебный материал. 16 Четвертое "Знания без пробелов". Одна из ключевых проблем нынешней классно­урочной системы заключается в том, что у многих учеников пробелы в знаниях накапливаются как снежный ком. Для некоторых предметов это не критично, а вот для математики – просто катастрофа. Выявить все пробелы в знаниях у всех учеников не может ни один учитель. Даже репетитор, которого нанимают, чтобы подтянуть ребенка по предмету, не всегда это может сделать абсолютно точно. Только информационные технологии помогут решить эту проблему качественно. И здесь, кстати, компьютерное тестирование может и должно сыграть ведущую роль. Понятно также, что знания без пробелов – это часть информационного базиса для построения эффективной образовательной траектории. Пятое: "Вместе весело шагать по просторам". Ученик часто считает, что учеба нужна родителям. Для себя он давно решил, что география (биология, история и др.) ему не нужны в будущей жизни. Родители считают, что всему должна   научить   школа,   а   их   обязанность   работать   –   и   платить   налоги   в бюджет.   Учителя   считают,   что   их   обязанность   –   красиво   и   правильно рассказать   и   строго   спросить,   а   остальное   –   проблемы   ученика   и   его родителей.   Утрированный   круговорот   перекладывания   ответственности   в обучении. Понятно, что в чистом виде такие позиции существуют редко, но проблема налицо. Причем ответственность в разные времена перекладывается на   разных   участников   круговорота.   В  советские   времена   –   в   основном   на систему образования, после перестройки – в основном на родителей.  Выводы по первой главе: Сейчас многие родители, глядя на то, как их дети   легко   адаптируются   к   новым   реалиям,   потихоньку   перекладывают ответственность   со   своих   плеч,   на   детские.   И   при   нынешнем   уровне коммуникаций   между   участниками   образовательного   процесса   иного   не будет. Только использование информационных технологий для организации 17 своевременного,   полезного   и,   главное,   необременительного   общения, способно в корне изменить ситуацию. Глава   2.   Использование   информационных   технологий   в образовании Применение   мультимедийных   образовательных   материалов, информационных   и   коммуникационных   технологий   в   учебном   процессе позволяет:   представить   обучающие   материалы   в   графической,   звуковой, анимированной   форме,   что   дает   многим   учащимся   реальную   возможность усвоить   предмет   на   более   высоком   уровне;   автоматизировать   систему контроля, оценки и коррекции знаний учеников; автоматизировать  процесс закрепления   и   применения   учебного   материала   с   учетом   интерактивности многих   электронных   учебных   пособий;   осуществить   дифференциацию   и индивидуализацию обучения; существенно повысить интерес к предметам, что также   определяет   качество   обучения;   получить   доступ   и   оперировать большим объемом информации; формировать информационную культуру, в том   числе   обучать   детей   находить   и   использовать   различные   виды информации, что является одним из важнейших умений в современном мире; организовать внеклассную учебную и воспитательную работу; предоставить возможности   дистанционного   обучения   тем,   кому   это   необходимо. Рассмотрим некоторые возможности применения информационных ресурсов образовательного назначения. 2.1 Программно­технологический комплекс «Электронный журнал» Программно­технологический   комплекс   (далее   ПТК)   «Электронный журнал»   –   необходимый   шаг   для   успешной   реализации   ключевых   задач модернизации системы общего образования, в том числе расширения рынка 18 образовательных услуг и обеспечения электронного публичного мониторинга общеобразовательных учреждений. Сегодня   основными   технологическими   проблемами   на   пути   развития образовательной инфраструктуры и внедрения автоматизированных систем в организацию   работы   школы   и   педагогического   персонала,   а   также кардинального расширения спектра предоставляемых образовательных услуг, являются: 1.  Отсутствие динамически доступных компьютеров на рабочих местах педагогов   –   от   директора   и   завуча   до   классных   руководителей   и преподавателей­предметников. 2.   Отсутствие   аппаратных   и   программных   выделенных   серверов, обеспечивающих эффективность организации многопользовательской работы с единой информационной базой данных школы. 3.  Отсутствие профессиональной системной и технической поддержки, особенно   важной   при   организации   работы   недостаточно   опытных пользователей. ПТК   «Электронный   журнал»,   поддерживающий   формирование   новой модели информационно­образовательной среды с использованием серверного оборудования   и   персональных   инструментов   учителей,   решает   все вышеперечисленные проблемы, обеспечивая: 1.   Реальное эффективности   использования информационных   систем   всеми   педагогическими   работниками   повышение   общеобразовательного учреждения; 2.   Формирование   и   внедрение   в   практику   работы   электронного документооборота как основы реализации системы электронного публичного мониторинга; 3.  Информационную открытость за счет предоставления потребителям (учащимся,   их   родителям   и   общественности)   широких   возможностей 19 оперативного   получения   информации   о   наиболее   значимых   событиях образовательной деятельности. 3.   Современное   серверное,   сетевое   и   периферийное   оборудование, обеспечивающее   интеграцию   используемого   в   школе   программного обеспечения и эффективное функционирование мобильных и стационарных рабочих   мест   –   персональных   инструментов   преподавателей, администраторов и других сотрудников образовательных учреждений. Развернутый   в   общеобразовательном   учреждении   комплекс «электронный журнал» решает такие актуальные задачи, как: 1.   Установка   общешкольного   сервера   и   создание   возможности подключения   к   нему   персональных   инструментов   администраторов   и преподавателей для ведения единой информационной базы образовательного учреждения с последующей оперативной подготовкой и представлением форм публичной   отчетности   родителям   учащихся   и   заинтересованной общественности. 2.   Обеспечение   преподавателей­предметников,   классных руководителей и других сотрудников   полноценными автоматизированными рабочими   местами   на   базе   мобильных   и   стационарных   компьютерных устройств, оснащенных программным обеспечением для ведения электронных классных   журналов   и   другой   организационно­распорядительной   и методической документации. 3.   Обеспечение   подключения   персональных   инструментов преподавателей   и   администраторов     к   сети   Интернет   для   осуществления постоянных и оперативных контактов с родителями учащихся и размещения   сайтов   и значимой   педагогической   информации   на   страницах   образовательных   порталов,   с   использованием   современных   средств   защиты информации. 20 4.   Создание   широких   возможностей   оперативного   информирования родителей и учащихся с учетом ведения электронных дневников и портфелей достижений последних, в том числе и в сети Интернет Программно­технологический   комплекс   «электронный   журнал»   ­ реальный и действенный инструмент, способный решать наиболее актуальные задачи   модернизации   системы   общего   образования,   в   том   числе информационного   обеспечения   оценки   качества   образовательной деятельности   с   использованием   электронного   публичного   мониторинга   по основным параметрам изменений образовательных учреждений, расширения рынка предоставляемых населению образовательных услуг и формирования электронного документооборота школы. 2.2 Электронный документооборот для управления образованием и образовательных учреждений Использование   в   деятельности   школы   информационных   технологий педагогического   и   управленческого   назначения   является   составной   частью общего процесса информатизации образования. В ряде регионов реализуются проекты   по   внедрению   информационных   технологий   организации   учебного процесса и управленческой деятельности.  Создание системы электронного документооборота предназначено для создания   инфраструктуры   управления   образования   и   образовательных учреждений,   посредством   автоматизации   документационного   обеспечения, управленческой деятельности, поддержки принятия решения и контроля его исполнения. Создание   системы   исходит   из   принципа   реализации   параллельных потоков, когда юридически значимая часть осуществляется по отлаженной методике движения бумажных документов, в тоже время процесс создания, подготовки,   обработки   и   движения   документов   по   основным   маршрутам осуществляется   в   электронной   форме   в   системе   электронного 21 документооборота   (СЭД).   Причем   электронные   документы   и   их   карточки должны   полностью   обеспечивать   функциональность   «обычного» делопроизводства   и   документооборота   и   соответственно   упростить   и ускорить работу с официальным бумажным документопотоком. Осуществить   реализацию   автоматизированной   системы   управления документооборотом   предполагается   на   основе   технологии   потока   работы, предназначенной   для   автоматического   отслеживания   последовательности   и содержания процессов, функций, задач и времени их выполнения, маршрутов документов, занятости сотрудников на различных стадиях процесса.  Выводы по второй главе:  Создание   унифицированной   технологии   работы   с   документами   в отделах   управления   за   счет   использования   средств   совместной   работы   с документами; Оптимизация   потоков   документальной   информации   в   бумажном   и электронном видах как между ОУ и управлением, так и внутри управления; Обеспечение   информационной   прозрачности   процессов   разработки   и прохождения   документов,   обеспечение   возможности   получения   четкой информации о состоянии запроса, реализация управленческого контроля на любой стадии движения документов; Формирование   единого   информационного   пространства   для   автоматического   отслеживания управленческих   потоков   работ, последовательности   и   времени   выполнения   функций   и   задач,   маршрутов документов и т.д. Автоматизация всех этапов жизненного цикла документов, размещение принятых   документов   в   справочно­правовой   информационной   системе, исключение возможности утери информации о местонахождении документов; 22 Уменьшение объема рутинной работы с документами, предоставление сотрудникам   возможности   решения   содержательных   задач   управления, повышение ответственности каждого сотрудника за подготовку и принятие управленческих решений. Совместное   использование   систем   электронного   делопроизводства   и   Интернет­портала   позволит   систематизировать   и документооборота, объединять   информацию,   что   облегчает   ее   анализ   и   составление   отчетных документов. Даст возможность поиска скрытых закономерностей в больших массивах   данных   для   принятия   более   эффективных   решений   и   действий, основанных   на   соответствующих   технологиях   извлечения   информации   из данных.  Глава 3. Информатизация образования   3.1 Формирование единой информационно­образовательной среды.  В настоящее время информационные технологии охватили практически все   сферы   человеческой   деятельности,   что   способствовало   формированию информационной   культуры   всех   участников   образовательного   процесса   и вызвало   необходимость   создания   единой   информационно­образовательной среды.  Доступ   образовательных   учреждений   в   сеть   Интернет   с   системой контентной фильтрации. Все образовательные учреждения получают доступ в сеть Интернет через единую току входа, что позволяет распределять доступ пользователей сети к ресурсам Интернет, гарантировать безопасную работу информационных сервисов. На сайтах школ создаются методические копилки для учителей, через них идет сетевое общение профессиональных сообществ по   разным   предметным   областям:   интернет­клубы,   сетевые   лаборатории, виртуальные   методические   объединения.   Педагоги   активно   разрабатывают цифровые   образовательные   ресурсы,   включая   в   этот   процесс   учащихся 23 старших классов, что стимулирует их к дальнейшему овладению интернет­ технологиями.   Вместе   с   тем   существовали   некоторые   трудности объективного и субъективного характера: – нерегулярное обновление сайтов (в частности новостной ленты) вследствие отсутствия   механизмов   мониторинга   и   единой   системы   управления контентом; –– как правило, сайт создавался и поддерживается учителем информатики и отсутствует   возможности   редактирования   отдельных   разделов   различными пользователями; – отсутствует единая система адресов; – информация, представленная на сайтах, как правило, не системна; –сайты не имеют однородной структуры подачи статистической информации. Система дистанционного обучения. В республике активно внедряется дистанционная форма обучения. В последние три года в республике созданы   межшкольные республиканский   Центр   дистанционного   обучения, методические центры, которые дали новый виток в обучении педагогов IT­ технологиям.   Появились   сетевые   учителя,   которые   активно   применяют дистанционные технологии в своей работе. Успешно реализуется проект по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Существующая   база   используется   в   организации   дистанционных   форм непрерывного методического и организационного сопровождения педагогов и управленцев, проведения интеллектуальных игр и олимпиад. Для   внедрения   и   развития   данного   проекта   в   образовательных учреждениях республики требуется вести разъяснительную работу, проводить курсы повышения квалификации. 3.2 Сотрудничество в сфере информатизации образования  Проект соглашения предусматривает развитие информационных услуг для участников образовательного процесса по следующим направлениям: 24 1.Предоставление   качественной   информации   об   образовательном процессе для учащихся, родителей и различных заинтересованных сторон; 2.Поддержка эффективного группового взаимодействие педагогов при подготовке к урокам; 3.Электронное   сопровождение   самостоятельной   подготовки школьников к урокам; 4.Поддержка   социально   активных   родителей   в   решении   задач общественного управления школой. Выводы   по   третьему   разделу:   главная   цель   системы   –   сделать доступной   для   родителей   и   учащихся   информацию   об   образовательном процессе  (доступность  в  любой  момент  информации  о  расписании  уроков, домашнем   задании,   оценках),   а   педагогам   облегчить   ведение   и   хранение информации обо всех изменениях в образовательной деятельности школы, в том числе хранение всех заведенных тематических планов. Директору   и   заместителям   предоставляется   возможность   получать   в любое время более детальную информацию о течении учебного процесса в школе,   что   позволяет   в   случае   необходимости   скорректировать   работу школы, предупредить или преодолеть возможные кризисные ситуации. Учителям предоставляется возможность получать информацию о своей нагрузке, изменениях в расписании, тратить поменьше времени на выполнение арифметических   или   алгебраических   операций   для   выведения   итоговых отметок ученикам, планировать свою недельную нагрузку, делиться опытом с коллегами. Система   электронного   журнала   призвана   помочь   педагогу   наиболее качественно   планировать   свою   профессиональную   деятельность   и   учебную деятельность   учащихся,   более   тщательно   и   с   экономией   времени   за   счет автоматизации  процессов обработки данных анализировать  информацию об учебных достижениях учеников. 25 Система   электронных   дневников   и   журналов   позволяет   уровень успеваемости   учащихся   школ   и   результаты   образовательной   деятельности школ,   что   в   свою   очередь   служит   основой   для   ранжирования   учебных заведений по результатам их деятельности. Таким образом, система на уровне общеобразовательного учреждения позволяет выстроить систему оценки, контроля и учета учебных достижений школьников   и   контроля   и   совершенствования   профессиональной деятельности педагогов. Заключение Одной из актуальных задач является – не просто поставить в школы оборудование   и  программное   обеспечение  –  а  сформировать   такую   среду, чтобы   для   учителей   стало   естественным   использования   компьютеров практически   во   всех   аспектах   своей   деятельности,   как   средство коммуникации,   и   как   средство   для   получения,   хранения   и   представления информации. Организация доступа к сети Интернет один из важных шагов в этом направлении. Учащиеся и педагогические работники всех школ имеют доступ к всемирной сети Интернет. Формирование единой образовательной информационной среды, обеспечивающей создание условий для перехода к новому   уровню   образования   на   основе   информационных   технологий   в значительной   мере   определяется   включённостью   школ   в   единое 26 информационное   пространство,   в   том   числе   через   такие   каналы,   как собственный сайт и адрес электронной почты. В этом случае школа не только получает   разнообразную   информацию   из   сети   Интернет,   но   и   становится возможным обмен информацией, получение обратной связи.  В   заключение   хотелось   бы   изложить   некоторые   предложения   по взаимодействию   различных   структур   в   реализации   информатизации   сферы образования в республике 1.  Кадровое обеспечение информатизации образования. Главная задача – обеспечить систему образования специалистами, способными эффективно использовать   информационные   технологии   в   своей   профессиональной деятельности. Во­первых, речь идет об управленческих и педагогических и кадрах.   Для   них   необходимо   выстроить   действующую   и,   главное, оперативную   систему   повышения   квалификации   в   этом   направлении.   Она должна   включать   специализированные   учебные   курсы,   обобщение   и распространение   передового   опыта,   методическое   консультирование,   речь   идет   о   подготовке дистанционное   обучение.   Во­вторых, квалифицированных ИТ­специалистов: учителей информатики, специалистов по обслуживанию средств информационных технологий. В­третьих, речь идет о системе подбора и подготовки кадров для реализации функций управления информатизацией   образования   на   всех   уровнях.   Здесь   можно   также организовать   стажировки,   консультации,   круглые   столы   по   обсуждению проблем и обмену опытом. 2.   Мониторинг   –   социологические   опросы:   учителей,   родителей, учащихся   на   предмет   выявления   проблем   внедрения   информационных технологий в образовательный процесс. 3.  Выступать инициаторами новых проектов (используя опыт регионов, городов России). 27 4.  Дальнейшее сотрудничество с другими регионами России. Регионы с развитой наукоемкой промышленностью. Выработка   и   обоснование   приоритетных   направлений   в   области информатизации управления образованием возможны лишь на основе анализа состояния   работ   в   данной   области.   Необходимы   четко   спланированные инициативы,   направленные   на   адаптацию   лучшего   опыта   и   на   поддержку начинаний, которые позволят перейти от простого насыщения компьютерной техникой к регулярной комплексной работе по изменению практики работы руководителей образовательных учреждений и органов управления различных уровней. Список источников и литературы 1.  Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002–2010 годы» // http://www.e­rus.ru/articles/text_programm_1.shtml. 2.   Концепция   модернизации   российского   образования   на   период   до   2010 года // http://mon.gov.ru/pro/fcp/ 28 3.   Национальная   образовательная   инициатива   «Наша   новая   школа»   // http://mon.gov.ru/files/materials/5457/nns­p.pdf 4.   Республиканская   целевая   программа   «Развитие   единой   образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2011–2020 годы» 5.   Авдеева,   С.   Учебные   материалы   нового   поколения   в   проекте   ИСО   / Светлана Авдеева // Народное образование. ­ 2007. ­ № 9. ­ С. 187­194. 6.   Ананьев, И. И. Использование информационной системы для модульной организации образовательного процесса / И. И. Ананьев, П. И. Ананьев, А. В. Бобров // Измерение, контроль, информатизация. ­ Барнаул, 2007. ­ С. 161­ 163. 7.  Барабаш, А. Камертон для школы / А. Барабаш // Российская газета. ­ 2007. ­ 19 янв. ­ С. 11. 8.   Босова,   Л.   Л.   К   вопросу   о   формировании   навыков   исследовательской деятельности на пропедевтическом этапе изучения информатики и ИКТ / Л. Л. Босова // Информатика и образование. ­ 2008. ­ № 12. ­ 9.  Бидайбеков Е. Ы. Информатизация образования как деятельность (задачи и проблемы) / Е. Ы.Бидайбеков// Информатика и образование. ­ 2010. ­ №14. ­ С. 15­25. 10.  Гаряев А.В., Гаряева Т.П., Калинин И.Ю. «Методы развития визуального мышления на учебных занятиях». Тезисы докладов XII Всероссийской научно­ методической   конференции   по   вопросам   применения   ИКТ   в   образовании «Рождественские чтения». Пермь. ун­т; отв. За вып. Ю.А. Аляев, С.В. Русаков – Пермь, 2008. – 29­31. 29 11.   Гаряев А.В., Гаряева Т.П. «Слово о физике или грамматика природы». «Информационные технологии в образовании». Сборник тезисов 2 городской конференции «ИТО – Пермь 2008». Департамент образования администрации г.   Перми,   МОУ   ДОВ   «Исследовательский   центр   развития   системы образования» г. Перми, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №87» г. Перми – Пермь, 2008 – с. 39­41. 12.   Герасимчук,   Заинтересованный   взгляд   на   проблемы фундаментального образования / В. С. Герасимчук // Вестник Московского   С.   В. университета. Серия 20, Педагогическое образование. ­ 2005. ­ № 2. ­ С. 37­ 43. 13.   Жарков,   А.   С.   Принципы   информатизации   сфер   образования   и   науки многопрофильного   наукограда   /   А.   С.   Жарков   //   Вестник   Томского государственного университета. ­ 2007. ­ № 298. ­ С. 129­131. 14.   Захарова,   Н.   И.   Внедрение   информационных   технологий   в   учебный процесс / Н. И. Захарова // Начальная школа. ­ 2008. ­ № 1. ­ С. 31­34. 15.   Информатизация образования: направления, средства, технологии. Под общей Редакцией С.И.Маслова – М.: МЭИ, 2008, 868 с. 16.   Информационное   обеспечение   механизмов   управления   регионом. Мироедов А.А. ­ М.: Финансы и статистика, 2009г., 128 с. 17.  Камалов, Р. Р. Нормативное обеспечение деятельности образовательного учреждения   как   информационный   ресурс   муниципальной   системы образования // Информатика и образование. ­ 2007. ­ № 1. ­ С. 107­109. 18.   Каталог   образовательных   Интернет­ресурсов   //   Высшее   образование   в России. ­ 2007. ­ № 7. ­ С. 74­77. 30 19.   Латышев,   О.   Ю.   Информационно­коммуникационные   технологии   в интернатном   образовательном   учреждении   /   О.   Ю.   Латышев   //   Школьные технологии. ­ 2005. ­ № 5. ­ С. 204­212. 20.   Легостаев,   И.   И.   Об   основных   закономерностях   обучения   в дистанционном образовании / И. И. Легостаев, В. И. Овсянников // Социально­ гуманитарные знания. ­ 2006. ­ № 4. ­ С. 206­217. 21.  Матрос, Д. Ш. Основы теории информатизации процесса обучения / Д. Ш. Матрос // Педагогика. ­ 2007. ­ № 6. ­ С. 11­19. Мухаметзянов,   Информатизация   образования: 22.   здоровьесберегающие аспекты / И. Ш. Мухаметзянов // Школьные технологии.   И.   Ш. ­ 2006. ­ № 6. ­ С. 28­32. 23.   Патаракин,   Е.   Новое   пространство   для   учебной   деятельности   /   Е. Патаракин // Высшее образование в России. ­ 2007. ­ № 7. ­ С. 70­74. 24.  Петренко, М. А. Единое информационное пространство образовательного учреждения / М. А. Петренко // Информационные ресурсы России. ­ 2008. ­ № 5. ­ С. 14­16. 25.  Пруцков, А. В. Применение информационных ресурсов для автоматизации обучения  и  проверки  знаний  /  А. В. Пруцков // Информационные  ресурсы России. ­ 2005. ­ № 1. ­ С. 18­20. 26.   Роберт,   И.   В.   Теоретические   основы   развития   информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации / И. В. Роберт // Информатика и образование. ­ 2008. ­ № 5. ­ С. 3­15; № 6. ­ С 3­11. 31 27.  Роберт, И. Основные направления процесса информатизации образования в отечественной школе / Ирэна Роберт // Школьные технологии. ­ 2006. ­ № 6. ­ С. 19­28. 28.   Сайков,   Б.   П.   Информатизация   образования   /   Б.   П.Сайков   // Информатика. ­ 2007. ­ 16­31 окт.(№ 20). ­ С. 14­17. 29.   Социальное   управление   процессами   информатизации   образования: муниципальный уровень // Высшее образование в России. ­ 2007. ­ № 10. ­ С. 61­69. 30.   Суздальцев,   Е.   Л.   Применение   современных   технических   средств   как фактор повышения качества обучения / Е. Л. Суздальцев // Информатика и образование. ­ 2008. ­ №9. ­ С. 125­126. 31.  Уваров, А. Информатизация образования как инновационный процесс / А. Уваров, Г. Водопьян // Народное образование. ­ 2007. ­ № 9. ­ С. 139­145 32

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018