Информационные и коммуникационные технологии в современном образовательном пространстве как средства повышения качества образования
Оценка 4.7

Информационные и коммуникационные технологии в современном образовательном пространстве как средства повышения качества образования

Оценка 4.7
doc
22.01.2023
Информационные и коммуникационные технологии в современном образовательном пространстве как средства повышения качества образования
статья.doc

Информационные и коммуникационные технологии в современном образовательном пространстве как средства повышения качества образования

 

Васильева О.В.

учитель начальных классов

МБОУ г. Иркутска СОШ №49

 

Философы и социологи называют современное состояние развития цивилизации «информационным обществом». В этом обществе самым ценным товаром становится информация, основным экономическим активом — интеллектуальный потенциал. Не случайно в последнее время все чаще употребляется выражение «экономика, основанная на знаниях».

 Чтобы занять в таком обществе достойное место, России необходимо готовить своих молодых граждан к жизни в информационном мире. По данным СМИ, запасов нефти нашей стране хватит еще на несколько десятилетий. А интеллектуальный потенциал — это неисчерпаемый ресурс. Поэтому одной из основных целей системы образования является развитие интеллектуального потенциала нации.

            Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе школьного образования.

Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы школьного учреждения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. 

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером уже не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.  На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в школьном возрасте - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих. Не случайно в 1967 г. Дэвид Трейклер констатировал: «Люди запоминают 10 процентов того, что они читают, 20 процентов того, что они слышат, 30 процентов того, что они видят, и 50 процентов того, что они слышат и видят одновременно». Помочь этому смогут лишь компьютерные технологии.

Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Многим учащимся требуется помощь при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми. Использование компьютерных средств обучения также помогает развивать у школьников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.

Занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

 

При работе с учащимися педагоги, как правило, используют массу дополнительного материала. Это пособия по зарубежной литературе, страноведению, чтению, аудированию, грамматике, различные пособия для подготовки к сдаче  ЕГЭ и экзаменов международного уровня. Они помогают сформировать все виды компетенций, необходимых для  успешного развития личности. В настоящее время активно используются  ИКТ технологии, которые отвечают потребностям учащихся и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях.

Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна. В нашей школе это:

  • извлечение необходимой языковой информации (знакомство с новыми лексическими и грамматическими явлениями иностранного языка);
  • тренировка языковых и речевых навыков;
  • знакомство с реалиями современной жизни;
  • участие в телекоммуникационных проектах (групповых и индивидуальных) с целью социализации в поликультурном обществе;
  • участие в он-лайн конференциях и других мероприятиях с целью социализации и сопоставления своего опыта с опытом других участников;
  • участие в он-лайн тестах и олимпиадах, что позволяет учащемуся проверить свои достижения без лишних затрат и ставит учащихся с различной степенью материальной обеспеченности в равное положение с учащимися из крупных городов;
  • разработка и оформление учебных и исследовательских проектов для участия в конференциях различного уровня;

·           внеурочная деятельность, где учащиеся могут развивать свои способности и углублять знания. Во внеурочной деятельности используются дополнительные ресурсы, на которые не хватает времени на уроке. Кроме того, вне урока учащиеся чувствуют себя свободнее и раскованнее, больше раскрываются перед учителем и одноклассниками. Необходимость применения ИКТ во внеурочной работе со школьниками влечет за собой изменения, затрагивающие традиционную организацию воспитательной деятельности образовательных учреждений. Применение ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе просто необходимо. Как важно заинтересовать ребёнка этической проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать конкурс, игру так, чтобы он активно участвовал, хотел рассуждать, спорить! Дети и сами учатся работать с компьютером.

Важно всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми.

Я использую различные подходы по использованию ИКТ во внеурочной деятельности:

– участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах;

– участие в работе сетевых сообществ;

– информационное взаимодействие с родителями школьников; например, электронный дневник, родительское собрание в чате или по скайпу.

– сайт образовательного учреждения, на котором постоянно представлены новости нашей школы, сообщения о мероприятиях, праздниках, встречах и т.д.;

– все мероприятия и праздники, а также подготовка к ним, проходят с использованием ИК- технологий;

– проектная деятельность (поисково-исследовательские, творческие проекты).

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе внеурочной деятельности:

1.       для обозначения темы;

2.       в начале занятия с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

3.       как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, видеофильмы, учебные сайты, Интернет – ресурсы);

4.       для контроля учащихся.

·         Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Часто на занятиях я использую кроссворды или ребусы, которые готовлю сама либо использую готовые формы. Такой вид работы является наиболее эффективным, потому что ученики непосредственно задействованы в данном виде деятельности.

·      Учащиеся активно занимаются проектной и исследовательской деятельностью на протяжении всего обучения в начальной школе, это вызывает у них большую заинтересованность.

·                     телекоммуникационные образовательные проекты сочетают творческую и познавательную деятельность школьников, активно способствуют их самостоятельной работе. Это, прежде всего, обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и личных целей. Проект выступает как пространство поиска и творчества, как среда, стимулирующая творческое развитие ребенка. Важной стороной является то, что телекоммуникационные проекты по сути своей всегда межпредметны: решение проблемы, которая заложена в каком- либо проекте, всегда требует интегрированных знаний. В настоящее время, подобный вид работы чрезвычайно популярен и дает отличные результаты.

 

Одним из очень интересных факторов, создающих предпосылки для успешного обучения одаренных детей с использованием средств ИКТ и Интернета включительно является то, что таких детей характеризует высокая самостоятельность в процессе познания, они широко используют «саморегуляционные стратегии» обучения и легко переносят их на новые задачи. Также можно предположить, что разработка специальных компьютерных обучающих программ, расширяющих возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития, а также компьютеризация контроля знаний будут способствовать реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся. Благодаря современным средствам ИКТ сложились условия для индивидуализации обучения, построения адекватной запросам личности индивидуальной образовательной траектории, развития творческого потенциала одаренного человека.

Однако к использованию средств ИКТ для занятий с одаренными детьми нужно подходить исключительно аккуратно, т.к. эти дети обладают весьма своеобразной, как правило, очень ранимой, психикой и далеко не у всех у них наряду с высоким уровнем интеллектуального развития присутствует такой же высокий уровень развития психомоторных и коммуникативных способностей. Более того, имеющиеся у ребенка дефекты в общении не только не будут преодолеваться, а напротив, могут усугубиться. Одаренные дети входят в «группу риска» и по отношению к таким негативным последствиям информатизации, как «Интернет-зависимость», «игровая компьютерная наркомания» и т.п.

 

Таким образом, современные компьютерные технологии вносят весомый вклад в развитие интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся.

 

 

 

 

 

Литература

 

1.      Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002.

2.      Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе: Материалы научно-практической конференции.-2000г.

3.      Караваева О. В. Социально-педагогический аспект проблемы качества образования в системе дополнительного образования детей // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы международной научно-практической конференции 29–30 декабря 2010 г. – М., 2010. – C. 70–73.

4.      Яковлев А.И. «Информационно-коммуникационные технологии в        образовании»// http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bce6d4452de1cad0c3256c4d005253d0


Скачано с www.znanio.ru

Информационные и коммуникационные технологии в современном образовательном пространстве как средства повышения качества образования

Информационные и коммуникационные технологии в современном образовательном пространстве как средства повышения качества образования

Занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук

Занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук

ИК- технологий; – проектная деятельность (поисково-исследовательские, творческие проекты)

ИК- технологий; – проектная деятельность (поисково-исследовательские, творческие проекты)

Одаренные дети входят в «группу риска» и по отношению к таким негативным последствиям информатизации, как «Интернет-зависимость», «игровая компьютерная наркомания» и т

Одаренные дети входят в «группу риска» и по отношению к таким негативным последствиям информатизации, как «Интернет-зависимость», «игровая компьютерная наркомания» и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2023