Лекция № 1
Информационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе.
ПЛАН.
1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.
2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНИКА В ОБРАЗОВАНИИ.
3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
4. НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ.
5. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ И АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ.
1. Работа с современными техническими средствами порождает новый тип взаимодействия человека и машины. Современное человечество включается в общеисторический процесс, называемый информатизацией. В данный период развития нашего общества одним из основных видов деятельности является производство информации и компьютеризация выступает как часть этого процесса. Развитие информации вызвано тем, что человечество осознало ограниченность естественных ресурсов среды своего обитания, появлением глобальных проблем, которые нельзя решить прежними средствами. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ – это система взаимосвязанных процессов: информационного, познавательного, материального. Информатизация современного общества влечёт за собой следующие социальные последствия:
- увеличение числа людей, занятых в информационной сфере;
- интеллектуализация многих видов деятельности;
- повышение требований к общеобразовательной и профессиональной подготовке специалистов на основе новых информационных технологий;
- появление совершенно новых профессий и отмирание существующих;
Информация (в энциклопедии даётся в исторической эволюции) первоначально определялась как сведения, передаваемые людьми устным, письменным и др. способами. В середине ХХ века являлась общенаучным понятием и обозначала обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире. В технике это понятие включает в себя все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования. Философия даёт наиболее широкое толкование информация - это категория, которая рассматривается в качестве одного из атрибутов материи, отражающего её структуру.
ИНФОРМАЦИЯ – это сведения, которые уменьшают или полностью снимают существовавшую до их получения неопределённость. Информация как продукт производства имеет следующие качественные отличия от производимых человеком других видов продукции:
- не уменьшается при употреблении;
- обладает возможностью одновременного использования многими людьми
( потребителями);
- легко и быстро транспортируется на значительные расстояния;
- производство и потребление информации сливается в единый процесс.
2. В ходе истории человечества просматривается устойчивая тенденция к автоматизации всех производственных процессов, а с 30 годов ХХ века и в процессе обучения и воспитания. Информационные процессы (ИП) всегда играли важную роль в науке, технике и в жизни общества. ИП состоит из следующих компонентов:
- сбор информации - это деятельность субъекта, входе которой он получает сведения об интересующем его объекте;
- обмен информацией – это процесс, в ходе которого источник информации
излучает, а пользователь ( или получатель) принимает;
- накопление информации – это процесс формирования исходного несистематизированного массива информации, которая может иметь определённую ценность для пользователя или не представлять её;
- хранение информации – это процесс поддержания исходной информации в виде обеспечивающих выдачу данных в требуемые сроки;
- обработка информации – это упорядоченный процесс её преобразования в соответствии с алгоритмом решения той или иной задачи;
- выдача информации – это процесс или операция, которая выдаётся как
конечный результат пользователю в том виде, который требуется ему.
3. Информационная техника представляет собой материальную основу информационной технологии (ИТ), с помощью которой осуществляется все предыдущие процессы. До середины XIX века доминирующим в процессе сбора и накопления информации были чернильница, перо бумага. На смену ручной информации пришла механическая техника, что и послужило базой для изменений в технологии обработки информации. Понадобилось много лет для того, чтобы перейти от запоминания и передачи информации к её переработке. Это стало возможным с появлением во второй половине XX века информационной техники – ЭВМ, которые положили начало компьютерным технологиям.
Технология получила своё название в древнее время. Древние греки считали её мастерством и искусством делать вещи. Более ёмкое определение это понятие приобрело в современном обществе. ТЕХНОЛОГИЯ – это совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов. ИТ – совокупность методов программных процессов и программных технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информационного ресурса, а также повышение их надёжности и оперативности. Следующие три достижения – основа ИТ:
1. Появление новых средств накопления информации на машиночитаемых носителях;
2. Развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без ограничений во времени и пространстве;
3. Возможность автоматизированной обработки информации, с помощью компьютера по заданным алгоритмам.
ИТ делят на 3 группы:
1.Сберегающие – экономит труд, время и материальные ресурсы;
2.Рационализирующие – улучшают автоматические системы поиска, заказов и т. п.;
3.Созидающие (творческие) – система переработки и использования информации.
4.Новые информационные технологии обучения (НИТО) определяются как совокупность внедряемых систем управления образования и систем обучения, новых методов обработки данных, представляющих собой целостные обучающие системы и отображение информационного продукта с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются. Существуют такие виды обучения, связанные с НИТО, как компьютерное обучение и электронное обучение, с помощью систем и устройств электроники. Имеют два вида обучения:
1.Рецептивное – восприятие и усвоение знаний, передаваемых с помощью аудиовизуальных средств.
2.Интерактивное – обучение при взаимодействии человека и компьютера в диалоговом режиме.
Введение ТСО в процесс обучения началось с разработки первых программ аудиовизуального обучения в 30–х годах в США. В конце 40-х они появляются в школе. В середине 50-x возникает идея программированного обучения и в это же время начинают разработку аудиовизуальных средств, предназначенных для обучения: тренажёры, электронные классы, обучающие женщины, лингофонные кабинеты. В 70-x усиливается теоретическая обработка ТСО и появляются новейшие средства обучения. В 80-е годы стали создаваться дисплейные классы и применяться интерактивное видео. В 90-е годы в образовательных учреждениях стали использовать мультимедийную аппаратуру. Мультимедиа – современная компьютерная технология, позволяющая объединять в компьютерной системе звук, свет и т.д. Сегодня появился язык моделирования виртуальной реальности, которая с помощью программных средств и разнообразных технических устройств создать иллюзии к реальности происходящего в компьютерной среде и активного участия в ней пользователя.
5.Учитель в УВП применяет ТСО и аудиовизуальные средства обучения на трёх уровнях:
1.Эпизодически;
2.Систематически;
3.Синхронно.
Эффективность использования ТСО определяется тремя взаимосвязанными аспектами:
1. Технический – адаптация, совершенствование и разработка ТСО, используемых для передачи информации учащимся. Обратной связи от учащегося к преподавателю, контролю знаний, организации самостоятельных занятий.
2. Методический – умелое использование ТСО на уроке в процессе подачи дидактического материала.
3. Организационный – обслуживание и поддержание в рабочем состоянии, модернизация и своевременная замена оборудования.
Что касается внеклассной работы с применением ТАСО, то выделяют следующие:
- Классный час (видеодемонстрация);
- Информационный центр;
- Киновечер;
- Медиатека;
- Экскурсия;
- Киноклубы;
- Телеконференции;
- Электронная библиотека;
- Фотокружок;
- Кружок радиолюбителя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.