Присяжнюк Н.В., учитель математики
МКОУ «ООШ№26»
Коркинский р-н рп.Первомайский
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ.
Знание доставляет человеку счастье и радость. Познавая мир, он обнаруживает его красоту и совершенство. Усвоение знаний, навыков, владение различными ремеслами, формирование лучших моральных качеств достигаются кропотливым трудом, огромным усилием воли через обучение, воспитание, самовоспитание.
Абу Насыр аль-Фараби.
В течение последних десяти лет, в период которых происходит бурное развитие информационных технологий, остаётся актуальным вопрос об изменение роли учителя в современной системе образования. Сегодня педагог-предметник уже не в состоянии игнорировать тот образовательный потенциал, которым обладают современные информационные технологии и соответствующая им программно-техническая платформа, переводящие образовательный процесс на качественно новый уровень. За счет использования накопленных методических знаний и дидактических материалов учителя способны значительно увеличить степень образовательного воздействия на уроках, повысить уровень мотивации школьников к изучению нового материала. Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Умение находить информацию при наименьших потерях времени – жизненная необходимость общества, где количество информации в течение 10 лет удваивается. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Новые педагогические технологии требуют и нового пофессионального качества. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое видение мира. Какими информационными технологиями я пользуюсь в своей практике? Использую готовые компакт-диски. Создаю презентации уроков (опорные конспекты в электронном виде), печатные материалы в виде карточек, опорных конспектов, тесты проверочных работ. Использую возможности интерактивной доски. Подготовка к ЕНТ через компютеное тестирование.
Использую Интернет-ресурсы (в школе и дома). Для осуществления контроля знаний используются тематические тесты.
В большей степени я использую интернет-ресурсы на этапе подготовки к уроку. Что мы ищем: электронные книги и учебники, энциклопедии, словари, презентации. И, очень приятно, что мы и наши дети узнаём об изменении какой-либо информации одними из первых. Используя
информационные технологии в своей работе, мы учителя, решаем такую проблему, как неравенство в доступе к образовательным услугам.
Нельзя не сказать о применении учебных дисков, хотя, на мой взгляд, они далеки от совершенства. Это: "Математика не для отличников", «Все задачи школьной математики». Лучше идут программы следующего плана, например, «Построение графиков», « Координатная плоскость. Фигуры на координатной плоскости».Программа Microsoft Excl для учителя даёт большие возможности – это построение графиков, диаграмм, тестов, создание своих маленьких работающих программ. За последние годы возросло внимание учителей практиков к персональному компьютеру как средству моделирования различных процессов. И, если в этот творческий процесс вовлечены дети, то происходит: быстрое понимание и запоминание новой информации, развитие личностных качеств ребёнка. С применением программы Microsoft Power Point, на уроках легко реализовать принципы доступности и наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, всегда можно вернуться к предыдущему слайду. И все-таки я считаю, нельзя этим злоупотреблять, дело в том, что любая речь в записи усваивается гораздо хуже, чем «живая» речь учителя. И, тем не менее, преподнести исторический материал, занимательные задания, портреты учёных, фотографии и рисунки различных объектов бывает гораздо эффективнее с применением данной программы. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.
Говоря об информационных технологиях, нельзя не сказать об Microsoft Word. Это текстовые документы: выступления, доклады, планы урока,
раздаточный материал, брошюры, таблицы, тесты, программы элективных курсов и т. д. Основной задачей при использовании компьютерных технологий на уроках математики я вижу в том, чтобы: формировать и развивать исследовательские, информационные, коммуникативные умения учащихся. Научить учащихся аргументировать, находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения задания. Сформировать умение учащихся получать знания самостоятельно, работая с обучающими программами на компьютере; осуществлять дифференцированный подход к учащимся при обучении математики. Все эти задачи можно решить, если дети вовлечены в проектную деятельность. С помощью компьютерных технологий проекты можно сделать яркими, запоминающими. Для учителя становится профессионально необходимым научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые предоставляют ему новые информационные технологии. Но эффективность образования, часто зависит не столько от типа используемых технологий, сколько от качества педагогической работы по применению этих технологий для решения собственно образовательных задач. Но всё-таки самой важной задачей на данном этапе образования, я считаю не само по себе использование различных современных технологий, а переориентацию учителя от традиционных информационных источников урока к новым, использующим эффективные способы передачи и хранения данных. Нам учителям требуется не просто научиться работать с компьютером, а нужно, чтобы компьютер стал инструментом повышения эффективности учебного труда.
Литература:
1. Сборник учебно-методических материалов «Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования (математика и информатика)». Агентство «Университетская книга». Москва, 2008.
2. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании – http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt5.html
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru/catalog/
4. «Компьютерная поддержка учителя математики». Информационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства. Материалы научно-практической конференции/ под общей редакцией Г.М. Лочина; МРИО. Саранск, 2007. с. 376-379
5. Яхович В.Н. Новые технологии в помощь учителю математики. – Пенза, 2005.-С.126-130
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.
Э. Кант
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.