Инновационные образовательные
´ методы и технологии как инструмент повышения качества образования
´ Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях. Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призваны помочь инновационные методы и технологии обучения, компетентностный подход к обучению. Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.
´
Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности. Спрос на мастеров обучения всегда высок.
Чтобы чувствовать себя уверенно, педагог должен владеть как минимум тремя принципиально – различающимися технологиями: продуктивной (предметно - ориентированной), щадящей (личностно -
ориентированной), технологией сотрудничества
Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.
Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, в этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Условия, необходимые для овладения и реализации технологий:
• понимание педагогом идеологии технологии, определение социальной группы, которую она будет обслуживать, принятие того педагога, чья технология осваивается, возможность «пожить» в этой технологии, пропустив её через свои эмоции, потребности и ценности; т.е. (что это? Для кого? Как мне комфортно с этим работать?)
• учёт личностных качеств педагога
• предоставление возможности педагогу оценить результаты использования технологии и по необходимости привнести своё в оптимизацию технологии
• технологическая компетентность педагога
´Технология обучения (педагогическая технология) – новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.
´Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
М.В. Кларин
«Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей»
В.М. Монахов
«Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя»
Г.Ю. Ксенозова
«Такое построение В.В. Гузеев
деятельности педагога, в «Это упорядоченная котором все
входящие в совокупность действий, него действия Педагогическая операций и
процедур, представлены в технология инструментально определенной целостности обеспечивающих и
последовательности, а достижения выполнение предполагает прогнозируемого
достижение необходимого результата в
результата и имеет изменяющихся условиях вероятностный образовательнопрогнозируемый характер» воспитательного
В.П. Беспалько процесса»
«Совокупность средств и методов ЮНЕСКО
воспроизведения процессов обучения и
воспитания, позволяющих успешно «Системный метод создания, применения и реализовать поставленные определения всего процесса преподавания и
образовательные цели» усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию
форм образования»
´ Это форма организации учебного процесса, описанная на уровне нормативного документа, гарантирующая воспроизведение сходных результатов в определенных педагогических условиях, включающая некое новшество методического, организационного, технического и т.п. характера.
´ Образовательная технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата.
´ Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.
´ Технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания. Технология может быть реализована любым педагогом (легко воспроизводима, устойчивость результатов). Технология включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.
´ Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.
Различают несколько моделей обучения:
´ Пассивная- обучаемый выступает в роли «объекта» обучения
(слушает и смотрит)
´ Активная- обучаемый выступает «субъектом» обучения
(самостоятельная работа, творческие задания)
´ Интерактивная-взаимодействие
´ Индивидуализация
´ Гибкость
´ Элективность
´ Контекстный подход
´ Развитие сотрудничества
´ Использование методов активного обучения
Электронное интерактивное обучение-образовательная технология, при которой используются:
´интерактивные ресурсы и материалы
´электронные библиотеки и ЦОР
´занятия в реальном режиме и времени
´чаты, видеочаты
´элжур, электронная почта
´видеоконференции
´видеоконсультации
´ Обучающиеся осваивают материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников учебного процесса
´ Сокращается доля классной нагрузки и увеличивается объем самостоятельной работы
´ Обучающиеся приобретают навык владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации
´ У обучающихся вырабатываются умения самостоятельно находить информацию и определять уровень ее полезности и достоверности
´ Система методов и средств обучения, основой которой выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы
´ Этапы проблемного обучения: информационные, тренировочные, контроль за успешностью решения проблемы
´ Формы проблемного обучения: пассивная (преподаватель сам ставит проблему и решает ее), активная (преподаватель сам ставит проблему, а решение достигается совместно с обучающимися), интерактивная (обучающиеся сами формулируют проблему и находят ее решение)
´ Формирование навыков проектной исследовательской деятельности (знание алгоритма составления проектов). Работа по данной технологии дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению
´ Формирование у обучающихся интереса к учебной деятельности, удовлетворение потребности личности в самовыражении, самоутверждении. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, развитие общеучебных умений и навыков
´ Повышается уровень мотивации учения.
´ Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей
´ Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые – получают возможность испытывать учебный успех
´ Развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
´ Три фазы развития критического мышления: стадия вызова (вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы), стадия осмысления (сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому«), стадия рефлексии (вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации).
´ Учитывает и использует закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. В развивающем обучении педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных обучаемых. При такой форме обучения обучаемый – полноценный субъект деятельности на всех ее этапах. Каждый этап вносит специфический вклад в развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств: РО = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП:
´ ЗУН – знания, умения, навыки;
´ СУД – способы умственных действий;
´ СУМ – самоуправляющие механизмы личности;
´ СЭН – эмоционально-нравственная сфера;
´ СДП – деятельностно-практическая среда – взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств.
´ отличительной
особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о
здоровье – обязательное условие образовательного процесса
´ Кейс – ситуация, взятая из практики, реальный случай, на котором разбираются теоретические идеи. Понятие кейс происходит от английского case— "обстоятельства".
´ Кейс-технологии – это не повторение за педагогом, не пересказ информации или статьи, не ответ на вопрос педагога, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
´ Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
´ Одной из важнейших характеристик кейс-технологии является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.
´ Перед педагогом стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:
´ анализировать информацию
´ сортировать ее для решения заданной задачи
´ выявлять ключевые проблемы
´ генерировать альтернативные пути решения и оценивать их
´ выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
´ Интерактивные методы позволяют учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.
![]() |
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Составляют кластеры на стадии осмысления и рефлексии. Этот метод позволяет систематизировать новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, самостоятельно выстраивать причинноследственные связи Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
![]() |
Это метод творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”.
Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
* 1 строка – тема или предмет (одно существительное);
* 2 строка – описание предмета (два прилагательных);
* 3 строка – описание действия (три глагола);
* 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
* 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета
(одно слово).
´ «Микрофон». В рамках согласованной помощи педагог активизирует слабоактивных учащихся в группе тем, что передает им микрофон: говорит тот, у кого микрофон
´ «Большой круг». Один из наиболее простых приемов группового взаимодействия. Его организация требует, чтобы стулья были расставлены в форме большого круга. Договариваются, что отвечать следует по часовой стрелке, условно обозначается исходное место, с которого начинается презентация точек зрения по проблеме. Ведущий следит за соблюдением правил. Педагог излагает проблему, которую следует решить.. Далее, по кругу каждый участник «Большого круга» излагает свой проект решения. Группа выслушивает его без критики. Это решение постепенно фиксируется на доске (или ватмане). По завершении сотрудничества по выработке общего решения проблемы проект каждого из участников озвучивается и утверждается (при необходимости корректируется) всеми участника «круга».
´ Работа в парах.
´ Аквариум – несколько воспитанников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
´ Незаконченное предложение - первый начинает, затем по цепочке развивается сюжет.
´ Мозговой штурм.
´ Броуновское движение – движение участников по всему пространству с целью сбора информации по предложенной теме. (н/р: Найди предметы круглой формы)
´ Дерево решений – дети делятся на группы, обсуждают вопрос, делают свои рисунки, затем меняются местами и дорисовывают у соседей свои идеи.
´ Ролевая (деловая) игра.
´ Мастерская – выступление обучающегося
´ Занятия демонстрационного типа – презентация
Обучающие компьютерные игры.
Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:
´ Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
´ "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.
´ АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
´ Игры-путешествия, "бродилки".
´ Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.
´ Конструктор игр на сайте LearningApps.org
Группа должна проанализировать предложенный план с позиции критического способа мышления, характерного для цвета выбранной шляпы, распределить роли - шляпы.
• Белая шляпа - Подготовьте предложение-доказательство, включив только ф акты, циф ры, без аргументации - ФАК Т Ы
• Красная шляпа - Подготовьте предложение-доказательство, включив как можно больше различных прилагательных, как негативных, так и позитивных - ЭМОЦИИ
• Черная шляпа - Подготовьте предложение-доказательство, включив как можно больше негативных черт – ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, Н Е ГАТ И В
• Желтая шляпа - солнечный, жизнеутверждающий цвет. Желтая шляпа полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Образ мыслей «цвета солнца» - это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений. Подготовь предложение-доказательство, включив как можно больше позитивных черт - П О ЗИ Т И В
• Зеленая шляпа - Подготовьте предложение-доказательство, включив как можно больше будущ их инноваций - Т В О РЧ Е С Т В О
• С иняя шляпа - П одготовьте текст, включив как можно больше интересных идей, представленных другими членами группы - О БО БЩ Е Н И Е
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.