Информационные технологии как средство повышения познавательной и творческой активности обучащихся
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
информатика
Взрослым
04.04.2017
Компьютерные технологии активно внедряются не только в системах открытого и дистанционного обучения, но и в традиционных очных формах. Электронные учебники, презентации применяются мною в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучающихся по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т. д.
МЦК выступление 10 апреля 17.doc
«Информационные технологии как средство повышения
познавательной и творческой активности обучащихся».
В настоящее время преподаватели активно разрабатывают и применяют современные
информационные технологии в преподавании курса спецдисциплин в следующих формах:
1. Создание и применение в обучении видеопособий для подготовки к урокам, активных
лекционных демонстраций, постановки видеозадач для решения в группе.
2. Решение типовых задач на компьютере.
3. Компьютерные программы тестирования знаний по предметам.
Как показывает опыт использования таких разработок в учебном процессе:
повышается наглядность обучения;
поднимается познавательная активность;
реализуется творческий потенциал обучаемых;
позволяет обучаемым глубже понять сущность тех или иных явлений;
обучает решать задачи с применением современных средств вычислительной техники.
В настоящее время идёт процесс накопления методических разработок, базы заданий
обучаемым, компьютерных программ и видеоматериалов. Проводится работа по
систематизации, апробации и выработке рекомендаций по внедрению в учебный процесс
имеющихся компьютерных видеопособий.
Преподаватель, освоивший средства информационных технологий и их использование в
образовательном процессе, меняет роль источника информации на посредника, который
помогает обучаемым её приобретать. От применения учебных компьютерных и
видеопрограмм на уроках преподаватель переходит к работе в компьютерных средах,
характерных созданием дидактического файлового материала, к созданию видеомонтажа к
занятиям, при создании которых он старается учесть уровень класса и содержательную
линию урока. Это влияет на творчество и самообразование преподавателя, он находится в
постоянном поиске новых методических разработок при использовании и внедрении новых
информационных технологий на своих занятиях.
Применяя на уроках компьютер и мультимедийный проектор, появилась возможность
использования мультимедийных обучающих программ. Следует выделить ряд
существенных факторов, повышающих при этом эффективность обучения:
1. Позволяет индивидуализировать обучение. 2. Повышает активность учащихся.
3. Помогает интенсифицировать обучение.
4. Повышает мотивацию учения.
5. Создаёт условия для самостоятельной работы.
6. Создаёт комфортную среду обучения.
Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и
потребностями учащегося к самоопределению и самовыражению в условиях современного
этапа информатизации.
Компьютерные технологии активно внедряются не только в системах открытого и
дистанционного обучения, но и в традиционных очных формах. Электронные учебники,
презентации применяются мною в различных целях: для обеспечения самостоятельной
работы обучающихся по овладению новым материалом, реализации дифференцированного
подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т. д. При
создании электронного урока необходимо соблюдать четкость логики изложения
теоретического материала с использованием всех цепочек рассуждений с помощью схем;
четкость постановки задач, подробное комментирование примеров выполнения заданий,
использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности
обучающихся в учебновоспитательном процессе (проблемные ситуации, исследование,
игра, решение кроссвордов и т.д.). В своей работе я использую обычные традиционные
использую интерактивные и
технологии ведения урока теоретического обучения,
компьютерные технологии. При использовании интерактивной технологии обучающиеся
становятся полноправными участниками учебного процесса, их опыт служит основным
источником учебного познания. Я не даю им готовых знаний, а стараюсь побудить их к
самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном
обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучающегося: активность
преподавателя уступает место активности обучающихся, а моей задачей становится
создание условий для их инициативы. Я выполняю функции помощника в работе, одного
из источников информации. В своей работе я уже несколько лет использую эту
технологию.
особенно при выполнении письменных
Она себя оправдывает,
квалификационных и зачетных работ. Обучающиеся получают задания, находят
литературу, прорабатывают ее, составляют план разработки электронной презентации. Во
время всей подготовительной работы обучающихся, я выступаю в роли консультанта. На
втором этапе разработки презентации в роли консультанта и помощника по работе с компьютером. Третий этап – это защита презентации. В ходе такой работы обучающиеся
глубже изучают тему, или раздел темы, вырабатывают навыки работы с литературой,
текстом, компьютером.
В своей работе я особое внимание уделяю использованию компьютерных технологий.
Использование таких технологий в учебном процессе позволяет повысить качество и
эффективность подготовки будущих специалистов, дает возможность осуществлять
дифференцированный подход к обучению. К сожалению, в настоящее время очень мало
электронных учебников по дисциплинам специального цикла, поэтому приходится
разрабатывать и создавать электронные презентации по этим предметам. В настоящее
время я уже имею опыт создания электронных презентаций, и для себя определил
критерии, которые необходимо учитывать при создании и разработке учебных
компьютерных презентаций. Особого внимания заслуживает описание уникальных
возможностей информационных технологий, реализация которых создаёт предпосылки для
небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также
создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти
возможности:
незамедлительная обратная связь между пользователем и информационными
технологиями;
компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях
процессов
архивное хранение достаточно больших объёмов информации с возможностью её
передачи, а также лёгкого доступа и обращения;
автоматизация процессов информационнометодического обеспечения, организационного
управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.
Наряду с этим компьютер предоставляет возможность преподавателю и обучающемуся
подключаться к демонстрации, замедляя или повторяя, по мере необходимости, изучаемый
материал; управлять и моделировать процессы, систематизировать, классифицировать и
фиксировать на экране монитора необходимую информацию и т.п. Таким образом, в ходе
применения информационных технологий в своей работе, я пришёл к выводу, что более
эффективное применение на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а
фрагменты более сложных вопросов. Использование мультимедиа в течении всего урока неэффективно, проще и легче использовать фрагменты или конкретный вопрос.
Компьютерные уроки также эффективны в использовании обобщающих уроков, уроков
зачетов а также уроковсеминаров, игр. Использование традиционных технологий урока в
сочетании с компьютерными технологиями повышает работоспособность обучающихся,
особенно повышается обратная связь диагностики ошибок, когда можно вернуться к
любому вопросу и повторить его снова.
Можно также использовать видеокамеру и смонтировать видеофильм и наглядно
продемонстрировать принцип работы того или иного механизма. Видеофильм самое
распространенное техническое средство обучения, позволяющее демонстрировать объекты и
явления в движении, развитии, анализировать и обобщать материал, а также осуществлять
переход от конкретного восприятия к абстрактному. С помощью учебного фильма можно
выделить основное и скомпоновать процессы не в естественной последовательности, а так, как
это наиболее удобно для понимания их характера. В восприятии звукового фильма активно
участвуют и зрение, и слух. Однако временность воздействия на органы зрения и слуха
выгодно отличает учебный видеофильм от других средств обучения, позволяет решать важные
дидактические задачи. Показ видеофильмов не требует особых условий: преподаватель,
остановив в любой момент видеофильм, может ответить на вопросы учащихся или
прокомментировать действия в кадре, а также проконтролировать восприятие и усвоение
учебной видеоинформации. Фрагменты данного учебного фильма, плохо воспринимаемые
доходчиво прокомментировать.
учащимися, можно неоднократно повторить, более
Использование видеофильмов способствует решению нескольких задач. В процессе анализа
содержания тех или иных кадров (по ходу их демонстрации) учащиеся подводятся к выводам и
обобщения, а также к установлению причинноследственных связей.
Вышеперечисленные возможности основаны на информационном взаимодействии
между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами новых информационных
технологий и вместе с тем направлены на достижение учебных целей. Таким образом,
достигаются следующие педагогические цели:
развивается личность обучаемого и подготавливается к комфортной жизни в условиях
информационного общества;
развивается мышление (нагляднодейственное, нагляднообразное, интуитивное,
творческое и теоретическое);
эстетическое воспитание (например, за счёт компьютерной графики, технологии
мультимедиа); формируются умения принимать оптимальные решения или предлагать варианты решений
в сложных ситуациях (например, за счёт использования компьютерных игр, тренажёров,
ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
формируется информационная культура, умение обрабатывать информацию (например,
за счёт различных графических и музыкальных редакторов).
Использование средств новых информационных технологий в качестве средства
обучения, совершенствует процесс преподавания, повышает его эффективность и качество,
способствует повышению творческой и познавательной активности обучаемых.
Список литературы.
1. “Актуальные проблемы информатизации профессионального образования”,
материалы республиканской научнопрактической конференции, Казань РИЦ
“Школа”, 2006г 152 с.
2. Апатова Н.В. “Информационные технологии в школьном образовании”, М; издво
РАО, 1994 г 228с.
3. Беспалько В.П. “Программированное обучение: Дидактические основы”, М
“Высшая школа”, 2007 г.
4. Захарова И.Г. “Информационные технологии в образовании”, М, Издательский
центр “Академия”, 2005 г – 192 с.
5. Полат Е.С. “Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования”, М, Издательский центр “Академия”, 2005 г – 272 с.
6. Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. “Качество подготовки специалистов в техническом
вузе и технологии обучения”, Томск, издво ТПУ, 2003 г.
7. Фокин Ю.Г. “Теория и технология обучения: деятельностный подход”, М,
Издательский центр “Академия”, 2006 г – 240 с.
Информационные технологии как средство повышения познавательной и творческой активности обучащихся
Информационные технологии как средство повышения познавательной и творческой активности обучащихся
Информационные технологии как средство повышения познавательной и творческой активности обучащихся
Информационные технологии как средство повышения познавательной и творческой активности обучащихся
Информационные технологии как средство повышения познавательной и творческой активности обучащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.