Психолого-медико-педагогическая консультация города Кировское
Информационный лист №7
Поговорим о вестибулярной системе ребёнка, которая отвечает за координацию движений, и сообщает мозгу о положении тела в пространстве. Например, Вы замечали, что многие дети идут или бегут, а потом могут спотыкнуться и упасть? Давайте разберемся, почему это может происходить.
Как работает вестибулярная система?
Вестибулярная система наряду с другими сенсорными чувствами сообщает нам о том, как мы двигаемся, какое положение нашего тела в пространстве относительного других тел. Высокочувствительные рецепторы вестибулярного аппарата сообщают нашему мозгу стоит ли нам применять какие-либо действия, чтобы обезопасить себя (переступить что-либо), изменить ли положение тела относительно предмета, чтобы избежать столкновения. Так, вестибулярная система отвечает за координацию и регуляцию мышечной активности.
Так, в книге "Ребёнок и сенсорная интеграция" Джин Айрес утверждает, что вестибулярный аппарат играет огромную роль в речевом развитии, потому что отвечает за артикуляцию. Поясним, если у ребёнка есть нарушение вестибулярного аппарата, то считывание сенсорной информации, которая поступает от артикуляционных органов, затруднена. В итоге создаются трудности с самой артикуляцией, а именно с её началом и дальнейшей реализацией движений.
Конечно, одной работы над вестибулярной системой не хватит, чтобы улучшить или запустить речь, потому что нарушение речи - это результат нарушения многих функций, но работать необходимо сразу в нескольких направлениях, чтобы добиться успеха, в том числе и над вестибулярной системой.
Развиваем вестибулярный аппарат.
Вестибулярный аппарат отвечает за умение определять положение тела в пространстве, чувство равновесия, распределение веса, силы при ходьбе и других действиях; ощущениях при поворотах или вращениях.
Для развития вестибулярного аппарата отлично подходят качели, карусели на детских площадках, лошадки-качалки, балансиры и конусы для вращения. Чувство равновесия ребенок развивает, передвигаясь по доскам и бордюрам, по колесам на площадке – так он учится держать своё тело в различных ситуациях. Следует поощрять прыжки на батутах и мячах для фитбола. Для навыка координации движений можно дома соорудить из доски мостик, раскидать на пол подушки (плоские предметы) и попросить ребёнка наступать только на них. Игра в «самолётик» с кружениями на руках, подкидыванием вверх, опусканием вниз, помогают напитать вестибулярный аппарат новыми ощущениями и запоминанием положения тела в пространстве. Дошкольникам для улучшения вестибулярного аппарата полезны игры в жмурки, ходьба с закрытыми глазами, или спиной вперёд, даже игра в мяч учит правильно координировать движения, в разных ситуациях. Отметим, что плавание – отличный метод развития вестибулярного аппарата.
Согласитесь, перечислены доступные методы и упражнения, которые помогут ребёнку улучшить свой вестибулярный аппарат, а также речь.
Консультант учитель-логопед ПМПК Макарова С.Н.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.