Информационный листок «Возрастные особенности психического развития детей 3-4-х лет» (рекомендации воспитателям по организации игр)
Оценка 4.7

Информационный листок «Возрастные особенности психического развития детей 3-4-х лет» (рекомендации воспитателям по организации игр)

Оценка 4.7
Памятки
docx
воспитательная работа
Детсад
12.05.2021
Информационный листок «Возрастные особенности психического развития детей 3-4-х лет» (рекомендации воспитателям по организации игр)
Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.
Психологический портрет ребенка 3-4 лет.docx

Информационный листок

«Возрастные особенности психического развития

детей 3-4-х лет»

(рекомендации воспитателям по организации игр)

 В возрасте 3 – 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. 

Взрослый начинает выступать для ребенка не только как член семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Ребенок стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого.

Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.

 По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

 Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

 На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребенок способен воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребенка, его кругозор.

 Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго.

 Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

 В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

 Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста: игры и упражнения

Прятки

Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов. Попросите ребенка «спрятать» маленькие фигуры за большими.

Чудесный мешочек

В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Ребенок на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

Узнай по весу

Приготовьте несколько предметов, примерно одинаковых по размеру, но разных по весу. Можно склеить кубики, треугольники, прямоугольники из бумаги и взять подобные, но цельные фигуры из лото, строительного набора и т.д. Предложите ребенку подобрать пару похожих, но разных по весу предметов. Начать можно с распределения всех предметов на две группы – «легкие» и «тяжелые». Обсудите эти признаки с ребенком.

Найди цвет

Дайте ребенку в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.).
Предложите ему пройти по группе и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

Бусы

Возьмите 4 больших круглых и 4 больших квадратных бусины одинакового цвета, тонкий шнур или толстую нить.
Объясните, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.

Угадай на вкус

Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите ребенку закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

Кто летает

Объясните ребенку, что будете называть разные предметы, животных, птиц. Если это что-нибудь летающее пусть он поднимает ручки, нелетающее – хлопает в ладоши (например, ракета,  голубь, стол и т.д.)

Аналогично проводятся игры: «Что идёт?», «Что можно скушать?» и т.д.

Подбери фигуру

Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.

Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.

Большой и маленький

Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д.

Попросите ребенка из каждой пары выбрать бóльший. Можете попросить разложить предметы в две группы – большие и маленькие.

Заклей дырки

Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники.

Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.

Вариант 2.  Почини варежку.

Детям предлагаются варежки (из плотного цветного картона), которые «прохудились» (на каждой варежке вырезаны «дырки» в виде разных геометрических фигур).

Варежки надо «починить» -  для этого необходимо подобрать заплатку, подходящую по цвету, размеру и форме:

Угадай, что я делаю

Предложите ребенку догадаться, какие действия вы будете выполнять.

Показывайте, без слов, как вы умываетесь, чистите зубы и т.д., а ребенок называет действия. Затем поменяйтесь ролями.

На что похоже?

Взрослый показывает детям силуэт ладони (при этом  его можно поворачивать в разные стороны), спрашивает: на что это похоже?  (варианты: рыбку, осьминог, птица и т.д.)

Затем детям предлагается обвести свою ладошку на лист бумаги и с помощью карандашей «оживить» ладошку, дорисовав на ней какие-нибудь детали.

Примечание: аналогично проводится игра «На что похоже» с использованием силуэта ступни.

Найди пару

Игре предшествует занятие по аппликации «Укрась носочек».

Незнайка растерял все свои носочки, он просит детей помочь ему разобрать их, подобрав к каждому пару - соответствующий по цвету и рисунку носок.

Составь из частей

Детям предлагаются разрезные картинки, на которых изображены какие-нибудь предметы, животные или люди. Задача детей восстановить изображение, составив ее из частей.

Назови такого же цвета (размера, формы)

Детям показывается карточка определенного цвета (или карточка с изображением предмета с характерным признаком, например, красное яблоко, круглый мяч и т.д.). Дается задание – Карточка какого цвета? Что бывает такого цвета? (или, Мяч какой по форме?Что еще бывает круглое?)

 

 

Педагог – психолог: Слабодчикова Е.А.


 

Информационный листок «Возрастные особенности психического развития детей 3-4-х лет» (рекомендации воспитателям по организации игр)

Информационный листок «Возрастные особенности психического развития детей 3-4-х лет» (рекомендации воспитателям по организации игр)

Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью

Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью

Ребенок на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке

Ребенок на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке

Кто летает Объясните ребенку, что будете называть разные предметы, животных, птиц

Кто летает Объясните ребенку, что будете называть разные предметы, животных, птиц

Вариант 2. Почини варежку. Детям предлагаются варежки (из плотного цветного картона), которые «прохудились» (на каждой варежке вырезаны «дырки» в виде разных геометрических фигур)

Вариант 2. Почини варежку. Детям предлагаются варежки (из плотного цветного картона), которые «прохудились» (на каждой варежке вырезаны «дырки» в виде разных геометрических фигур)

Детям предлагаются разрезные картинки, на которых изображены какие-нибудь предметы, животные или люди

Детям предлагаются разрезные картинки, на которых изображены какие-нибудь предметы, животные или люди
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2021