Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Семья как малая группа и социальный институт»
Автор работы:
Кондрат Иван Александрович,
учащийся 9 «В» класса
Руководитель:
Бобкова Ирина Александровна,
педагог-психолог
Горшечное, 2023
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
I.1 Семья как малая группа……………………………………………..…….5
I.2 Понятие социального института…………………………………………10
I.3 Семья как важнейший социальный институт…………………………..11
II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
II.1 Условия положительного влияния семьи на развитие личности ребёнка………………………………………………………………………...14
II.2 Основные типы неправильного воспитания…………………………....16
II.3 Примеры неправильного воспитания…………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………….23
Список используемой литературы…………………………………………...25
Введение
Семья является одним из наиболее значимых и сложных социальных институтов, играющих ключевую роль в формировании общества. Она является фундаментальной ячейкой, обеспечивающей стабильность и устойчивость общества на протяжении поколений. Но вместе с тем, семья представляет собой также малую группу, имеющую свои особенности и функции в рамках общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - группу сверстников или друзей, школьный класс трудовую бригаду или спортивную команду, - но лишь семья остаётся той группой, которую он никогда не покидает.
Актуальность темы:
Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации
личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях
между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами, и другими
родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого
семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными
процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается,
через неё продолжается род. Семья - одна из необходимых и основных ступеней
бытия человека. Именно в семье индивид становится личностью. Семья сочетает в
себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой
группы. Семья - многостороннее отношение, которое регулируется нормами морали и
права. Это сложное социальное образование исследователи рассматривают как
социальный институт и малую социальную структуру.
Цель проекта: изучить семью как малую группу и социальный институт.
Задачи проекта:
- Рассмотреть семью как малую социальную группу;
-Выделить основные типы семей;
- Дать определение понятию «социальный институт»;
-Рассмотреть семью как один из важнейших социальных институтов;
-Разобрать жизненный цикл семьи;
Методы работы:
- сбор информации;
-анализ;
-обобщение информации.
Практическая значимость:
Информация будет полезна при проведении мероприятий и классных часов на тему семейных ценностей.
Ⅰ. Теоретическая часть
I.1 СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ГРУППА
Семья как малая социальная группа – является первичной малой социальной группой, объединением людей, связанных кровным родством или брачными узами, ответственностью, единым хозяйством и бытом, взаимопомощью и взаимопониманием, духовной общностью.
Каждый её член играет чётко определённую роль – мама, папа, бабушка, дедушка, сын или дочь, внук или внучка. Ячейка общества является проводником норм и правил, которые приняты в обществе. Она способствует формированию полноценной личности человека, воспитывает духовные и культурные ценности, образцы поведения. Она даёт подрастающему поколению первые представления о нравственности и гуманизме, жизненных целях.
Семья, как вид малой социальной группы, может быть нескольких типов:
По количеству детей
-Бездетные – их мало, но они все таки есть.
-Однодетные – чаще всего это жители крупных городов, которые имеют всего одно малыша.
-Малодетные – в которых по двое детей. Это самый распространенный вариант.
-Многодетные – от трех и более чад.
-Полные – в которых есть мама, папа и дети.
-Неполные – отсутствует один из родителей по различным причинам.
-Нуклеарные – состоящие из родителей и детей, не достигших еще совершеннолетия т.е. двух поколений, которые живут отдельно от бабушек и дедушек. К этому стремится каждая молодая пара. Жить отдельно, только своей семьей, всегда лучше – меньше времени требуется на «притирки» друг к другу, сводятся к минимуму ситуации, когда муж или жена находятся «между двух огней», вынужденные принимать чью-то одну сторону и делать выбор в пользу родителей или супруга. Однако, не всегда получается сразу после свадьбы жить отдельно, особенно в крупных городах. Многие молодожены первые годы своей супружеской жизни вынуждены «гостить» у родителей, в ожидании решения собственного квартирного вопроса.
-Расширенные или сложные – те, в которых проживают сразу несколько поколений, три или четыре. Это распространенный вариант для патриархальной семьи. Такие социальные группы встречаются как в сельской местности, так и в городах. Ситуация, когда в одной трехкомнатной квартире проживают бабушка и дедушка, родители и их выросшие дети, которые также успели обзавестись собственными женами, мужьями и детьми – уже не редкость. Как правило, в таких союзах старшее поколение принимает активное участие в воспитании внуков и правнуков – дает советы и рекомендации, водит на дополнительные развивающие занятия во Дворцы культуры, Дома творчества или образовательные центры.
-Традиционная патриархальная. Главную роль в ней играет мужчина. Он – основной добытчик, полностью финансово обеспечивает потребности жены, детей, возможно и родителей. Он же принимает все основные решение, улаживает спорные ситуации, решает возникающие проблемы, т.е. берет на себя полную ответственность за членов своей фамилии. Женщина, как правило, не работает. Ее основная обязанность – быть женой своему мужу, невесткой родителям и матерью. Она следит за воспитанием и образованием детей, а также порядком в доме. Ее мнение при принятии важных решений обычно не учитывается.
-Эгалитарная или партнерская. Полная противоположность патриархальной. Здесь супруги играют равные роли, договариваются, идут на компромисс, совместно решают проблемы, заботятся о детях. Домашние обязанности в таких ячейках, как правило, тоже разделены. Муж помогает супруге мыть посуду, полы, пылесосить, принимает активное участие в повседневной заботе о детях – может также их искупать, если они еще слишком малы, переодеть, позаниматься с ними или почитать сказку на ночь. Такие семьи обычно более эмоционально сплоченные. Для супругов и детей нежные прикосновения, ласковые слова, объятия и поцелуи на ночь и перед уходом – норма. Дети, на примере своих родителей, более открыто выражают свои чувства как тактильно, так и словесно.
-Переходного типа – они вроде и не патриархальные, но еще и не партнерские. Это относится к тем союзам, в которых жена и муж решили быть более демократичными, поровну делить обязанности по дому, но на деле выходит, что женщина по-прежнему тянет всю ношу на себе, а действия мужа ограничиваются лишь чем-то одним – например, пропылесосил квартиру или помыл раз в неделю посуду. Или, наоборот, союз решает стать более патриархальным – муж работает, жена занимается домом. Но несмотря на это, супруг продолжает активно помогать супруге во всем, что касается быта и детей.
-Репродуктивная, самая естественная функция. Это одна из основных причин создания ячейки общества – рождение детей и продолжение своего рода.
-Воспитательная и образовательная – она выражается в становлении и формировании личности маленького человека. Так дети приобретают первые знания об окружающем мире, усваивают нормы и допустимые модели поведения в обществе, приобщаются к культурным и духовным ценностям.
-Хозяйственно-экономическая – она связана с финансовым обеспечением, ведением бюджета, доходов и расходов, покупку продуктов, предметов обихода, мебели и техники, всего, что необходимо для комфортной жизни. Эта же функция включает в себя распределение трудовых обязанностей по дому между супругами и подросшими детьми, в соответствии с их возрастом. Так, например, пятилетнему ребенку вводят уже минимальные обязанности – убирать за собой игрушки, посуду, заправить кровать. Хозяйственно-экономическое обеспечение затрагивает также и заботу о престарелых или больных родственниках, опеку над ними.
-Эмоционально-психологическая – семья является надежным оплотом, тихой гаванью. Здесь можно получить поддержку, защиту и утешение. Установление эмоционально близких отношений между родными способствует развитию доверия и заботы друг к другу.
-Духовная – связано с воспитанием у младшего поколения культурных, нравственных и духовных ценностей. Это чтение детям взрослыми сказок, стихов и басен, в которых рассказывается о добре и зле, честности и лжи, щедрости и жадности. Из каждой прочитанной сказки нужно делать вывод, как поступать хорошо, а как плохо. Посещать всеми детские кукольные и драматические театры, филармонию, смотреть постановки и концерты. Все эти действия способствуют формированию моральных и нравственных ориентиров, принятых в обществе, приобщает к культуре.
-Рекреационная – совместный досуг и отдых. Это и обычные повседневные вечера, проведенные в кругу родных, интересные путешествия, экскурсии, походы, пикники и даже рыбалка. Такие мероприятия способствуют сплочению рода.
-Социально-статусная – передача детям своего статуса, национальности, или принадлежности к какому-либо месту жительства, в городе или сельской местности.
Признаки семьи как малой социальной группы
-единая цель и деятельность;
-личные взаимоотношения внутри союза, сформированные на основе социальных ролей;
-определенная эмоциональная атмосфера;
-свои ценности и моральные устои;
-сплоченность – она выражается в дружественных чувствах, взаимоподдержке и взаимовыручке,
-четкое распределение ролей;
-контроль за поведение членов фамилии в обществе.
-Конформность, способность уступить или подчиниться общему мнению.
-Эмоциональная близость отношений, принадлежность, которые выражаются во взаимной симпатии, доверии, духовной общности.
-Нормы поведения и ценности передаются от старшего поколения младшему через традиции и обычаи.
I.2 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
«Социальный институт» - это
определенная организация социальной деятельности и социальных отношений,
осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно
ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в
систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом
задачи.
Социальный институт представляет собой совокупность людей, учреждений,
материальных средств, обеспечивающих устойчивость социальных связей и отношений
в обществе.
Общими признаками, которые характеризуют все социальные институты, являются
следующие: цель; набор установок и образцов поведения, социальных статусов и
ролей; система санкций, обеспечивающая стимулирование желаемого и подавление
отклоняющегося поведения, культурные символы. Состав социальных институтов
весьма разнообразен.
Важнейшими социальными институтами являются.
-экономические (собственность, деньги, банки);
-политические (государство, партии, союзы);
-социокультурные и воспитательные (наука, образование) и другие.
Социальные институты выполняют разнообразные функции, важнейшими из которых являются интеграционная, регулятивная, коммуникативная, транслирующая, функция закрепления и воспроизводства общественных отношений и многие другие.
I.3 СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Классическим примером простого социального
института является институт семьи. Семья как социальный институт проходит ряд
этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный
цикл семьи.
Исследователи выделяют различное количество фаз
этого цикла, но главными среди них являются следующие:
1) вступление в первый брак - образование семьи,
2) начало деторождения - рождение первого
ребенка;
3) окончание деторождения - рождение последнего
ребенка;
4) "пустое гнездо" - вступление в брак
и выделение из семьи последнего ребенка;
5) прекращение существования семьи - смерть
одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и
экономическими характеристиками.
В социологии семьи приняты такие общие принципы
выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются
моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование
брачной пары - мужа и жены, полигамная - как правило, мух имеет право иметь
несколько жен. В зависимости от структуры родственных связей выделяются
простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья
представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если
некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или
сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.
Основная, первая функция семьи,
репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном
плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. Наряду с этой
основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:
а) воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного
воспроизводства общества;
б) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества,
уход за детьми и престарелыми членами семьи,
в) экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для
других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов
общества;
г) сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения
членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация
ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и
детьми, представителями старшего и среднего поколении;
д) духовного общения - развитие личностей
членов семьи, духовное
взаимообогащение;
е) социально-статусная - предоставление определенного социального статуса
членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
ж) досуговая - организация рационального досуга, взаимообогашение интересов;
3) эмоциональная - получение
психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация
индивидов и их психологическая терапия.
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ
ролевых отношений в семье.
Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д.
Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи.
Значение семьи в современном обществе велико. Выделим ряд тенденций, которые характерны для данного института:
-изменение традиционных семейных ролей (например, женщина участвует и в производственной, и в политической деятельности наравне с мужчиной);
-уменьшение зависимости семьи от законов, традиций, нравов и увеличение зависимости от отношений между ее членами, взаимной привязанности;
-увеличение числа юридически не оформленных семей;
-падение ценности семьи.
II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
II.1 УСЛОВИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
Непосредственное влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи: структура, условия жизнедеятельности и среды, культурный потенциал, сфера деятельности, внутрисемейные отношения, гражданская позиция. Большое значение имеет также уровень педагогической культуры родителей.
Воспитательное воздействие семьи на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определённых условий:
1.Авторитет и личный пример родителей.
Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей. Дети безотчётно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания. Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений.
2.Педагогический такт родителей.
Педагогический такт - это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка. Такт родителей тесно связан с тактом детей- с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям.
3.Культура быта в семье.
В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а родители передают им жизненный опыт, помогают утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляют их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния. На воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований.
4.Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Знание особенностей детей позволяет родителям научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи. Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков.
II.2 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего. Слепая неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.
Выделяют несколько типов неправильного воспитания:
1.Безнадзорность, бесконтрольность - встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям;
2.Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, запреты;
3.Воспитание по типу «кумира» семьи- ребёнок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм;
4.Воспитание по типу Золушки - в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности;
5.«Жесткое воспитание» - за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе, что может привести к жестокости, озлобленности, приспособленчеству, угодничеству и т.д.;
6.Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы;
7.Метод физического наказания -один из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят;
8.Отношения, когда родители хотят вникнуть в интересы и заботы детей, но дети этого не принимают, «замыкаются в себе», потому что родители не умеют войти в детский мир без нажима, навязывания своих взглядов, критических замечаний «из-за желания добра»;
9.Родители чрезмерно заняты собой, работой, увлечениями или размолвками между собой, и в результате им «не до душевного общения с детьми», что порождает у детей чувство обиды и одиночества;
10.Часто жизненные стремления детей могут вызвать в семье конфликты, и справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе;
11.Конфликты между родителями и детьми могут быть и по причинам обоюдной неправоты. Педагогическая несостоятельность родителей, жестокие, варварские методы воспитания, либо чрезмерная избалованность детей могут приводить к полному взаимному отчуждению, враждебности между детьми и родителями.[7]
Таким образом, в семье, где её члены не в состоянии обеспечить безопасность, взаимопомощь и определенные необходимые условия быта дети вырастают эмоционально и психически незрелыми, с ослабленным чувством опасности, поведением, не совпадающими с общечеловеческими нормами.
Чтобы избежать этого необходимо:
-уделять больше внимания своему ребёнку, но чтобы оно не было слишком навязчивым ;
-проявлять свою любовь и заботу;
-выбирать наиболее гуманные способы донесения до ребенка, чем его поступок был неправильным;
-не требовать от ребёнка того, чтобы он оправдывал надежды родителей и не возлагать недетские непосильные заботы;
-ни в коем случае не применять физическое наказание;
-не навязывать своих взглядов.
II.3 ПРИМЕРЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
«Меня настолько опекали, что долгое время я даже не знал, как заварить
чай». Олег, 24 года
Я — младший ребёнок в семье, брат старше меня на
семь лет. Не знаю, сказалось ли то, что младший или просто карты так сложились,
но я ощутил на себе все «прелести» родительской гиперопеки.
Начнём с того, что в детстве мне не разрешали
никуда ходить без старшего брата. Это дико бесило и его, и меня. Может, поэтому
между нами сейчас не самые тёплые и близкие отношения. Родители всегда сильно
за меня переживали. Я был достаточно активным ребёнком и, как водится, разбивал
коленки, падал, пытался куда-то залезть и снова падал… Всё, как у всех. Но
родители каждую ссадину воспринимали, как трагедию.
Они всячески старались сделать так, чтобы со
мной ничего не случилось, поэтому всё запрещали и постоянно контролировали:
сами или с помощью брата.
Меня постоянно провожали и встречали со школы. В
младших классах это понятно, но чем старше я становился, тем больше меня
напрягала эта чрезмерная опека. Было неловко перед одноклассниками.
Гиперопека проявлялась в мелочах. Мама всегда
накладывает мне еду, приносит хлеб, чай, не даёт мне встать и сделать что-то
самому. Казалось бы, я должен радоваться, но уж так сложилось, что я осознаю,
что это ненормально. Я мужчина и не хочу быть маменьким сынком. Я хочу быть
приспособленным к этой жизни. Но меня настолько опекали, что долгое время я
даже не знал, как заварить чай.
Это продолжалось вплоть до студенчества. Помню,
как пошёл на тренировку, мне было уже 19 лет. Сказал, что буду дома около
21:00. Но по пути встретил знакомых, мы разболтались… Телефон разрядился. Дома я
был в 21:30. Мама сидела у телефона, обзванивая больницы и полицию, в доме
пахло валерианкой. Отец был бледный и злой. Я сильно испугался, подумал —
что-то случилось. Оказалось, случилось то, что я задержался на полчаса.
После этого я уехал в другой город на учёбу, так
как понимал, что только так получу хоть немного свободы и самостоятельности.
Так и вышло: родители не знают, во сколько я ухожу и возвращаюсь и спят
спокойно.
«Когда я была ребенком за любую провинность да и просто так мама устраивала мне истерики с битьем посуды». Кристина, 24 года
Она кричала, проклинала меня и крушила все вокруг. Однажды мама даже сломала себе палец на ноге, потому что со всей силы пнула стену. Я постоянно чувствовала себя виноватой и самой ужасной в мире дочерью. Мама редко меня обнимала и целовала.
Каждый раз, когда она это делала, я очень радовалась и прижималась к ней покрепче. Но она буквально отдирала меня от себя со словами: „Веди себя сдержаннее, не нужны никому твои нежности“. А слова, сказанные ею во время очередного скандала все еще звенят в ушах. Я была подростком, когда она заявила: «Мне так и хочется тебя загнобить, ничего не могу с собой поделать». Отец, в свою очередь, ничего не предпринимал. Просто молчал или уходил из квартиры во время маминых истерик.
До 23-х лет я терялась в догадках, почему мама так себя вела. У меня из-за ее бесконечных срывов во взрослой жизни возникли проблемы с проявлением эмоций. Мне постоянно неловко и стыдно за себя. А еще, это, наверно. прозвучит, странно, но от своей скованности я даже стараюсь не сильно размахивать руками при ходьбе.
Несколько месяцев назад мы случайно встретились с моей школьной подругой. Во время разговора она сказала, что недавно видела моего моего отца у себя во дворе. Он гулял с каким-то подростком. После я выяснила, что у меня, оказывается, есть сводная сестра, и все мамины срывы были связаны с тем, что у отца была вторая семья. Что он постоянно изменял маме, но не разводились они, потому что не хотели меня травмировать. Они всерьез думали, что делают лучше для меня».
«Первый раз я услышала от своего отца: «Ты толстая, пора худеть» в 12 лет». Ольга, 30 лет
Его постоянные напоминания загоняли меня в угол. Я постоянно испытывала стресс и в 13 лет быстро начала набирать вес. К 16 годам при росте 160 сантиметров мой составлял 56 килограммов.
Родители буквально травили меня. Каждый день говорили, что таких жирдяек никто не полюбит и не давали мне еды. Помню, что я постоянно испытывала чувство голода и заедала его при любом удобном случае.
Лет до 25 мне казалось, что сейчас придут родители и заберут у меня тарелку с макаронами или устроят скандал из-за пирожка, если увидят, как я его ем. Мне пришлось провести большую работу над собой, прежде чем я перестала закидывать в себя еду, практически не пережевывая. Когда приезжала в гости к маме с папой, то спросила у них, зачем они так себя вели. Отец заявил, что он хотел, чтобы я любила себя и не ела всякую ерунду. Что они с мамой так заботились обо мне. У меня тогда слезы брызнули из глаз, я не понимаю, почему нужно было проявлять свою заботу именно так.
Это сейчас я знаю, что я красивая женщина с красивым телосложением. Но в 15 лет мне буквально хотелось умереть от того, что я не подходила под папины идеалы».
Заключение
Семья
- это социальное явление, сочетающее в себе черты социального института и малой
группы. Являясь малой группой, она соединяет личные потребности с общественными
интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым
в обществе. Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и
организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и
образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций
Мир не стоит на месте, он меняется, а вместе с ним меняются его социальные
институты, а значит, и семья. Совершенно очевидно, что семья, как и общество в
целом, переживает сегодня глубокий кризис.
Сила семьи, ее притягательность и живучесть заключаются в той целостности,
которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному
институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и
взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую
целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.
Благодаря своей полифункциональности и способности окультуривать
физиологические и психологические потребности человека, способности к
самоорганизации и саморазвитию, семья способна соединять личные, коллективные и
общественные интересы.
Нынешний XXI век становится эпохой, на которую возложены большие надежды всего
человечества. Сложная экономическая и социальная обстановка требует от
современного человека серьезного напряжения, что часто вызывает стрессы и
депрессии, ставшие уже неотъемлемой частью нашего бытия. Сегодня как раз то
время, когда особенно остро ощущается необходимость в «тихой гавани», месте
душевного комфорта. Таким местом должна быть семья - стабильность на фоне
повсеместной изменчивости.
Здоровая, крепкая семья - залог стабильности и процветания любого общества.
Семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи,
мы подразумеваем развитие общества в целом.
Список используемой литературы
1. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. – М.: Изд-во МГУ, 2018. – 304 с.
2. Герасимова, И.А. Структура семьи [Текст] / И.А. Герасимова. – М.: Статистика, 2018. – 176 с.
3.Ростовская, Т.К. Семья в системе социальных институтов общества [Текст] / Т.К. Ростовская, О.В. Кучмаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 299 с.
4.Ружже, В.Л. Структура и функции семейных групп[Текст] /В.Л. Ружже, И.И. Елисеева, Т.С. Кадибур. – М.: Алгоритм, 1983. – 201 с.
5.Шнейдер Л.Б. Функционально-ролевая структура семейных отношений // Психология семейных отношений. Курс лекций. Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000, с.132-133
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.