Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве, о свободе.
Н. А. Некрасов
Откуда появилась традиция праздновать День Учителя?
А началось все в 1944 году с письма преподавательницы из Арканзаса, адресованного чиновникам, где высказывалась мысль, что неплохо было бы отдать дань почтения и педагогам своей страны, которые столько сил вкладывают в образование подрастающего поколения, а значит и в будущее Америки.
Усилиями Элеоноры Рузвельт с 1953 года День Учителя стали праздновать в Америке официально во вторник первой полной недели мая. Почему был выбран именно вторник, история умалчивает, но известно точно, что преподаватели «купаются» в лучах славы и принимают море поздравлений всю неделю.
У нас в России праздник отмечается с 1965 года, и учителей поздравляли в первое воскресенье октября.
В 1994 году День Учителя был утвержден ЮНЕСКО и президентом РФ, и праздник стали отмечать повсеместно на официальных основаниях 5 октября. А в 1995 году президент РФ Указом установил почетное звание — Заслуженный учитель Российской Федерации.
День Учителя - праздник международный
Большинство бывших стран СССР по-прежнему празднуют День учителя в первое воскресенье октября. К ним относятся Украина, Беларусь, а также еще некоторые страны бывшего Советского Союза.
В Бразилии впервые День учителя был отпразднован в 1947 году в небольшой школе города Сен-Пауло. Однако это был неофициальный праздник. На государственном уровне День учителя начали праздновать в Бразилии только в 1963 году. Именно тогда был принят закон, по которому День учителя официально объявлен 15 октября, и этому дню придается праздничный статус.
В Китае День учителя празднуется 8 ноября. Этот праздник входит в тройку существующих государственных праздников, и является очень важным для жителей государства. Ведь профессия учителя в Китае очень уважаемая и почитаемая.
Учитель, ученик, школа. Эти слова неразрывно связаны между собой. Богат и многогранен мир школы, воссозданный в произведениях художественной литературы. В романах, повестях, рассказах школьной тематики предстает перед нами образ Учителя, Школы, Ученика, затрагиваются разнообразные педагогические вопросы. Рисуется пестрая школьная жизнь. Предлагаем вам познакомиться с подборкой книг о школе и учителях. Все они имеются в фонде нашей библиотеки.
1. Айтматов Ч. Первый учитель: повесть / Ч. Айтматов ; пер. с кирг. - М. : Дет. лит., 1971. – 63 с.
Молодой учитель Дюйшен
отправляется в отдаленный киргизский аул, чтобы учить там местных детей. За
неимением средств, жители поселка переоборудовали под школу старую местную
конюшню, где и происходил процесс обучения. Маленькие ученики - обездоленные
дети, которые воспитывались так, что главный труд для них заключался в
сельскохозяйственной работе, но никак не в учебе.
Среди них маленькая сирота Алтынай, которая после смерти своих родителей
вынуждена была жить в семье своего дяди. Девочка не знала доброго отношения к
себе, родные заставляли ее работать на земле, всячески препятствовали тому,
чтобы она посещала школу. Через некоторое время родные продали ее богатому
человеку в жены, однако благодаря вмешательству учителя, который обратился в
правоохранительные органы, Алтынай удалось спасти. Дюйшен отправил девочку в
детский дом, где она смогла продолжить учебу и благодаря этому смогла достичь
высоких жизненных успехов.
2. Алексин А. Безумная Евдокия : повесть
/А. Алексин // Звоните и приезжайте : повести / А. Алексин. – Минск: Юнацтва,
1981. – С. 225-230.
Главные действующие лица произведения – одаренная ученица Оленька и учительница, которую девочка называет «безумной Евдокией» Учительница борется против эгоизма своей ученицы. Она считает, что «данный от Бога талант заслоняет человека от окружающих и это является основной причиной эгоизма». Но это не означает, что учительница пытается препятстовать развитию творческих способностей Оли, она пытается привить девочке другой, не менее важный, талант человечности.
3. Астафьев В.П. Перевал. Кража : повести / В. Астафьев ; худ. А.Тамбовкин. - М. : Дет. лит.,1988. – 303 с.
Повесть «Кража» о
директоре детского дома Валериане Ивановиче Репнине и судьбе ребят, по разным
причинам оказавшихся в довоенном детском доме и совершивших преступление.
4. Астафьев В.П. Последний поклон : повести, рассказы / В.П. Астафьев. - М. : Дет. лит., 1983. - С.187.
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» начинается с того, что в деревню приезжает фотограф из города специально для того, чтобы сфотографировать детей, учащихся в школе. Среди них и герой повести – Витя. Ребята решают, как они будут стоять на фотографии и приходят к выводу, что «прилежные ученики сядут спереди, средние – в середине, плохие назад». А Витя и его друг Санька никогда не отличались прилежностью, поэтому быть им сзади. Чтобы доказать, что они – люди пропащие, двое друзья пошли на увал и «стали кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался».
В результате они извалялись в снегу. Вечером юному герою пришла расплата за разгул – у него заболели ноги. Бабушка поставила свой диагноз - «рематизни». От невыносимой боли мальчик начинает стонать, а потом и выть. Бабушка, причитая и ругаясь («я ли тебе, язвило бы тебя в душу и печёнки, не говорила: «не студися, не студися!»), но всё же идёт за лекарствами, чтобы лечить внука. Учитель в рассказе – очень уважаемый в деревне человек, он владеет грамотой и учит детей. Он также помогает и взрослым жителям деревни – он исправляет дядю Левонтия, помогает писать нужные документы. За его доброжелательность он не остаётся без благодарности – учителю помогают дровами, а Катерина Петровна заговаривает пупок их маленькому ребёнку.
5. Быков В.В. Обелиск: повесть / В.В. Быков ; пер. с бел. Г. Куренёвой ; послесл. М. Синельникова. - М. : Мол. гвардия, 1985. - 235 с.
«Обелиск» рассказывает о непростой, трагической судьбе сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. Он любил свою работу и учеников, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась война, он не покинул родные места, не уехал скоропалительно в Минск вместе с райкомовцами, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе. За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В. Быков удостоен Государственной премии СССР.
6. Васильев Б.В. Завтра была война : роман, повести, рассказ / Б.В. Васильев. - М. : АО Изд-во «АСТ - Пресс», 1994. - 477 с.
В
романе «Завтра была война» автор вводит читателя в мир своих воспоминаний о
юности, знакомит со своими
бывшими одноклассниками и учителями. Подлинным учителем, старшим другом,
наставником на всю дальнейшую жизнь стал для учащихся 9 «б» класса директор
школы и учитель географии Николай Григорьевич Ромахин. Он жил делами и заботами
своих учеников. Ребят тянуло к директору, его уважали, хотя и
побаивались.
7. Голявкин В.В. Рисунки на асфальте : повести / В.В. Голявкин ; худож. Г. Мазурин. - М., 2001. - 286 с.
В книгу включены повести «Тетрадки под дождем», «Кто такой Алян?», «Ты приходи к нам, приходи». Все они о школе, о школьниках.
8. Железников В. К. Чучело : повесть / В.К. Железников ; худож. С. Крестовский. - М. : НФ «Пушкин. б-ка», 2004. - 382 с.
В тихом городке на берегу Оки мирно течет трудовая жизнь. Городок небольшой, но древний. На одном из холмов высится старинный дом уважаемой всеми горожанами династии Бессольцевых. В этот дом возвращается майор в отставке Николай Николаевич Бессольцев с внучкой Леной. Нескладная, с длинными руками, как крылышками, торчащими на спине лопатками, большим ртом, она вызывает у некоторых ребят насмешки. К Ленке прилипла кличка «Чучело». Она не оскорбилась, не озлобилась. «Веселые, любят пошутить», - думает она об одноклассниках. Повесть "Чучело" - о непростых взаимоотношениях школьников.
9. Киселев В.Л. Девочка и птицелет : роман
/ В. Киселев ; худож. В. Куприянова. – Петрозаводск : Карелия, 1983. – 182
с.
Девочке Оле трудно даётся учёба, её отношения с родной мамой хуже, чем с
отчимом, ей кажется, что жизнь взрослых чрезвычайно проста. Множество мыслей
крутиться у нее в голове. Пытаясь разобраться в себе, Оля пишет стихи. А ещё
девочка серьёзно увлекается химией. Она задумывается о цели своей жизни, но как
сложно задаваться этим вопросом человеку, которому всего 14 лет. А
одноклассники и родители её не понимают.
10. Кузнецова А.А. Земной поклон : повесть: [для ст. возраста] / А.А. Кузнецова ; рис. Н. Кравченко. - М. : Дет. лит., 1977. – 175 с.
Книга посвящена великому труду и нелёгкой судьбе учителя. Будни советской школы, занятия классного «кружка разведчиков» открывают ребятам окно в увлекательный мир прошлого, помогают воссоздать драматические события дооктябрьской поры.
11. Лиханов А.А. Повести / А.А. Лиханов. - М. : Худож. лит., 1983. - 599 с.
Главная героиня в повести
«Благие намерения»- молоденькая выпускница пединститута. Волею судьбы
Надежду сразу после окончания пединститута отправляют в небольшой город, где
она оказывается не преподавателем литературы, как ожидалось, а воспитательницей
первоклассников. Ей достаётся младший класс в интернате, двадцать обездоленных
детишек, которые жаждут не знаний, а любви и ласки. Вот как в такой ситуации
можно не повиноваться сердцу и не попытаться помочь ребятишкам? Вот она и
пытается, в силу своих возможностей. Самоотверженность, самоотдача,
любовь к детям, своему делу – основные черты героини.
В 1983 году повесть «Благие намерения» удостоена Международной премии
социалистических стран имени М. Горького.
12. Платонов
А. П. Песчаная учительница : рассказ / А. Платонов // На заре
туманной юности : повести и рассказы / А. Платонов. – М. : Дет., лит., 2002. –
С. 23 – 32.
Рассказ «Песчаная учительница» — одно из ярких произведений А. Платонова. События разворачиваются в 20-е годы XX века в селе Хошутове, «на границе с мертвой среднеазиатской пустыней», куда после окончания училища направили молодую учительницу Марию Никифоровну и где она «увидела тяжкий и почти ненужный труд, — потому что расчищенные места снова заваливало песком, — молчаливую бедность и смиренное отчаяние». От этой удручающей обстановки «крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной начала теряться и потухать. Долгие вечера Мария Никифоровна думала, что ей делать в селе, обреченном на вымирание». И она нашла выход из положения: «В школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю».
13.Распутин В.Г. Уроки французского: рассказ /
В.Г. Распутин ; рис. Ю. Тризны. - М. : Дет. лит., 1982. - 110 с.
Герой рассказа приезжает из деревни учиться в райцентр, где находится школа.
Живется ему трудно, голодно – время послевоенное. В районе у него нет ни
родных, ни знакомых, он живет на квартире у чужой тети Нади. В один из трудных
моментов на помощь мальчику приходит молоденькая учительница французского языка
– Лидия Михайловна. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик
отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно,
«проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И
счастлива, что ей удается этот обман.
Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни,
а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И
прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу
«Уроки французского».
14.Северина Г.И. Легенда об учителе : повесть
/ Г.И. Северина; рис. А. Шадзевского. - М. : Дет. лит., 1979. - 206 с.
Повесть о школе 30-х годов, о старшеклассниках, о любви, о молодой семье. В
центре повести мужественный, благородный человек, оказавший огромное влияние на
своих учеников и жизнью своей подтвердивший высоту своих нравственных
принципов. Прообразом его был учитель московской школы, ушедший в первые дни
Великой Отечественной войны на фронт вместе со своими учениками.
15.Симонова Л.С. Круг: повесть: [для сред. и ст. шк. возраста] / Л.С. Симонова. - М. : АСТ; Астрель, 2003. - 237с.
У подростков одного из старших классов складываются сложные отношения с учителями и родителями. Ученики недовольны порядками в школе, учителями, методами их воспитания. Не могут найти они общий язык и с родителями, которые не научили их любить. Ненависть ко всему, что мешает им жить, желание обрести свободу объединяет подростков, но как они еще далеки друг от друга!
16.Тендряков В.Ф. Весенние перевертыши. Чудотворная : повести / В.Ф. Тендряков ; предисл. В. Гречнева ; рис. Б. Михайлова. - Л. : Дет. лит., 1988. - 208 с. : ил.
В повести «Весенние
перевертыши» сквозной темой проходит образ учителя - математика Василия
Васильевича Васильева, которого ученики прозвали Вася – в – кубе. Он уже стар,
который год грозится уйти на пенсию, но не уходит. Его внешний вид и грозный
голос наводят ужас на новичков, но ребята постарше знают, что это обманчивое
впечатление. Он всегда готов прийти на помощь.
Главный герой повести «Чудотворная» - Родька Гуляев случайно находит на берегу
реки икону, и с этого момента для мальчика начинаются сплошные злоключения. На
помощь Родьке приходят добрые и чуткие люди, такие, как учительница Парасковья
Петровна, которая помогает ему встать на правильный жизненный путь.
17.Яковлев Ю. Двенадцать историй: повести и рассказы / Ю. Яковлев. - М. : Сов. Россия, 1983. - 152 с.
В повести «Зимородок»
трое школьников узнают о подвиге бойца, который в Великую Отечественную войну
взорвал мост на станции Река. Юные следопыты решили найти этого отважного
героя. Зимородок – так звали этого хрупкого паренька, который добровольно пошел
на расстрел, спасая людей. Бойцы партизанского отряда, где он воевал, считали
его погибшим. Но бесстрашный Зимородок, награжденный посмертно, оказался жив.
Ребята долго искали своего героя, не зная, что он живет рядом с ними. Им
оказался Сергей Иванович Серегин, их учитель.
В рассказе «Багульник» мы видим, как меняется отношение окружающих и
учительницы к мальчику после чудесного превращения «веника» в прекрасные цветы.
Произведение о чуткости, доброте, любви к животным.
Уже в Древней Руси на книжных миниатюрах можно было увидеть «учение книжное» или «обучение грамоте». Учитель и школа были героями картин зарубежных художников XVI-XVII веков: Питера Брейгеля Старшего, Адриана Ван Останде, Яна Стена и др. В России в конце XVIII века появляются картины Дмитрия Левицкого, М. Бельского, А. Венецианова, М. Нестерова и др.
На картинах, рассказывающих о школьниках и учителях, можно увидеть много интересных подробностей и многое узнать о повседневной жизни прошлых десятилетий.
Богданов – Бельский Н.П. «Устный счет в школе Рачинского».
Кустодиев Б. «Земская школа в Московской Руси».
Морозов А.И. «Сельская школа».
Богданов-Бельский Н.П. «У больного учителя».
Игошев В. «На уроке мира».
Решетников Ф.П. «Опять двойка».
Маковский В.Е. «В сельской школе».
Кержнер Александр (Шмуля) Хаскелевич. «В первый класс».
1. Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими. (Р. Эмерсон)
2. Обучать - значит вдвойне учиться. (Ж. Жубер)
3. Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. (В. Ключевский)
4. Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому. (М. Монтень)
5. Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими. (К. Кушнер)
6. Иную педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками. (К. Кушнер)
7. Хорошие учителя создают хороших учеников. (М.В. Остроградский)
8. Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. (Э. Хаббард)
9. Учитель, образ его мыслей - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании.(А.Дистервег).
10 . Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию. (Л. Толстой)
11 . Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. (А. Дистервег)
12 .Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций)
13 . Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. (Л. Толстой)
14 . Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. (И. Гете )
15 .Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. (В. Ключевский)
16 . Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать.(У. Черчилль)
17 . Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти. (Т. Шаш)
Агапова И. «Ко Дню учителя»
Золотом
парки октябрь накроет,
Рыжий блеск дарит лесам.
Листья кленовые сказочным роем
Падают к нашим ногам.
Голые ветви большого жасмина
Здесь до весны тихо спят.
Красные грозди печальной рябины
В школьные окна стучат.
Знаний и мудрости школа обитель.
В школу спокойно войдет
Добрый и мудрый друг наш – учитель.
Слава ему и почет!
Викулов С.
Учитель… Слово – то какое!
Учитель… Слово - то какое!
Учитель! Вот они бегут
Тропиночкою под-над рекою,
Воробышки, что меж собою
Тебя учителем зовут.
Бегут. Румянятся их лица.
А в сумочках - карандаши,
Тетради… и еще частица
Твоей – на всех одной – души.
Который год – ах, трудно, право,
И вспомнить: годы-то летят! –
Ты перед этою оравой
Встаешь… который год подряд!
О, сорок пять минут урока!
О, радость полной тишины!
Когда, распахнуты широко,
Глаза к тебе устремлены!
Доверчиво и беззащитно
Глядят они. И ты в кругу
Тех синих, карих глаз, учитель.
Как на некошеном лугу.
Они опять полны вниманья,
Они любви к тебе полны.
Они все видят! Только ранней
Твоей не видят седины…
Дементьев
А.
Не смейте забывать учителей
Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят,
И в тишине задумавшихся комнат,
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых,
И сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье.
Из наших ученических побед.
И радуются каждый раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен,
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей!
Не смейте забывать учителей
Кузьмина В.
Учителю
Октябрь.
Увы, опять ненастье…
И листопад заканчивает бал.
«Учитель будь сегодня счастлив», -
Старательно ребенок написал.
На месте запятые, нет ошибок.
А почерк? Как он только смог!
«Тепла желаю и улыбок».
А вместо подписи – оранжевый листок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.