Информационный обмен в обществе и его эволюция.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Типы обменов в обществе: - материальный; - энергетический; - информационный (актуален с середины ХХ века). Целостная система характеризуется обменом между элементами ( В.Г.Афанасьев). Предметом нашего рассмотрения является информационный обмен. История совершенствования информационного обмена совпадает с историей создания и усовершенствования знаковых систем, техники создания знаков. Основными фазами информационного обмена являются: - устная фаза; - письменная фаза; - книжная фаза; - компьютерная фаза. Д.С. Робертсон (США), исходя из взаимообусловленности цивилизационного и информационного процессов, выдвинул формулу “цивилизация - это информация”[10]. Опираясь на количественные меры математической теории информации, Робертсон ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации следующим образом
Иконка файла материала Информационный обмен в обществе и его эволюция.doc
Информационный обмен в обществе и его эволюция. Типы обменов в обществе: ­ материальный; ­ энергетический; ­ информационный (актуален с середины ХХ века). Целостная система характеризуется обменом между элементами ( В.Г.Афанасьев). Предметом   нашего   рассмотрения   является   информационный   обмен.  История совершенствования   информационного   обмена   совпадает   с   историей   создания   и усовершенствования знаковых систем, техники создания знаков.  Основными фазами информационного обмена являются:  ­ устная фаза; ­ письменная фаза; ­ книжная фаза; ­ компьютерная фаза. Д.С.   Робертсон   (США),   исходя   из   взаимообусловленности   цивилизационного   и информационного   процессов,   выдвинул   формулу   “цивилизация   ­   это   информация”[10]. Опираясь   на   количественные   меры   математической   теории   информации,   Робертсон ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации следующим образом : Уровень 0 ­ информационная емкость мозга отдельного человека ­ 107 бит; Уровень 1 ­ устное общение внутри общины, деревни или  племени ­ количество циркулирующей информации  109 бит; Уровень   2   ­   письменная   культура;   мерой   информированности   общества   служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых содержится 1011  бит информации; Уровень 3 ­  книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается в 1017 бит; Уровень   4   ­   информационное   общество   с   электронной   обработкой   информации объемом 1025 бит. Рассмотрим вклад каждой исторической фазы в совершенствование эффективности информационного обмена. 1). Устная фаза.   Развитие речи, языка ­ объективный процесс в развитии общества. Как отмечал Ф.Энгельс, “развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало необходимо что­то сказать друг другу”. Труд   сыграл   свою   роль   в   развитии   человека.   Речь   повлияла   на   его   развитие   в неменьшей степени. Речь   ­   отражение   мыслительных   процессов   (вершина   айсберга).   Культура   речи отражает развитие человека.  Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20% избыточностью. Это   означает,   что   любое   сообщение   можно   без  потери  информации   сократить   на   1/5, однако при этом резко уменьшается помехоустойчивость информации. Ю.В.Рождественский выделил 10 дописьменных знаковых систем:  ­ приметы, включая симптоматику народной медицины; ­ гадания; ­ предзнаменования (знаменья); ­ язык; ­ изобразительная группа: музыка; графико­живописная изобразительность, включая орнамент; пластика, танец, пантомима;­ прикладные искусства: архитектура, костюм, народные ремесла; ­ измерительная группа: меры; ­ пространственные ориентиры; ­ сигналы в контуре управления; ­ обряды. 2). Письменная фаза.   Помогла   решить   проблему   хранения   информации,   появилась   возможность обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в развитии). Письменность   как   первая   пространственно   отделенная   от   субъекта   форма моделирования природного и социального мира открывает общество, в строгом, научном смысле   слова,   как  цивилизацию,  то   есть   дает   возможность   оперировать   социальной семантической информацией вне прямого контакта. Письменность явилась семиотической революцией в знаковых способах организации общества[11]. Письменность   служит   одним   из   важнейших   средств   сохранения   языка   в   живом виде[12]. Проблема “левшей”, ее социальное значение.   “Переламывание”   “левшей”   на   “правшей”   в   детском   возрасте   уменьшает возможности личностной реализации первых, их возможный вклад в интеллект нации. Дорожные знаки ­ идиографическое письмо. 3). Книжная фаза. Станок Гутенберга(1440 ­ 1450) ­ начало эпохи книгопечатания. Первая русская датированная печатная книга ­ “Апостол” ­ Иван Федоров, Петр Мстиславец ­ 1563­1564. Появление   возможности   обеспечить   сохранение   авторства,   интеллектуальной собственности   (выходные   данные   книги),   существенно   более   массовый   и   оперативный обмен информацией. “Книгопечатание   явилось   могучим   орудием,   которое   охраняло   мысль   личности, увеличило ее силу в сотни раз” В.И.Вернадский. Коммуникационные процессы в целом определяют социальную природу человека. Избыточность текста (проза, поэзия). Информационная способность стихов в 1,5 раза больше, чем прозы, т.е. сообщение в 150 строк может быть передано ста стихотворными строчками. Этот факт объясняется тем, что стих допускает большую свободу в выражениях и большую образность, чем проза. Эти   качества   стиха   и   обеспечивают   ему   большую   выразительность,   позволяющую   при одном   и   том   же   количестве   символов   передать   больше   информации.   Академик А.Н.Колмогоров   установил,   что   информационное   содержание   стихов   Пушкина   очень близко к пределу ­ информационной способности русского языка вообще, современных же поэтов ­ существенно ниже.  Индустриальная   коммуникационная   система   ­   высшая   точка   развития   книжной культуры,   но   уже   в   пору   расцвета   заметны   признаки   ее   размывания,   например, обезличенная   массовая   коммуникация,   опозиционная   информационно­документальная деятельность, а также распространение мифа об информационном кризисе.   Книжная   информатика   стала   снижать   свою   эффективность,   образуется противоречие между потоками текущей литературы  и индивидуальными  читательскими возможностями,  а  также  складывается   ситуация,  когда  легче  открыть новый   факт или создать новую теорию, чем удостовериться, что они еще не были открыты или выведены (отсюда   неоправданное   дублирование   научных   и   конструкторских   работ,   замедляющее темп научно­технического прогресса).  Таким образом, появилась необходимость более совершенных технических средств для снятия информационного кризиса.Книга в настоящее время приобретает электронную форму. Исчезновение книги не прогнозируется. Необходимо сохранение книги как атрибута культуры ( формирование образного, абстрактного мышления). В крупнейшей библиотеке мира ­ библиотеке конгресса США хранится более 50 млн. книг, в их числе и библия Гутенберга. Богатейшее в мире собрание русских книг находится в Российской национальной библиотеке (бывш.Госуд. публ.библиотека им.М.Е.Салтыкова­Щедрина, г.С.­Петербург). 4). Компьютерная фаза. Новый  безбумажный    1    этап  в   развитии   социальных   коммуникаций.   Бумага необходима   только   для   воспроизводства   визуальнооформленных   документов.   Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника[12]. Главное отличие электронного диалога от межличностной устной коммуникации, по мнению   профессора   А.В.Соколова,   состоит   не   столько   в   опосредованности   экраном, которая есть и в случае видеотелефона или промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе,   сколько   в   факте   общения   не   с   человеком,   а   с  электронной   памятью. Диалог “человек ­ ЭВМ” ­ главное отличие  электронной коммуникации от устной или документальной коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог “человек ­ человек”[12].  Каковы   же   качественно   новые   возможности   компьютерной   страницы   из компьютерной книги? [13] Во­первых,   в   условиях   информатизации   и   наличия   глобальных   информационных сетей   компьютерная   книга   становится   составной   частью   глобального   полилога2  и интертекста3. Во­вторых,   невиданная   мобильность   и   изменчивость   содержания   и   оформления компьютерной страницы буквально подталкивают читателя­зрителя к диалогу с ней. В­третьих,   принципиально   по­иному   начинает   действовать   ее   потенциальная сверхемкость,   обеспечиваемая   глобальной   сетью   баз   данных,   баз   знаний   и   экспертных систем, к которым можно подключить каждую индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой “тысячи и одного автора”. Компьютерная   страница   непредсказуемым   образом   расширяет   социокультурный диапазон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода от жестко фиксированного текста,   характерного   для   классической   письменной   культуры,   к   “мягкому”   тексту   на экране компьютера с его мгновенной готовностью к трансформации. 1 термин “безбумажная информатика” введен академиком Глушковым В.М. 2 ­ широкий обмен мыслями, значениями, в которые вступает каждый новый автор и каждый новый текст; 3 ­ взаимодействие между текстами