Информация для родитей «Развитие речи у детей до 3–х лет»
Добрый вечер, уважаемые родители!
Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. Во время пребывания ребенка в детском саду мы (педагоги, дети, родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, что я умею, на что я способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле. Что произойдет с трехногим табуретом, если подломиться одна ножка? Он упадет! Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребенку хорошо жилось в его втором доме – дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.
Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших процессов человека – речи.
Проблема многих детей - это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны.
Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
- речь ребенка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
-речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основу речевого развития ребенок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Хорошо развитая речь ребенка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребенка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития. В норме к 3 годам в словаре ребёнка более тысячи слов, в речи присутствуют сложные предложения различной конструкции (папа подарит мне велосипед, когда я вырасту.) именно в этом возрасте исчезает смягчение практически всех согласных звуков, которое до этого можно было считать физиологической нормой. В речи трёхлетнего ребёнка ещё встречаются грамматические ошибки, может быть нарушено произношение свистящих звуков с, сь. З, зь, шипящих ш, ж, щ, аффрикат ц, ч, и сонорных р,л.
Если ваш малыш на третьем году жизни всё ещё не хочет говорить или говорит очень мало и плохо, активно использует жесты, не теряйте времени и немедленно обратитесь к специалистам: логопеду, психологу, невропатологу, настаивайте на проведение углубленного обследования.
Период с одного года до трёх лет специалисты считают сенситивным периодом развития речи, поэтому отставание в речевом развитии в этом возрасте будет очень сложно, а иногда и невозможно полностью компенсировать.
Конечно, ребёнок может действительно заговорить несколько позже своих сверстников. К этому могут привести целый ряд причин. Хорошо известно, что в одно и той же семье дети начинают говорить в разные сроки. Как правило, старшие дети осваивают речь быстрее, чем их младшие братья и сёстры. Оказывает влияние на процесс развития речи состояние здоровья ребёнка. Если ребёнок соматически ослаблен, часто и подолгу болеет, то и говорить он начинает позже, и в нервно-психическом развитии в целом отстаёт от сверстников. Существует убеждение, что девочки начинают говорить раньше и их речь развивается быстрее. Это связано с различиями в строении мозга и функциях его отделов.
Для того, чтобы маленький человек заговорил, нужны две вещи:социум и предметная деятельность. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навыки правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких людей.Как говорим мы с вами дома ,ребенок все слышит и впитывает как губка. Бытует мнение о том, что звукопроизношение пройдёт самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, что ребёнок сам постепенно овладеет правильным произношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившиеся в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие голы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере, которой формируется его собственная речь.
С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребенка, передают его просьбы, объясняют, как он должен себя вести. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.
Таким образом , овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Не секрет, что родители в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.
Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Наша задача — помочь детям развивать речь.
Основные задачи речевого развития детей по нашей образовательнойпрограмме (зачитать из программы)
Овладение нормами и правилами родного языка.
Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется во всех режимных моментах (на занятиях по развитию речи, на всех других занятиях, в игровой и художественной деятельности, в беседах).
Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни в процессе наблюдения за природой. Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем:
-поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, есть ли ветер, в какую одежду мы одеты, какое сейчас время года.
-В холодное время покормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками.
-Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений.
-Загадать загадку и найти отгадку.
-Поискать приметы времени года.
-Поиграть с ребёнком в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию».
Таким образом, мы можем сделать вывод: взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть его. Следует учить ребёнка замечать, наблюдать, и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.
Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова – признаки : золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, весеннее, тёплое.
Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. В игре осваиваются правила человеческого общения.
Таким образом уважаемые родители, от себя лично хочу пожелать обращайте внимание на речевое развитие ваших детей,больше общайтесь с детьми, читайте сказки, чистоговорки, стихи, загадки, потешки, разучивайте их. Следите за речью в вашей семье.
Спасибо за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.