Что нужно знать о самоповреждении?
Самоповреждающее поведение – понятие, охватывающее широкий круг действий, связанных с намеренным физическим повреждением собственного тела. В специализированной психологической литературе нет единства в понимании данного термина, однако почти все исследователи сходятся в одном: самоповреждение не обязательно ведет к суицидальным попыткам. Наиболее распространенная форма – порезы на запястьях – отчетливо сигнализирует окружающим о необходимости оказания помощи.
Подростковый возраст один из самых трудных сепарационных кризисов для ребенка. Подросток пытается понять кто он, что в нем ценного, как строить отношения с другими, как относиться к жизни, к будущему. Это время, когда подросток находится в поиске себя, собственных мнений, взглядов, ценностей. Однако большинство из них еще не обладают достаточно богатым поведенческим репертуаром и продуктивными способами совладания со стрессами, собственными эмоциональными состояниями, поэтому подростки оказываются уязвимыми к формированию самоповреждающих форм поведения.
Умышленное причинение себе вреда может иметь различные механизмы в своей основе: как патологические, так и непатологические, являться самостоятельным симптомом или следствием течения заболевания. В международной классификации болезней самоповреждающее поведение является одним из диагностических критериев пограничного расстройства личности. Кроме пограничного расстройства личности, самоповреждающее поведение может быть сопутствующим диагнозом некоторых других классов заболеваний.
В настоящее время к признакам самоповреждающего поведения чаще всего относят:
• умышленное желание нанести себе физический вред;
• невозможность противостоять импульсу повредить себя;
• повреждение, но не смерть, является желаемым конечным результатом.
Что делать, если заметили у ребенка свежие порезы или шрамы?
Первым и важнейшим шагом является отказ от обвиняющей позиции. Осуждение и призыв «взять себя в руки» только усиливают и без того разрушительные чувства вины и стыда, целью избавления от которых, нередко, и являются повреждения. Преодоление оценочного отношения могло бы создать атмосферу терпимости, в которой человек сможет, открыто говорить об имеющихся у него эмоциональных трудностях и неумении по-другому справляться со своими переживаниями.
Вторым шагом, могла бы быть поддержка такого человека в его желании получить профессиональную помощь. Важным является проведение всестороннего обследования для исключения потенциально прогрессирующих психических расстройств и выявления психологических проблем, обусловливающих выбор такого поведения.
Что поможет в общении с подростком, который причиняет себе вред?
§ Признайте, что он/она нуждается в помощи. Работа с самоповреждением требует системного подхода, в большинстве случаев это только часть проблем, которые придется решать.
§ Будьте готовы, что психолог(психотерапевт) будет работать и с вами тоже: для подростка крайне важна семья.
§ Будьте терпеливы. Это не тот вопрос, который можно решить за пару дней усилием воли.
§ Попытайтесь поговорить: возможно ребенок ждет возможности выговориться, но не требуйте ответов – это только усугубит эмоциональное давление.
§ Не пытайтесь решить проблему с «наскока». Эту привычку нельзя бросить, не разобравшись в причинах.
§ Не пытайтесь спрятать острые предметы – если человек захочет нанести себе вред – он найдет способ. Но доверие к Вам может потерять окончательно.
Помните!
Даже если Вы не видите и не понимаете причины такого поведения Вашего ребенка, нанесение себе порезов или других повреждений говорит о серьезных эмоциональных трудностях, с которыми подросток не может справиться самостоятельно. Будьте готовы поддержать его и постарайтесь проявить искреннее участие и заботу о его психологическом комфорте.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.