У р о к 2. Информация. Виды информации
Цели: составить представление об информации; освоить понятие «ин
формационный объект»; различать виды и свойства информации.
Задачи:
Образовательные: 1. Сформировать у учащихся понятие информации,
представление о видах информации и её свойствах.
Развивающие: 2. Отработать элементы самооценки учебной деятельности на уроке.
Воспитательные: 3. Воспитывать стремление к постоянному совершенствованию
навыков использования компьютера.
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие, организация рабочего места
2. Актуализация знаний
1) фронтальный опрос ЭОР1
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9aabe449a6ae55
25488285cfe0/75293/?interface=catalog&subject=19
Что изучает информатика?
Почему возникла необходимость в новой науке?
Знания каких научных направлений легли в основу информатики?
Соедините стрелками понятия, наиболее подходящие друг для друга.
Середина XVI века
Владение навыками использования
различных технических устройств
Открытие электричества
Развитие промышленности
Увеличение доли умственного труда
Информационное
общество
Конец XIX века
Информационная
культура
Индустриальное общество Персональный компьютер
70е годы XX века
Первая информационная
революция
Информационное
неравенство
Книгопечатание
Проблема информационного обще
ства
Появление письменности
Выслушайте ответы на вопросы уровня применения.
Подготовка к изучению нового материала.
Учащимся предлагается самостоятельно узнать тему урока, для этого
предлагается слайд с ребусом, в котором зашифрована тема урока
(информация). Далее учитель сообщает тему урока Действительно. Сегодня на уроке вы узнает, что такое информация, способы
представления и передачи информации.
Изучение нового материала
Что вы понимаете под информацией?
Информация это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить
одной фразой.
Попробуйте сформулировать понятие информации в различных науках.
В математикеэто сведения, которые человек создал с помощью умозаключения;
В биологии – генетический код человека.
В обычной жизни сведения, сообщения, осведомленность о положении дел.
В толковом словаре Ожегова информация — это:
сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, вос
принимаемые человеком или специальным устройством.
сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чегонибудь.
1. Кто или что работает с информацией с точки зрения информатики?
(Ответ: человек и ЭВМ.)
2. Что для человека значит информация? (Это его знания и сведения об
окружающем мире.)
3. Что такое информация с точки зрения вычислительной техники? {Это
сигналы.)
Таким образом,
Информация (от латинского information «сведения, разъяснения, изложение»)
— это знания человека, которые он получает из окружающего мира и которые
реализует с помощью вычислительной техники.
Итак, в разных научных дисциплинах и в разных областях техники существуют
разные понятия информации. Но есть общие черты, которые объединяют это разные
подходы.
Упражнение
1. Что нужно сделать, чтобы информация появилась? (Создать, найти,
искать, собрать.) 2. У меня есть некоторая информация (текст письма, задачи, картина в
памяти, мелодия в «голове», код к сейфу). Что я могу с ней сделать?
(Передать, распространить, использовать, копировать, разделить.)
3. Есть ли ситуация, в которой я не смогу ее передать? (Помехи.)
4. Что можно сделать с информацией, находящейся у вашего друга? (По
лучить, разрушить, упростить.)
5. Что нужно сделать, чтобы сопоставить несколько информации (сложить
два числа, перевести текст с английского на русский, расшифровать код
ДНК, сделать коллаж, получить закон физики, поставить диагноз)?
(Обработать, преобразовать.)
6. С помощью чего информация передается (текст письма, видеофильм,
картина, код ДНК, список класса, наскальные рисунки, компьютерная
программа)? (Бумага, кассета, ген, классный журнал, камень, жесткий
диск.)
7. Как информация добирается до получателя (текст, мелодия, рисунок,
электронное письмо)? (Воздух, телекоммуникационные каналы.)
Вывод: понятие информации во всех без исключения сферах предполагает
создание, передачу, обработку и хранение информации. Все эти процессы
называются информационными.
Вспомним о том, что информация является частью окружающего нас мира, т.е.
его объектом. И как любой объект информация должна обладать некоторыми
свойствами, позволяющими отличать ее от других объектов. Что же это за
свойства?
Можно привести немало разнообразных свойств информации. Связано это с тем,
что (как вам уже известно) в разных науках существует свое определение понятия
информации. Соответственно и свойства информации рассматриваются с точки
зрения каждой научной дисциплины. Для информатики наиболее важными
представляются следующие свойства: объективность, полнота, достоверность,
адекватность, доступность и актуальность.
Запишем все перечисленные свойства информации в виде следующей таблицы:
Свойства
Объективность
и субъектив
ность
Его признаки
Зависимость от
Человеческого фактора
Пример
Фотоснимок
природного
объекта более объективен, чем
картина,
нарисованная
человеком.
Игра «Глухой телефон».
У разных стран и народов одни
и те же события выглядят по
разному
Полнота
Характеризует
качество
достаточность
и
Рассматривая растение на
фотографии,
мы получаем
меньше информации о нем, чем Актуальность
Достоверность
информации
степень
Это
соответствия
информации текущему
моменту времени
Зависит от уровня «ин
формационного
шума». Чем он выше,
тем
меньше
достоверность
информации,
тем
большее ее количество
необходимо и более
сложные операции ее
обработки
рассматривая
непосредственно на лугу
его
Прогноз погоды на сегодня
более актуален, чем на вчера.
Предупреждения о различных
природных катастрофах
Если мешать разговору двух
людей, достоверность
информации уменьшается.
Просматривая слайд,
мы
получаем более достоверную
информацию, чем с картинки в
учебнике.
Не вся информация в
Интернете обладает до
стоверностью
Доступность
Мера
возможности
получить ту или иную
информацию
Если у вас нет компьютера, то
информация в книге для вас
более доступна,
чем на
компактдиске
Свойства информации
ЭОР 2
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/91c00bd48d59436dab7a
ad93863481b0/%5BINF_014%5D_%5BQS_01%5D.html
По способу восприятия человеком информация может быть разделена на
следующие виды:
• Аудиальная (звуковая) – ее мы получаем с помощью слуха;
• Визуальная (зрительная) – ее мы получаем с помощью зрения;
• Обонятельная – ее мы получаем с помощью обоняния;
• Вкусовая – ее мы получаем с помощью вкуса;
• Тактильная – ее мы получаем с помощью осязания
ЭОР 3 http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/b9804a1c5600443a9e76
1b2a7bd471b3/%5BINF_009%5D_%5BQS_02%5D.html
ЭОР 4 http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/48633053164c441690d6
1123228311c0/%5BINF_009%5D_%5BQS_04%5D.html Это интересно знать!
Около 8090% информации здоровый человек получает при помощи органов зрения
(визуально), примерно 815% при помощи органов слуха (аудиально) и только 1
5% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). А вот,
например, лисы, собаки и многие другие животные основную часть информации
получают с помощью носа. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей
главная информация звуковая.
Закрепление
Выполнение теста
ЭОР 5 http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/117a9cdc1b1d4f0c94c4
21f2644d5dce/index_listing.html
Домашнее задание.
Написать о видах информации, которые способны получать животные и растения
(какие виды информации являются главными для того или иного животного или
растения.
Информация. Виды информации
Информация. Виды информации
Информация. Виды информации
Информация. Виды информации
Информация. Виды информации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.