Инклюзивное образование на уроках русского языка
Оценка 4.9

Инклюзивное образование на уроках русского языка

Оценка 4.9
docx
19.11.2019
Инклюзивное образование на уроках русского языка
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ на уроках русского языка и литературы — копия.docx

 

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

на уроках русского языка и литературы

Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для обучающихся  с инвалидностью.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на обучающихся и признающую, что все обучающиеся — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все обучающиеся .

Восемь принципов инклюзивного образования:

1.       Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2.       Каждый человек способен чувствовать и думать;

3.       Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4.       Все люди нуждаются друг в друге;

5.       Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6.       Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7.       Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8.       Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

·         Каждый студент имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.

·         Каждый студент имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.

·         Обычные учебные заведения с  инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование всем и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

Инклюзивное образование с большей вероятностью обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые обучающиеся  с ОВЗ могут освоить), оно дает возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде, позволяет задействовать групповую учебную деятельность.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении студентов с особыми образовательными потребностями:

1.     Дифференцированное обучение студентов  с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.

2.     Интегрированное обучение студентов в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

3.     Инклюзивное обучение, когда студенты с особыми образовательными потребностями обучаются совместно в обычном классе.

В федеральном законе «Об образовании»  зафиксировано право обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на специальные образовательные условия и введено понятие инклюзивного образования — «обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

.

Недавно появился еще один вид образования - инклюзивное или включенное образование. Инклюзивное образование, воспринимает ученика таким, каким он есть, подстраивает под него систему образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая обеспечивает доступ к образованию для обучающихся  с особыми потребностями, уменьшая дискриминацию таких . Таким образом, инклюзивное образование является наиболее перспективной формой образования с особыми образовательными потребностями.

Первое, что должен сделать преподаватель для того, чтобы помочь адаптироваться студентам с особенностями развития в музыкальном колледже – это создание психологически комфортной образовательной среды.

Необходима спокойная рабочая обстановка на уроке. Преподаватель ни в коем случае не должен допускать возникновения стрессовых ситуаций, уметь избегать их, разряжая обстановку, например, переключить внимание студентов на другой вид деятельности. Кроме этого обязательно проводить беседы со студентами о толерантности и уважении друг к другу как на занятиях на уроках , так и на внеклассных мероприятиях.

 Чтобы сохранить и укрепить здоровье , необходимо учитывать медицинские  рекомендации. Прежде всего знакомлюсь с картами здоровья, чтобы максимально распределить рабочие места в кабинете, учитывая диагноз. Очень важно проведение физкультминуток на уроках, для этого используются видеоролики с веселыми зарядками. Провожу урок «Кардиограмма»по теме «Правописание безударных гласных в проверяемых ударением».

На этом уроке не только выполняется работа над ошибками, разбирается правописание безударных гласных, проверяемых ударением, но и идет разговор о самом важном в жизни человека- его здоровье.

1 Работа над ошибками, допущенными в диктанте

2 Орфографический диктант «удвоенная и мнимая удвоенная согласная в корне»

3 Студенты под руководством преподавателя составляют таблицу «Орфограммы в корне»

4 Выполнение упражнений по закреплению

5 Слово преподавателя. Изучение вопросов, связанных с заключительным этапом жизнедеятельности человека , всегда было и остается актуальной задачей любого общества.

6 Словарная работа. Что изучает ГЕРОНТОЛОГИЯ ?- это наука о старении, старости и долголетии человека .А для того , чтобы достичь долголетия, стать долгожителем мы обязаны заботиться о своем здоровье.

7 Выполнить задание :

 а. подберите к слову здоровье однокоренные слова и разберите их по составу.

б. какие , по Вашему мнению , факторы необходимы для сохранения здоровья ? Сформулируйте и запишите их в тетрадь.

СЕКРЕТЫ КРАСОТЫ. ГЛАВНЫЕ ЗАПОВЕДИ СОХРАНЕНИЯ КРАСОТЫ И ЗДОРОВЬЯ.

Раньше ложиться и раньше вставать.

Как можно больше быть на свежем воздухе

Чаще открывать в комнатах форточки ,в  особенности  перед тем, как ложиться спать .

Температура в спальне не должна превышать 18градусов.

Не спать на мягких подушках и матрацах.

Каждый день делать зарядку, но не до усталости.

Строго соблюдать чистоту тела.

Одеваться всегда по погоде. Держать ноги теплыми , теплее , чем голову.

Всегда не только утром , но и на ночь умываться .

Есть в определенные часы.

Никогда не наедаться до того , чтобы почувствовать тяжесть в желудке.

Вставать из-за стола с легким чувством голода.

Чем меньше движения , тем меньше еды.

Именно такой вид урока позволяет учащимся при выполнении заданий передвигаться по классу .Это происходит в тот момент , когда на доске делают работу над ошибками , а так же заполняют таблицу :»Орфограммы в корне»(орфограммы – гласные, орфограммы – согласные) .

Во избежание переутомления необходимо на уроке разнообразить виды деятельности  студентов.

Изучение теории позволяет решать несколько задач, среди которых первостепенное значение имеет развитие речи как устной, так и письменной. Студенты должны овладеть основными нормами русского литературного языка, обогатить свой словарный запас, совершенствовать навыки грамотного письма. Поэтому на уроках много внимания уделяется «ошибкоопасным» написанием. В начале учебного года провожу урок повторения ранее изученного материала, к сожалению, студенты, знающие формулировки правил орфографии, зачастую не умеют опираться на них в процессе письма, не всегда обнаруживают в тексте места, чреватые ошибками. Чтоб вызвать интерес к уроку и инициативность работы, реально формирующие орфографические и пунктуационные навыки,   обращаюсь к творческому взаимодействию с учащимися. Предлагаю им такую форму работы, когда студент становится на место преподавателя. Провожу урок в виде деловой игры «Я учитель».

                   

 

 

 

              Тема урока «Повторение орфографии» .

Предлагается недеформированный текст А.П.Чехов « Степь» на экране .

                      Задания для учащихся :

Задание № 1 . Подчеркнуть в тексте самые ошибкоопасные (по мнению учащихся) места . Сначала работа делается индивидуально , а затем её результаты обсуждаются . Эта работа необходима, чтобы не подчеркивать слишком простые орфограммы.

 

 

Данная работа развивает орфографическую зоркость, воспитывает уважение к труду, дает возможность высказать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с одногруппниками.

Таким образом, внимание учащихся постоянно сосредоточено на предложенном тексте. Они приучаются самостоятельно видеть трудные орфограммы, а значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта. Позиция студентов при этом- не «я экзаменующийся», а «я экзаменующий», что создаёт иной уровень речевого поведения важнейшую роль в котором играет обучающийся. Происходит повторение, более успешное, чем при традиционной формулировке задания. При проверке сразу можно увидеть орфографические правила, которые трудны для студентов. Домашнее задание составить деформированный текст.

Можно сделать вывод, только в новых связях, непривычных  сцеплениях, под новым углом зрения обнаруживается подлинная глубина понимания и знания.

Тот кто идеально выучил правило, никогда не научится писать без ошибок, лишь студент, проявивший интерес к закономерности языка, сфокусировавший на ней внимание, увидевший в её конкретных и ярких структур, готов ответить на призыв учителя к сотрудничеству интересом и активностью, поскольку учебная мотивация сформулирована.

  Также очень важно создание в учебном процессе «ситуации успеха» для студента – обстановки, располагающей его  к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы каждый обязательно справился с работой. Для совершенствования орфографической зоркости выполняем следующее задание : составить из букв, входящих в конкретное «ошибкоопасное» слово, как можно больше слов. Составляют учащиеся слова , имеющие форму именительного падежа. Это задание заставляет всматриваться в буквенный состав слова, запомнить его . Учащимся предложены следующие слова : ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ , СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ .Проведена на уроке такая работа : составить из букв предложенного слова (преподаватель) предлоги и приставки .(Предлоги : в, до, от, по, про; приставки : а, па, пра, пре, ре).

Для студентов с ограниченными возможностями здоровья  необходимы различные модификации и варианты в способах подачи информации. 

При  усвоении нового материала нужно помнить, что новый материал в большом объеме нельзя давать в один прием, необходимо поэтапное усвоение. На уроках литературы лучше объяснение давать не в форме лекций, а в форме бесед или комментированного  чтения. При закреплении изученного материала на уроках русского языка при выполнении упражнений задания необходимо разбивать чётко по шагам, для облегчения их выполнения. При выполнении упражнений, направленных на формирование умений и навыков может быть реализован индивидуальный подход .Студентам, у которых умения и навыки по какому-либо разделу сформированы непрочно, предлагается выполнить словарную работу или словарный диктант , но не просто записываем слова , а выполняем ещё дополнительное задание. Например , словарный  диктант: гласный звук, слог , ударение , синоним , точка , дефис , морфема , орфограмма . Дополнительное задание : определить , к какому разделу науки о языке относятся данные термины . В это время остальные учащиеся выполняют разные виды разбора: фонетический, морфологический, синтаксический .

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Игрообучение (обучение, основанное на активных методах обучения) благотворно влияет на формирование положительной учебной мотивации обучающихся с особыми потребностями  («Орфографическая зоркость», «Заменить словосочетания одним словом», «Составь рассказ по опорным словам»). Учащиеся записывают слова с непроизносимыми согласными , задача состоит в том, что нужно записать не только правильно слова и словосочетания, но и составить связный текст .Вот эти слова :мои ровесники , разговор со сверстниками , областная конференция , участвовать в обсуждении , устное изложение , словесное представление, интересные факты, предчувствовать победу, чествовать победителя .

Единицей языка и речи является текст. Именно текст представляет собой продукт речевой деятельности. На уроках учащимся предлагаются разные тексты , они должны озаглавить текст , определить микротему , назвать тип речи .              

                                               Раскрашивание текста .

На экране выводится текст из произведения известного писателя , удаляются все слова – краски . Места пропусков не указываются , они сами самостоятельно «оживляют» , раскрашивают текст . Берется отрывок из произведения К.Паустовского «Растрёпанный воробей» .

  «Было тихо , что казалось , всё спит кругом: дом, и сад и лев .Не спали только Маша , отопление и зима . Маша смотрела в окно , отопление пищало свою песню , а зима сыпала и сыпала с неба снег . Он летел мимо фонарей и ложился на землю. И было непонятно , как с неба может слетать снег . И ещё было непонятно , почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине цветы. Но непонятнее всего была ворона . Она сидела на ветке за окном и смотрела на Машу .»

Преподаватель проверяет работы студентов, они с большим удовольствием читают свои маленькие рассказы . И только после этого на экране появляется полный авторский текст , в котором выделены ранее пропущенные слова : «Было так тихо , что казалось , всё спит кругом: весь дом, и сад за окном и каменный  лев , что сидел внизу у ворот и все сильнее белел от снега .Не спали только Маша , отопление и зима . Маша смотрела в окно , отопление тихонько пищало свою теплую песню , а зима сыпала и сыпала с неба густой тихий снег . Он летел мимо фонарей и ложился на землю. И было непонятно , как с такого черного неба может слетать такой белый снег . И ещё было непонятно , почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона . Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая,  на Машу .»

Даже лучшие работы не выдерживают сравнения  с авторским текстом , и это наглядно и убедительно показывает им как много и упорно надо работать над своей речью , чтобы грамотно и выразительно писать и говорить .

При обучении необходимо реализовывать принцип: от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству. Поэтому как можно чаще привлекать студентов к участию в городских мероприятиях , олимпиадах , конкурсах .Студенты музыкального колледжа приняли активное участие в акции «Письмо Победы». Они писали письма в прошлое , членам своих семей , принимавшим участие в событиях , связанных с Великой Отечественной войной . Задача каждого автора максимально отразить в письме свой личный вклад в дело сохранения наследия Великой Победы . После этог в колледже состоялся концерт , посвященный Дню Победы , на котором зачитывались выдержки из лучших работ . Одна из таких работ выполнена студентом с ограниченными возможностями Данилян Виталием …Вы сохранили для нас мир , отдав , не задумываясь свои жизни . Я употребляю местоимение Вы , подразумевая солдат разных национальностей , для которых самое главное было одержать победу , уверенность , чувство долга прежде всего перед собой , а затем перед Родиной . Мир , завоеванный Вами , сейчас очень хрупкий , как хрустальный шар . И наша задача в данный момент спасти и отстоять этот хрустальный мир . Возможно это лишь тогда, когда не будет деления на нации , а только единство всех народов , живущих на моей необъятной Родине …

Творческие работы способствуют укреплению и повышению познавательных интересов , развитию творческого мышления , индивидуальности каждого .

В ноябре в колледже состоялась литературно музыкальная композиция  «Страна березового ситца» , на которой Данилян Виталий исполнил две песни на стихи Есенина «На земле живут лишь раз», «Не жалею , не зову , не плачу» .

Современное общество нуждается в речевой личности : иными словами , сейчас остро необходим человек , который в любой ситуации мог бы грамотно вести диалог , ответить четко и обстоятельно на поставленный вопрос , сообщить необходимые сведения (неслучайно общество , в котором мы живем , называется информационным), корректно и лаконично возразить собеседнику или со знанием дела поддержать его точку зрения . По речи можно оценить человека , понять насколько он развит и духовно богат .Вот почему нет сегодня более насущной для становления нации в её новом качестве дисциплины , чем русский язык , литература и культура речи .

 

 

 

 

Инклюзивное образование на уроках русского языка

Инклюзивное образование на уроках русского языка

Инклюзивное образование на уроках русского языка

Инклюзивное образование на уроках русского языка

Инклюзивное образование на уроках русского языка

Инклюзивное образование на уроках русского языка

Инклюзивное образование на уроках русского языка

Инклюзивное образование на уроках русского языка

Инклюзивное образование на уроках русского языка

Инклюзивное образование на уроках русского языка

Инклюзивное образование на уроках русского языка

Инклюзивное образование на уроках русского языка

Инклюзивное образование на уроках русского языка

Инклюзивное образование на уроках русского языка

Инклюзивное образование на уроках русского языка

Инклюзивное образование на уроках русского языка

Инклюзивное образование на уроках русского языка

Инклюзивное образование на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2019