Инклюзивное обучение в школе
Здравствуйте,уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться опытом работы инклюзивного обучения, когда дети с особыми образовательными возможностями обучаются в классе с обычными детьми.
Среди моих учащихся есть дети которые обучаются по адаптированной образ программе 7.1.
Одной из основных трудностей в работе в инклюзивном классе это организация урока. Очень сложно построить на уроке работу с учащимися которые не успевают за темпом класса, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их усовершенствовании.
В педагогике существует достаточное большое количество классификаций методов и приемов обучения, Я выделила для себя 3 основных :(Слайд 1)
1. Репродуктивный метод- это метод в котором применение ранее изученного осуществляется, основываясь на образец т.е. алгоритм действий, Когда к примеру на уроке русского языка, дети пишут изложение по коллективно составленному плану, а дети с ОВЗ используют карточку с вопросами и ключевыми словами, по которому они восстанавливают текст.
Например на уроке математики при выполнении тренир.упражнений на сложение двухзначных чисел, дети с ОВЗ выполняют по карточкам -помощницам в которых предложен алгоритм выполнения действий.
Таким образом ,я считаю, что обучение с использованием алгоритмов,карточек с правилами являются эффективным средством для обучения учащихся с ОВЗ, так как это своеобразная помощь которая приходит на «выручку» детям во время изучения новой темы и при выполнении упражнений.
2. Объяснительно-иллюстративный метод. Когда в своей работе мы используем не только речь, не просто доску или учебник к примеру. При объяснении материала детям с ОВЗ и применяю наглядно-иллюстративный материал. К примеру при написании изложения ,использую наглядный материал, чтобы ребенок с ОВЗ мог себе представить происходящие события в тексте.
3. Частично-поисковый или эвристический метод.
1. Это момент когда ребенку нужно решить проблему, добыть знания пользуясь подготовленными карточками.
Учащиеся начинают обдумывать возможные способы решения проблемы. На этом этапе стимулирую их познавательный интерес. Учащиеся высказывают возможные варианты решения задачи,полученные результаты осмысливаются, делают выводы .(результаты можете увидеть на слайде)
Из которых он может выбрать и создать свой мини- проект .
К примеру,на уроке окружающего мира детям предлагалось выполнить мини проект, «Красная книга» Хаб.края, дети ОВЗ составляли проект используя готовые картинки животных и тексты.
Приемы , которые использую я использую в работе с ОВЗ.
2.Создание ситуации успеха. Здесь ведется Работа у доски
например урок закрепления знаний, работаем по учебнику с тренив. упраженениями
Например, в учебнике выбирается более простое и легкое задание ,которое по силам обучающемуся . Помимо этого чтобы ребенок чувствовал себя более успешным при работе у доски ,то я даю право выбора я предлагаю, ему выполнить такие примеры, с которыми он сможет справиться.т.е Самому выбрать.
3.Индивидуальные задания с самопроверкой. Обучающемуся дается карточка с примерами. Где то 10. Он их решает, затем открывает правильные ответы и сверяет их со своими. В строке, напротив примера ставит плюс или минус. Затем он подсчитывает плюсы и оценивает свою работу в соответствии с заданными критериями.так же эту работуц можно выполнять со словарными словами.
Конечно же, одним из самых важных моментов в обучении ребенка с ОВЗ это его социализация. Поэтому, несмотря на то, что они испытывают трудности в усвоении программного материала, мы с ребятами класса никогда не оставляем их в стороне. Они принимает участие во всех мероприятиях класса, заучивает и рассказывают стихотворения на внутриклассных праздниках, посвященных 8 марта, 23 февраля и т.д., активно принимают участие в школьных и районных творч.конкурсах.
Исходя из всех вышеназванных методов и приемов моей работы, хочу дать несколько советов педагогам, работающим в инклюзивных классах.
Если в вашем классе появился ребенок с ОВЗ:
Ø Относитесь к нему также, как и к другим детям, ничем его не выделяя.
Ø Учитывайте его индивидуальные возможности и способности, давайте на уроке ему такие задания, с которыми он сможет справиться наиболее успешно.
Ø Никогда не теряйте ребенка из поля зрения.
Ø Создавайте для ребенка ситуацию успеха (вызывайте чаще к доске, вовлекайте во внутриклассные и внутришкольные дела, давайте возможность высказать свою точку зрения и т.д.)
Начальная школа – фундамент для дальнейшего развития и обучения ребенка и от нас педагогов зависит то, какие кирпичики мы заложим в этот фундамент. Пойдет ли ребенок дальше, сможет ли развить свои способности, будет ли успешен в дальнейшем.
Дети с ОВЗ нуждаются в повышенном внимании и индивидуальном подходе. Если мы будем применять эти приемы то образовательный процесс будет для них комфортным и успешным
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.