ИННОВАЦИИ В ДОУ: НЕЙРОЙОГА - КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ МЕТОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Оценка 4.8

ИННОВАЦИИ В ДОУ: НЕЙРОЙОГА - КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ МЕТОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Оценка 4.8
docx
Детсад
14.05.2024
ИННОВАЦИИ В ДОУ: НЕЙРОЙОГА - КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ МЕТОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Статья Тайдакова О.А..docx

 

ИННОВАЦИИ В ДОУ:

НЕЙРОЙОГА - КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ МЕТОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

Тайдакова Ольга Андреевна,

инструктор по физической культуре

I квалификационная категория

 

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из приоритетных задач Федеральной образовательной программы дошкольного образования и Федерального государственного стандарта  дошкольного образования. В данных документах уделяется большое внимание вопросам физического развития детей дошкольного возраста.

Целью образовательной работы по физическому развитию дошкольников в соответствии с ФОП ДОУ И ФГОС ДОУ является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; развитие физических качеств.

Это определяет для дошкольного учреждения основное направление деятельности в области физического воспитания: создание единого процесса взаимодействия педагога и воспитанников, в условиях которого органично переплетены все образовательные области, а в итоге у каждого ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения сформировано представление о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни.

Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобретение опыта детьми в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

В соответствии с актуальностью темы в дошкольном учреждении должна осуществляться физкультурно-оздоровительная деятельность с применением методов оздоровления и здоровьесбережения, как важнейшего условия успешного обучения, социализации и гармоничного развития детей.

Для успешно психического и физического развития детей  важна не просто двигательная активность, а такие движения, которые способствовали бы повышению уровня нейродинамики (тонуса) и активизации работы мозга ребенка. Этим условиям полностью отвечают упражнения нейройоги.

Нейройога - это инновационный подход к развитию детей старшего дошкольного возраста, который направлен на укрепление их физического и эмоционального здоровья.

Весь детский опыт, приобретаемый в процессе социализации, связан с развитием и совершенствованием произвольных движений. Развивая двигательную сферу ребенка, мы идем по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических свойств и процессов. Поэтому включение метода нейройоги в деятельность ребенка существенно расширяет его физические и психические возможности.

Детская нейройога - это комплекс практик, основанных на традиционной йоге, но адаптированных для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Этот метод включает в себя физические упражнения, дыхательные техники, медитации и игры, которые помогают развивать когнитивные способности, эмоциональный интеллект и моторику ребенка, содействуют развитию подвижности, ловкости и координации движений, формированию правильной осанки у ребенка.

Нейройога базируется на положениях ведущих специалистов отечественной клинической психологии и нейропсихологии. Автор этого метода - нейропсихолог из Санкт-Петербурга Светлана Олеговна Кузнеченкова. Суть методики хорошо изложена в ее книгах «Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья».

Занятия нейройогой рекомендуется проводить с детьми 5-7 лет (старшая и подготовительная группа)  2 раза  в неделю.

Продолжительность занятия: не более 25 минут.

Цель занятий:  развитие и укрепление физического и психического здоровья детей.

Задачи:

1)   создание условий для развития личности ребенка;

2)   обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

3)   соблюдение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

4)   развитие крупной и мелкой моторики, речи, памяти, внимания, мышления;

5)   развитие эмоционально-коммуникативной сферы личности;

Задачи  решаются с помощью следующих упражнений:

1. Растяжки-разминки - оптимизация тонуса мышц, снятие напряжения. Тренируют вестибулярный аппарат, улучшают синхронность движения, повышают активность, дают прилив бодрости, укрепляют мышцы тела, улучшают настроение, учат более открыто выражать свои чувства.

2 Массажи - стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал, также помогают размять мышцы и подготовить их к выполнению более сложных упражнений.

3 Глазодвигательные упражнения - расширяют поле зрения, улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие, активизируют процесс обучения и повышают энергетизацию организма.

4 Артикуляционные упражнения - необходимы для укрепления и развития речевого аппарата, улучшения произношения.

5.Упражнения на развитие мелкой и общей моторики - обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (непроизвольных дополнительных движений), обеспечивают развитие высших психических функций и способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей головного мозга, отвечающих, в первую очередь за поведение, умение контролировать свои действия. Мелкая моторика способствует развитию интеллекта, а также является серьезным тонизирующим фактором.

6.Сложные растяжки предназначены для различных целей: успокаивают нервы,  улучшают сон, развивают гибкость и подвижность позвоночника и ног, укрепляют мышцы живота, повышают жизненный тонус организма, тренируют чувство равновесия и др.

7.Функциональные упражнения - предназначены, в первую очередь для развития коммуникативных навыков, именно поэтому они рассчитаны на парное или групповое выполнение. Также они развивают внимание, снижают импульсивность, агрессивность и гиперактивность.

8.Скороговорки предназначены для отработки правильного произношения, ведь хорошая речь  - важное условие развития гармоничной, уверенной в себе личности.

9.Дыхательные упражнения - улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль над поведением и произвольность, снижают гиперактивность и импульсивность, успокаивают,  способствуют улучшению концентрации внимания. Благодаря дыхательным упражнениям увеличивается объем легких, усиливается газообмен,  улучшается кровообращение. Под воздействием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что естественно способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

10.Релаксация в конце каждого комплекса предназначена для отдыха, расслабления.

Все упражнения проходят в игровой форме и  построены на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которые наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми. Основу занятий составляют комплексы из статических упражнений и упражнений на растяжку. Они достаточно просты в освоении и применении, создают высокую мотивацию и дают наглядный и быстрый эффект уже на начальных этапах освоения.

На каждом занятии дети  отправляются  в необыкновенное путешествие, где они встречают диковинных животных. Выполняя их задания, дети ползают, двигаются как они, потягиваются, сворачиваются в комочек, глядят «во все глаза», глубоко дышат, и обязательно отдыхают.

Благодаря тому, что упражнения нейройоги проводятся в игровой форме, они интересны и привлекательны для детей, поэтому, дошкольники переносят свои знания и умения, двигательные навыки в свою повседневную жизнь. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть этого здоровьесберегающего метода.

Увлекательная форма занятий позволяет детям насытиться хорошим настроением, позитивной  энергией, их девизом становится «Я хочу! Я знаю! Я могу!».

Для наилучшего результата оздоровления и развития детей необходимо выполнять упражнения в системе. Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть: настроить детей на работу,  разогреть суставы, подготовить организм к занятию, В подготовительную часть включаются разминки с упражнениями на растяжку, подвижность суставов, самомассажи, динамические упражнения. Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки - отдых, позитивный эмоциональный настрой. Необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание.

Основная часть: вначале разучивается комплекс статистических упражнений, в котором уделяется внимание каждому движению, при выполнении позы. Выполнять позу правильно, без напряжения,  дыхание спокойное, ровное. Предложить ребёнку представить мысленно, на кого похожа поза – на животное, птицу или предмет. Это придаёт эмоциональный настрой и поможет ребёнку быстрей освоить позу.

Заключительная часть: основная задача части - научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние. Поэтому последние физические упражнения (поза) в йоге - упражнения на расслабление. Самое удобное положение для расслабления - лежа на спине. (сидя - «поза кучера»). Чтобы достичь полного отдыха, мышечного расслабления, необходимо концентрировать внимание на спокойном дыхании. На медленном выдохе, расслаблять мышцы всего тела. Важен этап выхода из расслабления: спокойно сделать вдох и выдох полным дыханием, пальцы соединить в замок и поднять над головой, хорошо потянуться всем телом, опустить руки, спокойно сесть, вытянув ноги и снова потянуться. Улыбнуться, мысленно пожелать всем здоровья и хорошего настроения.

Ключевыми факторами успеха занятий нейройогой являются регулярность и правильность выполнения упражнений, а также позитивная мотивация ребенка к занятиям.

Ожидаемые результаты:

1)   Улучшение психосоматического здоровья детей: повышение тонуса организма, укрепление иммунитета, вестибулярного аппарата, развитие костно-мышечной структуры, улучшение работы внутренних органов.

2)   Повышение устойчивости нервной системы, и, как следствие: снижение тревожности, гиперактивности, импульсивности.

3)   Улучшение сна и аппетита.

4)   Улучшение поведения, повышение внимательности, усидчивости, умения организовать свою деятельность.

5)   Развитие интеллектуальной сферы ребенка и познавательной активности;

6)   Раскрытие творческого потенциала, выявление и целенаправленное развитие всех имеющихся у ребенка способностей.

7)   Активизация всех высших психических функций ребенка: памяти, речи, мышления, моторики, внимания и т.д.

Для получения ожидаемых результатов необходимо педагогическое просвещение педагогов и родителей (законных представителей)  в вопросах укрепления охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста посредством проведения мастер – классов  с целью ознакомления с практическими упражнениями нейройоги.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Родителям (законным представителям) рекомендуется  выполнять упражнения вместе с ребенком дома, что благоприятно повлияет на физическое и эмоциональное развитие ребенка, а также сплочение семьи. Педагогми рекомендуется использовать упражнения нейройоги в разные режимные моменты, в двигательной деятельности, в непосредственно – образовательной деятельности, на прогулке, на досугах и развлечениях.

Применение нейройоги имеет ряд преимуществ:

-  соответствие ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста - игре;

-  упражнения в нейройоге не требуют специального оборудования, поэтому их легко включать в повседневную деятельность ребенка;

- развитие гибкости и координации движений у детей, что способствует правильному формированию опорно-двигательного аппарата; улучшение кровоснабжения мышц и органов, а также повышение их функциональности;

- развитие концентрации внимания и памяти. Регулярные занятия позволяют детям научиться управлять своим дыханием и эмоциями, что благотворно сказывается на их общем психологическом состоянии и познавательной деятельности;

- развитие самоконтроля, дисциплинированности и способности работать в команде, что  помогает создать благоприятный психологический  климат в коллективе.

В целом,  метод нейройоги помогает комплексно развивать когнитивные способности, эмоциональный интеллект, моторику и двигательную активность ребенка, его подвижность, ловкость и координацию движений. Поэтому нейройога представляет собой эффективный и безопасный метод для укрепления психического и физического здоровья и развития детей старшего дошкольного возраста.

 

Список используемой литературы:

1.     Кузнеченкова, С.О. Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья / С.О. Кузнеченкова // Неврология /под ред. И. Авидон.- Санкт – Петербург: Речь, 2010.

2.     Кузнеченкова, С.О. Полезные сказки и упражнения для родителей / С.О. Кузнеченкова // Детская психология /под ред. И. Авидон.- Санкт – Петербург: Речь, 2010.


 

3.    

ИННОВАЦИИ В ДОУ: НЕЙРОЙОГА -

ИННОВАЦИИ В ДОУ: НЕЙРОЙОГА -

Нейройога - это инновационный подход к развитию детей старшего дошкольного возраста, который направлен на укрепление их физического и эмоционального здоровья

Нейройога - это инновационный подход к развитию детей старшего дошкольного возраста, который направлен на укрепление их физического и эмоционального здоровья

Упражнения на развитие мелкой и общей моторики - обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (непроизвольных дополнительных движений), обеспечивают развитие высших психических функций и способствуют активизации…

Упражнения на развитие мелкой и общей моторики - обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (непроизвольных дополнительных движений), обеспечивают развитие высших психических функций и способствуют активизации…

Увлекательная форма занятий позволяет детям насытиться хорошим настроением, позитивной энергией, их девизом становится «Я хочу!

Увлекательная форма занятий позволяет детям насытиться хорошим настроением, позитивной энергией, их девизом становится «Я хочу!

Для получения ожидаемых результатов необходимо педагогическое просвещение педагогов и родителей (законных представителей) в вопросах укрепления охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста посредством проведения мастер…

Для получения ожидаемых результатов необходимо педагогическое просвещение педагогов и родителей (законных представителей) в вопросах укрепления охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста посредством проведения мастер…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2024