ИННОВАЦИИ В ДОУ:
НЕЙРОЙОГА - КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ МЕТОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Тайдакова Ольга Андреевна,
инструктор по физической культуре
I квалификационная категория
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из приоритетных задач Федеральной образовательной программы дошкольного образования и Федерального государственного стандарта дошкольного образования. В данных документах уделяется большое внимание вопросам физического развития детей дошкольного возраста.
Целью образовательной работы по физическому развитию дошкольников в соответствии с ФОП ДОУ И ФГОС ДОУ является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; развитие физических качеств.
Это определяет для дошкольного учреждения основное направление деятельности в области физического воспитания: создание единого процесса взаимодействия педагога и воспитанников, в условиях которого органично переплетены все образовательные области, а в итоге у каждого ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения сформировано представление о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобретение опыта детьми в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
В соответствии с актуальностью темы в дошкольном учреждении должна осуществляться физкультурно-оздоровительная деятельность с применением методов оздоровления и здоровьесбережения, как важнейшего условия успешного обучения, социализации и гармоничного развития детей.
Для успешно психического и физического развития детей важна не просто двигательная активность, а такие движения, которые способствовали бы повышению уровня нейродинамики (тонуса) и активизации работы мозга ребенка. Этим условиям полностью отвечают упражнения нейройоги.
Нейройога - это инновационный подход к развитию детей старшего дошкольного возраста, который направлен на укрепление их физического и эмоционального здоровья.
Весь детский опыт, приобретаемый в процессе социализации, связан с развитием и совершенствованием произвольных движений. Развивая двигательную сферу ребенка, мы идем по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических свойств и процессов. Поэтому включение метода нейройоги в деятельность ребенка существенно расширяет его физические и психические возможности.
Детская нейройога - это комплекс практик, основанных на традиционной йоге, но адаптированных для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Этот метод включает в себя физические упражнения, дыхательные техники, медитации и игры, которые помогают развивать когнитивные способности, эмоциональный интеллект и моторику ребенка, содействуют развитию подвижности, ловкости и координации движений, формированию правильной осанки у ребенка.
Нейройога базируется на положениях ведущих специалистов отечественной клинической психологии и нейропсихологии. Автор этого метода - нейропсихолог из Санкт-Петербурга Светлана Олеговна Кузнеченкова. Суть методики хорошо изложена в ее книгах «Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья».
Занятия нейройогой рекомендуется проводить с детьми 5-7 лет (старшая и подготовительная группа) 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия: не более 25 минут.
Цель занятий: развитие и укрепление физического и психического здоровья детей.
Задачи:
1) создание условий для развития личности ребенка;
2) обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
3) соблюдение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
4) развитие крупной и мелкой моторики, речи, памяти, внимания, мышления;
5) развитие эмоционально-коммуникативной сферы личности;
Задачи решаются с помощью следующих упражнений:
1. Растяжки-разминки - оптимизация тонуса мышц, снятие напряжения. Тренируют вестибулярный аппарат, улучшают синхронность движения, повышают активность, дают прилив бодрости, укрепляют мышцы тела, улучшают настроение, учат более открыто выражать свои чувства.
2 Массажи - стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал, также помогают размять мышцы и подготовить их к выполнению более сложных упражнений.
3 Глазодвигательные упражнения - расширяют поле зрения, улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие, активизируют процесс обучения и повышают энергетизацию организма.
4 Артикуляционные упражнения - необходимы для укрепления и развития речевого аппарата, улучшения произношения.
5.Упражнения на развитие мелкой и общей моторики - обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (непроизвольных дополнительных движений), обеспечивают развитие высших психических функций и способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей головного мозга, отвечающих, в первую очередь за поведение, умение контролировать свои действия. Мелкая моторика способствует развитию интеллекта, а также является серьезным тонизирующим фактором.
6.Сложные растяжки предназначены для различных целей: успокаивают нервы, улучшают сон, развивают гибкость и подвижность позвоночника и ног, укрепляют мышцы живота, повышают жизненный тонус организма, тренируют чувство равновесия и др.
7.Функциональные упражнения - предназначены, в первую очередь для развития коммуникативных навыков, именно поэтому они рассчитаны на парное или групповое выполнение. Также они развивают внимание, снижают импульсивность, агрессивность и гиперактивность.
8.Скороговорки предназначены для отработки правильного произношения, ведь хорошая речь - важное условие развития гармоничной, уверенной в себе личности.
9.Дыхательные упражнения - улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль над поведением и произвольность, снижают гиперактивность и импульсивность, успокаивают, способствуют улучшению концентрации внимания. Благодаря дыхательным упражнениям увеличивается объем легких, усиливается газообмен, улучшается кровообращение. Под воздействием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что естественно способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
10.Релаксация в конце каждого комплекса предназначена для отдыха, расслабления.
Все упражнения проходят в игровой форме и построены на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которые наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми. Основу занятий составляют комплексы из статических упражнений и упражнений на растяжку. Они достаточно просты в освоении и применении, создают высокую мотивацию и дают наглядный и быстрый эффект уже на начальных этапах освоения.
На каждом занятии дети отправляются в необыкновенное путешествие, где они встречают диковинных животных. Выполняя их задания, дети ползают, двигаются как они, потягиваются, сворачиваются в комочек, глядят «во все глаза», глубоко дышат, и обязательно отдыхают.
Благодаря тому, что упражнения нейройоги проводятся в игровой форме, они интересны и привлекательны для детей, поэтому, дошкольники переносят свои знания и умения, двигательные навыки в свою повседневную жизнь. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть этого здоровьесберегающего метода.
Увлекательная форма занятий позволяет детям насытиться хорошим настроением, позитивной энергией, их девизом становится «Я хочу! Я знаю! Я могу!».
Для наилучшего результата оздоровления и развития детей необходимо выполнять упражнения в системе. Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть: настроить детей на работу, разогреть суставы, подготовить организм к занятию, В подготовительную часть включаются разминки с упражнениями на растяжку, подвижность суставов, самомассажи, динамические упражнения. Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки - отдых, позитивный эмоциональный настрой. Необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание.
Основная часть: вначале разучивается комплекс статистических упражнений, в котором уделяется внимание каждому движению, при выполнении позы. Выполнять позу правильно, без напряжения, дыхание спокойное, ровное. Предложить ребёнку представить мысленно, на кого похожа поза – на животное, птицу или предмет. Это придаёт эмоциональный настрой и поможет ребёнку быстрей освоить позу.
Заключительная часть: основная задача части - научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние. Поэтому последние физические упражнения (поза) в йоге - упражнения на расслабление. Самое удобное положение для расслабления - лежа на спине. (сидя - «поза кучера»). Чтобы достичь полного отдыха, мышечного расслабления, необходимо концентрировать внимание на спокойном дыхании. На медленном выдохе, расслаблять мышцы всего тела. Важен этап выхода из расслабления: спокойно сделать вдох и выдох полным дыханием, пальцы соединить в замок и поднять над головой, хорошо потянуться всем телом, опустить руки, спокойно сесть, вытянув ноги и снова потянуться. Улыбнуться, мысленно пожелать всем здоровья и хорошего настроения.
Ключевыми факторами успеха занятий нейройогой являются регулярность и правильность выполнения упражнений, а также позитивная мотивация ребенка к занятиям.
Ожидаемые результаты:
1) Улучшение психосоматического здоровья детей: повышение тонуса организма, укрепление иммунитета, вестибулярного аппарата, развитие костно-мышечной структуры, улучшение работы внутренних органов.
2) Повышение устойчивости нервной системы, и, как следствие: снижение тревожности, гиперактивности, импульсивности.
3) Улучшение сна и аппетита.
4) Улучшение поведения, повышение внимательности, усидчивости, умения организовать свою деятельность.
5) Развитие интеллектуальной сферы ребенка и познавательной активности;
6) Раскрытие творческого потенциала, выявление и целенаправленное развитие всех имеющихся у ребенка способностей.
7) Активизация всех высших психических функций ребенка: памяти, речи, мышления, моторики, внимания и т.д.
Для получения ожидаемых результатов необходимо педагогическое просвещение педагогов и родителей (законных представителей) в вопросах укрепления охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста посредством проведения мастер – классов с целью ознакомления с практическими упражнениями нейройоги.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Родителям (законным представителям) рекомендуется выполнять упражнения вместе с ребенком дома, что благоприятно повлияет на физическое и эмоциональное развитие ребенка, а также сплочение семьи. Педагогми рекомендуется использовать упражнения нейройоги в разные режимные моменты, в двигательной деятельности, в непосредственно – образовательной деятельности, на прогулке, на досугах и развлечениях.
Применение нейройоги имеет ряд преимуществ:
- соответствие ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста - игре;
- упражнения в нейройоге не требуют специального оборудования, поэтому их легко включать в повседневную деятельность ребенка;
- развитие гибкости и координации движений у детей, что способствует правильному формированию опорно-двигательного аппарата; улучшение кровоснабжения мышц и органов, а также повышение их функциональности;
- развитие концентрации внимания и памяти. Регулярные занятия позволяют детям научиться управлять своим дыханием и эмоциями, что благотворно сказывается на их общем психологическом состоянии и познавательной деятельности;
- развитие самоконтроля, дисциплинированности и способности работать в команде, что помогает создать благоприятный психологический климат в коллективе.
В целом, метод нейройоги помогает комплексно развивать когнитивные способности, эмоциональный интеллект, моторику и двигательную активность ребенка, его подвижность, ловкость и координацию движений. Поэтому нейройога представляет собой эффективный и безопасный метод для укрепления психического и физического здоровья и развития детей старшего дошкольного возраста.
Список используемой литературы:
1. Кузнеченкова, С.О. Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья / С.О. Кузнеченкова // Неврология /под ред. И. Авидон.- Санкт – Петербург: Речь, 2010.
2. Кузнеченкова, С.О. Полезные сказки и упражнения для родителей / С.О. Кузнеченкова // Детская психология /под ред. И. Авидон.- Санкт – Петербург: Речь, 2010.
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.