|
О.С.Костяков учитель МБОУ «Фрунзенская средняя школа» Сакского района Республики Крым |
ИННОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ СБОРОВ ПО ОСНОВАМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В КУРСЕ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Организация и проведение учебных сборов
Изучение начального периода военной службы призванных в армию и на флот юношей показывает, что многие из них испытывают большие трудности, сталкиваются с серьезными проблемами в новом для них качестве военнослужащих срочной службы. Среди основных причин этого:
во-первых, слабо сформированная, а, нередко, и вовсе негативная установка на военную службу;
во-вторых, отсутствие четких представлений о характере воинской деятельности;
в-третьих, низкая психологическая подготовленность к преодолению определенных трудностей, связанных с выполнением задач в условиях военной службы;
в-четвертых, отсутствие элементарных навыков, необходимых для военной службы;
в-пятых, слабое физическое развитие.
Улучшить дело подготовки допризывной молодежи к военной службе, вызвать интерес, стремление, положительное отношение к ней призваны учебные сборы, которые проводятся в 10-х классах образовательных учреждений. От того, как организованы учебные сборы по основам военной службы, напрямую будут зависеть их педагогические результаты: формирование соответствующих знаний и умений, отношение юношей к военной службе, их мотивация на службу в армии и т.д.
Преподаватели ОБЖ во взаимодействии с сотрудниками военкоматов ищут пути оптимизации подготовки и проведения учебных сборов с учетом имеющихся конкретных условий, способы повышения успешности такого вида образовательной деятельности школьников. Рассмотрим подходы к организации учебных сборов по основам военной службы на примере общеобразовательных организаций Приморского района Санкт-Петербурга.
В Сакском районе Республики Крым учебные сборы проводятся на основании распоряжения Главы администрации «Об организации обучения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Сакского района Республики Крым, начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в учебном году».
К распоряжению прилагается План основных мероприятий по обучению граждан РФ, проживающих на территории района, начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в учебном году (далее – План проведения учебных сборов). В Плане проведения учебных сборов подробно указываются: наименование мероприятий; срок их исполнения; ответственные исполнители.
Учебные сборы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений района проводятся на базе воинской части. Таким образом, все общеобразовательные организации района проводят учебные сборы на базе одной воинской части. Полагаем, что это является особенностью в организации учебных сборов для Сакского района, т.к. не во всех административных районах реализуется подобная схема (одна воинская часть – все ОУ района).
Ответственные за проведение этого вида учебной деятельности - преподаватели-организаторы ОБЖ Сакского района (в том числе и автор) уже в течение длительного времени реализуют в практике своей работы ряд инициатив, направленных на совершенствование проведения учебных сборов. Это следующие организационные инициативы:
1) привлечение к решению вопросов организации учебных сборов администраций муниципальных образований;
2) привлечение сержантов воинской части к проведению учебных занятий в качестве командиров взводов;
3) обмен профессиональным опытом между преподавателями-организаторами ОБЖ: проведение занятий по отдельным темам не только со своими учащимися, но и с учащимися других школ.
Рассмотрим эти организационные инициативы более подробно.
1. Привлечение к решению вопросов организации учебных сборов администраций муниципальных образований, которые оказывают содействие в обеспечении транспортом.
По просьбе методического объединения преподавателей-организаторов ОБЖ и при содействии главы администрации Сакского района администрации муниципальных образований, находящихся на территории района, выделяют автобусы для перевозки к месту проведения учебных сборов (и обратно) учащихся тех образовательных учреждений, которые находятся на их территории.
Например, муниципальное образование выделяет автобусы для перевозки учащихся . Такая помощь имеет большое значение, поскольку позволяет ускорить доставку учащихся к месту сборов, обеспечить четкую организацию начала мероприятия, а также сэкономить денежные средства родителей учащихся и образовательной организации.
2. Привлечение сержантов воинской части к проведению учебных занятий в качестве командиров взводов. В течение нескольких лет к занятиям со школьниками при проведении учебных сборов привлекаются сержанты воинской части (в качестве командиров взводов).
Сержанты заранее отбираются начальником учебных сборов, знакомятся с учебной программой сборов, темами, по которым им предстоит проводить занятия. Для учащихся сержанты являются примером подготовленности к военной деятельности, они обладают знаниями, умениями и навыками, которые могут им продемонстрировать. Для учащихся общение с сержантами, которые практически являются их сверстниками, чрезвычайно важно, поскольку дает наглядный пример того, чего они могут добиться в ближайшей перспективе. Все это стимулирует у школьников более ответственное отношение к начальной военной подготовке.
3. Обмен профессиональным опытом между преподавателями-организаторами ОБЖ: Программа учебных сборов включает проведение занятий по следующим темам: тактическая подготовка; огневая подготовка; строевая подготовка; Уставы Вооруженных Сил; оружие массового поражения; физическая подготовка; медико-санитарная подготовка. При проведении учебных занятий между преподавателями-организаторами ОБЖ разных учреждений осуществляется своеобразное «разделение труда», которое заключается в том, что каждый педагог проводит учебные занятия по определенной теме не только со своими учащимися, но и с учащимися других школ. Целесообразность такого обмена опытом исходит из того, что преподаватели (в большинстве бывшие военные) имеют разную военную специальность, а значит, проводя учебные занятия по направлению своей военной подготовки, они могут осуществить и более качественную подготовку участников сборов.
Такие организационные инициативы, по мнению педагогов, содействуют повышению успешности проведения учебных сборов.
Учебные сборы учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений проводятся на базе воинской части. По прибытии в воинскую часть формируются взводы. Так как количество учащихся школы, принимающих участие в учебных сборах, может быть 8-10 человек, а взвод - это 25-30 человек, то взвод может быть сформирован из учащихся двух-трех школ. Взводу назначается командир – сержант воинской части, который находится вместе с учащимися в период учебных сборов и проводит с ними занятия.
Тематическое планирование учебных сборов по начальной военной подготовке представлено в Таблице.
Таблица
Тематическое планирование учебных сборов по начальной военной подготовке
№ п/п |
Учебные темы |
Количество часов по дням обучения |
Общее кол-во часов |
||||
1 день |
2 день |
3 день |
4 день |
5 день |
|||
1 |
Тактическая подготовка |
- |
- |
2 |
1 |
1 |
4 |
2 |
Огневая подготовка |
- |
3 |
- |
2 |
4 |
9 |
3 |
ЗССМП |
- |
- |
2 |
- |
- |
2 |
4 |
Общевоинские уставы |
4 |
1 |
1 |
2 |
- |
8 |
5 |
Строевая подготовка |
1 |
- |
1 |
1 |
1 |
4 |
6 |
Физическая подготовка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
7 |
Медико-санитарная подготовка |
- |
2 |
- |
- |
- |
2 |
8 |
Основы безопасности военной службы |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
ИТОГО |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
35 |
Учебные сборы начинаются с торжественного открытия, в котором принимают участие учащиеся, прибывшие на учебные сборы, и курсанты воинской части. Торжественное открытие учебных сборов начинается с построения учащихся школ образовательных учреждений и курсантов воинской части на плацу, затем происходит вынос знамени воинской части, прохождение торжественным маршем и с песней военнослужащих. Исполнение указанных воинских ритуалов имеет большое значение, оказывает сильное эмоциональное воспитательное воздействие на учащихся.
После торжественного открытия учебных сборов учащиеся приглашаются в клуб, где им показывается фильм о воинской части, где они будут проходить учебные сборы. Это оказывает на школьников дополнительное мотивирующее воздействие: еще до начала непосредственного обучения они знакомятся с жизнью воинской части.
Кратко рассмотрим содержание учебных занятий по дням проведения учебных сборов.
Первый день. Проводятся занятия:
1) по строевой подготовке, где отрабатываются строевые приемы и движения без оружия;
2) по Уставам ВС. Быт и размещение военнослужащих;
3) по физической подготовке.
4) По основам безопасности военной службы.
Второй день. Занятия:
1) по Уставам ВС;
2) по медицинской подготовке;
3) по физической подготовке.
4) по огневой подготовке. Разборка, сборка автомата Калашникова.
5) по Уставам ВС
Третий день. Занятия:
1) по Уставам ВС. Организация караульной службы. Суточный наряд роты;
2) по строевой подготовке;
3) по тактической подготовке (теория);
4) по физической подготовке.
5) По защите от современных средств массового поражения.
Четвертый день. Проводятся занятия:
1) по огневой подготовке. Выполнение начального упражнения стрельбы из автомата Калашникова боевыми патронами;
2) по тактической подготовке. Передвижение учащихся на поле боя, развертывание в цепь. Атака и оборона в составе взвода.
3) по Уставам ВС;
4) по строевой подготовке;
5) по физической подготовке.
Пятый день. Занятия:
1) по строевой подготовке;
2) по огневой подготовке;
3) по физической подготовке;
4) По тактической подготовке;
В последний (пятый) день проводится закрытие учебно-полевых сборов: построение учащихся на плацу воинской части; наиболее отличившиеся учащиеся награждаются грамотами и подарками.
В ходе учебных сборов учитываются результаты обучения, выставляются оценки в журнал, который заполняет не сержанты, проводившие занятия, а преподаватель ОБЖ. Он выставляет оценки учащимся согласно выполненному нормативу.
Результаты освоения программы учебных сборов (раздел «Основы военной службы» курса ОБЖ, 10 класс) отражают сформированность у обучающихся практических умений по начальной военной подготовке, характеризующих уровень их подготовки к военной службе в современных условиях. Это следующие умения:
- по тактической подготовке - выбор места для стрельбы, маскировка окопа, способы передвижения на поле боя (перебежками и переползанием);
- по огневой подготовке - выполнение неполной разборки автомата Калашникова, подготовка автомата к стрельбе, соблюдение мер безопасности на занятиях по огневой подготовке, выполнение упражнения стрельбы из автомата и метания ручной гранаты;
- по строевой подготовке - выполнение строевых приемов на месте и в движении, выполнение воинского приветствия на месте и в движении;
- по защите от современных средств массового поражения – выполнение приемов радиационной, химической, биологической защиты, выполнение нормативов по надеванию СИЗ;
- по медицинской подготовке – выполнение действий по оказанию первой помощи при кровотечениях и других травмах;
- по физической подготовке - выполнение нормативов в объеме требований, предъявляемых к военнослужащим нового пополнения.
Как показывает опыт преподавателей-организаторов ОБЖ (в том числе и автора работы) Приморского района Санкт-Петербурга, подобная организация учебных сборов целесообразна; педагогические результаты учебных сборов педагоги оценивают как успешные.
В этой связи полагаем, что обозначенные выше инициативы в организации учебных сборов целесообразно рассматривать как инновации.
2. Анализ полученных результатов
В ходе изучения опыта организации и проведения учебных сборов нами выявлены ряд инициатив, направленных на совершенствование этого вида учебной деятельности. Это следующие организационные инициативы (нововведения):
1) привлечение к решению вопросов организации учебных сборов администраций муниципальных образований;
2) привлечение военнослужащих (сержантов) воинских частей к проведению учебных занятий в качестве командиров взводов;
3) обмен профессиональным опытом между преподавателями-организаторами ОБЖ:
С целью выявления, являются ли эти нововведения инновациями, мы провели изучение и анализ педагогических результатов. Исследование проводилось на базе МБОУ «Фрунзенская средняя школа» Сакского района Республики Крым и СОШ Сакского района путем анкетирования учащихся.
В МБОУ «Фрунзенская средняя школа» учебные сборы по начальной военной подготовке проводились с введением организационных инициатив; в остальных школах такие инициативы введены не были.
В анкетировании участвовали 20 учащихся МБОУ «Фрунзенская средняя школа» – экспериментальная группа и 21 учащихся (юноши) остальные школы – контрольная группа. Анкетирование проводилось в два этапа.
Первый этап анкетирования был проведен с учащимися 10 класса в мае 2019 года после изучения основного учебного материала раздела «Основы военной службы», но перед началом учебных сборов.
Второй этап – в июне 2020 года, после прохождения учащимися учебных сборов.
При анкетировании учащимся были заданы следующие вопросы:
1. Нужна ли нашей стране армия?
2. Как вы относитесь к службе в армии?
3. Считаете ли вы, что каждый уважающий себя мужчина должен пройти службу в армии?
4. Какие качества могут быть сформированы в армии?
5. Согласны ли вы с утверждением, что армия делает из юноши настоящего мужчину?
6. Считаете ли вы себя патриотом?
7. Как вы представляете себе подготовку к военной службе?
Результаты ответов учащихся экспериментальной и контрольной групп на вопросы анкеты существенных отличий не имели. Это свидетельствует о том, что выборка репрезентативна (Приложения 3, 4).
Второй этап анкетирования был проведен с этими же учащимися уже 11 класса в июне 2020 года после прохождения учебных сборов в воинской части.
К вышеуказанным вопросам были добавлены два новых вопроса:
1) Изменилось ли ваше отношение к армии после прохождения учебных сборов?
2) Какие занятия во время учебных сборов произвели на вас наибольшее впечатление?
В динамике результаты анкетирования учащихся экспериментальной группы представлены в Приложении 3 и на Рисунке 1 (частично).
Рисунок 1
Результаты ответов учащихся экспериментальной группы
на второй и третий вопросы анкеты
Вопрос 2. Как Вы относитесь к службе в армии?
Варианты ответов:
1. Положительно
2. Отрицательно
3. Затрудняюсь ответить
Вопрос 3.Считаете ли вы, что каждый уважающий себя мужчина должен пройти службу в армии?
Варианты ответов:
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить
Результаты анкетирования позволили сделать следующие выводы:
1. У учащихся изменилось отношение к армии и к службе в армии в положительную сторону. Например, при ответе на вопрос «Считаете ли вы, что каждый, уважающий себя мужчина, должен пройти службу в армии?» на первом этапе анкетирования положительный ответ составил 20% опрошенных, а на втором этапе анкетирования положительный ответ составил 60% опрошенных.
2. У большинства учащихся появилось осознание себя как гражданина своей страны, патриота. Например, при ответе на вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» на первом этапе анкетирования положительный ответ составил 20% опрошенных, а на втором этапе анкетирования положительный ответ составил 60% опрошенных.
В то же время нами было проведено анкетирование учащихся (юношей) 10-ых классов (контрольная группа). В этом учреждении при организации учебных сборов не были введены указанные выше инициативы. Результаты анкетирования учащихся в динамике представлены в Приложении 4.
Сравнив результаты анкетирования обеих групп можно сделать вывод, что учащиеся экспериментальной группы показали более высокий уровень готовности к службе в Вооруженных Силах РФ. Это показывает динамика результатов ответов учащихся на все вопросы анкеты (Приложения 3, 4).
Например, при ответе на вопрос «Считаете ли вы, что каждый, уважающий себя мужчина, должен пройти службу в армии?» положительно ответили 60% учащихся экспериментальной группы (отрицательных ответов не было; затруднились ответить 40% школьников). В контрольной группе этот показатель составляет 42% (отрицательных ответов – 10%; затруднились ответить 48%). На вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» положительно ответили 60% учащихся экспериментальной группы (отрицательных ответов 4%; затруднились с ответом 36%). В контрольной группе на этот вопрос положительно ответили 45% (отрицательных ответов 8%; затруднились с ответом 47%). (Рисунок 2).
Рисунок 2
Результаты ответов учащихся экспериментальной и контрольной групп на второй и третий вопросы анкеты
Вопрос 2. Как Вы относитесь к службе в армии?
Варианты ответов:
1. Положительно
2. Отрицательно
3. Затрудняюсь ответить
Вопрос 3.Считаете ли вы, что каждый уважающий себя мужчина должен пройти службу в армии?
Варианты ответов:
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить
Анализ результатов проведенного исследования показал, что в экспериментальной группе они существенно выше, чем в контрольной. Это означает, что предложенные нововведения в организацию учебных сборов способствуют совершенствованию образовательного процесса, а значит, их можно рассматривать как инновации.
Выводы
1. Изучение опыта проведения учебных сборов по начальной военной подготовке показало, что преподаватели ОБЖ ищут пути совершенствования их организации, учитывая конкретные условия своего образовательного учреждения/образовательных учреждений.
В ходе изучения такого опыта в Сакском районе Республики Крым нами выявлены ряд инициатив, направленных на совершенствование организации и проведения учебных сборов. Это следующие организационные инициативы (нововведения):
1) привлечение к решению вопросов организации учебных сборов администраций муниципальных образований;
2) привлечение военнослужащих (сержантов) воинских частей к проведению учебных занятий в качестве командиров взводов;
3) «разделение труда» между преподавателями-организаторами ОБЖ: проведение занятий по отдельным темам не только со своими учащимися, но и с учащимися других школ.
2. С целью определения, являются ли выявленные нами нововведения инновациями, мы провели экспериментальное исследование. Анализ полученных педагогических результатов показал, что предложенные нововведения в организацию учебных сборов способствуют совершенствованию образовательного процесса, а значит, их можно рассматривать как инновации.
Таким образом, нововведения в организации и проведении учебных сборов по начальной военной подготовке, разработанные применительно к конкретным условиям образовательной организации/образовательных организаций, можно рассматривать как инновации, если они содействуют повышению успешности образовательного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность данного исследования обусловлена наличием противоречия между значимостью проведения учебных сборов по начальной военной подготовке, их объемным содержанием и требованиями к образовательным результатам, с одной стороны, и сложностью решения вопросов организации и проведения таких сборов, с другой. Разрешению такого противоречия могут содействовать инновации в организации и проведении учебных сборов, разработанные применительно к конкретным условиям образовательного учреждения/образовательных учреждений.
Педагогические инновации – это нововведения в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.
Педагогическими инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства, методы, формы, технологии, содержательные программы и т.п. Инновации в педагогической практике направлены на повышение успешности образовательного процесса и содействуют этому.
В курсе ОБЖ педагогические инновации успешно применяются. Это, прежде всего, инновационные технологии и средства обучения. Важно, что в условиях современной школы требует инновационных преобразований и организация образовательного процесса по ОБЖ.
Значимой составляющей курса ОБЖ старшей школы являются учебные сборы по начальной военной подготовке. Учебные сборы проводятся на завершающем этапе изучения раздела курса ОБЖ «Основы военной службы». Учебные сборы для юношей являются формой обязательной подготовки граждан к военной службе. Конечный результат такой подготовки - готовность юношей к защите Отечества, которая представляет комплекс морально-психологических, военно-технических и физических качеств, способность к их мобилизации в экстремальных ситуациях.
Помимо ключевой задачи – подготовки юношей к службе в армии, важными задачами современных учебных сборов являются пропаганда здорового образа жизни, разностороннее развитие молодых людей, воспитание морально-волевых качеств, формирование сознательного гражданского отношения к вопросам личной и общественной безопасности.
Учебные сборы – вид образовательной деятельности, сложный в организационном отношении. Рациональные способы организации учебных сборов, в т.ч. инновационные, будут способствовать повышению успешности их проведения.
Изучение опыта проведения учебных сборов по начальной военной подготовке показало, что преподаватели ОБЖ ищут пути совершенствования их организации, учитывая конкретные условия своего образовательного учреждения/образовательных учреждений.
В ходе изучения такого опыта в Сакском районе Республики Крым нами выявлены ряд инициатив, направленных на совершенствование организации и проведения учебных сборов. С целью определения, являются ли выявленные нами нововведения инновациями, мы провели экспериментальное исследование. Анализ полученных педагогических результатов показал, что предложенные нововведения в организацию учебных сборов способствуют совершенствованию образовательного процесса, а значит, их можно рассматривать как инновации.
Таким образом, нововведения в организации и проведении учебных сборов по начальной военной подготовке, разработанные применительно к конкретным условиям образовательной организации/образовательных организаций, можно рассматривать как инновации, если они содействуют повышению успешности образовательного процесса, что подтверждает справедливость гипотезы нашего исследования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.