УДК 373.1
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ЛОПАТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» ГОМЕЛЬСКОГО РАЙОНА
Зайцева Юлия Александровна
магистр филологических наук, учитель русского языка и литературы
ГУО «Лопатинская средняя школа»
Аннотация: в данной статье предпринята попытка обоснования актуальности внедрения инновационного проекта в учреждениях образования Республики Беларусь на примере средней школы, а также представлены промежуточные результаты участия в инновационной деятельности.
Ключевые слова: образование, проект, инновационная деятельность, сотрудничество, предпринимательская активность
INNOVATIVE ACTIVITY ON THE EXAMPLE OF THE STATE EDUCATIONAL INSTITUTION «LOPATINSKAYA SECONDARY SCHOOL» OF GOMEL DISTRICT
Yuliya Zaitsava
Abstract: This article attempts to justify the relevance of the introduction of an innovative project in educational institutions of the Republic of Belarus using the example of a secondary school, and also presents intermediate results of participation in innovation activities.
Keywords: education, project, innovation, cooperation, entrepreneurial activity
В последние десятилетия система образования в белорусском государстве испытывает значительные модификации, причём данный процесс происходит в условиях быстрых социально-экономических преобразований.
Республике Беларусь для устойчивого развития и социального прогресса необходимы граждане, которые могут активно вести страну к улучшению благосостояния нации и экономически здоровому будущему.
Современные условия развития страны, рынок труда Беларуси требуют внедрения эффективных методов и форм обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию всех потенциальных возможностей и способностей личности учащегося. Современный педагог также нуждается в постоянном обновлении знаний, совершенствовании своего педагогического мастерства и повышении методической компетентности.
Инновационная деятельность учреждений образования как процесс внедрения нового, проверенного, научно-обоснованного и доказавшего свою социально-педагогическую эффективность становится всё более актуальной и перспективной [1].
Вовлечение учащихся в предпринимательские проекты различного формата позволит сформировать умения и навыки деловой активности молодёжи, создать условия для актуализации предприимчивости, инициативы, обеспечить оптимальные условия для профессионального самоопределения и обучения, научить принимать эффективные решения и брать на себя ответственность.
Развитие инновационных процессов подчинено общим закономерностям развития системы образования в Республике Беларусь и направлено на реализацию задач реформирования общеобразовательной школы, выполнение государственных и региональных программ, удовлетворение изменяющихся потребностей населения в образовательных услугах. Источником саморазвития школы становится творчество учителей, их деятельность, которая находит отражение в разработке и введении элементов нового содержания образования, новых образовательных технологий, укреплении связей школы с наукой, обращении к мировому педагогическому опыту. Навыки научно-исследовательской работы становятся неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного учителя [1].
Актуальность инновационного проекта государственного учреждения образования «Лопатинская средняя школа» «Внедрение модели формирования деловой активности учащихся на основе вовлечения в предпринимательские проекты» обусловлена рядом причин, возникших на современном этапе развития общества. В настоящее время в стране получил развитие малый и средний бизнес. Однако процесс его формирования, а также участия в нём молодёжи, не соответствует существующей экономической потребности. Многие современные выпускники не могут оценить свои деловые качества, уровень их сформированности и соотнести их с выбором профессионального будущего в рамках названной потребности. Они имеют слабое представление о том, что возрастает потребность в таких качественных проявлениях, как предприимчивость, деловая активность, ответственность, способность к риску, инициативность. Они не способны к материализации приобретённых экономических знаний: получение прибыли, создание рабочего места, экономический выбор. Школе важно подготовить не отдельных элитных учащихся, а помочь всем в жизненном и профессиональном самоопределении, обеспечить социальную и профессиональную мобильность личности, её конкурентоспособность в современном мире.
«Современный мир вознаграждает не за знания, в поисковых системах есть любая информация, не за школьные оценки, а за то, как человек может эти знания применить», – отмечает директор по образованию и навыкам ОЭСР, глава международной программы по оценке образовательных достижений PISA Андреас Шляйхер [2, с. 25].
По мнению В. А. Гайсёнка, «непрерывное качественное образование приобрело собственный смысл и ценность в структуре жизненных интересов человека. «Образование в течение всей жизни» становится не просто лозунгом, а руководством, обеспечивающим жизненный успех каждого человека» [3, с. 10].
В переходный период к рыночной экономике одной из проблем стала неспособность к адаптации на производстве выпускников учреждений образования. Даже самый успешный выпускник, придя в новый коллектив, с трудом вписывается в производственные процессы. В первую очередь это касается частного предпринимательства и малого бизнеса.
Необходимо отметить, что выпускник получает теоретические знания и практические навыки по избранной профессии в соответствии с государственным образовательным стандартом. Однако в учебных программах и планах невозможно сформировать экономическое мышление, владение которым является основанием профессиональной реализации и успешности в рыночных условиях. Сложился разрыв между полученным образованием и готовностью к профессиональной активности. Поэтому молодёжь необходимо как можно раньше включать в систему практических действий, направленных на формирование деловой активности и приобретения соответствующих умений.
Проблема решается различными путями. В частности, внедряются новые практикоориентированные учебные программы на всех уровнях образовательного процесса, применяются активные формы обучения, трудовые навыки прививаются учащимся при изучении учебного предмета «Трудовое обучение», в единичных случаях реализуются мини бизнес-проекты. Участие школьников в таких проектах позволяет комплексно решать задачу формирования экономического мышления учащихся, развивать их деловую активность, вырабатывать навыки планирования и работы в команде, генерирования идей и обоснования, а также их оформления в полноценные продукты. Чем раньше учащийся овладеет такими умениями, тем выше вероятность, что он сможет успешно развиваться в этой области в будущем.
Для реализации школьного инновационного проекта, рассчитанного на 2019–2022 гг., и достижения планируемого результата создана модель формирования деловой активности учащихся посредством вовлечения их в предпринимательские проекты. Она представляет собой структуру действий по созданию условий для развития творческих инициатив и взаимного обучения всех участников проекта, определению этапов работы, презентацию предпринимательских проектов и указанию главного результата реализации проекта.
С целью управления деятельностью субъектов (учащиеся, педагоги, законные представители, члены предпринимательских организаций) предполагается создание следующих организационных структур:
1) школьный совет развития деловой активности учащихся (директор, руководители творческих групп);
2) научно-образовательная творческая группа (представители ВУЗов, банка);
3) административно-педагогическая творческая группа (классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебной работе).
Работа будет организована в несколько этапов: подготовительный, проектировочный, практический, обобщающий, внедренческий, что отражено в Модели (приложение 1). Все вышеуказанные объекты представлены во взаимосвязи и взаимодействии.
Подтверждение результатов педагогической эффективности и социально-экономической значимости апробированных в ходе эксперимента результатов фундаментальных и прикладных научных исследований показало, что в Беларуси накоплен определённый положительный опыт подготовки учащихся ІІ и ІІІ ступеней общего среднего образования к основам бизнеса (профильные экономические классы в отдельных гимназиях и лицеях, программы по экономике, обществознанию, математике; предпрофильные и факультативные занятия; встречи со специалистами и проблемно-тематические семинары, деятельность школьных бизнес-компаний и т.д.). Однако эта работа не осуществляется системно.
В Республике Беларусь в образовательной среде реализуются мероприятия по формированию экономико-финансовой грамотности у учащейся молодёжи, это подтверждает ежегодное проведение республиканской олимпиады по финансовой грамотности среди учащихся X–XI классов учреждений общего среднего образования, а также наблюдается практика создания школьных бизнес-компаний.
В соответствии с планом мероприятий по организации в регионах стартап-школ и проведению регулярных интерактивных конкурсов инновационных бизнес-проектов для начинающих предпринимателей с обязательным участием частных инвесторов в учреждении образования «Полесский государственный университет» организована стартап-школа. Проекты разрабатываются как в рамках действующих научных лабораторий, так и в рамках проектных групп, формируемых под бизнес-идею из числа студентов различных специальностей, учащихся школ региона, подготовка по которым ведётся в университете.
У Лопатинской средней школы уже имеется личный опыт участия в инновационном проекте, который был разработан в учреждении образования на 2016–2019 гг. Данный проект предусматривал создание организационно-управленческих условий профессионального развития педагогов на уровне стратегии учреждения образования.
Достижение нового качества образования учащихся в значительной степени зависит от обеспечения учреждения квалифицированными кадрами. Развитие образования и его качественные перемены связываются с изменениями в профессиональной деятельности педагогов и в системе повышения их квалификации.
Актуальность данного вопроса в современных условиях была обусловлена тем, что меняющаяся ситуация в системе образования формирует новые образовательные потребности педагогов. Ранее повышение профессионального уровня учителя осуществлялось посредством наращивания количества знаний и репродуктивного их использования в своей деятельности.
В настоящее время способы повышения профессионального уровня педагога определяются исходя из подготовки учителя как субъекта личностного саморазвития, самореализации, самоактуализации и самоорганизации. Если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа по их применению должна быть индивидуальной в том объёме и ритме, которые необходимы каждой личности. Осуществлять такую подготовку возможно в условиях самообразовательной деятельности педагога и непрерывного их образования, наставничества, методического сопровождения их деятельности.
Неформальное общение, профессиональное сотрудничество, взаимодействие педагогов всегда способствуют не только формированию их культуры общения, но и являются основанием развития профессиональной компетентности каждого.
В процессе деятельности инновационного проекта были созданы внутришкольные модели сотрудничества, сотворчества педагогов, которые явились достижением исключительно самого коллектива и стали отражать ту систему связей, которая образовалась в силу реализации коммуникационной и информационной функций управления.
За время реализации проектировочного и частично практического этапов проекта была разработана и внедрена система консультирования педагогов школы с преподавателями Института леса НАН Беларуси, Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины, которые выступили наставниками учителей. Осуществляется взаимодействие с государственным учреждением «Гомельская областная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений».
Ежегодно учащиеся школы и педагоги принимают активное участие в агролагере «ПрофСТАРТ» и аграрно-педагогическом образовательном мероприятии «Агрогиада».
За время реализации вышеуказанных этапов проекта педагогический коллектив убедился в полезности проводимой работы. Это проявилось в изменениях как в организации образовательного процесса, так и в достигнутых результатах деятельности учителей и учащихся.
Появились позитивные изменения в формах деятельности учащихся на уроках (интерактивные, проблемно-ориентированные, целесозидательные и др.). Учащиеся стали более активными, деятельными, самостоятельными, способными проявлять инициативу, свободно высказывать свою точку зрения.
Информационную и методическую поддержку осуществляют консультанты инновационного проекта в рамках семинаров-практикумов и встреч в дистанционном формате (рис. 1, рис. 2).
Рис. 1. Т. А. Лопатик – заведующий кафедрой педагогики и менеджмента образования ГУО «Академия последипломного образования», доктор педагогических наук, профессор
Рис. 2. Встреча педагогического коллектива с консультантом проекта
Обеспечено эффективное взаимодействие созданных общественных объединений: методического совета, творческих групп, инициативных формирований и др. (рис. 3).
Рис. 3. Заседание творческой группы
В ходе педагогических мастерских учителями был разработан социальный проект «Сельский экоцентр для формирования эффективного землепользования, ответственного экологического поведения населения», который предусматривал:
1) исследовательскую деятельность учащихся;
2) создание учебно-опытного участка;
3) формирование умений работы с информацией;
4) осуществление бизнес-расчётов;
5) работу с населением.
Данная социальная разработка участвовала в конкурсе проектов Дортмундского международного образовательно центра по поручению Федерального правительства Германии. На адрес учреждения было получено благодарственное письмо за соответствие содержания проекта целям устойчивого развития ООН в аграрном секторе.
Система работы по внедрению модели являлась открытой, что способствовало привлечению всех членов педагогического коллектива к реализации инновационного проекта.
В ходе вышеуказанного проекта реализована исследовательская работа: «Рентабильность выращивания малины в личных подсобных хозяйствах, пути развития бизнеса». Организовано консультирование жителей деревни по вопросам агротехники выращивания малины и её защите от вредителей (рис. 4).
Рис. 4. Консультирование местных жителей
Под руководством педагогов учащимися старших классов реализовано исследование: «Моделирование процесса повышения почвенного плодородия деградированных почв под действием минеральных и «зелёных» удобрений», которое было достойно представлено на научно-практической конференции «Будущее за тобой», проводимой Минским филиалом Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова в 2020 году (рис. 5–6).
Рис. 5-6. Работа в лабораторных условиях
Для решения практических вопросов проекта используется созданный учебно-опытный участок. В 2020 году успешно реализован проект по благоустройству территории, в ходе которого создана цветочно-декоративная композиция «Салют Победы», посвящённая 75-летию Великой Победы (рис. 7).
Рис. 7. Цветочно-декоративная композиция «Салют Победы»
В декабре 2020 года состоялся конкурс инновационных проектов молодых разработчиков «Pinsk Invest Weekend-15» в рамках бизнес-форума на базе Полесского государственного университета. Стартап-проекты десятиклассников «Лавочки скамьи» и «Страусиная ферма» были признаны победителями в номинациях «Лучший социальный проект» и «Лучший агробизнес» (рис. 8).
Рис. 8. Победители стартап-конкурса
Таким образом, современные подходы к организации инновационной деятельности участников проекта способствуют не только решению конкретных задач проекта, но и формированию ключевых компетенций всех его участников.
Инновационная деятельность становится одной из важнейших составляющих деятельности любого учебного заведения, так как усовершенствования, новые технологии, приёмы и оригинальные идеи создают конкурентные преимущества, высокую мотивацию и условия для достижения высокого качества образования учащейся молодёжи.
Успешность инновационной деятельности заключается и в том, что она должна быть не просто дополнением к основной деятельности в школе, а быть органично вписанной в канву всех направлений работы учреждения образования, стать сутью и образом жизни педагогического коллектива.
Список литературы
1. Булко, Ж. Э. Инновационная деятельность [Электронный ресурс] / Ж. Э. Булко // ГУО «Учебно-педагогический комплекс Бакштовский детский сад – средняя школа». – Режим доступа: https://bakshty.schools.by/pages/innovatsionnaja-dejatelnost. – Дата доступа: 11.10.2019.
3. Современные тенденции в дополнительном образовании взрослых [Электронный ресурс] : материалы IV Междунар. науч.-метод. конф., Минск, 18 окт. 2018 г. – Электрон. текст дан. (Объём: 1,30 Мб). – Минск : РИВШ, 2018. – Систем. требования: операц. cистема Windows 2000/XP, Adobe Acrobat Pro. – 251 с.
© Ю.А. Зайцева, 2021
Приложение 1
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.