ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ЛОПАТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» ГОМЕЛЬСКОГО РАЙОНА
Оценка 5

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ЛОПАТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» ГОМЕЛЬСКОГО РАЙОНА

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
22.05.2021
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ЛОПАТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» ГОМЕЛЬСКОГО РАЙОНА
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ЛОПАТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» ГОМЕЛЬСКОГО РАЙОНА
Публикация.docx

УДК 373.1

 

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ЛОПАТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» ГОМЕЛЬСКОГО РАЙОНА

 

Зайцева Юлия Александровна

магистр филологических наук, учитель русского языка и литературы

ГУО «Лопатинская средняя школа»

 

Аннотация: в данной статье предпринята попытка обоснования актуальности внедрения инновационного проекта в учреждениях образования Республики Беларусь на примере средней школы, а также представлены промежуточные результаты участия в инновационной деятельности.

Ключевые слова: образование, проект, инновационная деятельность, сотрудничество, предпринимательская активность

 

INNOVATIVE ACTIVITY ON THE EXAMPLE OF THE STATE EDUCATIONAL INSTITUTION «LOPATINSKAYA SECONDARY SCHOOL» OF GOMEL DISTRICT

Yuliya Zaitsava

 

Abstract: This article attempts to justify the relevance of the introduction of an innovative project in educational institutions of the Republic of Belarus using the example of a secondary school, and also presents intermediate results of participation in innovation activities.

Keywords: education, project, innovation, cooperation, entrepreneurial activity

 

В последние десятилетия система образования в белорусском государстве испытывает значительные модификации, причём данный процесс происходит в условиях быстрых социально-экономических преобразований.

Республике Беларусь для устойчивого развития и социального прогресса необходимы граждане, которые могут активно вести страну к улучшению благосостояния нации и экономически здоровому будущему.

Современные условия развития страны, рынок труда Беларуси требуют внедрения эффективных методов и форм обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию всех потенциальных возможностей и способностей личности учащегося. Современный педагог также нуждается в постоянном обновлении знаний, совершенствовании своего педагогического мастерства и повышении методической компетентности.

Инновационная деятельность учреждений образования как процесс внедрения нового, проверенного, научно-обоснованного и доказавшего свою социально-педагогическую эффективность становится всё более актуальной и перспективной [1].

Вовлечение учащихся в предпринимательские проекты различного формата позволит сформировать умения и навыки деловой активности молодёжи, создать условия для актуализации предприимчивости, инициативы, обеспечить оптимальные условия для профессионального самоопределения и обучения, научить принимать эффективные решения и брать на себя ответственность.

Развитие инновационных процессов подчинено общим закономерностям развития системы образования в Республике Беларусь и направлено на реализацию задач реформирования общеобразовательной школы, выполнение государственных и региональных программ, удовлетворение изменяющихся потребностей населения в образовательных услугах.  Источником саморазвития школы становится творчество учителей, их деятельность, которая находит отражение в разработке и введении элементов нового содержания образования, новых образовательных технологий, укреплении связей школы с наукой, обращении к мировому педагогическому опыту. Навыки научно-исследовательской работы становятся неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного учителя [1].

Актуальность инновационного проекта государственного учреждения образования «Лопатинская средняя школа» «Внедрение модели формирования деловой активности учащихся на основе вовлечения в предпринимательские проекты» обусловлена рядом причин, возникших на современном этапе развития общества. В настоящее время в стране получил развитие малый и средний бизнес. Однако процесс его формирования, а также участия в нём молодёжи, не соответствует существующей экономической потребности. Многие современные выпускники не могут оценить свои деловые качества, уровень их сформированности и соотнести их с выбором профессионального будущего в рамках названной потребности. Они имеют слабое представление о том, что возрастает потребность в таких качественных проявлениях, как предприимчивость, деловая активность, ответственность, способность к риску, инициативность. Они не способны к материализации приобретённых экономических знаний: получение прибыли, создание рабочего места, экономический выбор. Школе важно подготовить не отдельных элитных учащихся, а помочь всем в жизненном и профессиональном самоопределении, обеспечить социальную и профессиональную мобильность личности, её конкурентоспособность в современном мире.      

«Современный мир вознаграждает не за знания, в поисковых системах есть любая информация, не за школьные оценки, а за то, как человек может эти знания применить», – отмечает директор по образованию и навыкам ОЭСР, глава международной программы по оценке образовательных достижений PISA Андреас Шляйхер [2, с. 25].

По мнению В. А. Гайсёнка, «непрерывное качественное образование приобрело собственный смысл и ценность в структуре жизненных интересов человека. «Образование в течение всей жизни» становится не просто лозунгом, а руководством, обеспечивающим жизненный успех каждого человека»                     [3, с. 10].

В переходный период к рыночной экономике одной из проблем стала неспособность к адаптации на производстве выпускников учреждений образования. Даже самый успешный выпускник, придя в новый коллектив, с трудом вписывается в производственные процессы. В первую очередь это касается частного предпринимательства и малого бизнеса.

Необходимо отметить, что выпускник получает теоретические знания и практические навыки по избранной профессии в соответствии с государственным образовательным стандартом. Однако в учебных программах и планах невозможно сформировать экономическое мышление, владение которым является основанием профессиональной реализации и успешности в рыночных условиях. Сложился разрыв между полученным образованием и готовностью к профессиональной активности. Поэтому молодёжь необходимо как можно раньше включать в систему практических действий, направленных на формирование деловой активности и приобретения соответствующих умений.

Проблема решается различными путями. В частности, внедряются новые практикоориентированные учебные программы на всех уровнях образовательного процесса, применяются активные формы обучения, трудовые навыки прививаются учащимся  при изучении учебного предмета «Трудовое обучение», в единичных случаях реализуются мини бизнес-проекты. Участие школьников в таких проектах позволяет комплексно решать задачу формирования экономического мышления учащихся, развивать их деловую активность, вырабатывать навыки  планирования и работы в команде, генерирования идей и обоснования, а также их оформления в полноценные продукты. Чем раньше учащийся овладеет такими умениями, тем выше вероятность, что он сможет успешно развиваться в этой области в будущем.

Для реализации школьного инновационного проекта, рассчитанного на 2019–2022 гг., и достижения планируемого результата создана модель формирования деловой активности учащихся посредством вовлечения их в предпринимательские проекты. Она представляет собой структуру действий по созданию условий для развития творческих инициатив и взаимного обучения всех участников проекта, определению этапов работы, презентацию предпринимательских проектов и указанию главного результата реализации проекта.    

С целью управления деятельностью субъектов (учащиеся, педагоги, законные представители, члены предпринимательских организаций)  предполагается создание следующих организационных структур:

1) школьный совет развития деловой активности учащихся (директор, руководители творческих  групп);

2) научно-образовательная  творческая группа (представители ВУЗов, банка);

3) административно-педагогическая творческая группа (классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебной работе).     

Работа будет организована в несколько этапов: подготовительный, проектировочный, практический, обобщающий, внедренческий, что отражено в Модели (приложение 1). Все вышеуказанные объекты представлены во взаимосвязи и взаимодействии.

Подтверждение результатов педагогической эффективности и социально-экономической значимости апробированных в ходе эксперимента результатов фундаментальных и прикладных научных исследований показало, что в Беларуси накоплен определённый положительный опыт подготовки учащихся ІІ и ІІІ ступеней общего среднего образования к основам бизнеса (профильные экономические классы в отдельных гимназиях и лицеях, программы по экономике, обществознанию, математике; предпрофильные и факультативные занятия; встречи со специалистами и проблемно-тематические семинары, деятельность школьных бизнес-компаний и т.д.). Однако эта работа не осуществляется системно. 

В Республике Беларусь в образовательной среде реализуются мероприятия по формированию экономико-финансовой грамотности у учащейся молодёжи, это подтверждает ежегодное проведение республиканской олимпиады по финансовой грамотности среди учащихся  X–XI классов учреждений общего среднего образования, а также наблюдается практика создания школьных бизнес-компаний.

В соответствии с планом мероприятий по организации в регионах стартап-школ и проведению регулярных интерактивных конкурсов инновационных бизнес-проектов для начинающих предпринимателей с обязательным участием частных инвесторов в учреждении образования «Полесский государственный университет» организована стартап-школа. Проекты разрабатываются как в рамках действующих научных лабораторий, так и в рамках проектных групп, формируемых под бизнес-идею из числа студентов различных специальностей, учащихся школ региона, подготовка по которым ведётся в университете.

У Лопатинской средней школы уже имеется личный опыт участия в инновационном проекте, который был разработан в учреждении образования на 2016–2019 гг. Данный проект предусматривал создание организационно-управленческих условий профессионального развития педагогов на уровне стратегии учреждения образования.

Достижение нового качества образования учащихся в значительной степени зависит от обеспечения учреждения квалифицированными кадрами. Развитие образования и его качественные перемены связываются с изменениями в профессиональной деятельности педагогов и в системе повышения их квалификации. 

Актуальность данного вопроса в современных условиях была обусловлена тем, что меняющаяся ситуация в системе образования формирует новые образовательные потребности педагогов. Ранее повышение профессионального уровня учителя осуществлялось посредством наращивания количества знаний и репродуктивного их использования в своей деятельности.

В настоящее время способы повышения профессионального уровня педагога определяются исходя из подготовки учителя как субъекта личностного саморазвития, самореализации, самоактуализации и самоорганизации. Если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа по их применению должна быть индивидуальной в том объёме и ритме, которые необходимы каждой личности. Осуществлять такую подготовку возможно в условиях самообразовательной деятельности педагога и непрерывного их образования, наставничества, методического сопровождения их деятельности.

Неформальное общение, профессиональное сотрудничество, взаимодействие педагогов всегда способствуют не только формированию их культуры общения, но и являются основанием развития профессиональной компетентности каждого.

В процессе деятельности инновационного проекта были созданы внутришкольные модели сотрудничества, сотворчества педагогов, которые явились достижением исключительно самого коллектива и стали отражать ту систему связей, которая образовалась в силу реализации коммуникационной и информационной функций управления.

За время реализации проектировочного и частично практического этапов проекта была разработана и внедрена система консультирования педагогов школы с преподавателями Института леса НАН Беларуси, Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины, которые выступили наставниками учителей. Осуществляется взаимодействие с государственным учреждением «Гомельская областная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений».

Ежегодно учащиеся школы и педагоги принимают активное участие в агролагере «ПрофСТАРТ» и аграрно-педагогическом образовательном мероприятии «Агрогиада».

За время реализации вышеуказанных этапов проекта педагогический коллектив убедился в полезности проводимой работы. Это проявилось в изменениях как в организации образовательного  процесса, так и в достигнутых результатах деятельности учителей и учащихся.

Появились позитивные изменения в  формах деятельности учащихся на уроках (интерактивные, проблемно-ориентированные, целесозидательные и др.). Учащиеся стали более активными, деятельными, самостоятельными, способными проявлять инициативу, свободно высказывать свою точку зрения.

Информационную и методическую поддержку осуществляют консультанты инновационного проекта в рамках семинаров-практикумов и встреч в дистанционном формате (рис. 1, рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Т. А. Лопатик – заведующий кафедрой педагогики и менеджмента образования ГУО «Академия последипломного образования», доктор педагогических наук, профессор

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 2. Встреча педагогического коллектива с консультантом проекта

 

Обеспечено эффективное взаимодействие созданных общественных объединений: методического совета, творческих групп, инициативных формирований и др. (рис. 3).

 

 

 


                                                                                        

 

 

 

 

 

Рис. 3. Заседание творческой группы

 

В ходе педагогических мастерских учителями был разработан социальный проект «Сельский экоцентр для формирования эффективного землепользования, ответственного экологического поведения населения», который предусматривал:

1)           исследовательскую деятельность учащихся;

2)           создание учебно-опытного участка;

3) формирование умений работы с информацией;                      

4) осуществление бизнес-расчётов;

5) работу с населением.

Данная социальная разработка участвовала в конкурсе проектов Дортмундского международного образовательно центра по поручению Федерального правительства Германии. На адрес учреждения было получено благодарственное письмо за соответствие содержания проекта целям устойчивого развития ООН в аграрном секторе.

Система работы по внедрению модели являлась открытой, что способствовало привлечению всех членов педагогического коллектива к реализации инновационного проекта.

В ходе вышеуказанного проекта реализована исследовательская работа: «Рентабильность выращивания малины в личных подсобных хозяйствах, пути развития бизнеса». Организовано консультирование жителей деревни по вопросам агротехники выращивания малины и её защите от вредителей (рис. 4).

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 4. Консультирование местных жителей

 

Под руководством педагогов учащимися старших классов реализовано исследование: «Моделирование процесса повышения почвенного плодородия деградированных почв под действием минеральных и «зелёных» удобрений», которое было достойно представлено на научно-практической конференции «Будущее за тобой», проводимой Минским филиалом Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова в 2020 году                           (рис. 5–6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 5-6. Работа в лабораторных условиях

 

Для решения практических вопросов проекта используется созданный учебно-опытный участок. В 2020 году успешно реализован проект по благоустройству территории, в ходе которого создана цветочно-декоративная композиция «Салют Победы», посвящённая 75-летию Великой Победы (рис. 7).

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 7. Цветочно-декоративная композиция «Салют Победы»

 

В декабре 2020 года состоялся конкурс инновационных проектов молодых разработчиков «Pinsk Invest Weekend-15» в рамках бизнес-форума на базе Полесского государственного университета. Стартап-проекты десятиклассников «Лавочки  скамьи» и «Страусиная ферма» были признаны победителями в номинациях «Лучший социальный проект» и «Лучший агробизнес» (рис. 8).

 

http://lopatinoschool.gomel.by/wp-content/uploads/2020/12/yCTX-wtooCY.jpg 

 

 

 

 

 

 


Рис. 8. Победители стартап-конкурса

 

Таким образом, современные подходы к организации инновационной деятельности участников проекта способствуют не только решению конкретных задач проекта, но и формированию ключевых компетенций всех его участников.

Инновационная деятельность становится одной из важнейших составляющих деятельности любого учебного заведения, так как усовершенствования, новые технологии, приёмы и оригинальные идеи создают конкурентные преимущества, высокую мотивацию и условия для достижения высокого качества образования учащейся молодёжи.

Успешность инновационной деятельности заключается и в том, что она должна быть не просто дополнением к основной деятельности в школе, а быть органично вписанной в канву всех направлений работы учреждения образования, стать сутью и образом жизни педагогического коллектива.

 

Список литературы

 

1. Булко, Ж. Э. Инновационная деятельность [Электронный ресурс] /             Ж. Э. Булко // ГУО «Учебно-педагогический комплекс Бакштовский детский сад – средняя школа». – Режим доступа: https://bakshty.schools.by/pages/innovatsionnaja-dejatelnost. – Дата доступа: 11.10.2019.

2. Шляйхер, А. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? / А. Шляйхер. – М. : Национальное образование, 2019. –             336 с.

3. Современные тенденции в дополнительном образовании взрослых [Электронный ресурс] : материалы IV Междунар. науч.-метод. конф., Минск,    18 окт. 2018 г. – Электрон. текст дан. (Объём: 1,30 Мб). – Минск : РИВШ, 2018. – Систем. требования: операц. cистема Windows 2000/XP, Adobe Acrobat Pro. – 251 с.

 

© Ю.А. Зайцева, 2021


Приложение 1

 

 

 

 


 


Скачано с www.znanio.ru

УДК 373.1 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 373.1 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В последние десятилетия система образования в белорусском государстве испытывает значительные модификации, причём данный процесс происходит в условиях быстрых социально-экономических преобразований

В последние десятилетия система образования в белорусском государстве испытывает значительные модификации, причём данный процесс происходит в условиях быстрых социально-экономических преобразований

Навыки научно-исследовательской работы становятся неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного учителя [1]

Навыки научно-исследовательской работы становятся неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного учителя [1]

В переходный период к рыночной экономике одной из проблем стала неспособность к адаптации на производстве выпускников учреждений образования

В переходный период к рыночной экономике одной из проблем стала неспособность к адаптации на производстве выпускников учреждений образования

Она представляет собой структуру действий по созданию условий для развития творческих инициатив и взаимного обучения всех участников проекта, определению этапов работы, презентацию предпринимательских проектов и…

Она представляет собой структуру действий по созданию условий для развития творческих инициатив и взаимного обучения всех участников проекта, определению этапов работы, презентацию предпринимательских проектов и…

В Республике Беларусь в образовательной среде реализуются мероприятия по формированию экономико-финансовой грамотности у учащейся молодёжи, это подтверждает ежегодное проведение республиканской олимпиады по финансовой грамотности среди…

В Республике Беларусь в образовательной среде реализуются мероприятия по формированию экономико-финансовой грамотности у учащейся молодёжи, это подтверждает ежегодное проведение республиканской олимпиады по финансовой грамотности среди…

В настоящее время способы повышения профессионального уровня педагога определяются исходя из подготовки учителя как субъекта личностного саморазвития, самореализации, самоактуализации и самоорганизации

В настоящее время способы повышения профессионального уровня педагога определяются исходя из подготовки учителя как субъекта личностного саморазвития, самореализации, самоактуализации и самоорганизации

Появились позитивные изменения в формах деятельности учащихся на уроках (интерактивные, проблемно-ориентированные, целесозидательные и др

Появились позитивные изменения в формах деятельности учащихся на уроках (интерактивные, проблемно-ориентированные, целесозидательные и др

Обеспечено эффективное взаимодействие созданных общественных объединений: методического совета, творческих групп, инициативных формирований и др

Обеспечено эффективное взаимодействие созданных общественных объединений: методического совета, творческих групп, инициативных формирований и др

Система работы по внедрению модели являлась открытой, что способствовало привлечению всех членов педагогического коллектива к реализации инновационного проекта

Система работы по внедрению модели являлась открытой, что способствовало привлечению всех членов педагогического коллектива к реализации инновационного проекта

Рис. 5-6. Работа в лабораторных условиях

Рис. 5-6. Работа в лабораторных условиях

Рис. 8. Победители стартап-конкурса

Рис. 8. Победители стартап-конкурса

Шляйхер, А. Образование мирового уровня

Шляйхер, А. Образование мирового уровня

Приложение 1

Приложение 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2021