ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Оценка 5

ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Оценка 5
docx
21.12.2021
ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПАВЛОВ А.К. ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПМО..docx

Павлов Александр Константинович, -

директор НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ» имени академика А.К. Павлова

(Российская Федерация, Северо-Западный регион,

республика Карелия, г. Петрозаводск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАН,

заслуженный деятель науки

ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

     Инновационная педагогическая технология проблемно-модульного обучения представляет собой систему активной, самостоятельной, практической деятельности обучающихся, при возможной или необходимой управленческой и контролирующей функции со стороны учителя (наставника, тьютора), по решению учебных проблем (учебных задач, учебных вопросов).

     Инновационность данной педагогической технологии заключается в следующем:

1.     Применение системно-деятельностного подхода.

2.     Использование системы универсальных учебных действий (УУД).

3.     Выделение этапов учебной деятельности.

4.     Получение и применение метапредметных результатов обучения в широкой образовательной практике.

     Решение учебной проблемы проходит определённые этапы:

·        принимаются во внимание все варианты решения или предположения;

·        осознание затруднений и формулировка проблемы, которую необходимо решить;

·        предположения используются как гипотезы, определяющие наблюдения и сбор фактов;

·        выдвигаются аргументы и приводятся в порядок обнаруженные факты;

·        проводится практическая проверка правильности выдвинутых гипотез.

     В развитии концепции теории и практики проблемно-модульного обучения нами положены идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли мышления в процессе усвоения новых знаний. Особое внимание необходимо уделить следующим вопросам:

§  значение структуры знаний в организации обучения;

§  готовность ученика учиться;

§  мышление как основа развития умственной деятельности;

§  мотивация учения.

     Ключевой является проблема структурирования знаний, включающая все необходимые элементы системы знаний и определяющая направления развития ученика.

     Сотрудниками лаборатории педагогической инноватики НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ» имени академика А.К. Павлова (Российская Федерация, Северо-Западный регион, республика Карелия, г. Петрозаводск) разработаны и сформулированы правила активизации процесса обучения, которые определены как принципы организации проблемно-модульного обучения:

·        вести обучающихся к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия;

·        знакомить обучающихся с научными методами исследовательской работы;

·        развивать самостоятельность мышления обучающихся с помощью творческих заданий.

     В научной концепции теории компетентностно-ориентированной дидактики содержится идея о соединении педагогической технологии проблемно-модульного обучения с педагогической технологией проектно-исследовательского обучения (проектно-исследовательской деятельности), о необходимости усиления роли исследовательского метода в процессе обучения.

     Творческая группа педагогов ГБОУ «Лицей № 265» Красногвардейского района  г. Санкт-Петербурга разработала принципы организации инновационного проблемно-модульного обучения. Встала задача более широкого применения элементов исследовательского принципа в обучении. Задача состоит в том, чтобы постепенно подводить обучающихся к овладению научными методами познания, формировать и развивать у учеников самостоятельность мышления, сообщать знания обучающимся в развитии и движении.

     Именно мысль  сообщать обучающимся знания в их развитии и движении выступила важнейшим принципом проблемно-модульного изложения учебного материала, признаком и одним из способов организации инновационной технологии проблемно модульного обучения. Этому также послужили оригинальные психолого-педагогические теории умственного и мыслительного развития, характеризующиеся не только объёмом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий (С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Т.В. Кудрявцев). Существенное значение в развитии инновационной технологии проблемно-модульного обучения имеет положение о роли проблемной ситуации в мышлении и обучении (М.А. Матюшкин). Особый вклад в разработку инновационной технологии проблемно-модульного обучения внесли А.В. Брушлинский, И.Я. Ильницкая, Л.И. Кавелин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, А.К. Павлов, Е.А. Соколков, М.А. Чошанов, П. А. Юцявичене и др.

     Под проблемно-модульным обучением мы понимаем совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем (постепенно к этому обучающиеся приучаются сами), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретённых знаний. Учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определённой системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы. Суть проблемно-модульного обучения заключается в выдвижении перед обучающимися дидактических проблем, в решении и овладении учащимися обобщёнными знаниями и принципами решения проблемных задач.

     Проблемно-модульное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых научных выводов, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование и развитие познавательной самостоятельности обучающихся, устойчивых мотивов учения, мыслительных и творческих способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.

     Как видим, представленные определения отражают существенные признаки проблемно-модульного обучения (специфически организованная самостоятельная деятельность обучающегося; выстроенная с учётом целеполагания и принципа проблемности деятельность педагога; специфика содержания обучения).

     Итак, проблемно-модульное обучение – это тип обучения, при котором педагог, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность обучающихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых научных выводов.

     Основным элементом проблемно-модульного обучения является «проблемная ситуация», которая имеет свою функциональную характеристику. Инновационная педагогическая технология проблемно-модульного обучения направлена на формирование и развитие познавательной самостоятельности обучающихся, развитие их логического, рационального, критического, творческого мышления и познавательных способностей.

Основные функции и признаки инновационной педагогической технологии проблемно-модульного обучения.

     Творческая группа учителей ГБОУ «Гимназия № 67» Петроградского района г. Санкт-Петербурга, изучив исследования М.И. Махмутова, выделила основные функции и отличительные признаки (особенности) проблемно-модульного обучения, разделив их на общие и специальные.

     Общие функции проблемно-модульного обучения:

·        усвоение учениками системы знаний, способов умственной и практической деятельности;

·        развитие интеллекта обучающихся, т.е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;

·        формирование научного мышления школьников;

·        формирование развитой личности.

     Специальные функции проблемно-модульного обучения:

§  воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приёмов или отдельных способов творческой деятельности);

§  воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;

§  формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и отображения действительности);

§  формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

     Каждая из указанных функций осуществляется в разнообразной теоретической и практической деятельности школьника и зависит от учёта характерных особенностей проблемно-модульного обучения, которые одновременно являются и его отличительными признаками.

     Первая и важнейшая особенность – это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путём решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний, формирование логико-теоретического и интуитивного мышления.

     Вторая особенность состоит в том, что инновационная технология проблемно-модульного обучения – одно из наиболее эффективных средств формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемно-модульного обучения складываются черты критического, творческого, научного, диалектического мышления. Самостоятельное решение проблем обучающимися одновременно является и основным условием превращения знаний в убеждения, так как только научно-диалектический подход к анализу всех процессов и явлений действительности формирует систему прочных и глубоких убеждений.

     Третья особенность вытекает из закономерной взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью. Связь с практикой и использование жизненного опыта обучающихся при проблемно-модульном обучении выступают главным образом как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности. По этой причине связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и непосредственным или опосредованным критерием оценки правильности решения учебных проблем.

     Четвёртой особенностью проблемно-модульного обучения является систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся. Указанная особенность заключается в том, что учитель организует выполнение самостоятельных работ, требующих как актуализации ранее приобретённых, так и усвоения новых знаний и способов деятельности.

     Пятая особенность определяется дидактическим принципом индивидуального подхода. При проблемно-модульном обучении индивидуализация обусловлена наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым обучающимся воспринимаются по-разному. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различия в её формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождения тех или иных путей их доказательства.

     Шестая особенность состоит в динамичности проблемно-модульного обучения (подвижной взаимосвязи его элементов). Эта особенность обусловлена динамичностью самой проблемы, в основе которой всегда лежит противоречие, присущее любому явлению, факту действительности. Динамичность проблемно-модульного обучения заключается в том, что одна ситуация переходит в другую естественным путём на основе закона взаимосвязи и взаимообусловленности всех вещей и явлений окружающего мира.

     Седьмая особенность заключается в высокой эмоциональной активности обучающихся, обусловленной, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником её возбуждения, и, во-вторых, тем, что активная мыслительная деятельность обучающегося неразрывно связана с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности. Самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным «принятием» учебной проблемы, вызывает личное переживание ученика, его эмоциональную активность.

     Восьмая особенность проблемно-модульного обучения заключается в том, что оно обеспечивает соотношение индукции и дедукции и новое соотношение репродуктивного и продуктивного усвоения знаний.

     Первые три особенности инновационной педагогической технологии проблемно-модульного обучения имеют социальную направленность (обеспечивают прочность знаний, глубину убеждений, умение творчески применять знания в жизни). Остальные особенности носят специально-дидактический характер и в целом характеризуют проблемно-модульное обучение.

Виды и уровни инновационной педагогической технологии

проблемно-модульного обучения

     Нет сомнения в том, что инновационная педагогическая технология проблемно-модульного обучения не может быть эффективным в разных условиях. Активная педагогическая практика показывает, что инновационные процессы проблемно-модульного обучения порождают различные уровни как интеллектуальных затруднений обучающихся, так и затруднений их познавательной активности: познавательная самостоятельность обучающегося может быть либо очень высокой, либо полностью отсутствовать.

     Творческая группа учителей  ГБОУ «Лицей № 101» Выборгского района г. Санкт-Петербурга осуществила попытку выделить виды и уровни инновационной педагогической технологии проблемно-модульного обучения. Педагоги-исследователи считают, что виды проблемно-модульного обучения правильнее всего различать по существующим видам творчества. В соответствии с выделенным основанием мы классифицируем три вида проблемно-модульного обучения:

·        научное творчество – теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучающимся нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемно-модульного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем;

·        практическое творчество – поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемно-модульного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем;

·        художественное творчество – художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.

     Все виды проблемно-модульного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности обучающихся, наличием поиска и решения проблемы. Однако, первый вид проблемно-модульного обучения чаще всего используется на теоретических занятиях, где организуется индивидуальное, групповое или фронтальное решение проблемы. Второй – на лабораторных, практических занятиях, на предметном кружке, на факультативе, элективном курсе, на производстве. Третий вид – на урочных и внеурочных занятиях. Последние два вида проблемно-модульного обучения характеризуются, главным образом, решением индивидуальных или групповых учебных проблем.

     Каждый вид проблемно-модульного обучения имеет сложную структуру, дающую в зависимости от многих факторов различную результативность обучения. Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обусловливает:

§  увеличение объёма знаний, умений, навыков, компетентностей, компетенций обучающихся;

§  углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности;

§  новый уровень познавательных потребностей учения;

§  новый уровень сформированности познавательной самостоятельности и творческих способностей.

     Все перечисленные виды проблемно-модульного обучения могут протекать с различной степенью познавательной активности обучающихся. Определение этой степени имеет важное значение для управления процессом познавательной самостоятельности обучающихся.

     Указанные виды проблемно-модульного обучения могут иметь разные уровни. Мы условно выделяем четыре уровня проблемно-модульного обучения:

1.     Уровень обычной активности.

2.     Уровень полусамостоятельной активности.

3.     Уровень самостоятельной (продуктивной) активности.

4.     Уровень творческой активности.

     Уровни проблемно-модульного обучения отражают не только разный уровень усвоения обучающимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления.

     Уровень обычной несамостоятельной активности – это восприятие обучающимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.

     Уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации с участием обучающихся в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы.

     Уровень самостоятельной активности предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучающийся самостоятельно работает по тексту учебника, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путём логического анализа доказывает гипотезы с незначительной помощью педагога.

     Уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения; здесь же имеет место и художественное творчество.

     Каждый уровень инновационной педагогической технологии проблемно-модульного обучения может иметь различные варианты организации, в зависимости от разных факторов психолого-педагогического характера. Перевод обучающихся с первого на более высокий уровень является результатом проблемно-модульного обучения и одновременно процессом управления их учебно-познавательной деятельностью.

Проблемная ситуация как основной элемент инновационной педагогической технологии проблемно-модульного обучения.

     Проблемная ситуация – основной элемент инновационной педагогической технологии проблемно-модульного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность обучающихся, активизируется мышление. Для ответа на вопросы: «Что включает в себя проблемная ситуация? Каковы её основные компоненты?» важно представить себе психолого-педагогическую структуру проблемной ситуации и её дидактические возможности и условия применения в обучении.

     Наиболее чётко и последовательно компоненты проблемной ситуации разработаны психологом А.М. Матюшкиным. На основании его разработок в психолого-педагогической структуре проблемной ситуации мы выделяем следующие три компонента:

·        неизвестное достигаемое знание или способ действия;

·        познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности;

·        интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.

     Компоненты психолого-педагогической структуры проблемной ситуации характеризуют и внутренние условия мышления. В силу этого проблемная ситуация возникает только при наличии определённых внутренних условий мышления. Это положение имеет важное значение для педагога. Зная внутренние условия мышления и способствуя их созданию с помощью проблемной ситуации, он может активизировать мыслительную деятельность обучающихся, управлять ею. Как видно, проблемная ситуация по своей психолого-педагогической структуре, как и мышление, представляет собой довольно сложное явление и включает в себя не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную (потребности, возможности субъекта) сферу. Исходя из этого, мы определяем проблемную ситуацию как особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта, характеризующийся таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (обучающегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные субъекту знания или способы действия.

     Проблемная ситуация в педагогике (в отличие от психологии) рассматривается не вообще как состояние интеллектуального напряжения, связанного с неожиданным «препятствием» для хода мысли, а как состояние умственного затруднения, вызванное объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной или практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.). Неожиданное затруднение всегда удивляет, озадачивает человека, стимулирует умственный поиск. Словесное выражение содержания проблемной ситуации составляет учебную проблему. Выход из проблемной ситуации всегда связан с осознанием проблемы (того, что неизвестно), её формулированием и решением.

     Чтобы проблемная ситуация стала дидактическим инструментом педагога, необходимо знание типов проблемных ситуаций. В научно-педагогической литературе известно свыше 20 классификаций проблемных ситуаций (Ю.К. Бабанский, Д.В. Вилькеев, М.И. Кругляк, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Р.А. Хабиб и др.), причём, для них используются различные основания.

     Наибольшим признанием в педагогической практике пользуется классификация М.И. Махмутова. На её основании мы выделяем следующие способы создания проблемных ситуаций и выделяем их типы:

§  при столкновении обучающихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;

§  при организации практической работы обучающихся;

§  при побуждении обучающихся к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об общих явлениях;

§  при формулировании гипотез;

§  при побуждении обучающихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;

§  при побуждении обучающихся к предварительному обобщению новых фактов и явлений;

§  при исследовательских заданиях.

Организация инновационной педагогической технологии

проблемно-модульного обучения.

     Организация проблемно-модульного обучения имеет определённые сложности. Основные трудности связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемно-модульного обучения в разных типах учебных заведений, сложностью подготовки учебного материала в виде проблемных познавательных задач, диалоговых конструкций, а также недостаточной подготовленностью педагога к организации проблемно-модульного обучения.

     Вместе с тем в педагогической литературе в достаточной мере обобщён опыт организации проблемно-модульного обучения различных учебных дисциплин (Г.Д. Артемьева, Ю.К. Бабанский, Д.В. Вилькеев, В.И. Загвязинский, Л.В. Реброва, Е.П. Скворцова и др.), представлены основные технологические требования к организации проблемно-модульного обучения (И.Я. Ильницкая).

     Прежде чем планировать проблемно-модульное изучение темы (раздела), необходимо установить его возможность и дидактическую целесообразность. При этом нужно учитывать специфику содержания изучаемого учебного материала, его сложность, характер информации (описательный или требующий обобщений, анализа, выводов).

     Важно выявить «внутренние условия мышления» обучающихся, а именно:

·        уровень знаний по изучаемой теме;

·        интеллектуальные возможности обучающихся, уровень их развития.

     В зависимости от выявленного уровня «внутренних условий мышления» обучающихся разрабатывается система конкретных заданий, выводящих на обнаружение противоречия на пути движения от незнания к знанию. К таким заданиям можно отнести:

§  вопросы, требующие объяснить то или иное явление;

§  вопросы, с помощью которых педагог преднамеренно сталкивает противоречивые суждения, мнения, оценки, известных людей, учёных, самих обучающихся;

§  задания на сопоставления, сравнения и т.п.

     При разработке и постановке системы проблемных ситуаций именно последовательная система проблемных ситуаций является основным условием организации проблемно-модульного обучения. В системе проблемных ситуаций выявляется главная, доминантная и ряд вспомогательных. Формулировка основной проблемной ситуации представляет наибольшую трудность, но именно она обеспечивает активизацию познавательной деятельности обучающихся, делает процесс познания более целенаправленным и осмысленным.

     Опыт показывает, что обучающиеся не в состоянии сразу и непосредственно разрешить сформулированную основную проблему вследствие отсутствия у них необходимых умений организовать самостоятельную исследовательскую работу. Поэтому необходимо создание системы частных, вспомогательных проблем, которые способны вывести к пониманию основного проблемного вопроса. Это позволяет управлять познавательной деятельностью обучающихся, усваивать знания, овладевать способами исследовательской деятельности.

     При организации инновационной педагогической технологии проблемно-модульного обучения нельзя обойтись без традиционных методов обучения. Как правило, используются разнообразные методы. В зависимости от специфики и уровня сложности информации используются различные методы: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, экспериментальные и др.

Понятие «проблемно обучающий модуль».

     Проблемно-модульный подход – это оформление учебного материала, дидактических, методических процедур в виде законченных педагогических единиц с учётом атрибутивных характеристик. Суть его в том, что обучающийся полностью самостоятельно или частично самостоятельно может работать с предложенной ему или составленной самим (или под руководством наставника-тьютора) учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьируются от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.

     Что же понимается под термином «проблемно обучающий модуль» в теории и практике инновационной педагогической технологии проблемно- модульного обучения?

     Исходя из того, что модуль – это относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, несущая определённую функциональную нагрузку, то в теории и практике проблемно-модульного обучения – это определённая «доза» информации или действия, достаточная для формирования тех или иных знаний, умений, навыков, компетенций, компетентностей.

     Проблемно обучающий модуль (ПОМ) – это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательные и практические аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений, навыков, компетентностей, компетенций, сформированных в результате овладения обучающимися данным модулем.

     Модуль содержит познавательную и практическую характеристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информационной) и учебно-практической (деятельностной) частях модуля. Задача первой – формирование теоретических знаний, функции второй – формирование практических умений и навыков на основе приобретённых знаний.

     Задача информационной части (учебные дисциплины, разделы учебных дисциплин, спецкурсы, факультативы) – формирование теоретических знаний, функции деятельностной части (лабораторные практикумы, лабораторные работы, спецпрактикумы, технологические и педагогические практики, проекты) – формирование практических умений, навыков, компетентностей и компетенций на основе приобретённых знаний.

     Основным структурным компонентом проблемно обучающего модуля, раскрывающим содержание отдельной темы учебного курса, является информационное обеспечение, реализуемое в форме лекций, практических и лабораторных занятий, самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся. Каждый из элементов модуля должен иметь соответствующее программное обеспечение (например, в виде пакета прикладных программ). Завершающим этапом работы должны быть конкретные рекомендации обучающимся для использования на практических занятиях, при проектировании и для практической работы.

     Структурная схема блока изучаемого предмета – это:

     Модуль мотивации, включающий цели и задачи модуля; область применения знаний, умений и навыков, компетентностей и компетенций получаемых в данном модуле; практическая значимость знаний модуля.

     Модуль информационного обеспечения, содержащий УМК (учебно-методический комплекс). Модуль информационного обеспечения даёт возможность обучающемуся выйти за рамки учебной программы и заниматься самообразованием, самообучением и исследовательской работой.

     Модуль контроля и диагностики может включать в себя вопросы для самопроверки; индивидуальные задания; тесты. Для этого модуля основным показателем является объективность оценки. Поэтому в самом начале изучения модуля, обучающиеся должны четко знать систему оценивания.

     Модуль содержания включает структурированный учебный материал, где содержится логически законченный, целостный объём знаний, который может быть базой для изучения следующих модулей, а может и самостоятельно использоваться в процессе практической деятельности.

Принципы инновационной педагогической технологии

проблемно-модульного обучения.

     В теории и практике инновационной педагогической технологии проблемно-модульного обучения используются специфические принципы, тесно связанные с общедидактическими. Общее направление проблемно- модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы: модульности; выделения из содержания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности (П.Я.Юцявичене).

     Принцип модульности определяет подход к обучению, отражённый в содержании, методах и организационных формах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным частям – модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей.

     Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность, т.е. модуль имеет чёткую структуру. При проблемно- модульном обучении наименьшей единицей содержания обучения считают отдельную тему конкретного учебного курса или фрагмент учебной темы, отвечающий конкретной дидактической цели, называемый элементом модуля.

     Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержание проблемных модулей с учётом социального заказа. Инертность, присущая всем звеньям образования, является одной из причин разрыва между образованием и условиями жизни общества. Один из путей выхода состоит в том, чтобы обеспечить такое построение учебного материала, разделы переменной части которого могли бы быть достаточно независимыми друг от друга и позволили бы быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела.

     Разрешить противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала возможно, реализуя принцип динамичности. Сформулируем его педагогические правила:

·         содержание каждого элемента и, следовательно, модуля может легко изменяться или дополняться;

·         конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули;

·         модуль должен быть представлен в такой форме, чтобы его элементы могли быть легко заменимы.

     Принцип действенности и оперативности знаний и их системы состоит в том, чтобы формировать действенные знания у обучающихся, т.е. обучать не только видам деятельности, но и способам действий. Ограниченность деятельного подхода в том, что он не предъявляет к процессу обучения требований развития творческого отношения.

     Принцип гибкости требует построения модульной программы и соответственно проблемных модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучающегося. При реализации данного принципа должны соблюдаться правила: исходная диагностика знаний, по результатам которой строится индивидуализированная структура конкретного модуля; индивидуальный темп освоения; индивидуальный контроль и самоконтроль после достижения определенной цели обучения.

     Принцип осознанной перспективы требует соблюдения определённых педагогических правил. Каждому обучающемуся вначале надо представить всю модульную программу. В ней точно указывается комплексная дидактическая цель, которую обучающийся должен понять и осознать как лично значимый и ожидаемый результат. В модульную программу должна входить программа учебных действий для достижения обучающимся близких, средних и отдаленных перспектив.

     На эффективность учения влияет множество факторов: соответствие содержания обучения возможностям обучающихся; умение выбирать ими оптимальные пути усвоения материала; степень сформированности навыков самостоятельного познания; умение педагога выбирать наиболее приемлемое для данных условий сочетание методов обучения. Поэтому проблемно- модульное обучение должно базироваться на принципе разносторонности методического консультирования.

     Эффективным педагогический процесс будет при условии, если сам обучающийся максимально активен, а педагог реализует консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому.

     Принцип паритетности характеризует взаимодействие педагога и обучающегося в новых условиях, складывающихся в ходе реализации модульного подхода в процессе обучения. Принцип паритетности в проблемно- модульном обучении требует соблюдения педагогических правил:

·         модульная программа обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определённого уровня;

·         она призвана освобождать педагога от выполнения чисто информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции;

·         модули должны создавать условия для совместного выбора педагогом и учеником оптимального пути обучения;

·         в процессе проблемно-модульного обучения педагог передаёт некоторые функции управления модульной программе, в которой они трансформируются в самоуправление.

     Принципы инновационной педагогической технологии проблемно- модульного обучения взаимосвязаны, опираются на общедидактические и взаимосвязаны с ними. Они (кроме принципа паритетности) отражают особенности построения содержания обучения.

Особенности структурирования содержания учебного курса в инновационной педагогической технологии проблемно-модульного обучения.

     В соответствие с практическими, педагогическими и дидактическими задачами при разработке проблемных модулей производится:

·         разделение содержания каждой темы учебного курса на компоненты; определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения;

·         согласование их во времени;

·         интеграция в едином комплексе.

     Границы проблемного модуля определяются установленной при его разработке совокупностью теоретических знаний и умений, компетентностей и компетенций практических действий, необходимых для постановки и решения теоретических, практических и научно-технических задач данного класса.

     Обычно проблемно-модульный учебный курс делят на 10-12 модулей аналогично принятому разделению курса на ряд учебных тем, по которым проводят коллоквиумы. Практика показала, что модульное деление строится на основе строгого системного анализа понятийного аппарата учебной дисциплины, что дает возможность выделить группы фундаментальных понятий, логично и компактно группировать материал, избегать повторений внутри курса и в смежных дисциплинах, сократить объём курса на 30 % и более.

     Каждый проблемный модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, умений, навыков, компетентностей и компетенций, которые необходимо усвоить в ходе обучения. В результате предварительного контроля обучающийся имеет возможность выяснить степень своих знаний, получить рекомендации по дополнительной проработке тех или иных вопросов. Например, внутри одного учебного курса завершающая контрольная работа по окончании каждого модуля служит предварительным контролем для следующего.

     Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстрированных материалов, который обучающийся получает перед началом его изучения. Модуль снабжается списком рекомендуемой литературы.

     Каждый обучающийся переходит от модуля к модулю по мере усвоения материала и проходит этапы текущего контроля в автономном режиме.

     В структуре проблемного модуля должны быть заложены постоянная, базовая компонента и вариативная часть.

     Базовая компонента представляет собой фундаментальное понятие дисциплины: явления, закон, понятия и т.д. Вариативность зависит как от изменения и обновления содержания информации, так и от направления деятельности обучающегося. Тем самым на практике реализуется принцип гибкости и динамичности образования без снижения качества подготовки.

Особенности организации педагогического контроля при организации инновационной педагогической технологии проблемно-модульного обучения.

     Для оценки знаний при проблемно-модульном обучении используется рейтинговая система оценки знаний. Рейтинг обученности ученика – это количественная оценка результатов  психолого-педагогического воздействия на человека; сумма баллов, набранная обучающимся в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определённым формулам на выбор педагога или обучающегося, не изменявшимся в течение этого промежутка.

     Фиксированные точки, этапы обучения определяют вид контроля и, как следствие – вид рейтинга. По этапу контроля предусматривают следующие виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Все результаты, достигнутые обучающимся на каждом этапе текущего, промежуточного (рубежного) и итогового контроля, оцениваются в очках или баллах. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный интегральный индекс. Цель обучающегося – набрать максимальное число баллов. При рейтинговой системе резко возрастает роль текущего и промежуточного контроля, поскольку это возможно именно здесь. Текущий контроль дает до 30–35 % общей максимальной оценки в баллах, промежуточный (рубежный) – 20–25 %, практические занятия и курсовая работа – до 25 %. Доля баллов, полученных на экзамене, обычно не превышает 20 % от общей оценки учебного труда учащегося. Такая система стимулирует повседневную систематическую работу обучающихся, значительно повышает состязательность в учёбе, исключает случайности при сдаче экзаменов.

     По целям контроля рейтинг подразделяется на стартовый, технический, теоретический, творческий и синтезированный.      Стартовый рейтинг предназначен для оценки знаний обучающихся в начале цикла, проверки остаточного уровня знаний и умений. Технический рейтинг складывается из оценок текущих работ (от 2 до 4 в цикле) и оценок решения типовых задач на коллоквиумах, служит для проверки технических умений, навыков, компетентностей и компетенций обучающихся при решении типовых стандартных задач. Теоретический рейтинг набирается на коллоквиумах, проводимых на этапах промежуточного контроля, и служит для оценки уровня усвоения теоретического материала. Набрать баллы теоретического уровня могут те обучающиеся, которые имеют минимум баллов по техническому рейтингу. Творческий рейтинг используется для оценки уровня творческого потенциала обучающегося, его умения самостоятельно получать доказательства теории по аналогии с приведенными в лекциях, для приобретения навыков в решении нестандартных задач теоретического и прикладного характера, связанных с профилем будущей деятельности. К выполнению задач творческого рейтинга допускаются обучающихся, суммарный рейтинг которых позволяет им претендовать на хорошую и отличную оценку.

     Шкала рейтинговых оценок известна и педагогу и обучающемуся. В результате у ученика возникает желание готовить себя к практической  работе творчески, с большей интеллектуальной самоотдачей.

Преимущества инновационной педагогической технологии

проблемно-модульного обучения.

     Проблемно-модульное построение учебного курса дает ряд значительных преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации педагогического процесса, особенно в условиях целевой интенсивной подготовки специалистов.

     К числу преимуществ данного метода обучения относятся:

·         обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого проблемного модуля и между ними;

·         системный подход к построению учебного курса и определению его содержания;

·         гибкость структуры проблемно-модульного построения учебного курса;

·         эффективный контроль за усвоением знаний обучающимися;

·         выявление перспективных направлений научно-методической работы педагога;

·         быстрая дифференциация обучающихся: различаются «усреднённые» группы отличников, успевающих и слабых учеников, вместо которых появляются первый, второй, десятый и т.д. учащиеся;

·         при значительном сокращении времени занятий и поиске новых методов и  форм обучения педагог успевает дать обучающимся необходимые знания, умения, навыки в своей предметной области.

     Инновационная педагогическая проблемно-модульная система обучения даёт обучающемуся умение свободно мыслить при разработке и проектировании; умение оценивать итоги своей деятельности; управлять работой в коллективе; умение выбирать и применять, систематизировать необходимые знания при реализации учебных и практических задач.

     Проблемно-модульное формирование учебного курса даёт возможность осуществлять перераспределение времени, отводимого учебным планом на его изучение, по отдельным видам образовательного процесса расширяет долю практических и лабораторных занятий, а также самостоятельной работы обучающихся.

     При комплексном рассмотрении содержания проблемно обучающих модулей исключается дублирование в изучении учебного предмета, появляется возможность обоснованного введения в учебный процесс элементов научных исследований и проведения научно-исследовательских и  лабораторных работ.

     Взаимосвязь различных форм обучения при проблемно-модульной организации учебного процесса позволяет целенаправленно управлять научно-методической работой педагога и определять узкие места методического или программного обеспечения, лабораторной базы образовательного учреждения (организации).

     Проблемно-модульный подход в обучении позволит более полно удовлетворить потребности творческой личности в образовательной деятельности, поскольку появится осознанная заинтересованность в получении тех или иных знаний; возможность изменять специализацию или получать несколько специализаций; изменять уровни притязаний, форсировать или продлевать срок изучения в целом при известной конечной цели; быстро реагировать на рыночную конъюнктуру, индивидуализировать процесс обучения, осуществлять сотворчество с педагогом, снизить фактор неудовлетворенности индивида в образовании.

Недостатки инновационной педагогической технологии

проблемно-модульного обучения.

1.                 Трудоемкость подготовки проблемных модулей по различным предметным областям;

2.                 Внедрение инновационной педагогической технологии проблемно- модульного обучения приводит к увеличению нагрузки педагогов на 25-30%;

3.                 Инновационная педагогическая технология проблемно-модульного обучения не решает психолого-педагогических целей практического обучения.

Основные выводы.

     Применение инновационной педагогической технологии проблемно-модульного обучения позволяет перевести обучение на субъект-субъектную основу. При проблемно-модульном обучении на самостоятельную работу отводится максимальное время. Инновационная педагогическая технология проблемно-модульного обучения больше ориентирована на применение в системе практического и  профессионального обучения.

     Тем не менее, проблемные модули могут использоваться в любой организационной системе обучения и тем самым улучшать её качество и повышать эффективность. Результативно сочетать традиционную систему обучения с проблемно-модульной.


 

Павлов Александр Константинович, - директор

Павлов Александр Константинович, - директор

В развитии концепции теории и практики проблемно-модульного обучения нами положены идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли мышления в процессе усвоения новых знаний

В развитии концепции теории и практики проблемно-модульного обучения нами положены идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли мышления в процессе усвоения новых знаний

В научной концепции теории компетентностно-ориентированной дидактики содержится идея о соединении педагогической технологии проблемно-модульного обучения с педагогической технологией проектно-исследовательского обучения (проектно-исследовательской деятельности), о необходимости усиления роли…

В научной концепции теории компетентностно-ориентированной дидактики содержится идея о соединении педагогической технологии проблемно-модульного обучения с педагогической технологией проектно-исследовательского обучения (проектно-исследовательской деятельности), о необходимости усиления роли…

Махмутов, В. Оконь, А.К. Павлов,

Махмутов, В. Оконь, А.К. Павлов,

Итак, проблемно-модульное обучение – это тип обучения, при котором педагог, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность обучающихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание…

Итак, проблемно-модульное обучение – это тип обучения, при котором педагог, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность обучающихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание…

Каждая из указанных функций осуществляется в разнообразной теоретической и практической деятельности школьника и зависит от учёта характерных особенностей проблемно-модульного обучения, которые одновременно являются и его…

Каждая из указанных функций осуществляется в разнообразной теоретической и практической деятельности школьника и зависит от учёта характерных особенностей проблемно-модульного обучения, которые одновременно являются и его…

Третья особенность вытекает из закономерной взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью

Третья особенность вытекает из закономерной взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью

Седьмая особенность заключается в высокой эмоциональной активности обучающихся, обусловленной, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником её возбуждения, и, во-вторых, тем, что активная мыслительная…

Седьмая особенность заключается в высокой эмоциональной активности обучающихся, обусловленной, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником её возбуждения, и, во-вторых, тем, что активная мыслительная…

Творческая группа учителей ГБОУ «Лицей № 101»

Творческая группа учителей ГБОУ «Лицей № 101»

Каждый вид проблемно-модульного обучения имеет сложную структуру, дающую в зависимости от многих факторов различную результативность обучения

Каждый вид проблемно-модульного обучения имеет сложную структуру, дающую в зависимости от многих факторов различную результативность обучения

Уровень обычной несамостоятельной активности – это восприятие обучающимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера

Уровень обычной несамостоятельной активности – это восприятие обучающимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера

Проблемная ситуация – основной элемент инновационной педагогической технологии проблемно-модульного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность обучающихся, активизируется мышление

Проблемная ситуация – основной элемент инновационной педагогической технологии проблемно-модульного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность обучающихся, активизируется мышление

Проблемная ситуация в педагогике (в отличие от психологии) рассматривается не вообще как состояние интеллектуального напряжения, связанного с неожиданным «препятствием» для хода мысли, а как состояние…

Проблемная ситуация в педагогике (в отличие от психологии) рассматривается не вообще как состояние интеллектуального напряжения, связанного с неожиданным «препятствием» для хода мысли, а как состояние…

Организация инновационной педагогической технологии проблемно-модульного обучения

Организация инновационной педагогической технологии проблемно-модульного обучения

Важно выявить «внутренние условия мышления» обучающихся, а именно: · уровень знаний по изучаемой теме; · интеллектуальные возможности обучающихся, уровень их развития

Важно выявить «внутренние условия мышления» обучающихся, а именно: · уровень знаний по изучаемой теме; · интеллектуальные возможности обучающихся, уровень их развития

Это позволяет управлять познавательной деятельностью обучающихся, усваивать знания, овладевать способами исследовательской деятельности

Это позволяет управлять познавательной деятельностью обучающихся, усваивать знания, овладевать способами исследовательской деятельности

Проблемно обучающий модуль (ПОМ) – это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательные и практические аспекты, усвоение которых должно быть завершено…

Проблемно обучающий модуль (ПОМ) – это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательные и практические аспекты, усвоение которых должно быть завершено…

Модуль мотивации , включающий цели и задачи модуля; область применения знаний, умений и навыков, компетентностей и компетенций получаемых в данном модуле; практическая значимость знаний модуля

Модуль мотивации , включающий цели и задачи модуля; область применения знаний, умений и навыков, компетентностей и компетенций получаемых в данном модуле; практическая значимость знаний модуля

Принцип модульности определяет подход к обучению, отражённый в содержании, методах и организационных формах

Принцип модульности определяет подход к обучению, отражённый в содержании, методах и организационных формах

Принцип действенности и оперативности знаний и их системы состоит в том, чтобы формировать действенные знания у обучающихся, т

Принцип действенности и оперативности знаний и их системы состоит в том, чтобы формировать действенные знания у обучающихся, т

Эффективным педагогический процесс будет при условии, если сам обучающийся максимально активен, а педагог реализует консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому

Эффективным педагогический процесс будет при условии, если сам обучающийся максимально активен, а педагог реализует консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому

В соответствие с практическими, педагогическими и дидактическими задачами при разработке проблемных модулей производится: · разделение содержания каждой темы учебного курса на компоненты; определение для всех…

В соответствие с практическими, педагогическими и дидактическими задачами при разработке проблемных модулей производится: · разделение содержания каждой темы учебного курса на компоненты; определение для всех…

Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстрированных материалов, который обучающийся получает перед началом его изучения

Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстрированных материалов, который обучающийся получает перед началом его изучения

Все результаты, достигнутые обучающимся на каждом этапе текущего, промежуточного (рубежного) и итогового контроля, оцениваются в очках или баллах

Все результаты, достигнутые обучающимся на каждом этапе текущего, промежуточного (рубежного) и итогового контроля, оцениваются в очках или баллах

К выполнению задач творческого рейтинга допускаются обучающихся, суммарный рейтинг которых позволяет им претендовать на хорошую и отличную оценку

К выполнению задач творческого рейтинга допускаются обучающихся, суммарный рейтинг которых позволяет им претендовать на хорошую и отличную оценку

Инновационная педагогическая проблемно-модульная система обучения даёт обучающемуся умение свободно мыслить при разработке и проектировании; умение оценивать итоги своей деятельности; управлять работой в коллективе; умение выбирать…

Инновационная педагогическая проблемно-модульная система обучения даёт обучающемуся умение свободно мыслить при разработке и проектировании; умение оценивать итоги своей деятельности; управлять работой в коллективе; умение выбирать…

Недостатки инновационной педагогической технологии проблемно-модульного обучения

Недостатки инновационной педагогической технологии проблемно-модульного обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2021