ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ПРОДУКТ И УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Д.В.Гревцов, магистр педагогического образования,
доцент кафедры защиты информации
Военно-инженерный институт радиоэлектроники и связи
г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: В статье раскрыт понятийный аппарат инновационной педагогики - приведены объект, предмет, цель и задачи. В структуре анализа возможностей традиционной и инновационной педагогики выделены профессионально-педагогические функции изучения курса Инновационная педагогика, отражена система принципов инновационной педагогики, выделены педагогические условия оптимизации качества педагогической деятельности в модели инновационной педагогики. Специфика разделения традиционного научного знания и инновационного научного знания в педагогике по рангу получения продуктов деятельности определяет средства, методы, формы и технологии педагогической деятельности продуцированием новых результатов деятельности. Качество решения задач педагогической деятельности напрямую зависит от происходящих изменений в обществе, культуре, технике, науке и производстве.
Ключевые слова: инновационная педагогика, педагогическое моделирование, культура самостоятельной работы личности, педагогические условия, педагогическая функция, система непрерывного образования, принципы инновационной педагогики, инновационные педагогические средства.
Современное образование как государственный институт, система и продукт поликультурных взаимоотношений - сложная функция антропосре-ды, определяющая условия и ресурсы развития личности и ноосферы, сохраняющей ценности гуманизма и толерантности, креативности и продуктивности базовыми ценностями адаптивной и акмепедагогической практики.
Педагогика как наука и искусство - две грани единого целого, воссоздающие в определении и решении противоречий единство теории и практики педагогической науки. Первым традиционным доказательством данного факта является этимологическая модель термина педагогика (с греч. пайдос - ребенок, аго - веду, вести), в первом приближении детерминируемая как детоводческое мастерство. Наука о детоводческом мастерстве иллюстрирует на протяжении всего периода функционирования антропосистемы возможности сохранения традиций и определение в поле ноосферных изменений продуктов и объектов инноваций, сохраняющих в единстве целостность антропосреды в уникальном многообразии форм и ресурсов воспроизводства социального знания, к которому относится и педагогическое знание. Вторым доказательством связи науки и искусства в педагогике является научно обоснованное обновление теории и практики педагогики как науки, т.е. мастерства педагогической деятельности и педагогического общения, определяемых и визуализируемых в поле выявляемых проблем и направлений педагогической деятельности, т.е. в материалах научно-педагогического исследования, а также в структуре использования метода педагогического моделирования, фасилитирующего создание педагогических инноваций в структуре продуктивного поиска педагога и обучающихся.
Традиционная педагогика - это область педагогического знания, сложившегося в исторически обусловленном принятии идей обучения, воспитания и развития личности, гарантирующих и подтверждающих на практике на определенной ступени образования на протяжении длительного интервала времени высокий уровень достижений обучающегося.
В качестве примера можно привести систему классно-урочного обучения (предложена Я. А. Коменским), до настоящего времени нет более универсальной формы обучения для широкого круга обучающихся с 6-7 до 16-17 лет.
Инновационная педагогика - это область педагогического знания, определяющего в ситуативных изменениях социальных и личностных потребностей особенности и возможности педагогики как практической науки, гарантирующей обучающемуся социально и персонифицировано высокий уровень достижений, являющийся составной частью моделируемых и реализуемых программ конкурентоспособности и мобильной устойчивости, социализации и развития личности, включенной в систему непрерывного общего и профессионального образования.
Инновационная педагогика является неподдельным продуктом современной культуры и образования, гарантирует поиск и верификацию гибких условий и механизмов синергетической коррекции качества образования и образовательных услуг, что может быть в теоретической основе выбора определено через учет содержания теории современного научного знания, определяющего в нашей работе из выделенных источников [1-15] практику решения задач инновационного построения педагогического процесса в системе непрерывного образования. Нюансы использования ресурсов и продуктов, средств и методов, технологий и форм формирования культуры самостоятельной работы личности [1-7] гибко раскрывают в своей практике особенности продуктивного использования педагогического моделирования [8; 9]. Одним из примеров может быть пример решения задач здоровьесбере-гающей педагогики как разновидности инновационной педагогики [8].
Научная основа построения теорий, моделей и концепций [10-12] определяет потребность в новых продуктах современного образования. В системе теоретических и эмпирических возможностей реконструкции изучения курсов научной педагогики могут быть определены ее продукты в системе программно-педагогического обеспечения дисциплины Педагогика и персонифицированно-деятель-ностного сопровождения модулей и предметных курсов научно-педагогического знания [13-15].
Основы педагогической поддержки и акмепро-ектирования достижений в системе детерминант инновационной педагогики определяют высокие достижения как продукт учета всех составных развития общества и личности в обществе.
Определим в детерминации и моделях-связках основные понятия, непосредственно связанные с особенностями и возможностями изучения инновационной педагогики в структуре подготовки педагога, включенного в систему непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений.
Объект инновационной педагогики - педагогические инновации, фасилитирующие определение и решение задач и проблем педагогической деятельности, детерминируемой в контексте выполнения профессионально-трудовых функций и верификации качества сформированности профессионально-педагогической культуры.
Предмет инновационной педагогики - моделирование и использование педагогических инноваций, повышающих качество профессионально-педагогической деятельности.
Цель инновационной педагогики - определение и решение проблем и задач педагогической деятельности в оптимальной форме и детерминированных ресурсах, представляющих собой поле инновационных продуктов и объектов современной педагогической науки, культуры и искусства (мастерства).
Задачи инновационной педагогики:
- определение проблем современной педагогической деятельности в системе непрерывного образования;
- моделирование новых педагогических средств в структуре верификации качества педагогической деятельности и общения;
- апробация новых педагогических средств в структуре верификации качества педагогической деятельности и общения;
- внедрение новых педагогических средств и инноваций в практику работы педагогов;
- распространение обобщенного опыта персонифицированной практики определения и решения задач современной профессионально-педагогической деятельности в модели создания и использования инноваций.
В структуре подготовки будущего педагога в системе постановки и решения задач инновационной педагогики культура самостоятельной работы личности является уникальным продуктом, визуализирующим возможность продуцирования новых педагогических средств и инноваций в работе педагога.
Культура самостоятельной работы личности -продукт развития и саморазвития личности, детерминируемый в 4-уровневой модели:
1) объектный уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности (персонифицированное, ситуативное использование в личной практике всех средств и способов фиксации информации);
2) индивидуальный уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности (персонифицированное, ситуативное использование в личной практике педагогического моделирования, средств и способов фиксации информации для создания новых средств, возможности определения и визуализации продуктивного решения поставленной в ходе реализуемой деятельности задачи);
3) субъектный уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности (создание, апробация и внедрение эффективных средств и продуктов деятельности, определение новых перспектив, гарантирующих личности включенность в социальное, образовательное и профессионально-трудовое пространство в циклично выполняемом креативно детализируемом алгоритме акмеверификации качества персонифицированных и коллективных достижений личности);
4) творческий уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности (внедрение эффективных продуктов ведущей деятельности и хобби в практику работы других субъектов профессиональной деятельности, в том числе институтов образования и социализации).
В таком понимании только на поисковом и творческом уровне сформированности культуры самостоятельной работы личности возможна практика создания и внедрения новых педагогических средств и педагогических инноваций в работе педагога как субъекта современного образования и культуры, деятельности и общения.
Система принципов инновационной педагогики - совокупность положений, определяющих качественное решение задач развития личности в модели современного образования, гарантирующего личности соблюдение прав и возможностей развития в поликультурном образовательном пространстве, реализующем образовательные услуги в интересах человека и государства.
Система принципов инновационной педагогики
I. Принцип научности в продуктивном поиске оптимальных возможностей развития личности обучающегося и педагога:
- последовательность, целостность, объективность, достоверность получаемых результатов в единстве педагогической практики и педагогической теории;
- системность, систематичность, цикличность, здоровьесбережение, дифференциация в изучении дидактического материала;
- единство сознания и деятельности в продуктивном становлении личности обучающегося;
- социальная направленность всех изменений во внутриличностном развитии и становлении обучающегося, включенного в систему непрерывного образования;
- верификация и акмедетерминация индивидуальной образовательной траектории обучающегося в системе общего, профессионального и дополнительного образования;
- уровневая, диалектическая природа развития, обучающегося в современном образовательном пространстве;
- единство видов и моделей воспитания, обучения, образования, социализации, адаптации, самореализации в решении задач развития, обучающегося и системы образования.
II. Принцип аксиолого-акмеологической направленности развития, обучающегося в поликультурной образовательной среде:
- единство целей и ценностей современного педагогического взаимодействия;
- дихотомическое проецирования репродуктивно-продуктивного обучения, обучающегося в системе непрерывного образования;
- гуманизация и персонификация развития личности как объекта и продукта психолого-педагогических исследований и инноваций;
- доступность и своевременность педагогической поддержки и педагогической коррекции в модели адаптивной подготовки обучающегося;
- учет индивидуальных возможностей, способностей и здоровья в освоении персонифицированных
и групповых программ современного обучения и образования;
- учет нормального распределения способностей в выборе модели обучения и образования, развития и самоутверждения, самосовершенствования и самореализации;
- своевременное включение обучающегося в социальные отношения и способы решения задач развития и саморазвития.
III. Принцип продуктивности в развитии обучающегося, детерминируемый в модели формирования культуры самостоятельной работы личности:
- принятие идеи культуры как высшей ценности и функции, продукта и ресурса развития личности и общества;
- формирование потребности в самостоятельном, продуктивном интеллектуальном труде;
- ситуативное, персонифицированное обогащение внутреннего мира, обучающегося социально и образовательно реализуемыми программами развития личности;
- формирование потребности личности в качественном продукте ведущей деятельности и общения, хобби и досуга;
- единство самодетерминации, самоидентификации, самореализации, самоутверждения, самосовершенствования, саморазвития, самовоспитания, самообучения, самообразования в модели становления и формирования конкурентоспособной, гибкой, креативной, устойчивой личности;
- формирование самостоятельности и потребности в самостоятельной работе, визуализируемых в уровне сформированности культуры самостоятельной работы и корректируемых в практике решения задач развития и саморазвития;
- достаточность и регулярное обновление программно-педагогического обеспечения целостного педагогического процесса.
IV. Принцип формирования потребности в здоровом образе жизни и продуктивном самовыражении в науке, искусстве, культуре, спорте:
- формирование потребности в физической и интеллектуальной активности обучающегося в модели современного образования и досуга;
- формирование целостной, практико-ориенти-рованной модели развития и саморазвития личности в системе непрерывного образования;
- соблюдение основ рационального питания и занятий физической культурой и спортом, своевременного восстановления после различных нагрузок;
- определение и верификация модели социализации и самореализации личности в поле персонифицированных, профессиональных и социальных интересов;
- продуктивное самовыражение и самоутверждение личности в науке, искусстве, культуре, спор-
те как гарантах стабильного развития личности и антропосреды;
- единство и взаимодополнение репродуктивного и продуктивного обучения в модели развития личности;
- ситуативный, персонифицированный выбор и уникальное единство адаптивного и акмевери-фицированного знания в модели современного образования;
- гуманистическое управление функциями и механизмами развития в системе современного образования, обеспечивающего качественное решение задач здоровьесбережения и продуктивного становления личности.
V. Принцип персонифицированного самоопределения и акмеверификации профессионально-трудовых отношений личности в модели культуры и образования:
- качественно реализуемые условия и возможности современной профориентации в системе объективного выбора личности;
- своевременное решение противоречий внутри-личностного и поликультурного генеза в целостном развитии личности, визуализируемом в системе детерминируемых условий хочу, могу, надо, есть;
- учет уровневости и индивидуализации современного профессионального обучения и профессионального образования;
- моделирование, коррекция и апробация профессионально-трудовых функций обучающегося в системе непрерывного профессионального образования.
VI. Принцип продуктивности выбора в модификации традиционного и определения инновационного знания в модели развития личности и системы образования:
- единство и дополнение традиционного и инновационного знания;
- развитие в инновационном обеспечении современного образования;
- диалектическое и синергетическое управление качеством разрабатываемых педагогических инноваций;
- универсальность, гибкость и пополнение (обновление) научного знания и определяемых в нем моделей;
- своевременность и многофункциональность в развитии личности и системы образования;
- реализация возможности продуктивного становления личности в модели формирования культуры самостоятельной работы, обеспечивающей повышение качества решения профессионально-педагогических задач и внедрение моделируемых и проектируемых педагогических инноваций.
VII. Принцип инновационного программирования и проектирования цели и продуктов современного образования:
- уровневое развитие способностей и компетенций обучающегося в структуре продуктивной деятельности как высшей формы становления личности в модели ведущей деятельности и общения, хобби и досуга;
- повышение качества и возможностей профессионального мастерства в определении, визуализации, оптимизации и решении современных образовательных и профессионально-трудовых задач;
- включенность обучающегося и педагога в инновационное проектирование педагогического процесса;
- универсальность профессионально-педагогического и адаптивного знания в подготовке обучающихся, имеющих отклонения в развитии и здоровье;
- повышение возможностей личности в модели перехода от адаптивных к акмеверифицированным условиям профессионального совершенствования и самореализации;
- значимость педагогических инноваций в развитии личности и образования.
Одним из ресурсов осознания необходимости и возможности моделирования системы принципов является конструктор принципов педагогической деятельности. Примеров моделирования конструкторов принципов педагогического управления, педагогического взаимодействия, воспитания, социализации, самореализации личности в структуре подготовки педагогов по программам бакалавриата и специалитета немало.
Важно осознавать, что любой разрабатываемый педагогический конструктор развивает какую-либо грань или функцию профессионально-педагогической деятельности, является средством фасилита-ции осознания и решения задач. Без педагогического конструктора бывает сложно вывести на творческий уровень педагогического проектирования и моделирования всю генеральную совокупность обучающихся в модели профессионально-педагогического образования. Не является исключением любое другое направление подготовки, в структуре которого разрабатываются конструкторы, тренажеры, адаптивные педагогические средства.
Категории современной педагогической науки в структуре традиционного и инновационного изучения - это теория и практика репродуктивного и продуктивного изучения категориального аппа-
рата педагогики как науки. В структуре традиционного обучения категории педагогики рассматриваются на репродуктивном уровне, т.е. происходит заучивание детерминаций категориального аппарата. В структуре инновационного обучения категории педагогики рассматриваются на продуктивном уровне, обеспечивающем будущему педагогу возможность детализации, уточнения и моделирования определения изучаемого процесса или механизма, процедуры или системы.
Качество изучения категориального аппарата современной педагогики насчитывает многотысячный арсенал словесно-логических моделей таких категорий, как воспитание, обучение, развитие, социализация, просвещение, формирование, адаптация, фасилитация, саморазвитие, самосовершенствование, самоутверждение, самореализация, самоидентификация, самоопределение, самовоспитание, самообучение, самообразование и пр.
Одним из примеров является уточнение категориального аппарата с позиции трех смыслов: широкий, узкий и локальный. Другим примером уточнения категориального аппарата является использование современной педагогической методологии - построение определений категориального аппарата современной педагогики с позиции того или иного методологического подхода [3].
Успешность педагогической деятельности в модели инновационной педагогики определяется четкостью и многомерностью осознания качества выявления и решения задач развития личности и общества, унифицированная модель которых в общедоступной форме может быть определена как хочу, могу, надо, есть. Инновационная педагогика как продукт и условие развития современного образования определяет перспективность продуктивных способов и методов решения задач и проблем современных воспитательно-образовательных и профессионально-трудовых отношений. Все составные детерминированных явлений и процессов определяет в различных плоскостях профессиональной деятельности поле будущих нововведений и интегрированных продуктов развития общества и личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бойкова И. В. Специфика и педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4-2. С. 7-11.
2. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
3. Козырева О. А., Козырев Н. А., Свинаренко В. Г. Воспитание в профессиональной подготовке педагогов. М.: МИФИ, 2017. 400 с.
4. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С. 478-488.
5. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы личности: модели и возможности формирования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. С. 95.
6. Козырева О. А., Козырев Н. А. Конструктор принципов педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Педагогика» // Интернетнаука. 2016. № 9. С. 55-62.
7. Козырева О. А., Козырев Н. А. Саморазвитие личности в системе непрерывного образования // Интернетнаука. 2016. № 9. С. 63-71.
8. Козырева О. А., Козырев Н. А., Митькина Е. В. Инновационная педагогика в модели современного образования // Интернетнаука. 2016. № 10. С. 391-405.
9. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 58-63.
10. Ревякина В. И. Проблемы научной деятельности преподавателя высшей школы // Информация и образование: границы коммуникаций. 2011. № 3. С. 125-127.
11. Свинаренко В. Г., Сорокин С. В., Тарасевич М. В. Возможности педагогического моделирования в системе непрерывного образования. М.: МИФИ, 2017. 148 с.
12. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования. М.: МИФИ, 2014. 92 с.
13. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Введение в педагогику: контрольно-измерительные материалы. Стерлитамак: АМИ, 2016. 40 с.
14. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования: контрольно-измерительные материалы. Стерлитамак: АМИ, 2016. 28 с.
15. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика: контрольно-измерительные материалы. Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.