Портфолио дошкольника
— это своеобразный маршрут его развития, это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребёнка.
Цель портфолио
увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального сопровождения воспитанника в образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретённые знания
и умения.
Задачи
Создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
Поощрять его активность и самостоятельность;
Формировать навыки учебной деятельности;
Содействовать индивидуализации образования дошкольника;
Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации
Укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.
ОСОБЕННОСТИ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА»
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Дополняет традиционные контрольно-оценочные средства.
Позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других
Перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника.
Условия
Добровольность
Необходимость четкого понимания цели сбора информации, цель создания самого портфолио
Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально
Удобство хранения
Индивидуальность
Систематичность в сборе информации
Функции портфолио
Диагностическая – фиксирует динамику развития ребенка;
Целеполагающая – поддерживает учебные цели;
Мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты;
Содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;
Социообразующая– формирует и развивает детско-взрослый коллектив совместной деятельностия;
-Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;
Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений
Виды портфолио
Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.
Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
Принципы работы по составлению портфолио:
Первый принцип – единство всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной.
Второй принцип – это совместная деятельность и общение взрослого и ребёнка как движущая сила развития. Основой такого общения становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замечания, нравоучения, а на совместное переживание минут радости, огорчений, открытий.
Постановочный.
Определить цель создания
оценочная функция – «портфолио как инструмент комплексной диагностики» (Л.И.Адаменко) Оценочно-диагностический портфолио является индивидуальной программы развития ребёнка (составляется педагогом, и хранится он у педагога) (личная папка ребёнка).
накопительное портфолио «книжка обо мне», всесторонне демонстрирующие достижения воспитанника.
Портфолио составляется родителями и детьми под руководством воспитателя и хранится он в группе. Структуру портфолио определяют дети и взрослые совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей.
Поисковый.
Сбор информации
Внедряя портфолио в деятельность дошкольного учреждения, педагог, родители и дети выбирают варианты разделов и рубрик, продумывают возможное их содержание. Родители и дети отбирают материал (фотографии, модели, схемы, рисунки, и т. д) на основе интересных событий или проявлений ребенка.
Заключительный.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей, воспитателей и специалистов образовательного учреждения.
Работа над созданием портфолио может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой детей. Работа с подгруппой детей имеет возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами.
Взаимодействие с семьей
С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и, непременно, фиксировать, записывать.
Алгоритм работы по составлению портфолио
Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен педагогом, родителем или выбран по желанию детей.
Определение временного отрезка, во время которого будет собираться информация.
Определение структуры портфолио: общее количество рубрик, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть - по выбору автора.
Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с родителями, детьми и педагогом (наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т.п.)
Презентация
И.Руденко
«Давайте познакомимся»
«Я, расту»
«Портрет моего ребенка»
«Я мечтаю»
«Вот, что я могу»
«Мои достижения»
«Посоветуйте мне…»
«Спрашивайте, родители!»
Л. Орлова
«Познокомтесь со мной»
«Я, расту»
«Моя семья»
«Чем могу-помогу»
«Мир вокруг нас»
«Вдохновение»
Главное условие
портфолио должно быть ярким и красочным, в идеальном случае, оно станет любимой книжкой с картинками для ребенка и предметом гордости для его родителей.
Консультация для педагогов
«Технология «Портфолио» в практике дошкольного образования»
Памятка для педагогов и родителей по созданию портфолио
Работа с родителями по внедрению технологии «Портфолио дошкольника»
Структура создания портфолио дошкольника
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.