Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности
Оценка 4.8

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
классное руководство +2
Взрослым
16.01.2017
Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности
Большое значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и организованная система сотрудничества. Одним из направлений работы в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. Для этого в работе классного руководителя должно быть больше мероприятий, объединяющих учеников и родителей – круглые столы, дни открытых дверей, коллективно-творческие дела, внеклассные мероприятия и т.д.
КОНКУРС.docx
Содержание 1.Введение................................................................................................................2                1.1 Актуальность.......................................................................................................2        1.2 Инновационная программа "Мы­ семья"...........................................................3        1.3.Педагогическая целесообразность.....................................................................4               2. Базовые понятия, принципы и основные направления программы...................5       3. Основные формы организации..............................................................................8      4. Психолого­педагогические условия организации совместной коллективно­ творческой деятельности..........................................................................................8      5. Система совместной работы с родителями............................................................9      5.1. Планируемые результаты внедрения инновационной программы..................10     5.2. Методы организации совместной художественно­творческой деятельности.12     6. Содержание инновационной программы...............................................................13      7.Заключение................................................................................................................16       8.Список использованной литературы......................................................................18       9. Приложение.............................................................................................................19 1 1. Введение                 1.1.   Актуальность  программы   «Мы   ­   семья»  заключается   в   способности единения,   сплочения,   установлении   взаимопонимания   родителей   и   детей, создании   благоприятных   условий   для   развития   детей   младшего   школьного возраста.                         Большое значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и организованная   система   сотрудничества.   Одним   из   направлений   работы   в организации   сотрудничества   классного   руководителя   и   родителей   является формирование   у   родителей   культуры   принадлежности   к   школьному образовательно­воспитательному пространству. Для этого в работе классного руководителя   должно   быть   больше   мероприятий,   объединяющих   учеников   и родителей   –   круглые   столы,   дни   открытых   дверей,   коллективно­творческие дела, внеклассные мероприятия и т.д.                           Как   известно,   художественные   виды   деятельности   сегодня   широко востребованы   в   качестве   компонентов   здоровьесберегающих   педагогических технологий, в том числе направленных на формирование, развитие и сохранение психоэмоционального   здоровья   ребенка.   А   это   здоровье   проявляется   в сдержанности,   терпимости,   уступчивости,   эмоциональной   требующей   от личности ребенка и взрослых развитой способности отзывчивости.                 Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.     Взаимодействие педагогов и родителей может быть успешным только в том случае, если оно будет носить характер   сотрудничества   и   сотворчества,   при   которых   родители   станут союзниками  в процессе образования, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, поможет избежать конфликтов. 2 Сотрудничество и сотворчество в системе «учитель­ученик–родитель» – вот, что   может   сформировать   у   ребенка   желание   учиться,   укрепит   веру   в   себя, позволит   строить   педагогический   процесс   на   принципах   личностно­ ориентированного подхода к детям.             1.2. Инновационная программа «Мы ­ семья» разработана для организации  направлению внеурочных   занятий   по   художественно­эстетическому деятельности  учащихся. Данная программа предназначена для  детей младшего школьного   возраста   с   1­го   по   4   класс   и   учитывает   опыт   и   современные направления педагогики в области  художественно­эстетического образования, научно­методические концепции, технологии обучения и воспитания, структуру ФГОС НОО.               Представленные материалы призваны помочь школе и семье по­настоящему объединиться,  научиться   плодотворно   взаимодействовать   на   разных   уровнях, создать психологическую основу для взаимопомощи в возрастных и житейских кризисных   ситуациях,   сделать   всех   субъектов   образовательного   процесса действительно равноответственными сотрудниками.   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Ростова­ на ­ Дону   "Школа   №   65   с   углублённым   изучением   английского   языка",   являясь участником   эксперимента   по   внедрению   Стандартов   второго   поколения (ФГОС), предприняло определенные шаги по внедрению инновационной работы в организации внеурочной деятельности в соответствии с новыми требованиями стандартов.   С   целью   приобщения   детей   к   опыту   внутриколлективных взаимоотношений нами был проведен комплекс мероприятий, направленный на развитие опыта взаимодействия всех субъектов образовательного процесса через диалог и сотворчество средствами художественно­творческой деятельности. В диалоге, постепенно складывающемся в совместной деятельности детей и взрослых, формируется “среда развития” (Приложение 2) как единица культуры в системе бытия. У каждого ребенка имеется перспектива роста, дальнейшего 3 развития:   он   осваивает   разные   социальные   роли   в   игровой   и   учебной деятельности:   “педагога”   (Приложение   2),   “родителя”   (Приложение2), “взрослого”,   “ребенка”   (Приложение   2),   “учащегося”   и   т.д.   Причём,   важно подчеркнуть, что активность при формировании среды развития проявляют не только взрослые, но и ребенок, выступающий как субъект диалога – активно взаимодействующего   с   Миром   в   процессе   своего   личностного   становления. Диалогичность   общения   и   организованной   на   этой   основе   совместной деятельности взрослого и ребенка, является определяющим условием развития ребенка.  Таким образом, содержание учебного материала инновационной программы определялось   её  целью   –   созданием   культуротворческой   среды   развития, обеспечивающей:  ­ создание условий для успешных партнерских взаимоотношений  внутри системы  «педагог   ­   дети  ­   родители»   через   совместную   художественно­ творческую   деятельность   и   побуждающую   всех   субъектов образовательного пространства к сотворчеству и самовыражению; ­ повышение статуса семьи, статуса материнства и отцовства в сознании ребенка; ­   создание   условий   для   выполнения   семьей   и   школой   воспитательной, психологической, здоровьесберегающей функций. Программа   актуальна,  поскольку   раскрывает   основные  современные направления   педагогики   в   области  художественно­эстетического   духовно­ нравственного   образования   школьников,   научно   ­   методические   концепции, технологии обучения.  Программа является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных   эстетических   ориентиров,   и   овладение   основами   творческой деятельности,   дает   возможность   каждому   участнику   реально   открыть   для   себя волшебный   мир   искусства,   выбрать   приоритетное   направление   и   максимально 4 реализовать   свои   творческие   способности,   тем   самым   помогает   утвердиться   в социуме. 1.3.   Педагогическая   целесообразность  данной   программы   заключается   в том, что она отвечает:  ­ потребности общества в формировании компетентной, творческой личности; ­   задачам   реализации   индивидуальных   творческих   проектных   работ,   что способствует не только привитию, совершенствованию трудовых навыков и умений, но   и   развитию   индивидуальных   творческих   способностей   всех   участников,   их художественного вкуса; ­ требованиям создания полноценной совместной деятельности, которая сближает родителей, детей и учителя, помогает формировать дружный единый коллектив, укрепляет семейные взаимоотношения. Новизна и отличительные особенности инновационной программы  состоят в том, что она разработана на основе технологии и методов артпедагогики специально для   развития   системы   внеурочной   деятельности   обучающихся   1­4   классов.  В процессе   обучения   родители   не   только   помогают   своим   детям   выполнять творческие задания, но и сами учатся  творческому самовыражению, что сближает их   с   детьми.   Совместная   художественно­творческая   деятельность   помогает родителям больше понять внутренний мир ребенка, стать ему ближе и роднее, а каждому воспитаннику – раскрыть и реализовать свои творческие способности.                  Представленный в инновационной программе пакет диагностических методик (Приложение   1,2.)   позволит   оценить   развитие   творческих   возможностей   и изобразительного мастерства учащихся, их интереса к изобразительному искусству, а также определить характер внутрисемейных взаимоотношений; психологическую атмосферу в семье и классе; делового, творческого, нравственного и социального климата и сплочённости в коллективе. С результатами некоторых методик можно ознакомиться в Приложении 3. 5 2. Базовые понятия, принципы и основные направления инновационной программы Художественно­творческая   деятельность  представляет   собой   процесс формирования и развития эстетического эмоционально­чувственного и ценностного сознания личности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности.  Совместная художественно­творческая деятельность  – это   комплексная   педагогическая   технология,   интегрирующая   в   себе   формы образования, воспитания и эстетического общения, направленная, как на решение проблемы   оптимизации   общения   и   взаимоотношения   со   сверстниками,   так   и   на оптимизацию детско­родительских отношений.  В   этой   связи   в   практике   начального   образования   широко   используется артпедагогика.  Под   артпедагогикой   мы   понимаем  самостоятельную   отрасль педагогической науки, изучающей закономерности воспитания и развития человека средствами искусств. В наиболее общем виде она представляется нами как синтез двух   областей   научного   знания   –   искусства   и   педагогики,   обеспечивающий разработку   теории   и   практики   педагогического   коррекционно­развивающего процесса   художественно­эстетического   воспитания   детей,   решающий   вопросы формирования и развития основ культуры личности  через искусство и творческое самовыражение [2]. Современная артпедагогика способствует усилению адаптивных   самоактуализации   и свойств   личности,   расширению   ее   креативности, самообразованию,   мотивации   к   творческому   самовыражению,   коммуникативных возможностей,   мобильности.   Разнообразные   художественные   средства   и   методы артпедагогики   выступают   важным   культурно­образовательным   ресурсом, обеспечивающим расширение профессиональной компетентности специалистов.  Одной   из   основных   форм   решения   задач   взаимодействия   семьи   и   школы средствами   артпедагогики   в   образовательном   пространстве   начальной   школы явилось   создание   культуротворческой   среды   развития   через   сотворчество   всех субъектов   образовательного   процесса   –   группы   детей,   родителей   и   учителя, 6 объединяющихся   для   совместного   выполнения   творческого   задания. Взаимодействие,   согласование   действий   и   мнений   всех   участников   совместной работы гораздо эффективнее, чем сумма индивидуальных достижений.[4] В качестве системообразующих в отношении предлагаемой педагогической технологии выделяются следующие общедидактические принципы: принцип   гуманизации  –   установление   гуманистического,   субъект­ субъектного взаимодействия в системе «взрослый–ребенок» и «ребенок–ребенок»; принцип   духовности  –   обеспечивает   становление   духовно­смыслового начала личности как стержневой основы ее целостности; принцип   учета   индивидуально­личностного   развития  –   предполагает гибкое   применение   содержания   и   методов   эмоционально­творческого   в зависимости   от   уровня   развития   детей,   уровня   зрелости   их   личностных, творческих особенностей; принцип   учета   возрастных   и   индивидуальных   особенностей   ребенка означает учет особенностей нервной системы, темперамента, характера каждого ученика  при   разработке  дифференцированных,  индивидуального   подходов   к  их обучению и воспитанию; принцип диалога реализуется в процессе сотворчества между субъектами образовательного   процесса   в   контексте   межличностных   диалогов   и   диалогов культур, искусств, деятельностей и т. д.  принцип   культуротворчества  выделяет   «становящегося»   и развивающегося человека как субъекта культурного, социального и природного в единстве   этих   трех   взаимосвязанных   составляющих,   где   противоречия   между природной   и   социальной   сущностью   человека   снимается   его   культурной, культуротворческой сущностью;  принцип психологической комфортности и педагогической поддержки заключает в себе признание ценности и индивидуальности каждой личности;  ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 7 ­ ­ ­      принцип   полисубъектного   партнерского   взаимодействия  предполагает равноправное   взаимодействие   учителя,   ученика   и   родителей   в   процессе достижения образовательных целей, индивидуально­групповой ответственности; принцип   интеграции  –   определяет   взаимосвязь   и   взаимопроникновение различных   видов   искусства   и   разнообразную   художественно­творческую деятельность; принцип   проблемности  –   побуждает   ребенка   к   исследовательско­ творческой деятельности. Ведущая   роль   в   реализации   этих   принципов   в   условиях   образовательного процесса   принадлежит   учителю,   который   в   контексте   гуманистически­ ориентированного   полисубъектного   взаимодействия   перестает   быть   только "педагогическим средством" трансляции общественного опыта учащимся.  3.   Основные   формы   организации  сотрудничества   детей,   родителей   и школы это: коллективно­творческие   занятия,   направленные   на   создание творческого продукта в процессе урочной и внеурочной деятельности [5];  детско­родительские проекты (с большим интересом ребята совместно с родителями   защищают   свои   творческие   проекты:  семейные   путешествия, вернисажи,   родословное   дерево,   герб   и   девиз   семьи,  знакомят   родителей   с портфолио учеников)  (Приложение 4); совместные экскурсии (посещение храмов, выставок, театров, музеев) и виртуальные экскурсии (Приложение 4.1); классные часы, проводимые родителями  на тему: “Календарь семейных профессий» (Приложение 4.2); художественное образовательное событие ­ итоги занятий подводятся в форме выставок и концертов (тематических и отчётных), конкурсов, праздников (например, "Семейный ковёр", "Семейный пирог", спортивные соревнования и др.) (Приложение 4.3) 8 4. Психолого­педагогические условия организации совместной коллективно­ творческой деятельности     Совместная художественно­творческая деятельность младших школьников со сверстниками, педагогами и родителями выполняет перечисленные функции при соблюдении педагогом психолого­педагогических условий ее организации.         Следовательно,   можно   утверждать,   что  прямому   научению   творческая деятельность ребенка не подлежит, т.е. это такое состояние, при котором каждый ребенок,   начиная   с   замысла   и   включая   весь   процесс   его   воплощения   в живописной, графической, скульптурной или другой художественно­творческой деятельности,   получает   возможность   максимально   полно   реализовать   свои потенциальные способности. При анализе конкретных случаев творчества учет знаний, умений, навыков, конечно, необходим. Однако, простая сумма данных категорий не раскрывает понятия «творчество».         Таким образом, задача современного образовательного процесса состоит в конструировании   и   развитии   творческого   потенциала   всех   субъектов образовательного   процесса   и   воссоздании   особого   рода   ситуаций, обеспечивающих   самоуглубление   в   художественные   переживания,   выражение собственного видения и чувствования, осуществления его дарований посредством самореализации, самовыражения творческой деятельности личности [1].        К   основным   компонентам   среды   развития   эффективного   коллективно­   творческого взаимодействия учащихся, педагогов и родителей следует отнести следующие структурно­функциональные образования, определяющие процессы: субъект­субъектного   взаимодействия   учащихся,   педагога   и   родителей, реализующегося при организации диалога (полилога);  раскрытия и укрепления духовных сил ребенка;  психологической   помощи   и   педагогической   поддержки,   благодаря которым достигается психологическая комфортность, безопасность, свобода;    9  непосредственного создания художественных произведений..  5. Система совместной работы с родителями            В течение четырёх лет  мною   проводилась совместная работа с родителями,   на  коррекцию   и   профилактику которая   направлена   в   каждом   модуле   психологических   проблем   в   отношениях   родителей   и   детей   с   помощью артпедагогики, обучение управлению своими чувствами и эмоциями, сплочение и укрепление семьи, инициация диалога в творчестве.           Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным.                 Коллективная работа.  В каждом модуле предусматриваются анкетирование, участие   в   конкурсах,   выставках,   проектах,  выполнение   творческих   заданий, раскрывающие   совместно   ­   взаимодействующие,   индивидуальные   формы деятельности.                  Индивидуальная работа,  направленная на обсуждение и решение некоторых педагогических и психологических проблем ребенка, которые иногда возникают в процессе обучения.                      При работе с ребенком одна из задач педагога установить доверительные отношения с его родителями. Изучение семьи дело тонкое, деликатное, требующее от   педагога   проявления   такта   в   общении   и   уважения   ко   всем   членам   семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.  Каждый его успех в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.            Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Ключ к сотрудничеству педагога с родителями ­ в их взаимопонимании: педагог   приобретает   в   лице   родителей   добрых   и   надежных   помощников,   а родители   обогащаются   педагогическими   идеями,   методами   и   подходами   к воспитанию своих детей. 10 5.1. Планируемые результаты внедрения инновационной программы    В течение учебного процесса проводится текущий контроль с целью проверки и оценки   результативности   освоения   обучающимися   программы,   своевременного выявления нуждающихся в поддержке педагога при проведении занятий, а так же проявляющих творческие способности.     В течение всего периода обучения проводятся итоговые (контрольные) занятия каждого   раздела:   выставки   и   блиц   ­   опросы   теоретических   знаний   обучаемых. Лучшие работы демонстрируются на тематических выставках, которые являются средством информации о деятельности студии семейного творчества.      В   конце   каждого   года   обучения   подводятся   итоги   усвоения   программы (теоретической   и   практической   части),   направленные   на   выявления   творческой личности, развитие познавательных процессов, уважения к своему труду и труду других людей. Теоретическая часть проверяется итоговым блиц ­ опросом, внутри объединения проводится конкурс «Лучшая семейная работа» и итоговая выставка всех работ, которая показывает уровень усвоения практической части программы. Выбор   работ   на   выставки   проводится   с   учетом   интереса   и   возрастных особенностей обучающегося. Кроме того, на заключительном занятии в конце года подводятся   итоги   работы   студии   за   год,   анализируются   общие   достижения   и допущенные   ошибки,   поощряются   лучшие   учащиеся   и   семейные   коллективы. Большое   воспитательное   значение   имеет   подведение   итогов   работы.   Оценка должна быть объективной и обоснованной. Наиболее подходящая форма оценки – организованный   просмотр   выполненных   изделий.   Коллективные   просмотры   и обсуждения   выставленных   работ   помогают   обучаемым   еще   раз   закрепить полученные   знания   и   умения,   учесть   свои   ошибки   и   приучают   справедливо   и объективно оценивать работу свою и других.       Личностные результаты:  ­ целостное, гармоничное восприятие мира; 11 ­   овладение   навыками   коллективной   деятельности   в   процессе   совместной творческой   работы   в   команде   одноклассников   и   родителей   под   руководством учителя; ­   умение   сотрудничать   с   товарищами   в   процессе   совместной   деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; ­   самостоятельная   мотивация   своей   деятельности,   определение   цели   работы   и выделение этапов.           Метапредметные результаты:  ­ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; ­ освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; ­   овладение   навыком   вести   диалог,   распределять   функции   и   роли   в   процессе выполнения коллективной работы; ­ умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленными задачами; ­ умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.           Предметные результаты:  ­   умение   различать   и   передавать   характер   художественно   –   творческой деятельности, эмоциональное состояние и своё отношение к обществу; ­ осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в совместной деятельности; ­ использование приобретенных знаний и умений для совместный художественно­ творческих решений несложных организационных задач; ­   приобретение   первоначальных   знаний   о   правилах   создания   предметной   и информационной   среды   и   умений   применять   их   для   выполнения   социально   – психологических задач  через формирование художественно ­ творческих.        5.2. Методы организации совместной художественно­творческой деятельности (Приложение 1)                Методы   в   артпедагогике   основаны   на   общепринятых   подходах   в   общей   и   в   педагогике   художественного   творчества, коррекционной   педагогике, 12 определяющих   широкие   возможности   обучения   и  воспитания   детей  средствами искусства, раскрывающих новые средства по расширению творческого потенциала и развитию мастерства в отдельных видах искусства.                          В   процессе   совместной   с   обучающимися   художественно­творческой деятельности   используются   методы   в   определенном   сочетании.   Методы определяются   педагогом   с   учетом   целого   ряда   факторов:   целей   и   задач воспитания,   возрастных   и   индивидуальных   особенностей   детей,   готовности   и мастерства самого педагога, уровня развития креативных способностей учащихся и их родителей, характера их взаимоотношений и др.                 Методический ход разрешения программы лишь опирается на возможности искусства, обращая первоочередное внимание на общее развитие личности ребенка и становления внутриколлективных отношений через сотворчество и диалог всех субъектов образовательного процесса.                            Система методов организации художественно­творческой деятельности учителя,   учащихся   и   родителей   ориентированы   на   единую   цель   и   взаимно дополняют друг друга.   Проблемно­поисковые   методы   в   моей   работе   помогают   развивать   художественно­творческие   способности   детей,   реализовывать   их   потребности,   связанные   с   различными   видами   художественной   деятельности,   позволяют направить детей на поиск тех средств художественной выразительности, которые наиболее соответствуют поставленной задаче и позволяют создать яркие образы в рисунке,   лепке,   в   дизайне,   при   сочинении   сказок,   стихов,   собственных танцевальных композиций, при сценическом воплощении персонажей. К данной группе можно отнести следующие методы:  1.   Экспериментирования   с   материалом,   импровизации.   2.   Присвоения   и перевоплощения   конкретного   способа   действия   в   средство   индивидуальной выразительности.   3.   Актуализации   полученных   знаний   и   умений,   перенос   их   в собственную творческую деятельность.  13 Следует напомнить, что три перечисленных этапа процесса обучения не сменяют друг друга механически. В условиях сложной, многомерной и многосмысловой неотчужденной   детской   деятельности   одни   ее   компоненты   и   стороны   могут находиться на стадии погружения, другие в стадии отработки способа, а третьи ­ в стадии   использования   в   качестве   уже   присвоенного   полноценного   средства.   В осуществлении   такой   сложной,  многомерной   деятельности   могут   возникать   все новые и новые аспекты самовыражения, рассмотренные в динамике. (Приложение 5) 6. Содержание программы На основании изложенных целей, задач и принципов мы определили основные конструктивные линии содержания и организации внутриколлективных отношений средствами артпедагогики в процессе художественно­творческой деятельности.  При   проектировании   совместной   художественно­творческой   деятельности необходимо определить место и количество таких работ в программе четверти и учебного   года,   а   также   спланировать   их   по   годам   обучения.   Это   позволит выстроить уровень сложности материалов и художественных техник, использовать весь спектр способов взаимодействия детей в коллективе. [6] В программу может вводиться реорганизация в содержательный компонент, учебно­тематический   план.   Содержание   корректируется   в   зависимости   от потребностей   всех   участников   воспитательно­образовательного   процесса: педагога, обучающихся, родителей, образовательного учреждения. Коллективная,   групповая,   проектная   формы   художественно­творческой деятельности могут быть использованы с разными акцентами и доминантами как по горизонтали (в течение развития темы четверти и года), так и по вертикали (линия развития от класса к классу). Возрастные особенности при этом выступают координатором углубления в тему и задачи обучения. Технологии,   обеспечивающие   становление   и   развитие   внутриколлективных взаимоотношений   средствами   художественно­творческой   деятельности 14 выстраиваются   в   программе   на   основе   обозначенных   выше   методологических принципов,   на   основе   конкретного   содержания   образования,   реализуемого   в данном образовательном учреждении, с учетом тех «сверхзадач», которые ставят перед собой родители в отношении будущей судьбы своих детей. Содержание   программы   условно   разделено   нами   на   несколько взаимосвязанных между собой Модулей.  Модуль I. "Папа, мама, я ­ счастливая, духовная семья"  Цель:  сплотить   коллектив,   вызвать   желание   у   родителей самосовершенствоваться; проявлять инициативу родителей и детей в творческих заданиях;   узнать   о   взаимоотношениях   родитель   ­   ребёнок,   о   родительской поддержке   и   помощи   ребёнку,   культуре   поведения,   духовно­нравственном развитии ребёнка.   Мы придаём особое значение этому циклу именно в наше время, так как семья способствует развитию личностной индивидуальности ребенка. В этом цикле рассматриваются   и   традиции   семьи,  её  корни,  правила   этикета,  ОПК,  которые закладываются   в   большей   степени   именно   в   семье,   но   которые,   к   сожалению, сегодня часто отсутствуют.  Модуль II "Создадим красоту вокруг себя" Цель:   развивать   творческий   потенциал   ребёнка   путём   активизации воображения,   фантазии;   формировать   навыки   сотворчества,   художественного восприятия, уважение к культуре. Нам хотелось ввести ребёнка в то, что его непосредственно окружает, через его восприятие, взаимопереплетение цвета, формы, звука, пространства и времени. Эти компоненты  так или иначе будут сопровождать каждое занятие и, по нашему мнению,  должны   проявиться   в   продуктивной   деятельности   ребёнка:   в  рисунке, слове,   жесте,   мимике,   музыкальных   импровизациях.   Взрослым   необходимо   в дальнейшей работе помнить об этих взаимопереплетениях. Но "мир меняется" и в нём меняется наше "Я". Потому, развиваясь во времени и пространстве, ребёнок 15 может   передавать   всё   более   и   более   тонкими   сочетаниями   компонентов   своё настроение, своё отношение или может научиться видеть настроение (отношение) "другого"   в   рисунках   или   иных   результатах   продуктивной   деятельности (рассказах, музыкальных импровизациях и т.п.). Модуль III " Мой класс ­ моя семья" Цель:   формировать   у   учащихся   навыки   толерантного   общения   с ровесниками; социально – психологический подход программы направлен на реализацию приоритетных направлений  личностно ­ ориентирвоанного подхода, который позволяет создать   в   классе   атмосферу   внутреннего   комфорта   и   защищенности,   что обусловлено стилем общения. Ребёнок   к   этому   времени   адаптировался   к   занятиям,   у   него   уже   есть "любимые"   и   "нелюбимые"   виды   занятий,   он   участвует   в   мероприятиях   и праздниках, проводимых в школе. Сложились определённые взаимоотношения с товарищами   и  преподавателями,  появились   новые   друзья.  Таким   образом,  этот цикл посвящен осознанию самого себя, своего места в коллективе.  Модуль IV. "Семейные праздники" Цель:  укрепить   семейные   связи   через   совместное   творчество,   приобщить родителей и детей к культуре и искусству; объединять родителей и детей через совместное творчество; воспитывать духовно­ нравственную культуру. Представленные   ниже   темы   требуют   от   ребят,   родителей,     и   учителей активного   поиска   и   чтения   краеведческой,   духовной     литературы,   работы   со справочниками   и   картами.   Здесь   также   возможны   экскурсии,   просмотр кинофильмов,   фотографий,   старых   газет   и   журналов,   создание  «Семейного православного календаря», где отмечаются  важные события семьи,  православные праздники   и   дни   памяти,   совместные   проекты   к   православным   праздникам. (Приложение 4.4, 4.5, 4.6)  7. Заключение 16 Индивидуальность   ребёнка   изначально   формируется   в   семье.   Взаимодействие Школы с родителями – совершенно особенный вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости.   В интересных, познавательных, действительно творческих делах решаются главные задачи педагогов и родителей:  1.  Научить детей получать положительные эмоции, радость от свершенного, от достижения цели в самых различных областях человеческой деятельности;  2.  Помочь детям разобраться в самих себе, подсказать и показать им, как можно управлять своим поведением, по какому руслу направлять свои потребности, приобщаться к духовным, нравственным ценностям.    Целостность   семейного   и   духовного   воспитания   обеспечивается 3. привлечением семьи к планированию и организации воспитательного процесса и развитию  совместной   художественно­творческой   деятельности  в   школе. Родители   участвуют   во   внеклассных   мероприятиях   и   видят,   как   учитель общается с каждым ребёнком, к каким приёмам и методам прибегает в обучении и воспитании детей. А главное – узнают, как учится и чем живёт их ребёнок в классе, среди сверстников. У родителей в таком случае складывается правдивое представление о развитии их ребёнка, возникает доверие к учителю.     Таким   образом,   только   такая   разработанная   инновационная  совместная   художественно­творческая   деятельность   младших   школьников  базируется   на умении всех участников деятельности отстаивать свою точку зрения, не отвергая позиции   друг   друга,   и   принимать   рациональное   решение,   т.   е.   обмениваться опытом   и   взаимообогащаться;   на   диалогическом   взаимодействии   между участниками творческого процесса; в создании и участии в игровых ситуациях; гибкости   поведения,   доброжелательности,   внимательности,   наблюдательности, чуткости, требовательности, искренности.               Собственный опыт инновационной работы в этом направлении, определяет нашу уверенность в перспективности развития коллективно­творческих занятий 17 во внеклассной работе для регулирования психологического климата в классе и создания образовательной среды, способствующей творческому самовыражению всех субъектов образовательного процесса. 8. Список использованной литературы 1. Богоявленская   Д.Б.   Психология   творческих   способностей.   М.: Академия, 2002. 214 c. 18 2. Брикунова С.С. Учебно­методический комплект рабочих тетрадей по адаптации   детей  к  школе.  Тетрадь  по  изобразительному  искусству  «Учусь узнавать,   рисовать,   творить».   Ростов­на­Дону:   Издательство   «Газета   для родителей «Деточки», 2004. 38 с. 3. Брикунова   С.С.   Педагогические   условия   развития   творческого самовыражения   детей   средствами   искусства   в   системе   начального образования / Дисс. на соискание ученой степени кандидат пед. наук. Ростов­ на­Дону, 2005. 173 с.  4. Ефимова О.В. Содержание художественного образования в контексте реализации   стандартов   нового   поколения   а   начальной   школе.   Материалы конференции. Р/Дону,2012. 152­157с. 5. 6. Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. Избранные труды. Кострома: КГУ, 2001. 208 с. Шуванова   В.П.   Потенциал   совместной   художественно­творческой деятельности старших дошкольников в формировании положительного опыта социального взаимодействия со сверстниками // Вестник СГУТиКД, 2012. № 2 (20). 5­13с. 9. Приложение 1. 19 Психолого­педагогическая диагностика в работе классного руководителя со школьниками и родителями                    Психодиагностическая работа направлена на психолого­педагогическое изучение ребёнка на протяжении всего периода нахождения в начальной школе, выявлению   внутрисемейных   взаимоотношений;   психологической   атмосферы   в классе;   делового,   творческого,   нравственного   и   социального   климата   и сплочённости в коллективе.                    Использование   классным   руководителем   психолого­педагогической диагностики, в  том  числе   комплекса   методов  артпедагогической  диагностики, предполагает   четкое   определение   целей   и   ожидаемых   результатов.   Занимаясь такой   диагностикой,   классный   руководитель   должен   ответить   на   следующие вопросы: • Что я хочу получить в результате диагностики?  • Как я буду работать с полученным материалом?  •   Что   может   измениться   в   лучшую   сторону,   если   такая   диагностика   будет проведена?              Таким   образом,   цель   комплексной   диагностики   –   определение   уровня коммуникативных   особенностей   всех   субъектов   системы   «семья­школа»   и творческого   потенциала   младших   школьников   в   изобразительно­ художественной деятельности. Задачи диагностики:  определить   уровень   развития   коммуникативной   сферы   у   младших школьников;   определить уровень художественного и творческого развития детей;  провести  исследования сферы  межличностных  отношений   в  системе «семья–школа» ребенка, школьных отношений, характер общения со сверстниками и взрослыми;  20  оценить   характер   внутрисемейных   отношений:   какое   участие принимают   родители   в   досуге   детей,   как   организована   совместная деятельность в семье;   определить   уровень   сотрудничества   и   сотворчества   между   всеми участниками исследуемого взаимодействия.     Основная диагностическая работа может производиться не обособленно от           воспитательно­образовательной   практики,   как   это   обычно   и   происходит,   а непосредственно   в   процессе   педагогической   работы   с   детьми.   Специфика артпедагогического направления психолого­педагогической диагностики – в ее гуманности   по   отношению   к   человеку.   Диагностический   и   терапевтический процессы   протекают   одновременно.   При   этом   легче   устанавливаются эмоциональные, доверительные отношения.                 Предлагаемые нами диагностические методики могут проводиться в виде разнообразных   творческих   занятий   и   игр.   Дети   должны   быть   предупреждены заранее, что при проведении анкетирования или иных методов диагностики все их ответы будут правильными, чем больше они придумают ответов, тем лучше, даже если они необычны. Детям можно помогать по их просьбе в случае затруднений.  Диагностика выполняет следующие функции.  Информационную  –  сбор   информации   помогает   педагогу   ориентироваться   в процессе   создания   развивающей   среды   и   соответственно   выбирать   методы бучения и развития. Оценочную  –   проектируя   совместную   деятельность   взрослого   и   ребенка, опираясь на его потребности и возможности, педагог стимулирует стремление к успеху и все большим достижением на каждом этапе диагностики оценивает результаты художественно­дизайнерской деятельности и личностного роста.   Формирующую  –   позволяет   дифференцировать   учащихся   и   выстраивать перспективы дальнейшего обучения. Методы диагностики. 21 Необходимо изучать, в том числе, используя методы формализованного, количественного описания, выявляемые свойства и качества ребенка, семейные отношения, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные  При   этом   учитель   может   использовать   комплекс возможности   семьи. традиционных методов психолого­педагогической диагностики:   изучение (тестирование, анкетирование, структурированное интервью, проективные психологические методики) базовых психических свойств и   характерологических   особенностей   личности,   ее   направленности, мотивов   поведения,   художественных   и   эстетических   склонностей, общего кругозора; анализ продуктов художественной деятельности;   наблюдение   за   индивидуальной   и   коллективной   творческой деятельностью   учащихся,   за   отношением   и   заинтересованностью   в творческой   деятельности,   за   характером   взаимоотношений   между учащимися   и   между   учащимися   и   преподавателем   в   процессе   этой деятельности, в наблюдении за всей учебной деятельностью в целом;   беседа с учителями и родителями учащихся.  Определение   особенностей   развития   творческого   потенциала   младших школьников и коммуникативных особенностей всех субъектов системы «семья­школа» в совместной художественно­творческой деятельности  В   работе   раскрываются   методические   особенности   проведения   комплекса диагностических   процедур.   Диагностические   возможности   рекомендуемых методов раскрываются в таблице 1. Таблица 1 Диагностические возможности комплекса рекомендованных методов по  выявлению   особенности   развития   творческого   потенциала   младшего 22 школьника и коммуникативных особенностей всех субъектов системы «семья­ школа» Диагностические  методики Предварительная  диагностика Анкета «Знакомство с  родителями. Заочное  знакомство с ребенком» Выявляемые особенности  Определение заинтересованности родителей учебной деятельностью  ребенка,  взаимодействием  и взаимоотношением с  одноклассниками и учителями.  I. Диагностический блок – «Сотрудничество и сотворчество» I.1. Уровень мотивации к совместной деятельности всех участников Анкета на выявление  Определение трех уровней доверия  к  образовательного процесса  уровня заинтересованности  родителей учебной  деятельностью  ребенка  [Вершинина, 2013]  Опросник школьной  мотивации учащихся  начальных классов  [Лусканова, 1993] ребенку в учебной работе  Выявление у учащихся группы риска, с  негативным отношением к школе, с низкой  мотивацией к обучению I.2. Межличностные отношения Тест «Рисунок семьи»  [Тейлор, 2005] Выявление особенностей внутрисемейных  отношений Проективная методика Рене Жиля «Межличностные  Количественное соотношение шкал:  отношение к матери; отношение к отцу;  отношения ребенка»  [Осницкий, 1997] отношение к матери и отцу вместе,  воспринимаемыми ребенком как  23 родительская чета («родители»); отношение к братьям и сестрам; отношение к бабушке,  дедушке и другим близким родственникам;  отношение к другу, подруге; отношение к  учителю, воспитателю; любознательность;  стремление к общению в больших группах  детей («общительность в группе детей»);  стремление к доминированию или  лидерству в группе детей; конфликтность,  агрессивность; реакция на фрустрацию;  стремление к уединению, отгороженность Диагностики эмоциональных связей, т. е.  взаимных симпатий между членами группы, Социометрия: исследование межличностных отношений  в группе. (по Дж.Морено)  [Методики социально­ и решения следующих задач: а) измерение степени сплоченности­ психологической  диагностики личности и  разобщенности в группе; б) выявление соотносительного авторитета  группы, 1990] членов групп по признакам симпатии­ антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые); в) обнаружение внутригрупповых  сплоченных образований во главе с  неформальными лидерами. I.3. Сплоченность и взаимодействие Определение индекса  Определение групповой сплочённости в  групповой сплочённости  Сишора [Фетискин и др.,  2002] Тест «Уровень  сотрудничества в детском  коллективе одноклассников Определение уровня сотрудничества 24 коллективе» [Селевко,  Тихомирова, 1990] I.4. Нравственные нормы и ценностные ориентации  Методика «Сделаем  вместе» [Диагностика  эмоционально­ нравственного развития,  2002] Диагностика делового,  творческого и  нравственного климата в  коллективе [Фетискин и  Выявление и оценивание уровня развития  нравственной направленности личности  ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником Определение уровня сформированности  делового, творческого и нравственного  климата в коллективе учащихся др., 2002] II. Диагностический блок –  «Художественно­творческая  деятельность» II.1. Эмоционально­эстетическая позиция Анкета для учителей  [Пешкова, 1980] Определение разносторонности и  направленности интересов, склонностей и  способностей младшего школьника;  межличностных взаимоотношений,  общественной активности, инициативности,  взаимопомощи, нравственно­этических  II.2. Образность мышления и развитость воображения представлений учащихся Методика изучения  воображения (тест "Круги") [Туник, 1998] Изучение индивидуальных особенностей  невербальных компонентов творческого  воображения 25 II.3. Степень выразительности создаваемых образов  Автопортрет [Романова,  Выявление особенностей самосознания,  Потемкина, 1991] Метод наблюдения за  детьми в процессе  самооценки, отношения к себе Информация о личностных особенностях  общения учащихся, коммуникативных  совместной художественно­ творческой деятельности  навыков и способах взаимодействия со  сверстниками – сотворчестве. Выявление  [Брикунова, 2004] Анализ продуктов  художественной  деятельности  Итоговая диагностика Метод наблюдения для  родителей [Энциклопедия о детях, 2013] умения согласовывать свои действия с  действиями других членов группы,  выявление взаимоотношений среди  учащихся в классе. Выявление активности,  инициативности, готовности и желания  участвовать в общественной жизни класса Оценка уровня развития творческих  способностей в художественной  деятельности, описание динамических  художественных образов, адекватно  отражающих его эмоционально­ эстетическую позицию и качество  творческих действий ребенка  Получение   информации   о   личностных учащихся, особенностях коммуникативных   навыков   и   способах общения     сверстниками; взаимодействия выявление   активности,   инициативности, со     готовности   и   желания   участвовать   в общественной жизни класса. Приложение 2. 26 СРЕДА РАЗВИТИЯ ­ понятие многомерно, включает физические, культурные, социальные составляющие и рассматривается как целостная система, основанная на функционально ­ деятельностном и предметнопространственном компонентах, содержащая комплекс психологопедагогических, материально­технических, сани­ тарно­гигиенических,   эргономических,   эстетических   условий,   обеспечивающих жизнедеятельность ребенка.              ПЕДАГОГ —  (от греч. paidagogos воспитатель) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную   подготовку   в  этой   области  (учитель   общеобразовательной   школы, преподаватель)  (Большой Энциклопедический словарь).       РОДИТЕЛИ ­  ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи (отец и мать).   Также   в   русской   народной   традиции —   вообще предки.   Родители воспитывают ребёнка с самого рождения, заботятся о его материальном и духовном   что   накладывает благополучии   до   достижения   им  совершеннолетия, ряд этических и   общественных   обязательств   взрослого   сына   или   дочери   по отношению к своим родителям. Так например, это находит четкое выражение в пятой заповеди христианского вероучения.                РЕБЁНОК ­    (множ. дети) — в основном значении, человек в период детства. Возрастные границы детства разнятся в различных культурах, теориях жизненного цикла и юридических системах.       ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ­ это оценочная практика, направленная на изучение   индивидуально­   психологических   особенностей   ученика   и   социально­ психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно ­ воспитательного процесса.     ХУДОЖЕСТВЕННО­   ТВОРЧЕСКАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   ­это   вид деятельности, результативность которой определяется уровнем общего развития         личности,   и,   что   следует   особо   подчеркнуть,   степенью   эмоционально­ художественной восприимчивости, «творческости», готовностью и способностью к 27 художественному   восприятию,   самостоятельному   созданию   и   воплощению произведений искусства.               Приложение 3.         3.1. Социометрия Дж.Морено     Результаты социограмм трех ярких представителей коллектива представлены на рисунке. В коллективе четко выделяется один лидер    мальчик  Р.Д. Он набрал максимальное количество голосов    в социограмме внутренняя часть круга. Во втором круге    М.А. зона предпочитаемых.Он набрал ниже среднего показателя голосов. И третий круг Б.К.  эта зона принебрегаемых, занявшая ниже среднего показателя   голосов.   Четвёртый   круг   –   зона   изолированных,   это   те,   которые получили наименьшее или не получили ни одного голоса.          Социометрический   тест   показал   диагностику   эмоциональных   связей,   т. е. взаимных симпатий между членами группы, степень повышенной сплоченности­ разобщенности в группы, выявление соотносительного авторитета. 28 Резинкин Дмитрий Мартынов  Александр Баландина Ксения Баскалова  И.,Силкин Г.,  Черниченко М.и др 3.2. Оценка сплоченности и взаимодействия. Определение индекса  групповой сплочённости Сишора. Результаты тестирования  В тестировании участвовало 26 человек. 140 120 100 80 60 40 20 0 вопрос1 вопрос2 вопрос3 вопрос4 вопрос5 Столбец1 1 2 3 4 5 6 Результат диагностики показал, что:          1. Оценивая свою принадлежность к классу, большинство чувствуют себя её членом и частью коллектива    35% учащихся набрало  85 баллов, участвуют в большинстве видов деятельности  21% учащихся набрало 12 баллов, участвую в одних видах деятельности и не участвую в других    22% учащихся набрало  6 баллов, не чувствую, что являюсь членом группы  16% учащихся набрало 2 балла, 29 живут и существуют отдельно от коллектива лишь  4% учащихся набрало 1 балл и не знают, затрудняются ответить  2% учащихся набрало 2 балла.    2. Если бы предоставилась возможность перейти в другой класс многие ответили, что очень бы хотелось остаться в своём классе ­ 130 баллов, не видят никакой разницы в переходе в другой класс­2 балла, скорее бы остался в своём классе­ 4 балла и 1 балл затрудняется сказать.         3.   Каковы   взаимоотношения   между   членами   коллектива:   лучше,   чем   в   большинстве классов ­ 45 баллов, примерно такие же ­ 16 баллов  на этот вопрос ответили хуже, чем в большинстве классов ­ 3 балла.     4. Каковы взаимоотношения с учителем лучше, чем в большинстве классов ­ 61 балл, примерно такие же ­ 18 баллов.        5. Каково отношение к делу показало лучше, чем в большинстве классов 45 баллов, примерно такие же 12 баллов и не знает 3 балла.       На основе полученных результатов тестирования, мы видим, что группа детей нуждается   в   проведении   с   ними   целенаправленной   работы   по   развитию взаимоотношений в коллективе, и только благодаря различным выразительным и изобразительными   средствам   искусства   можно   обеспечить   им   совместную социально ­ психологическую поддержку. Приложение  4.     "Совместные  художественно – творческие мероприятие:  "Древо семьи"         Совместные  художественно – творческие мероприятие : "Герб семьи" 30 Совместно­ творческий  проект "Семейные путешествия"          Совместный проект: " Город будущего"             Цель:   расширение   представлений   об   архитектурных   формах,   о   цвете   как выразительном   средстве   архитектуры;   формирование   создавать   фатастический образ   путём   комбинации   предметов   различной   формы;   развитие   творческого воображения.       Приветствие (введение). Учитель сообщает о целях занятия.            Психологическое вхождение. Каждая группа получает задание на изготовление частей города. 31 Актуализация. Дети рассказывают, какую часть города они будут изготавливать.        Позновательно­игровая деятельность. Представление материалов города.               Практическая   учебная   работа.   С   использованием   бумаги,   конструктора, разнообразных коробок проходит коллективная работа.        Вербализация. Обсуждение частей города.             Интеграция.  По   завершении   работы   дети   представляют   свой   макет   города­ будущего.        Заключительный этап. Экскурсия по городу, приглашение гостей на презентацию макета.             4.1. Совместные экскурсии в храмы, монастыри, музеи. 32 4.2. “Календарь семейных профессий" 33 4.3.  Проект " Семейный ковёр"   34 4.4. Открытое совместное художественно­ творческое занятие по артпедагогике "Новогодняя  игрушка".  Игрушки   переданы   детям   в Онкоцентр  и  в Храм Казанской иконы  Божией Матери                           4.5.   Открытое   совместное   художественно­   творческое   занятие   по артпедагогике.Мастер­класс "Ажурные объемные пасхальные яйца из ниток"        35 4.6.Открытое совместное художественно­ творческое занятие по артпедагогике "Арт­ ёлка". Игрушки переданы в Храм Казанской иконы  Божией Матери для благотворительной акции.           Приложение 5.           Результаты реализации проблемно ­ поисковых методов 1­4 класса 36 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 эксперим инд выраз актуализ 1класс 2 класс 3класс 4 класс 37

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности

Инновационная авторская программа " Мы-семья" по внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017