Тема: Мелкая моторика как важная часть развития ребенка
Автор: Фомина Лариса Петровна
Актуальность работы по
развитию мелкой моторики детей обусловлена возрастными психологическими и
физиологическими особенностями детей:
В раннем и младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции
головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего
мира.
Мелкая моторика
Мелкая моторика - это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем организма. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений.
От простых жестов:
· Захват игрушки;
· Нажатий на кнопку пульта;
· Перемещение предмета.
До сложных:
· Застегивание пуговиц;
· Работа с ножницами;
· Есть при помощи вилки и ножа;
· Писать и рисовать.
Важно помнить о том, что, чем раньше придет этот навык, тем успешнее ребенок станет овладевать устной и письменной речью.
Постоянная тренировка кистей рук дает и другие положительные эффекты, такие как:
· Координация;
· Речь;
· Мышление;
· Воображение;
· Память;
· Усидчивость;
· Наблюдательность.
По уровню развития мелкой моторики можно судить о психическом развитии ребенка, так же о его способности обучения в школе.
Педагог-новатор, детский писатель В.А. Сухомлинский писал:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
При работе по развитию мелкой моторики следует придерживаться определенных правил. В первую важна регулярность занятий, которые должны быть составлены в соответствии с возрастом ребенка и способностями его развития.
Тренировка пальцев и кистей рук является одним из важных факторов развития речи ребенка, по этой причине развитие мелкой моторики следует начинать как можно раньше.
Начинать нужно с более легких занятий и постепенно повышать уровень сложности, так же необходимо чередовать новые и старые упражнения.
Упражнения для развития мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика «Ладушки-ладошки»:
1. Мыли мылом ушки (изображаем, как мы моем ушки).
2. Мыли мылом ножки (изображаем, как мы моем ножки).
3. Ах, какие ладушки, (ладошки поднимаем над головой)
4. Ладушки — ладошки (крутим ладошками над головой).
5. Наварили кашки, (как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)
6. Ах, какие ладушки, Ладушки — ладошки.
7. Строили ладошки (ладошки изображают домик над головой)
8. Домик для матрёшки.
9. Ах, какие ладушки, Ладушки — ладошки.
10. Прилегли ладошки (ладошки ложатся спать под щёку)
11. Отдохнуть немножко.
12. Ах, какие ладушки, Ладушки — ладошки.
Упражнение с массажным мячом «Солнышко»:
На ладошку положить массажный мячик. Выполнять круговые движения по всем пальчикам ладошки, отдавая предпочтение направлению часовой стрелки. Сначала рабочая поверхность правой руки, потом — левой. Следить за ощутимым нажимом ладошек.
Пластилинография
Улитка из пластилина:
Согреть и размять в руках кусочек пластилина.
Постепенно ладонями, а затем и пальцами рук, в большей степени, средними и верхними фалангами раскатать жгутики.
Используя разные виды скручивания, сформировать необходимый по форме и размеру узор.
Игры и предметы для развития мелкой моторики:
· Пазлы;
· Конструктор;
· Сортер;
· Из подручных средств;
· Бумага и салфетки;
· Счетные палочки;
· Шнурки;
· Пуговицы;
· Прищепки;
· Крышки;
· Крупы;
· Макароны;
· Вода;
· Кинетический;
· Песок.
Занятия по развитию мелкой моторики в детском саду
Физические упражнения:
· Лазания по гимнастической лесенки;
· Вис на гимнастических кольцах;
· Игры с мячом.
Театральная деятельность:
· Пальчиковый театр;
· Театр теней.
Продуктивная деятельность:
· Лепка;
· Аппликация;
· Рисование;
· Раскрашивание;
· Оригами.
Игровая деятельность:
· Игры со шнуровкой;
· Игры в песок;
· Пальчиковые игры;
· Пазлы;
· Конструктор.
Вопросами взаимосвязи развития мелкой моторики и интеллекта занимались многое ученые. Доказано что ребенок с высоко развитой мелкой моторикой умеет логически мыслить, имеет богатое воображение, у него достаточно развиты память и внимание, хорошо поставлена речь.
Этапы развития мелкой моторики
Ребенок 0-6 месяцев:
· Рефлекторно хватает предметы;
· Осознанно хватает предметы двумя руками (3 мес);
· Осознанно хватает предметы одной рукой (6 мес);
· Осознанно проявляет интерес и тянется к другим предметам.
Ребенок 6-12 месяцев:
· Тянется к предметам, тащит их в рот;
· Осознанно отдает предметы;
· Появляется указательный жест;
· Берет предметы двумя пальцами;
· Бросает и поднимает игрушки.
Ребенок 2-4 года:
· Умеет нанизывать большие бусины на нитку;
· Правильно держит столовые приборы;
· Умеет пользоваться ножницами;
· Умеет рисовать линии, точки, круги;
· Разделяет пластилин на кусочки, в последствии лепит из него шарики, фигурки.
Ребенок 4-6 лет:
· Рисует квадрат, треугольник;
· Вырезает по контуру;
· Пишет свое имя;
· Пишет числа от 1 до 5;
· Пишет буквы;
· Делает аппликацию;
· Самостоятельно одевается и снимает одежду.
Ребенок 6-7 лет:
· Правильно пишет большинство букв и чисел;
· Умеет писать в тетради;
· Уверенно рисует карандашами;
· Завязывает шнурки;
· Строит разные модели конструктора.
Ребенок 7-9 лет:
· Уверенно пишет с минимальным количеством ошибок;
· Знает все буквы и цифры;
· Читает;
· Хорошо запоминает и рассказывает стихи;
· Умеет складывать, высчитывать.
Развитие мелкой моторики у ребенка – дошкольника важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь «потребует» использование точных, координированных движений кистей и пальцев в процессе письма и рисования, других продуктивных видов деятельности.
Негативные последствия недостаточного развития мелкой моторики будут прослеживаться и в подростковом и взрослом возрасте.
Примером таких последствий будут:
· Отсутствие усидчивости и концентрации внимания;
· Плохой подчерк;
· Плохая успеваемость;
· Эмоциональная лабильность;
· Трудности в установлении контактов со сверстниками;
· Проблемы с самообслуживанием;
· Трудности в обучении новых навыков.
Процесс развитие мелкой моторики необходим для полноценного управления своим телом, речью и нервной системой. Для любого ребенка этот процесс можно сделать увлекательным. Самое важное не забывать хвалить ребенка за любые успехи.
Работы в детском саду на развитие мелкой моторики
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.