Мелкая моторика как важная часть развития ребенка
Оценка 5

Мелкая моторика как важная часть развития ребенка

Оценка 5
Занимательные материалы +1
docx
воспитание +1
1 кл—6 кл
25.11.2024
Мелкая моторика как важная часть развития ребенка
Мелкая моторика
motorika.docx

Тема: Мелкая моторика как важная часть развития ребенка

Автор: Фомина Лариса Петровна

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей:
В раннем и младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Мелкая моторика

Мелкая моторика - это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем организма. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений.

От простых жестов:

·                    Захват игрушки;

·                    Нажатий на кнопку пульта;

·                    Перемещение предмета.

До сложных:

·                    Застегивание пуговиц;

·                    Работа с ножницами;

·                    Есть при помощи вилки и ножа;

·                    Писать и рисовать.

Важно помнить о том, что, чем раньше придет этот навык, тем успешнее ребенок станет овладевать устной и письменной речью.

Постоянная тренировка кистей рук дает и другие положительные эффекты, такие как:

·                    Координация;

·                    Речь;

·                    Мышление;

·                    Воображение;

·                    Память;

·                    Усидчивость;

·                    Наблюдательность.

По уровню развития мелкой моторики можно судить о психическом развитии ребенка, так же о его способности обучения в школе.

Педагог-новатор, детский писатель В.А. Сухомлинский писал:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

При работе по развитию мелкой моторики следует придерживаться определенных правил. В первую важна регулярность занятий, которые должны быть составлены в соответствии с возрастом ребенка и способностями его развития.

Тренировка пальцев и кистей рук является одним из важных факторов развития речи ребенка, по этой причине развитие мелкой моторики следует начинать как можно раньше.

Начинать нужно с более легких занятий и постепенно повышать уровень сложности, так же необходимо чередовать новые и старые упражнения.

Упражнения для развития мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Ладушки-ладошки»:

1. Мыли мылом ушки (изображаем, как мы моем ушки).

2. Мыли мылом ножки (изображаем, как мы моем ножки).

3. Ах, какие ладушки, (ладошки поднимаем над головой)

4. Ладушки — ладошки (крутим ладошками над головой). 

5. Наварили кашки, (как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)

6. Ах, какие ладушки, Ладушки — ладошки. 

7. Строили ладошки (ладошки изображают домик над головой)

8. Домик для матрёшки. 

9. Ах, какие ладушки, Ладушки — ладошки. 

10. Прилегли ладошки (ладошки ложатся спать под щёку)

11. Отдохнуть немножко.

12. Ах, какие ладушки, Ладушки — ладошки.

Упражнение с массажным мячом «Солнышко»:

На ладошку положить массажный мячик. Выполнять круговые движения по всем пальчикам ладошки, отдавая предпочтение направлению часовой стрелки. Сначала рабочая поверхность правой руки, потом — левой. Следить за ощутимым нажимом ладошек.

Пластилинография

Улитка из пластилина:

Согреть и размять в руках кусочек пластилина.

Постепенно ладонями, а затем и пальцами рук, в большей степени, средними и верхними фалангами раскатать жгутики.

Используя разные виды скручивания, сформировать необходимый по форме и размеру узор.

Игры и предметы для развития мелкой моторики:

·                    Пазлы;

·                    Конструктор;

·                    Сортер;

·                    Из подручных средств;

·                    Бумага и салфетки;

·                    Счетные палочки;

·                    Шнурки;

·                    Пуговицы;

·                    Прищепки;

·                    Крышки;

·                    Крупы;

·                    Макароны;

·                    Вода;

·                    Кинетический;

·                    Песок.

Занятия по развитию мелкой моторики в детском саду

Физические упражнения:

·                    Лазания по гимнастической лесенки;

·                    Вис на гимнастических кольцах;

·                    Игры с мячом.

Театральная деятельность:

·                   Пальчиковый театр;

·                   Театр теней.

Продуктивная деятельность:

·                   Лепка;

·                   Аппликация;

·                   Рисование;

·                   Раскрашивание;

·                   Оригами.

Игровая деятельность:

·                   Игры со шнуровкой;

·                   Игры в песок;

·                   Пальчиковые игры;

·                   Пазлы;

·                   Конструктор.

Вопросами взаимосвязи развития мелкой моторики и интеллекта занимались многое ученые. Доказано что ребенок с высоко развитой мелкой моторикой умеет логически мыслить, имеет богатое воображение, у него достаточно развиты память и внимание, хорошо поставлена речь.

Этапы развития мелкой моторики

Ребенок 0-6 месяцев:

·                    Рефлекторно хватает предметы;

·                    Осознанно хватает предметы двумя руками (3 мес);

·                    Осознанно хватает предметы одной рукой (6 мес);

·                    Осознанно проявляет интерес и тянется к другим предметам.

Ребенок 6-12 месяцев:

·                    Тянется к предметам, тащит их в рот;

·                    Осознанно отдает предметы;

·                    Появляется указательный жест;

·                    Берет предметы двумя пальцами;

·                    Бросает и поднимает игрушки.

Ребенок 2-4 года:

·                    Умеет нанизывать большие бусины на нитку;

·                    Правильно держит столовые приборы;

·                    Умеет пользоваться ножницами;

·                    Умеет рисовать линии, точки, круги;

·                    Разделяет пластилин на кусочки, в последствии лепит из него шарики, фигурки.

Ребенок 4-6 лет:

·                    Рисует квадрат, треугольник;

·                    Вырезает по контуру;

·                    Пишет свое имя;

·                    Пишет числа от 1 до 5;

·                    Пишет буквы;

·                    Делает аппликацию;

·                    Самостоятельно одевается и снимает одежду.

Ребенок 6-7 лет:

·                    Правильно пишет большинство букв и чисел;

·                    Умеет писать в тетради;

·                    Уверенно рисует карандашами;

·                    Завязывает шнурки;

·                    Строит разные модели конструктора.

Ребенок 7-9 лет:

·                    Уверенно пишет с минимальным количеством ошибок;

·                    Знает все буквы и цифры;

·                    Читает;

·                    Хорошо запоминает и рассказывает стихи;

·                    Умеет складывать, высчитывать.

Развитие мелкой моторики у ребенка – дошкольника важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь «потребует» использование точных, координированных движений кистей и пальцев в процессе письма и рисования, других продуктивных видов деятельности.

Негативные последствия недостаточного развития мелкой моторики будут прослеживаться и в подростковом и взрослом возрасте.

Примером таких последствий будут:

·                    Отсутствие усидчивости и концентрации внимания;

·                    Плохой подчерк;

·                    Плохая успеваемость;

·                    Эмоциональная лабильность;

·                    Трудности в установлении контактов со сверстниками;

·                    Проблемы с самообслуживанием;

·                    Трудности в обучении новых навыков.

Процесс развитие мелкой моторики необходим для полноценного управления своим телом, речью и нервной системой. Для любого ребенка этот процесс можно сделать увлекательным. Самое важное не забывать хвалить ребенка за любые успехи.

 

 

Работы в детском саду на развитие мелкой моторики

 

 

 

 

 

 







 

 

 

 

 


 

Тема: Мелкая моторика как важная часть развития ребенка

Тема: Мелкая моторика как важная часть развития ребенка

Наблюдательность. По уровню развития мелкой моторики можно судить о психическом развитии ребенка, так же о его способности обучения в школе

Наблюдательность. По уровню развития мелкой моторики можно судить о психическом развитии ребенка, так же о его способности обучения в школе

Сначала рабочая поверхность правой руки, потом — левой

Сначала рабочая поверхность правой руки, потом — левой

Театр теней . Продуктивная деятельность : ·

Театр теней . Продуктивная деятельность : ·

Правильно держит столовые приборы ; ·

Правильно держит столовые приборы ; ·

Отсутствие усидчивости и концентрации внимания; ·

Отсутствие усидчивости и концентрации внимания; ·

Мелкая моторика как важная часть развития ребенка

Мелкая моторика как важная часть развития ребенка

Мелкая моторика как важная часть развития ребенка

Мелкая моторика как важная часть развития ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2024