Мелкая моторика как важная часть развития ребенка

  • Занимательные материалы
  • Образовательные программы
  • docx
  • 25.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мелкая моторика
Иконка файла материала motorika.docx

Тема: Мелкая моторика как важная часть развития ребенка

Автор: Фомина Лариса Петровна

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей:
В раннем и младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Мелкая моторика

Мелкая моторика - это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем организма. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений.

От простых жестов:

·                    Захват игрушки;

·                    Нажатий на кнопку пульта;

·                    Перемещение предмета.

До сложных:

·                    Застегивание пуговиц;

·                    Работа с ножницами;

·                    Есть при помощи вилки и ножа;

·                    Писать и рисовать.

Важно помнить о том, что, чем раньше придет этот навык, тем успешнее ребенок станет овладевать устной и письменной речью.

Постоянная тренировка кистей рук дает и другие положительные эффекты, такие как:

·                    Координация;

·                    Речь;

·                    Мышление;

·                    Воображение;

·                    Память;

·                    Усидчивость;

·                    Наблюдательность.

По уровню развития мелкой моторики можно судить о психическом развитии ребенка, так же о его способности обучения в школе.

Педагог-новатор, детский писатель В.А. Сухомлинский писал:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

При работе по развитию мелкой моторики следует придерживаться определенных правил. В первую важна регулярность занятий, которые должны быть составлены в соответствии с возрастом ребенка и способностями его развития.

Тренировка пальцев и кистей рук является одним из важных факторов развития речи ребенка, по этой причине развитие мелкой моторики следует начинать как можно раньше.

Начинать нужно с более легких занятий и постепенно повышать уровень сложности, так же необходимо чередовать новые и старые упражнения.

Упражнения для развития мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Ладушки-ладошки»:

1. Мыли мылом ушки (изображаем, как мы моем ушки).

2. Мыли мылом ножки (изображаем, как мы моем ножки).

3. Ах, какие ладушки, (ладошки поднимаем над головой)

4. Ладушки — ладошки (крутим ладошками над головой). 

5. Наварили кашки, (как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)

6. Ах, какие ладушки, Ладушки — ладошки. 

7. Строили ладошки (ладошки изображают домик над головой)

8. Домик для матрёшки. 

9. Ах, какие ладушки, Ладушки — ладошки. 

10. Прилегли ладошки (ладошки ложатся спать под щёку)

11. Отдохнуть немножко.

12. Ах, какие ладушки, Ладушки — ладошки.

Упражнение с массажным мячом «Солнышко»:

На ладошку положить массажный мячик. Выполнять круговые движения по всем пальчикам ладошки, отдавая предпочтение направлению часовой стрелки. Сначала рабочая поверхность правой руки, потом — левой. Следить за ощутимым нажимом ладошек.

Пластилинография

Улитка из пластилина:

Согреть и размять в руках кусочек пластилина.

Постепенно ладонями, а затем и пальцами рук, в большей степени, средними и верхними фалангами раскатать жгутики.

Используя разные виды скручивания, сформировать необходимый по форме и размеру узор.

Игры и предметы для развития мелкой моторики:

·                    Пазлы;

·                    Конструктор;

·                    Сортер;

·                    Из подручных средств;

·                    Бумага и салфетки;

·                    Счетные палочки;

·                    Шнурки;

·                    Пуговицы;

·                    Прищепки;

·                    Крышки;

·                    Крупы;

·                    Макароны;

·                    Вода;

·                    Кинетический;

·                    Песок.

Занятия по развитию мелкой моторики в детском саду

Физические упражнения:

·                    Лазания по гимнастической лесенки;

·                    Вис на гимнастических кольцах;

·                    Игры с мячом.

Театральная деятельность:

·                   Пальчиковый театр;

·                   Театр теней.

Продуктивная деятельность:

·                   Лепка;

·                   Аппликация;

·                   Рисование;

·                   Раскрашивание;

·                   Оригами.

Игровая деятельность:

·                   Игры со шнуровкой;

·                   Игры в песок;

·                   Пальчиковые игры;

·                   Пазлы;

·                   Конструктор.

Вопросами взаимосвязи развития мелкой моторики и интеллекта занимались многое ученые. Доказано что ребенок с высоко развитой мелкой моторикой умеет логически мыслить, имеет богатое воображение, у него достаточно развиты память и внимание, хорошо поставлена речь.

Этапы развития мелкой моторики

Ребенок 0-6 месяцев:

·                    Рефлекторно хватает предметы;

·                    Осознанно хватает предметы двумя руками (3 мес);

·                    Осознанно хватает предметы одной рукой (6 мес);

·                    Осознанно проявляет интерес и тянется к другим предметам.

Ребенок 6-12 месяцев:

·                    Тянется к предметам, тащит их в рот;

·                    Осознанно отдает предметы;

·                    Появляется указательный жест;

·                    Берет предметы двумя пальцами;

·                    Бросает и поднимает игрушки.

Ребенок 2-4 года:

·                    Умеет нанизывать большие бусины на нитку;

·                    Правильно держит столовые приборы;

·                    Умеет пользоваться ножницами;

·                    Умеет рисовать линии, точки, круги;

·                    Разделяет пластилин на кусочки, в последствии лепит из него шарики, фигурки.

Ребенок 4-6 лет:

·                    Рисует квадрат, треугольник;

·                    Вырезает по контуру;

·                    Пишет свое имя;

·                    Пишет числа от 1 до 5;

·                    Пишет буквы;

·                    Делает аппликацию;

·                    Самостоятельно одевается и снимает одежду.

Ребенок 6-7 лет:

·                    Правильно пишет большинство букв и чисел;

·                    Умеет писать в тетради;

·                    Уверенно рисует карандашами;

·                    Завязывает шнурки;

·                    Строит разные модели конструктора.

Ребенок 7-9 лет:

·                    Уверенно пишет с минимальным количеством ошибок;

·                    Знает все буквы и цифры;

·                    Читает;

·                    Хорошо запоминает и рассказывает стихи;

·                    Умеет складывать, высчитывать.

Развитие мелкой моторики у ребенка – дошкольника важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь «потребует» использование точных, координированных движений кистей и пальцев в процессе письма и рисования, других продуктивных видов деятельности.

Негативные последствия недостаточного развития мелкой моторики будут прослеживаться и в подростковом и взрослом возрасте.

Примером таких последствий будут:

·                    Отсутствие усидчивости и концентрации внимания;

·                    Плохой подчерк;

·                    Плохая успеваемость;

·                    Эмоциональная лабильность;

·                    Трудности в установлении контактов со сверстниками;

·                    Проблемы с самообслуживанием;

·                    Трудности в обучении новых навыков.

Процесс развитие мелкой моторики необходим для полноценного управления своим телом, речью и нервной системой. Для любого ребенка этот процесс можно сделать увлекательным. Самое важное не забывать хвалить ребенка за любые успехи.

 

 

Работы в детском саду на развитие мелкой моторики