Инновационная деятельность педагога в современных условиях
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Взрослым
03.05.2018
Что же такое «Инновационная деятельность»?
Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».Рекомендации
1. Подготовить педагогов к разговору об инновационной деятельности. определяя для себя понятие инновационной деятельности, признаки, причины, определяющие необходимость инноваций в образовании.
2. Проанализировать уровень инновационной деятельности педагогов, во-первых, с точки зрения понимания педагогами сути инновационной деятельности, во-вторых, с позиций требований современного образования.
3. Выявить вопросы, которые интересны педагогам и которые помогут нам разобраться в некоторых аспектах инновационной деятельности. Эти вопросы могут быть обсуждены в рамках небольшой дискуссии.
Инновационная деятельность педагога в современных условиях.docx
МКОУ СОШ №1
Доклад
_________________
"Социальные проблемы
профориентации
учащихся в школе"
Подготовила:
учитель технологии
Качмазова М. М 2014-2015 учебный год
Инновационная деятельность педагога в
современных условиях
Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая
составляющая образовательного процесса.
основанная на осмыслении
1. Что же такое «Инновационная деятельность»?
Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие:
это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на
повышение качества образования. В целом суть определения обозначена
достаточно верно. В современном понимании инновация - это «проявление новых
форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент».
Синонимом инновации является понятие «новшество».
В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается
несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная
педагогическая деятельность,
собственного
педагогического опыта при помощи
сравнения и изучения учебно-
воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов,
получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это
творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств,
направленных
социально-
педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.
Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из
причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия.
Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая
инновация
нововведение в педагогическую деятельность, изменение в
содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение
их эффективности».
В современном обществе первая волна осознания потребностей в новом
качестве образования вылилась в идею создания учебных заведений нового типа:
гимназий, лицеев, колледжей, образовательных центров, учебно-воспитательных
комплексов и т. д.
Вторая волна преобразований привела к потребности в расширенном,
качественно новом научном обеспечении образовательных и воспитательных
процессов в учреждениях образования, не способных к самостоятельным,
осознанным и целенаправленным преобразованиям. В связи с этим на первый
план выходит задача создания новых по содержанию и идеологии диагностико-
образования.
Это
на
повышение
качества
- развивающих центров, региональных центров управления развитием образования,
которые смогли бы взять на себя целый ряд важнейших функций образовательной
системы, остающихся на сегодняшний день нереализованными. В этом видится
сегодня эффективный путь сближения науки и педагогической практики.
Научное обеспечение экспериментальной работы в обучении и воспитании при
всем ее многообразии предполагает определенную унификацию и доступность
для широкого практического использования. На это направлены происходящие в
настоящее время на федеральном и региональном уровнях процессы
стандартизации всех ступеней образования. Это третья волна преобразований
современной системы образования.
Россия входит в международный рынок образовательных услуг и приводит в
соответствие с общепринятыми во всем мире требованиями учебные планы и
образовательные программы школ, средних специальных учреждений и вузов.
2. Основные признаки инновационной деятельности педагога.
Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного
потенциала педагога. Поэтому есть необходимость рассмотреть эту категорию.
Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными
параметрами:
-
творческая
новые
представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в
практических формах;
- открытость личности новому, отличному от своих представлений, что
базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;
- культурно-эстетическая развитость и образованность;
- готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних,
обеспечивающих эту готовность средств и методов;
- развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в
сравнении
инновационные
мотивация
инновационного поведения).
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать
сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая
работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей,
высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальныхкачеств
(знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение
разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она
предполагает
у
соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы
она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и
лишьчастично может регулироваться и контролироваться действующими
институтами. Поэтому общество вынуждено доверять исследователю, новатору,
полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов
генерировать и продуцировать
традиционной,
наличие
определенной
потребности,
степени
свободы
действий
способность
с реализации стоящих перед обществом задач он не предпримет действий,
способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно,
свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью
субъекта инновационного поиска.
Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности
педагога являются умения принимать инновационное решение,
идти на
определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие
при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.
3. Какие обстоятельства в современной системе образования определяют
необходимость инновационной деятельности педагога?
Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в
современных условиях развития общества, культуры и образования определяется
рядом обстоятельств:
- происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые
обусловили необходимость коренного обновления системы образования,
методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных
заведениях различного типа.
Инновационная направленность деятельности
педагогов выступает средством обновления образовательной политики;
- усилением гуманитаризации содержания образования,
непрерывным
изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных
предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм,
технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и
авторитет педагогического знания в учительской среде, актуализируются задачи
роста профессионального мастерства педагогов;
- изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и
применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации
содержания учебно-воспитательного процесса педагог был ограничен не только в
самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании
новых приемов и способов педагогической деятельности. Сейчас инновационная
деятельность в образовании приобретает избирательный, исследовательский
характер. Именно поэтому важным направлением в деятельности руководителей
педагогических коллективов, методических служб учебных заведений становится
анализ и оценка вводимых преподавателями педагогических инноваций, создание
необходимых условий для их успешной разработки и применения;
- вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые
формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности.
Если говорить более просто и однозначно, то главной причиной, заставляющей
обращаться к инновационной деятельности, является острая конкуренция, с
которой
коллективу,
оказывающему услуги в сфере образования. Сегодня коллективы ОУ обязаны
самостоятельно заботиться о сохранении конкурентоспособности, отслеживать и
прогнозировать ситуацию на образовательном рынке, линию поведения основных
сталкиваться
приходится
практически
каждому и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических
достижений и др. и, соответственно, быть чуть впереди.
которые,
действительно,
подходы,
С другой стороны,
4. Что в работе педагога можно определить, как инновационная
деятельность?
И простой, и сложный вопрос одновременно. С одной стороны, мы легко
перечисляем то, что считаем инновационным в своей работе: содержание,
являются
технологии,
методики,
инновационными в современных условиях.
доказать
(обосновать),
а тем более описать (представить) свою инновационную
деятельность вряд ли под силу каждому из нас. Поскольку инновация – это не
просто фиксация факта, это целая система в работе педагога, в описании
которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы,
на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов
инновационной практики, формы представления опыта.
В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат
реализации той или иной образовательной технологии и методики, например:
- применение современных информационных технологий;
- применение принципа интеграции содержания образования;
- развивающее обучение;
- дифференцированное обучение;
- проектное обучение;
- проблемное обучение;
- программированное обучение;
- модульное обучение.
- формирование среды своей деятельности в традиционном режиме с
одновременно
Литература
1. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов.
2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
3. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ
зарубежного опыта. М., 1997.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,
1996.
7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность.
М., 1997
Рекомендации 1. Подготовить педагогов к разговору об инновационной деятельности.
определяя для себя понятие инновационной деятельности, признаки, причины,
определяющие необходимость инноваций в образовании.
2. Проанализировать уровень инновационной деятельности педагогов, во-
первых, с точки зрения понимания педагогами сути инновационной деятельности,
во-вторых, с позиций требований современного образования.
3. Выявить вопросы, которые интересны педагогам и которые помогут нам
разобраться в некоторых аспектах инновационной деятельности. Эти вопросы
могут быть обсуждены в рамках небольшой дискуссии.
Инновационная деятельность педагога в современных условиях
Инновационная деятельность педагога в современных условиях
Инновационная деятельность педагога в современных условиях
Инновационная деятельность педагога в современных условиях
Инновационная деятельность педагога в современных условиях
Инновационная деятельность педагога в современных условиях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.