"Инновационные формы и методы работы с одаренными детьми"
Оценка 4.8

"Инновационные формы и методы работы с одаренными детьми"

Оценка 4.8
docx
23.01.2024
"Инновационные формы и методы работы с одаренными детьми"
формы и методы работы.docx

Доклад: «Инновационные формы и методы работы с одаренными детьми»


На современном этапе развития системы образования остро поднимается вопрос о разработке адекватных и эффективных форм и методов работы с одаренными детьми. Специалистам, работающим с одаренными детьми, важно понимать, что при их обучении и развитии важно применять системный подход.

В процессе работы упор делается на развитие способности испытывать радость от самого процесса получения знаний и познания окружающего мира. Процесс познания должен приносить интеллектуальное наслаждение и ощущение себя творцами собственной познавательной умелости. При таком подходе одаренные дети видят в процессе учения не только внешнюю необходимость, но и свободную игру умственных сил.

В современной школе педагоги все чаще поднимают вопросы: «Как эффективно обучать одаренного ребенка? При каких педагогических условиях социально-педагогическая поддержка одарённых детей может быть эффективной и обеспечит реальное развитие творческого потенциала личности обучающегося средствами образовательного процесса?» .

В XXI веке становится понятно, что методы и формы традиционной системы обучения не принесут должного результата при работе с одаренными детьми, в связи с этим поднимается вопрос об использовании современными педагогами инновационных форм и способов обучения и развития в своей работе.

Одаренные дети нуждаются в особом подходе со стороны педагога, так как у них гораздо шире перспективы дальнейшего развития и выше потенциальные возможности, на раскрытие которых педагог должен направить максимальные усилия. В отличие от других детей, одаренные обладают более богатыми перспективами личностного развития .

Методы и формы работы с одаренными учащимися должны органически сочетаться с теми формами и способами, что применяются ко всем учащимся, однако должны отличаться качественным своеобразием.

Работа педагога с одарёнными школьниками относится к одному из приоритетных направлений школы. Как было обозначено ранее, именно системный принцип лежит в основе организации работы с одарёнными школьниками, это значит, что она должна вестись системно и на всех уровнях, дополнять друг друга на пути достижения общей цели. В школе система включает в себя работу с одарёнными детьми как во время уроков, как и во внеурочной деятельности .

В работе с одаренными детьми основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.

Однако формы и методы работы в рамках конкретного урока должны быть более разнообразными и творческими, педагог должен учитывать принципы дифференциации и индивидуализации при разработке конспекта занятия, поэтому должен все чаще внедрять в процесс занятия такие компоненты:

- работа в группах и подгруппах;

- творчески ориентированные задания;

- активное привлечение школьников к самостоятельной познавательной деятельности;

- организация дискуссий и круглых столов по конкретной тематике,

- использование диалоговой формы при объяснении материала .

Педагог на занятиях может использовать различные способы организации индивидуальной работы. Примеры:

- работа по заранее подготовленным карточкам;

- внедрение дополнительных заданий исходя из интересов и способностей одаренного ребенка .

Для преподавания каждого учебного предмета характерна своя специфика форм, методов и приемов работы с одаренными детьми. Однако и во внеурочной деятельности есть ряд форм и методов работы, способствующих выявлению и развитию одарённости школьника. К ним можно отнести различные факультативы, кружки, интеллектуальные конкурсы и марафоны. Помимо перечисленных форм, необходимо активно привлекать школьников к участию в олимпиадах и конкур­сах вне школы, активно заниматься внеурочной научно-исследовательской работой .

Однако на перечисленных выше формы работы не исчерпываются. В век современных информационных технологий можно утверждать, что внедрение их в жизнь позволит совершенствовать работу с одарёнными детьми в школе, вывести её на качественно более высокий уровень.

Традиционные образовательные технологии, в основе которых лежит контроль усвоения знаний у школьников, должны смениться новыми развивающими технологиями, где главной является ориентация на развитие способностей ребенка, на активизацию его творческой активности и развитие навыков самостоятельности в процессе познания .

Использование современных информационных технологий в процессе обучения оказывает благоприятное влияние на развитие интеллектуального, творческого и научного потенциала одаренных детей. Педагог может использовать в своей деятельности различные ИКТ, игровые технологии, технологию критического мышления, элементы разноуровневой технологии, развивающей технологии .

Проблемой обучения и развития одаренных детей занимается на современном этапе Д.В. Ушаков. В своей книге доктор психологических наук и директор Института психологии РАН предлагает 3 стратегии обучения одаренных детей:

  1. Ускорение.
  2. Обогащение.
  3. Однородные классы и специальные школы .

Исходя из выбранной стратегии, осуществляется планирование работы с одарёнными школьниками.

Ускорение

Чаще всего в обычных школах стратегию ускорения применяют в форме более раннего поступления ребёнка в первый класс и последующего «перепрыгивания» через классы. В результате использования такой стратегии одаренный ребенок уже в возрасте 13-15 лет может оказаться в выпускном классе и в дальнейшем поступить в университет.

У стратегии «ускорение» есть свои характерные особенности:

  1. Сокращение количества лет школьного обучения/«перепрыгивание» через класс.
  2. Ускорение программы обучения по конкретным учебным дисциплинам.
  3. Прохождение программы в сокращенном виде.

К достоинствам и положительным сторонам стратегии можно отнести, что одарённый ребёнок при таком подходе получает адекватную нагрузку, которая соответствует высокому уровню развития его способностей, избавляется от скуки на занятиях в связи с медленным замедленным темпом продвижения по учебному материалу .

Однако стратегия обладает рядом недостатков. Например, если одаренный ребёнок поступит в школу раньше своих сверстников, он будет отличаться от своих одноклассников как в физическом развитии, так и в развитии эмоциональной и личностной сферы. Несмотря на высокий интеллектуальный потенциал, такой ребенок все же отличается незрелостью эмоционально-волевой и социальной сфер. Это является причиной, что одарённые дети, которые проходят ускоренную программу, часто оказываются не включёнными в неформальную жизнь школы, им сложно устанавливать социальные контакты с одноклассниками .



Обогащение

В России стратегия «Обогащение» чаще всего реализуется через организацию дополнительных занятий в форме кружков, секций и создания школ по специальным дисциплинам. Использование стратегии позволит в полной мере реализовать индивидуальный подход к одаренному ребёнку и организовать работу на достаточно сложном уровне, который будет соответствовать возможностям и способностям ребёнка. Таким образом, одарённый ребенок работает в темпе, адекватном его высокому уровню развития способностей, и остается в рамках своего возрастного контекста. Стратегия позволяет ребенку максимально реализовать свои интеллектуальные возможности и при этом быть успешным при взаимодействии со сверстниками.

В рамках стратегии обогащения внутри школы организуются кружки различных направлений, ряд факультативных занятий, которые позволят одаренным детям расширить изучаемую область знаний. На факультативах у детей есть возможность получить и освоить дополнительный материал к основному курсу, подготовиться к различным конкурсам, олимпиадам и развить навыки самостоятельной познавательной деятельности .

Однородные классы

В рамках реализации стратегии «Однородные классы» организуются специальные школы и классы для одарённых детей. Такой подход в образовании встречает довольно неоднозначное отношение. Однако большинство педагогов-практиков соглашаются, что обучение в подобных классах позволяет одарённым детям получать нужную им нагрузку, приобретать опыт совместной деятельности с другими одарёнными детьми. При обучении в подобных классах дети перестают испытывать скуку на занятиях .

При таком подходе разрешается проблема подготовленности учителей. В обычном классе учителю не хватает опыта и времени для работы с одарённым ребёнком в полной мере. В однородных же классах работают специалисты в области детской одаренности, у которых есть опыт организации работы не только с одним одарённым ребёнком, но и с группой таких учеников.

Эффективные методы работы с одарёнными детьми

Разработка индивидуальных маршрутов при работе с одаренными детьми не всегда соотносится со школьными реалиями. К сожалению, на практике иногда выходит так, что одарённые дети остаются предоставленными сами себе, в недостаточной степени раскрывается их интеллектуальный потенциал. Чтобы избежать такого результата, нужно понимать, какие методы наиболее эффективны в работе с одарёнными детьми .

К одному из таких методов можно отнести исследовательский. В основе его лежит имитация научного открытия. Учащиеся должны выявить проблему, затем сформулировать главную цель исследования, выдвинуть ряд гипотез, которые возможно подтвердить или опровергнуть в ходе экспериментов. На основании полученных результатов учащиеся делают выводы, определяют их значимость и возможность применения .

Эвристический (частично-поисковый) метод основывается на выдвижении проблемы учителем и создании условий для самостоятельной деятельности учащихся по её решению. Этот метод удовлетворяет особую образовательную потребность, свойственную одарённым детям – стремление к самостоятельному поиску ответов .

Проблемный метод реализуется через создание проблемной ситуации на уроке. Учитель ставит перед детьми вопрос, вынуждающий искать ответ за пределами известной области знаний. В результате дети учатся мыслить логически, оценивать сложность поставленной задачи и искать различные пути её решения .

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровня подготовленности конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку учиться вместе со сверстниками и оставаться включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания, выявляя свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности .

Проекты бывают как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей. Проектная деятельность — контекстная деятельность всего образовательного процесса, в которой принимают участие педагоги, ученики, родители, представители социума. В этом тандеме разрабатываются проекты разных уровней содержания. Проектный метод заключается в создании исследовательской ситуации, предусматривающей несколько вариантов действий. Учащиеся самостоятельно ищут наилучший вариант решения проблемы, что создаёт оптимальные условия для раскрытия их потенциала.

В современной системе школьного образования значительное внимание уделяется развитию способностей учащихся в ходе внеурочной деятельности: кружки, факультативы, подготовка к олимпиадам. Но некоторые приёмы работы с одарёнными детьми могут быть включены в структуру урока.

К индивидуальным формам работы с одаренными детьми можно отнести подготовку докладов и индивидуальных проектов. Такие варианты работы вынуждают детей искать ответы за пределами стандартных учебных материалов, развивать навыки систематизации и представления информации .

Развитие информационных технологий открывает новые перспективы для работы с одарёнными детьми. Конечно, использование новых технологий ограничивается материально-техническим обеспечением школы и её кадровым потенциалом. Но некоторые инновационные формы работы с одарёнными детьми могут применяться в любой школе:

  1. Элементы интерактивного обучения: дебаты, мозговой штурм.
  2. Нетрадиционные виды уроков: уроки-лекции, уроки-исследования.
  3. Самостоятельные занятия с помощью специализированных интернет-ресурсов с курсами по информатике, физике, филологическим и другим наукам.
  4. Интернет-олимпиады, конкурсы.

Таким образом, рассмотрены основные современные стратегии обучения одаренных детей в школе, проанализированы основные инновационные формы и методы, которые применяются в работе с одаренными детьми. Можно отметить, что проблема подбора методов и форм работы, которые максимально развивают потенциал одаренного ребенка и способствуют развитию его способностей, является крайне актуальной и важной. Ведь именно от правильно подобранных методов и приемов работы будет зависеть успех и конечный результат работы с одаренным ребенком.


 

Доклад: «Инновационные формы и методы работы с одаренными детьми»

Доклад: «Инновационные формы и методы работы с одаренными детьми»

Педагог на занятиях может использовать различные способы организации индивидуальной работы

Педагог на занятиях может использовать различные способы организации индивидуальной работы

К достоинствам и положительным сторонам стратегии можно отнести, что одарённый ребёнок при таком подходе получает адекватную нагрузку, которая соответствует высокому уровню развития его способностей, избавляется…

К достоинствам и положительным сторонам стратегии можно отнести, что одарённый ребёнок при таком подходе получает адекватную нагрузку, которая соответствует высокому уровню развития его способностей, избавляется…

Чтобы избежать такого результата, нужно понимать, какие методы наиболее эффективны в работе с одарёнными детьми

Чтобы избежать такого результата, нужно понимать, какие методы наиболее эффективны в работе с одарёнными детьми

Нетрадиционные виды уроков: уроки-лекции, уроки-исследования

Нетрадиционные виды уроков: уроки-лекции, уроки-исследования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2024