Инновационные формы педагогического наставничества
Оценка 4.6

Инновационные формы педагогического наставничества

Оценка 4.6
docx
29.10.2024
Инновационные формы педагогического наставничества
Пермякова_статья 2.docx

Пермякова Александра Игоревна

студентка факультета педагогики и методики начального образования,

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

e-mail: permyakova@gmn.ru

Скрипова Юлия Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и технологии обучения и воспитания младших школьников

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

e-mail: yla059@mail.ru

 

Проектирование модели наставничества в образовательной организации

 

Аннотация. В статье рассматривается проектирование модели наставничества в образовательной организации как средство повышения профессиональной компетентности молодых специалистов. Анализируются ключевые аспекты наставничества, включая его цели, принципы и методические подходы. Описываются этапы разработки модели, начиная с диагностики потребностей участников образовательного процесса и заканчивая внедрением и оценкой эффективности наставнической программы. Особое внимание уделяется роли наставников, их подготовке и поддержке, а также взаимодействию с наставляемыми. В результате представлена структурированная модель, способствующая формированию профессиональной компетентности педагогов и созданию благоприятной образовательной среды.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессиональна компетентность, модель наставничества.

 

Permyakova Alexandra Igorevna

student of the Faculty of Pedagogy and Methods of Primary Education,

Perm State University of Humanities and Education, Perm

e-mail: permyakova@gmn.ru

 

Skripova Yulia Yurievna

сandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Technology of Teaching and Upbringing of Younger Schoolchildren

Perm State University of Humanities and Education, Perm

e-mail: yla059@mail.ru

Innovative forms of pedagogical mentoring

 

Annotation. The article discusses the design of a mentoring model in an educational organization as a means of improving the professional competence of young professionals. The key aspects of mentoring are analyzed, including its goals, principles and methodological approaches. The stages of the model development are described, starting with the diagnosis of the needs of participants in the educational process and ending with the implementation and evaluation of the effectiveness of the mentoring program. Special attention is paid to the role of mentors, their training and support, as well as interaction with mentors. As a result, a structured model is presented that contributes to the formation of professional competence of teachers and the creation of a favorable educational environment.

Key words: competence, competence, professional competence, mentoring model.

 

Современное образование является одной из ключевых сфер развития общества. Оно направлено на формирование и развитие личности, на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации в современном мире.

Основным ориентиром Национального проекта «Образование» служит повышение качества общего образования. В условиях интенсивных изменений в сфере российского образования ключевой фигурой выступает учитель, который нуждается в адресной методической поддержке и сопровождении. Национальный проект в сфере образования «Учитель будущего» предусматривает, что в 2024 г. 50 % учителей должно быть вовлечено в национальную систему профессионального роста, а не менее 70 % учителей возрасте до 35 лет будут участвовать в различных формах поддержки и сопровождения [1].

Наставничество обладает высоким потенциалом для персонифицированного сопровождения учителей в процессе устранения профессиональных дефицитов и выступает механизмом повышения профессиональной мотивации и закрепления в профессии.

Учителя начальных классов играют особую роль в формировании основ образования у детей. Поэтому профессиональная компетентность учителей начальных классов имеет особое значение. Начинающему учителю начальных классов необходимы профессиональное сопровождение и поддержка опытных педагогов-наставников.

Одним из инструментов повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов может стать разработка и внедрение модели наставничества.

Изучив разные подходы к пониманию содержания понятия «профессиональная компетентность учителя», в нашем исследовании мы опираемся на идеи Н.Л. Галеевой, профессора кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ[2].

Компетентность – характеристика реального специалиста, ее можно измерить по ходу и итогам деятельности. Компетенция – характеристика профессиональной деятельности работник компетентен, если владеет набором компетенций, реализует их в своей деятельности.

Н.Л. Галеева считает, что профессиональная компетентность учителя складывается из 5 компетенций: предметно-методологической, психолого-педагогической, коммуникативной, валеологической и управленческой. На рисунке представлена модель профессиональной компетентности (рис.1).

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/r4yf6y.jpg

Рис.1 – Совокупность профессиональных компетенций учителя (Галеева Н.Л.)

Содержание каждой компетенции представлено в таблице 1.

Таблица 1

Компетенция

Описание

Предметно-методологическая

Требования ФГОС к предметному содержанию

  Выбор форм и методов работы     

ИКТ-компетентность

Индивидуализация учебного процесса

Развитие и формирование УУД

Психолого-педагогическая

Учет и развитие познавательной сферы ученика

Психолого-педагогическая поддержка учеников

Валеологическая

 

Организация здоровьесберегающей среды

Организация обучения детей с ОВЗ

Коммуникативная

Взаимодействие с учениками

Профессиональное взаимодействие с коллегами

Управленческая

Управление качеством процессов и результатов в системе «учитель-ученик»

Управление качеством трансляции собственного опыта

Управление качеством  разработки и внедрения пединноваций

Управление профессиональным ростом

Управление участием в работе коллектив

 

Каждая компетенция состоит из трех составляющих (таблица 2).

Таблица 2

Составляющие профессиональной компетенции учителя

Составляющая

Содержание

Когнитивная

Система педагогических и специальных предметных знаний

Операционально-технологическая

Методы, технологии обучения, способы педагогического взаимодействия

Личностная

Этнические и социальные позиции и установки, черты личности специалиста, которые оказывают влияние на профессиональную деятельность

 

Такое представление структуры каждой компетенции помогает определить, какую именно работу нужно провести, чтобы восполнить профессиональные дефициты.

Важным аспектом профессиональной компетентности учителей начальных классов является их готовность к инновационным подходам в образовании. Современные требования к образованию предполагают использование новых технологий и методик обучения, а также интеграцию информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс[3]. Учителя начальных классов должны быть готовы к внедрению инноваций и постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки и знания.

Нами был проведен анализ условий в образовательной организации МАОУ «Гимназия №7» для внедрения модели системы наставничества для повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов.

Особенности образовательной организации и профессиональная компетентность учителей начальных классов являются важными аспектами, которые необходимо учитывать при внедрении модели системы наставничества. Правильное взаимодействие между образовательной организацией, учителями начальных классов и руководством позволяет создать благоприятные условия для повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов и обеспечить эффективность внедрения модели системы наставничества.

А также была описана модель системы наставничества для повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов (рис.2).

Рис.2 – Модель наставничества

Структурные компоненты были выбраны по необходимым пунктам, которые нужно обозначить для удобства пользования и продуктивной работы.

Учителя начальных классов играют ключевую роль в формировании базовых знаний и навыков у детей, поэтому важно, чтобы они были профессионально подготовлены и компетентны в своей работе. Введение системы наставничества позволит опытным педагогам поделиться своими знаниями и опытом с молодыми коллегами, а также поможет новым учителям быстрее адаптироваться к профессиональной деятельности. Такая модель системы наставничества способствует повышению профессиональной компетентности учителей начальных классов, что в свою очередь положительно сказывается на качестве образования и успеваемости детей.

Одним из элементов методологической основой системы наставничества на основании письма Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования от 21 декабря 2021 года «Методические рекомендации по разработке и внедрению системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях» является понимание наставничества как составной части методической работы образовательной организации по совершенствованию педагогического мастерства работников, включающую работу с молодыми специалистами; деятельность по адаптации педагогических кадров в новой организации; работу с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность; организацию работы с кадрами по итогам аттестации; обучение при введении новых технологий и инноваций; обмен опытом между членами педагогического коллектива[4].

Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

1. Констатирующий этап

Цель констатирующего этапа эксперимента: определить уровень профессиональной компетентности учителей начальных классов.

На констатирующем этапе эксперимента (2023 г.) использовались такие опросные методы исследования, как беседа и анкетирование.

2. Формирующий этап

Цель этапа: повышение уровня профессиональной компетентности учителей начальных классов через реализацию модели системы наставничества в образовательной организации.

На формирующем этапе было ознакомление педагогов с программой наставничества, согласование сроков отчетных мероприятий.

При внедрении модели системы педагоги, следуя индивидуальному плану развития под руководством наставника, с сентября 2023 по июнь 2024 года проводили работу. Основными формами взаимодействия стали взаимопосещение и анализ уроков, беседы, ситуационное наставничество.

3. Контрольный этап

Цель этапа: оценка эффективности внедрения модели системы наставничества для повышения профессиональной компетентности учителей начальной школы в МАОУ «Гимназия №7» в июне 2023. На этом этапе эксперимента повторно была использована диагностическая карта анализа уровня развития профессиональной компетентности педагогов общеобразовательной организации, что и на констатирующем этапе.

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодого специалиста в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации. Педагог-наставляемый получит необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.

Список литературы

1. Национальный проект «Образование» // Стратегия24 : сайт. 2019. 10 янв. URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/ natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 06.01.2024)

2. Сарычева, О. В., Чернышев, Д. А., Чуркин, Д. В. Экстремальная компетентность современного учителя начальных классов // Современный учитель: профессиональная компетентность и социальная значимость: материалы І Междунар. науч.-практ. конф. Донецк, 2022. Т. 1. С. 244–250

3. Хуторской, А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Политика в образовании

4. Яковлева, И. Я. Профессиональная компетентность учителя начальных классов сельской школы: моногр. / отв. ред. Т. В. Горбунова. Чебоксары: Чуваш. Гос. пед. ун-т им., 2021. 160 с.

5. Ссылка на диагностическую карту: https://docs.google.com/forms/d/17X0pzYBuwDETfGvaYnsrEpAN3DANxF9s5mOAyKHvflE/edit


 

Скачано с www.znanio.ru

Пермякова Александра Игоревна студентка факультета педагогики и методики начального образования,

Пермякова Александра Игоревна студентка факультета педагогики и методики начального образования,

Innovative forms of pedagogical mentoring

Innovative forms of pedagogical mentoring

Изучив разные подходы к пониманию содержания понятия «профессиональная компетентность учителя», в нашем исследовании мы опираемся на идеи

Изучив разные подходы к пониманию содержания понятия «профессиональная компетентность учителя», в нашем исследовании мы опираемся на идеи

Психолого-педагогическая

Психолого-педагогическая

Важным аспектом профессиональной компетентности учителей начальных классов является их готовность к инновационным подходам в образовании

Важным аспектом профессиональной компетентности учителей начальных классов является их готовность к инновационным подходам в образовании

Учителя начальных классов играют ключевую роль в формировании базовых знаний и навыков у детей, поэтому важно, чтобы они были профессионально подготовлены и компетентны в своей…

Учителя начальных классов играют ключевую роль в формировании базовых знаний и навыков у детей, поэтому важно, чтобы они были профессионально подготовлены и компетентны в своей…

Основными формами взаимодействия стали взаимопосещение и анализ уроков, беседы, ситуационное наставничество

Основными формами взаимодействия стали взаимопосещение и анализ уроков, беседы, ситуационное наставничество
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2024