Инновационные формы взаимодействия с детьми с ОВЗ и их родителями
Оценка 4.7

Инновационные формы взаимодействия с детьми с ОВЗ и их родителями

Оценка 4.7
doc
12.05.2020
Инновационные формы взаимодействия  с детьми с ОВЗ и их родителями
Инновационные формы взаимодействия с детьми с ОВЗ и их родителями.doc

Инновационные формы взаимодействия  с детьми с ОВЗ и их родителями

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования образовательной организации необходимо обеспечить эффективное взаимодействие не только с её воспитанниками, но также и с их родителями. Успех коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи во многом зависит от плотного сотрудничества учителя-логопеда с родителями. К сожалению, современные родители до конца не осознают свою роль в вопросах речевого развития ребёнка. Предпочитают переложить это бремя на плечи одного учителя-логопеда. Такая позиция родителей вынудила меня, как учителя-логопеда, искать инновационные формы работы с родителями.

В начале учебного года провела анкетирование родителей с целью выявления владения ими теоретических и практических знаний в вопросах развития всех компонентов речи. По результатам мониторинга речевого развития детей группы выявила главные проблемы и озвучила их родителям. В ходе совместной работы предложила родителям решение данных проблем с помощью организации детско-родительского клуба «Мы вместе», где они вместе с детьми будут получать не только теоретические знания, но и овладеют практическими умениями. Родители сами выявили актуальные вопросы речевого развития детей, предложили темы и периодичность встреч клуба. Все материалы встреч сопровождались мультимедийными презентациями.

Первая встреча детско-родительского клуба «Мы вместе» состоялась в начале октября по теме «Весёлая зарядка для Язычка» в форме игротеки, целью которой было повышение компетентности родителей в вопросе преодоления нарушений звукопроизношения у детей. С помощью сказки о весёлом Язычке познакомила родителей и детей с органами артикуляции.  Родители познакомились с правилами проведения артикуляционной гимнастикой:

1. Упражнения выполнять ежедневно.

2. Упражнения выполняют стоя или сидя перед зеркалом, для зрительного контроля самим ребёнком.

3. Сначала динамические упражнения выполняются медленно, по мере овладения ими темп и частота повторений увеличивается.

4. Упражнения выполнять чётко и точно.

5. При слюнотечении необходимо использовать чистый носовой платок.

 Родители вместе с детьми в игровой форме выполнили комплекс упражнений для свистящих звуков, направленных на тренировку органов артикуляции и способствующих правильному звукопроизношению. В конце встречи попросила выполнить домашнее задание: придумать историю про Язычок с помощью упражнений артикуляционной гимнастики вместе с ребёнком и красочно оформить в виде книжки. Совместные работы детей и родителей были представлены на выставке «Весёлые истории о Язычке».

Вторая встреча детско-родительского клуба «Мы вместе» состоялась в декабре по теме «Пальчики мы развиваем» в форме мастер-класса, целью которого было ознакомление родителей с упражнениями по формированию графо-моторных навыков у детей и способами их практического применения. Встреча началась с эмоциональной разминки «Давайте поздороваемся». Затем родители загадывали загадки о письменных принадлежностях, а дети искали среди предложенных предметов, на них отгадки. Для правильного навыка овладения письмом нужно знать названия пальцев рук, которые дети и родители повторили в ходе совместного выполнения пальчиковой гимнастики «Пять пальцев на руке твоей».

Повторили правила посадки за столом при письме:

1.     Ребёнок сидит за столом прямо, голова слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошвы ног всей поверхностью касаются пола. 

2.     Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю.

Повторили правила правильного положения пальцев рук при письме:

1.        Пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами.

2.        Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца – примерно 1,5-2,5 см.

3.         Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки.

Познакомила родителей и детей с тремя способами правильного удержания пишущего предмета.

Способ 1. При игре в «Дартс» нужно удерживать дротик тремя пальцами, чтобы попасть в цель. Также ребёнок может удерживать и пишущий предмет, переводя его из горизонтального в вертикальное положение

Способ 2. Взять пишущий предмет за самый кончик и поставить на стол, затем медленными скользящими движениями спускаются вниз пока пишущим предмет не оказывается в руке в правильном положении. 

Способ 3. Надеть на пишущий предмет специальный тренажёр в форме разных животных, который можно приобрести в канцелярских магазинах. Этот тренажёр есть как для правшей, так и для левшей. С его помощью просто                    невозможно удерживать пишущий предмет неправильно.

Далее родители и дети выполняли такие графические задания, как «Разукрасить животное», «Обводить по точкам», «Дорисовать дорожки», «Штриховка в разных направлениях животных». В конце встречи родители и дети оценивали работы друг друга, давали советы, делились своими успехами.

Третья встреча детско-родительского клуба «Мы вместе» состоялась в феврале по теме «Играя, развиваем речь» в форме практикума, целью которого было ознакомление родителей с играми по формированию грамматического строя речи и способами их практического применения. Вначале для повышения настроения и эмоционального фона родители и дети делали друг другу комплементы, с помощью игр «Какая мама?» и «Какой ребёнок?». Познакомила всех с особенностями овладения старшими дошкольниками грамматических категорий речи. Конечно, для детей с нарушениями речи возрастные рамки усвоения норм русского языка сдвигаются. И к нам на помощь приходит игровая деятельность, которая является ведущей в жизни ребенка. И если игры наглядные, красочные и интересные, то дети с удовольствием будут в них играть и незаметно для себя постигать правила русского языка. Дети и родители объединились в небольшие подгруппы, где сами выбрали ведущего и в игровой форме познакомились с настольными речевыми играми.

Участникам клуба были предложены следующие игры:

1.        Игра: "Подходит-не подходит"

Цель: закрепление слов с противоположным значением (антонимов).

Правила игры: Ведущий называет первое слово (например, грустный), а игрок называет слово с противоположным значением. (например, весёлый)

2.     Игра: "Слова и числа"

Цель: согласование числительных с существительными.

Правила игры: Игрок выбирает три картинки от меньшего числа предмета (например, помидор) к большему, затем называет число и слово на картинке. (например, два помидора, три помидора, пять помидоров). Ведущий проверяет правильность ответов игрока.

3.     Игра: "Большие- маленькие"

Цель: закрепление названия животных и их детёнышей в единственном и во множественном числе.

Правила игры: Ведущий показывает картинку и называет животное в единственном числе, а игрок- подбирает картинку и называет детёныша этого животного в единственном числе, затем подбирается и называется картинка с животным и его детёнышем во множественном числе.

4.     Игра: "Из чего мы сделаны?"

Цель: закрепление относительных прилагательных.

Правила игры: Игрок выбирает карточку с изделиями из резины или продуктами из молока и т.д., затем ведущий называет предметы на карточках: галоши, сметана, масло и т.д. Выигрывает тот, у кого быстрее заполняться ячейки на карточке.

5.     Игра: " Чья голова?"

Цель: закрепление притяжательных прилагательных.

Правила игры: Ведущий показывает картинку и спрашивает: «Это чья голова?», а игроки, по очереди, называют (например, заячья голова). Побеждает тот, кто наберёт большее количество карточек.

В конце встречи родителям и детям предложила взять речевые игры домой. А в течении следующей недели была организована выставка «Играем, речь развиваем», на которую дети принесли свои настольные игры по формированию грамматического строя речи.

Четвёртая встреча детско-родительского клуба «Мы вместе» состоялась в апреле по теме «Чтобы рассказать на пять, нужно всё нарисовать» в форме мастерской, целью которой было ознакомление родителей с упражнениями на развитие связной речи способами их практического применения. Вначале познакомила родителей с особенностями развития связной речи дошкольников с нарушениями речи. Для детей очень важна опора на визуальный образ при воспроизведении какого-либо текста, поэтому такая система методов и приёмов, как мнемотехника, обеспечит успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы окружающего мира и обеспечит эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Дети и родители учились схематично изображать объекты, предметы и изображения людей и животных, их действия и признаки. Затем по предложенной схеме расшифровывали предложения. С помощью мнемотаблицы составляли описательный рассказ о предметах мебели. С помощью готовых мнемотаблиц рассказывали скороговорки, стихотворения и отгадывали загадки. Домашнее задание состояло в совместном изготовлении мнемотаблицы для заучивания детьми пальчиковой гимнастики, которую в дальнейшем использовали в работе с детьми

В мае состоялась заключительная встреча детско-родительского клуба «Мы вместе», которая прошла в форме викторины по теме «Вот мы какие!». Ведущей была Королева страны Правильной речи. Команды детей и родителей выполняли речевые задания: отгадывали загадки, решали ребусы, подбирали рифмы и антонимы, показывали упражнения речевой гимнастики и пальчиковые игры, штриховали предметы. В конце игры Королева наградила детей медалями и пригласила всех на чаепитие.

Таким образом, использование инновационных форм работы в рамках детско-родительского клуба «Мы вместе» способствовал повышению компетентности родителей в вопросах речевого развития и применению практических умений в совместной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по преодолению нарушений речи.

 


Инновационные формы взаимодействия с детьми с

Инновационные формы взаимодействия с детьми с

Сначала динамические упражнения выполняются медленно, по мере овладения ими темп и частота повторений увеличивается

Сначала динамические упражнения выполняются медленно, по мере овладения ими темп и частота повторений увеличивается

Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца – примерно 1,5-

Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца – примерно 1,5-

Дети и родители объединились в небольшие подгруппы, где сами выбрали ведущего и в игровой форме познакомились с настольными речевыми играми

Дети и родители объединились в небольшие подгруппы, где сами выбрали ведущего и в игровой форме познакомились с настольными речевыми играми

Правила игры: Ведущий показывает картинку и спрашивает: «Это чья голова?», а игроки, по очереди, называют (например, заячья голова)

Правила игры: Ведущий показывает картинку и спрашивает: «Это чья голова?», а игроки, по очереди, называют (например, заячья голова)

В конце игры Королева наградила детей медалями и пригласила всех на чаепитие

В конце игры Королева наградила детей медалями и пригласила всех на чаепитие
Скачать файл