Кучкарова Озода Ропибой кизи – магистр 1-курса группы М5-18 ЕСМА, Бухарский инженерно - технологический институт, Узбекистан.
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ КРАСИЛЬНО-ОТДЕЛОЧНЫХ РАБОТ С НАТУРАЛЬНИМИ КРАСИТЕЛЯМИ
Аннотация. В данной статье раскрывается понятие о инновационных методах красильно-отделочных работ с натуральними красителями.
Ключевые слова: ручная работа, батик, тай-дай, эко принт, крашение, художественная роспись, природные красители
Annotation. This article deals with the concept of the innovative methods of dyeing and decorating with natural dyes.
Keywords: the handiwork, batik, tie-dye, eco print, dyeing, artistic painting, natural dye staffs
В настоящее время в области легкой промышленности одним из важнейших задач является крашение материалов с качественными красителями. Всем известно что, с древних времен в области ткачества использовались с минеральными пигментами и более 30 натуральных красителей. В сегодняшний день производятся синтетические красители более чем 5000 доступных типов и в настоящий момент в текстильной и легкой промышленности в основном используются искусственные красители. Получение таких красителей экономически недорого, и цвет тоже красив. Однако очевидно, что искусственные красители вредны для организма человека, и эти краски со временем теряют свой внешний вид. Поэтому, сейчас растет спрос к натуральным красителям получаемые из природных источников и растений, а также из различных частей диких и культурных растений, так как они являются экологически чистыми продуктами, высококачественными и не теряет свой привлекательность со временем.
Методы крашения весьма разнообразны в зависимости от свойств красителей и окрашиваемых волокон. В настоящее время особую ценность приобретают изделия ручной работы, и самые популярные виды искусства крашение и декорирование ткани ручной работы это метод батика, метод тай-дай и техника эко принт.
Ниже рассматривается истории изобретения, основные качества, использования и возможности этих методов.
Батик - это общее название разнообразных способов и техник художественной росписи по ткани. В основе искусства техники изготовления батика лежит принцип нанесения резерва. Данный метод был изобретен в начале 1960-х годов, основатель который является художник Юозас Бальчиконис (JuozasBalcikonis). Он был также основателям литовской школы художественного текстиля. Его работы – монументальные, близкие фресковой живописи на выставках производили сильное впечатление. Становилось ясно, что батик вполне достоин, занять место в общественном интерьере. [ 1]
Принцип батика заключается в том, что отдельные участки ткани покрываются специальным составом, который не пропускает краску. И затем при нанесении краски на ткань именно эти неокрашенные участки формируют узор. В качестве резерва обычно используется парафин, пчелиный воск или различные смолы.[1]
Еще одий термин который нужно знать это — сибори. Сибори — собрание методов окрашивания ткани по принципу заматывания, складывания или сжатия. Этот метод является одним из самых древних способов орнаментации ткани. Зародился метод в древней Индии, использовался в древнем Китае и Африке. Позже метод переименовали в тай-дай (англ. tie-dye — дословно «завяжи-покрась») на Западе в конце 1960-х — начале 1970-х годов благодаря движению хиппи. Сам процесс достаточно простой: ткань перетягивают в нужных местах, а затем опускают в кипящую краску. Затем достают, остужают и разматывают — на месте затяжек остаются полоски оригинальной ткани (чаще всего белые) согласно заданному рисунку, остальная же ткань приобретает цвет краски. [2]
Несомненный плюс «tie-dye» в том, что все техники возможно совмещать, благодаря чему на свет рождаются довольно сложные, художественно разнообразные композиции, оригинальные рисунки, орнаменты или узоры.
Сейчас метод «tie-dye» наносят на самые разные вещи из гардероба: брюки, юбки, платья, футболки, сарафаны, шорты, головные уборы, сумки, шарфы и т.д. В технике «tie-dye» окрашивают даже обувь: еды, слипоны, эспадрильи, туфли.
В последнее время набирает популярность удивительная методика получения природных узоров и отпечатков растений на полотне и эко принт является одним из самых популярных таких методик.
Эко-принт достаточно новая техника окрашивания - некая трансформация классического искусства крашения натуральными красителями минерального и органического происхождения. Техника эко-принта - это получение отпечатков(оттисков) растений. [3]
Для эко-принта используют красильные растения - это растения, содержащие в корнях, стеблях, листьях, цветах, плодах, коре красильные пигменты.
Предпочтительность техники эко-принта - это максимальный контакт, например, отдающего пигмент листа и принимающего этот пигмент материала, например, шелка. Этим контактом и достигается отпечаток(оттиск) растения, поэтому эко-принт также называют - метод контактного крашения. [3]
Существует несколько способов нанесения натурального орнамента. Самый простой способ нанесения эко принта – листья и соцветия растений переносятся на материю при помощи молотка. Выбранный элемент накладывается на ткань, накрывается пергаментной бумагой и отбивается молотком, чтобы краски растения впитались в текстиль. [3]
С выше указанными данными можно прийти к выводу, что природные красители в отличие от искусственных, являются безопасными для здоровья человека, сохраняет свой цвет надолго, не загрязняют окружающую среду и являются экологически чистыми, так как для их получения можно использовать лепестки цветов, плоды растений, кору деревьев и так далее.
Согласно выше перечисленные можно дать следующие рекомендации:
· всегда экспериментировать на отдельном клочке ткани, прежде чем окрашивать всё полотно;
· натуральные ткани быстрее насыщаются цветом в отличие от синтетических тканей;
· после окрашивания можно использовать специальные фабричные фиксаторы цвета для тканей, чтобы цвет не поблёк со временем;
· ровный, блестящий оттенок можно получить, если ткань перед окрашиванием тщательно постирать и отчистить;
· красить ткань надо только в эмалированной или керамической (стеклянной) посуде. Алюминиевая, железная и медная посуда меняет оттенок краски из-за происходящих химических реакций (особенно при использовании протравочных веществ) ;
· краску на ткани можно закрепить, если вывесить мокрую ткань на яркое солнце;
· закрепители оказывают влияние на цвет и оттенок.
Список литературы:
1. Стоку Сузи. Батик. Практическое руководство. М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005 г.
2. Wada Y., Rice M.K., Barton J. Shibori. The inventive Art of Japanese Shaped Resist Dyeing. Tradition-Techniques-Innovation/ Wada Y., Rice M.K., Barton J. — Tokyo-NY-L: Kodansha Int., 1983 (First Edition). − 300 c, ил. (англ.)
3. Барыкина Р. П. и др. Часть I.2. Прижизненное окрашивание // Справочник по ботаническоймикротехнике. Основы и методы. — М.: Изд-во МГУ, 2004. — С. 13—25. — 312 с. — 2000 экз. — ISBN 5-211-06103-9. — УДК 58:57.08
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.