«Воспитание нравственных качеств
детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
Проект
«Тайны сказок»
2019 – 2020 учебный год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Название проекта |
«Тайны сказок» |
Руководитель проектной группы |
Сокова Антонина Брониславовна |
Тип проекта |
Психолого-педагогический. По продолжительности - долгосрочный |
Проблема |
Наличие большого числа дошкольников, имеющих проблемы в духовно-нравственном развитии |
Цель |
- Создать условия для духовно-нравственного развития ребёнка |
Задачи |
- Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий (добро-зло, послушание-непослушание, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость) -Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор |
Участники проекта |
- Старший дошкольный возраст - Родители |
Место реализации проекта |
ГБОУ Школа № 2025 здание 10 |
Сроки
и этапы реализации проекта |
I этап (подготовительный) - декабрь-январь 2020г. -определение темы проекта; -определение цели и задач; -составление информационной карты проекта; -подбор сказок, наглядно-информационного материала; -изучение особенностей поведения и взаимоотношений дошкольников; -выявление понимания детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации II этап (основной) - февраль-март 2020г. - реализация задач, заложенных в проекте; III этап (заключительный) - апрель-май 2020г. -выявление эффективности работы с детьми Открытый показ «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок». -Видео-занятие: «Беседа о лени». Сказка «Как София в гости к лени ходила»; -Видео-занятие: Беседа: «Что такое доброта?» Сказка «Ёжик из супермаркета»; -Видео-презентация: «Сказка звёздочки»; -Видео-занятие: «Что такое дружба». Сказка о дружбе и её потере; -Видео-занятие: Беседа о непохожести и доброжелательности. Сказка «Дедушкин совет» |
Какие результаты планируется достигнуть |
-Усвоение детьми духовно-нравственных категорий; -Позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям самому себе, потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость; -Ответственное отношение за свои дела; -Формирование социальной адаптации ребёнка |
Где будут представлены результаты проектной деятельности |
ГБОУ Школа № 2025 здание 10 |
Тематический план
Месяц/Январь |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
2 неделя |
1.Беседа о дружбе 2.Чтение сказки «Подружки». Автор: Юлия Кузнецова |
- Посмотреть мультфильм «Друзья товарищи» - Беседа после просмотра |
3 неделя |
1.Беседа: «Что такое хорошо и, что такое плохо?» 2.Чтение сказки «Чудесное превращение». Автор: Марина Потоцкая |
- Посмотреть мультфильм: «Что такое хорошо и что такое плохо» - Беседа после просмотра |
4 неделя |
1.Беседа: «Что такое совесть?» 2.Чтение рассказа «Не надо врать». Автор: Михаил Зощенко |
- Посмотреть мультфильм: «Вовка и совесть» - Беседа после просмотра |
Февраль |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
1 неделя |
1.Беседа: «Что такое честность?» 2.Чтение сказки «Честное слово». Автор: Леонид Пантелеев |
- Посмотреть мультфильм: «Храбрец удалец» - Беседа после просмотра |
2 неделя |
1.Беседа о животных 2.Чтение сказки «Верность». Автор: Александра Ленарская |
- Посмотреть мультфильм: «Верните Рекса» - Беседа после просмотра |
3 неделя |
1.Беседа о животных 2.Чтение сказки «Защитник». Автор: Елена Пиетиляйнен |
- Посмотреть мультфильм: «Большой Ух» - Беседа после просмотра |
4 неделя |
1.Беседа: «Что такое красота» 2.Чтение сказки «Красота души». Автор: М.А. Андрианов |
- Посмотреть мультфильм: «Девочка и слон» - Беседа после просмотра |
Март |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
1 неделя |
1.Беседа: «Мои добрые поступки» 2.Чтение сказки «Как Маша стала большой». Автор: Евгений Пермяк |
- Посмотреть мультфильм: «Маша больше не лентяйка» - Беседа после просмотра |
2 неделя |
1.Беседа: «Что такое радость?» 2.Чтение сказки «Купите радость». Автор: Ирина Рогалёва |
- Посмотреть мультфильм: «Песенка радости» - Беседа после просмотра |
3 неделя |
Видео-занятие: 1.Беседа «Что такое доброта?» 2.Чтение сказки: «Ёжик из супермаркета». Автор: Марина Потоцкая |
- Посмотреть мультфильм «Мама для мамонтёнка» - Беседа после просмотра |
4 неделя |
1.Беседа о внешней и внутренней красоте 2.Чтение сказки «Серая звёздочка». Автор: Борис Заходер |
- Посмотреть мультфильм: «Цветик-семицветик» - Беседа после просмотра |
Апрель |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
1 неделя |
1.Беседа о зависти 2.Чтение сказки: «Завистникам». Автор: Нелли Копейкина |
- Посмотреть мультфильм: «Остров ошибок» - Беседа после просмотра |
2 неделя |
1.Беседа о поведении 2.Чтение сказки: «Госпожа Нехочуха». Автор: Ирис Ревю |
- Посмотреть мультфильм «Нехочуха» - Беседа после просмотра |
3 неделя |
Видео-занятие: 1.Беседа: «Что такое лень?» 2.Чтение сказки: «Как София в гости к лени ходила» |
- Посмотреть мультфильм: Сказка «Про Лень» - Беседа после просмотра |
4 неделя |
Видео-занятие: «Сказка звёздочки» |
- Посмотреть мультфильм: «По дороге с облаками» - Беседа после просмотра |
Май |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
1 неделя |
Видео-занятие: 1.Беседа: «Что такое дружба?» 2.Чтение сказки: «Сказка о дружбе и её потере» |
- Посмотреть мультфильм: «Самый большой друг» - Беседа после просмотра |
2 неделя |
Видео-занятие: 1.Беседа: «Волшебные слова?» 2.Чтение сказки: «Волшебное слово». Автор: Валентин Осеев |
- Посмотреть мультфильм: «Мешок яблок» - Беседа после просмотра |
3 неделя |
Видео-занятие: 1.Беседа: «О красоте в непохожести и доброжелательности?» 2.Чтение сказки: «Дедушкин совет» |
- Посмотреть мультфильм: «Подарок для самого слабого» - Беседа после просмотра |
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребёнок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем.
Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребёнка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
Цель проекта:
- Создание условия для духовно-нравственного развития ребёнка.
Задачи проекта:
- Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий (добро-зло, послушание-непослушание, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость)
- Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
Предполагаемый результат:
- Усвоение детьми духовно-нравственных категорий;
- Позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям самому себе, потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость;
- Ответственное отношение за свои дела;
- Формирование социальной адаптации ребёнка
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
-определение темы проекта;
-определение цели и задач;
-составление информационной карты проекта;
-подбор сказок, наглядно-информационного материала;
-изучение особенностей поведения и взаимоотношений дошкольников;
-выявление понимания детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации
Основной этап:
Часто на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Дети отвечают: сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом. Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств.
Реализация задач, заложенных в проекте:
- проведение наблюдений, занятий, бесед с детьми;
- совместная деятельность педагога, детей, их родителей: чтение сказок, рисование иллюстраций к сказкам детьми, оформление выставок рисунков детей по прочитанным сказкам, создание альбома «Тайны сказок»
Заключительный этап:
-выявление эффективности работы с детьми
Открытый показ «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок».
- Видео-занятие: «Беседа о лени». Сказка «Как София в гости к лени ходила»;
- Видео-занятие: Беседа: «Что такое доброта?» Сказка «Ёжик из супермаркета»; - Видео-презентация: «Сказка звёздочки»;
- Видео-занятие: «Что такое дружба». Сказка о дружбе и её потере;
- Видео-занятие: Беседа о непохожести и доброжелательности. Сказка «Дедушкин совет»
Ресурсное обеспечение проекта:
Кадровый потенциал:
- дети
- родители
Информационное обслуживание проекта:
- интернет-сайт (страничка в социальной сети)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.