Инновационные методы в воспитании нравственных качеств дошкольников. Проект "Тайна сказок".
Оценка 4.7

Инновационные методы в воспитании нравственных качеств дошкольников. Проект "Тайна сказок".

Оценка 4.7
docx
29.10.2022
Инновационные методы в воспитании нравственных качеств дошкольников. Проект "Тайна сказок".
proekt_tayny_skazok_2020.docx

«Воспитание нравственных качеств

детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«Тайны сказок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 – 2020 учебный год

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ  КАРТА  ПРОЕКТА

Название проекта

«Тайны сказок»

Руководитель проектной группы

Сокова Антонина Брониславовна

Тип проекта

Психолого-педагогический. По продолжительности - долгосрочный

Проблема

Наличие большого числа дошкольников, имеющих проблемы в духовно-нравственном развитии

Цель

- Создать условия для духовно-нравственного развития ребёнка

Задачи

- Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий (добро-зло, послушание-непослушание, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость)

-Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор

Участники проекта

- Старший дошкольный возраст

- Родители

Место реализации проекта

ГБОУ Школа № 2025 здание 10

Сроки и этапы реализации проекта

I этап (подготовительный) - декабрь-январь 2020г.

-определение темы проекта;

-определение цели и задач;

-составление информационной карты проекта;

-подбор сказок, наглядно-информационного материала;

-изучение особенностей поведения и взаимоотношений дошкольников;

-выявление понимания детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации

II этап (основной) - февраль-март 2020г.

- реализация задач, заложенных в проекте;

 III этап (заключительный) - апрель-май 2020г.

-выявление эффективности работы с детьми

Открытый показ «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок».

-Видео-занятие: «Беседа о лени». Сказка «Как София в гости к лени ходила»;

-Видео-занятие: Беседа: «Что такое доброта?» Сказка «Ёжик из супермаркета»;                                                               -Видео-презентация: «Сказка звёздочки»;  

-Видео-занятие: «Что такое дружба». Сказка о дружбе и её потере;

-Видео-занятие: Беседа о непохожести и доброжелательности. Сказка «Дедушкин совет»

Какие результаты планируется достигнуть

-Усвоение детьми духовно-нравственных категорий;

-Позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям  самому себе, потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость;

-Ответственное отношение за свои дела;

-Формирование социальной адаптации ребёнка

Где будут представлены результаты проектной деятельности

ГБОУ Школа № 2025 здание 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

Месяц/Январь

Работа с детьми

Работа с родителями

2 неделя

1.Беседа о дружбе                          2.Чтение сказки «Подружки». Автор: Юлия Кузнецова

- Посмотреть мультфильм «Друзья товарищи»                            - Беседа после просмотра

3 неделя

1.Беседа: «Что такое хорошо и, что такое плохо?»                                       2.Чтение сказки «Чудесное превращение».                                 Автор: Марина Потоцкая

- Посмотреть мультфильм: «Что такое хорошо и что такое плохо»                                        - Беседа после просмотра

4 неделя

1.Беседа: «Что такое совесть?» 2.Чтение рассказа «Не надо врать».                                              Автор: Михаил Зощенко

- Посмотреть мультфильм: «Вовка и совесть»                                 - Беседа после просмотра

Февраль

Работа с детьми

Работа с родителями

1 неделя

1.Беседа: «Что такое честность?»                                                  2.Чтение сказки «Честное слово».                                        Автор: Леонид Пантелеев

- Посмотреть мультфильм: «Храбрец удалец»                                - Беседа после просмотра

2 неделя

1.Беседа о животных                                                  2.Чтение сказки «Верность». Автор: Александра Ленарская

- Посмотреть мультфильм: «Верните Рекса»                                 - Беседа после просмотра

3 неделя

1.Беседа о животных                                                  2.Чтение сказки «Защитник». Автор: Елена Пиетиляйнен

- Посмотреть мультфильм: «Большой Ух»                                     - Беседа после просмотра

4 неделя

1.Беседа: «Что такое красота»                                                  2.Чтение сказки «Красота души». Автор: М.А. Андрианов

- Посмотреть мультфильм: «Девочка и слон»                              - Беседа после просмотра

Март

Работа с детьми

Работа с родителями

1 неделя

1.Беседа: «Мои добрые поступки»                                                  2.Чтение сказки «Как Маша стала большой».                                           Автор: Евгений Пермяк

- Посмотреть мультфильм: «Маша больше не лентяйка»              - Беседа после просмотра

2 неделя

1.Беседа: «Что такое радость?»                                                  2.Чтение сказки «Купите радость».                                   Автор: Ирина Рогалёва

- Посмотреть мультфильм: «Песенка радости»                              - Беседа после просмотра

3 неделя

Видео-занятие:                                      1.Беседа «Что такое доброта?» 2.Чтение сказки: «Ёжик из супермаркета».                               Автор: Марина Потоцкая

- Посмотреть мультфильм «Мама для мамонтёнка»                  - Беседа после просмотра

4 неделя

1.Беседа о внешней и внутренней красоте                                                   2.Чтение сказки «Серая звёздочка».                                  Автор: Борис Заходер

- Посмотреть мультфильм: «Цветик-семицветик»                      - Беседа после просмотра

Апрель

Работа с детьми

Работа с родителями

1 неделя

1.Беседа о зависти                                                2.Чтение сказки: «Завистникам».                          Автор: Нелли Копейкина

- Посмотреть мультфильм: «Остров ошибок»                               - Беседа после просмотра

2 неделя

1.Беседа о поведении                                                   2.Чтение сказки: «Госпожа Нехочуха».                                    Автор: Ирис Ревю

- Посмотреть мультфильм «Нехочуха»                                           - Беседа после просмотра

3 неделя

Видео-занятие:                                           1.Беседа: «Что такое лень?»                2.Чтение сказки: «Как София в гости к лени ходила»

- Посмотреть мультфильм: Сказка «Про Лень»                              - Беседа после просмотра

4 неделя

Видео-занятие:  «Сказка звёздочки»

- Посмотреть мультфильм: «По дороге с облаками»                    - Беседа после просмотра

Май

Работа с детьми

Работа с родителями

1 неделя

Видео-занятие:                                           1.Беседа: «Что такое дружба?»                2.Чтение сказки: «Сказка о дружбе и её потере»                                 

- Посмотреть мультфильм: «Самый большой друг»                     - Беседа после просмотра

2 неделя

Видео-занятие:                                           1.Беседа: «Волшебные слова?»                2.Чтение сказки: «Волшебное слово».                                             Автор: Валентин Осеев

- Посмотреть мультфильм: «Мешок яблок»                                   - Беседа после просмотра

3 неделя

Видео-занятие:                                           1.Беседа: «О красоте в непохожести и доброжелательности?»                            2.Чтение сказки: «Дедушкин совет»          

- Посмотреть мультфильм: «Подарок для самого слабого»                                                    - Беседа после просмотра

 

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку, ребёнок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем.

Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребёнка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

 

Цель проекта:

- Создание условия для духовно-нравственного развития ребёнка.

Задачи проекта:

- Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий (добро-зло, послушание-непослушание, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость)

- Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

 

Предполагаемый результат:

- Усвоение детьми духовно-нравственных категорий;

- Позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям  самому себе, потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость;

- Ответственное отношение за свои дела;

- Формирование социальной адаптации ребёнка

 

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

-определение темы проекта;

-определение цели и задач;

-составление информационной карты проекта;

-подбор сказок, наглядно-информационного материала;

-изучение особенностей поведения и взаимоотношений дошкольников;

-выявление понимания детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации

 

Основной этап:

Часто на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Дети отвечают: сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом. Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств.

 

Реализация задач, заложенных в проекте:

- проведение наблюдений, занятий, бесед с детьми;

- совместная деятельность педагога, детей, их родителей: чтение сказок, рисование иллюстраций к сказкам детьми, оформление выставок рисунков детей по прочитанным сказкам, создание альбома «Тайны сказок» 

 

Заключительный этап:

-выявление эффективности работы с детьми

Открытый показ «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок».

- Видео-занятие: «Беседа о лени». Сказка «Как София в гости к лени ходила»;

- Видео-занятие: Беседа: «Что такое доброта?» Сказка «Ёжик из супермаркета»;                                                                                                                          - Видео-презентация: «Сказка звёздочки»;  

- Видео-занятие: «Что такое дружба». Сказка о дружбе и её потере;

- Видео-занятие: Беседа о непохожести и доброжелательности. Сказка «Дедушкин совет»

 

Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровый потенциал:

- дети

- родители

 

Информационное обслуживание проекта:

- интернет-сайт (страничка в социальной сети)

 

 

 

 


 

Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Сроки и этапы реализации проекта

Сроки и этапы реализации проекта

Тематический план Месяц/Январь

Тематический план Месяц/Январь

Автор: Ирина Рогалёва- Посмотреть мультфильм: «Песенка радости» -

Автор: Ирина Рогалёва- Посмотреть мультфильм: «Песенка радости» -

Видео-занятие: 1

Видео-занятие: 1

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребёнка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребёнка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2022