Инновационные образовательные технологии на уроках литературы.
Оценка 4.8

Инновационные образовательные технологии на уроках литературы.

Оценка 4.8
pdf
17.08.2024
Инновационные образовательные технологии на уроках литературы.
инновационная деятельность педагога.pdf

Инновационная деятельность учителя русского языка и литературы.

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федерального государственного образовательного стандарта. Новый стандарт – высокая планка качества школьного образования. Формируется новый подход, который направлен на развитие способностей каждого ребёнка, готовности его к жизни в современном обществе. В профессиональной жизни педагогов уже утвердилось понятие «инновации». В современном словаре по педагогике мы найдем следующее определение: "Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности". Актуальность инновационного обучения состоит в соответствие концепции гуманизации образования. Основными целями инновационного обучения являются: развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся. Данными целями определяются и задачи инновационного обучения: оптимизация учебно-воспитательного процесса; создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; выработка долговременной положительной мотивации к обучению, включение учащихся в креативную деятельность; тщательный отбор материала и способов его подачи.

Так что же такое инновационный урок? Инновационный урок-это динамичная, вариативная модель организации обучения учащихся за определённый период времени. Учитель стремится к прогрессу, стремится по-новому изменить свою деятельность. Именно этот процесс является инновацией. Инновационная деятельность учителя связана с применением новых технологий педагогической науки и практики в образовательном процессе. В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления, дифференцированный подход к обучению, игровые технологии, создание ситуации успеха на уроке и другие. Без процесса информатизации и коммуникативных технологий сейчас невозможно представить современный урок. Использование ИКТ технологий позволяют расширить возможности учебной информации, активно вовлечь учащихся в учебный процесс, качественно изменить контроль   за деятельностью обучающихся, приобщить их к достижениям информационного поля. Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с использованием ИКТ.

Одним из современных инновационных подходов является  и проблемное обучение, поскольку оно направлено на включение ученика в поисковую, творческую деятельность и предполагает использование активных методов обучения. Проблемное обучение обостряет внимание, развивает творческое воображение, сообразительность и является актуальным в условиях введения новых образовательных стандартов. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках большое внимание должно уделяться развитию видов деятельности учащихся проектных и исследовательских работ. Проектная технология делает учебный предмет творческим и целенаправленным, а учащиеся  учатся подходить к знаниям ответственно и целеустремлённо. Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим используется такая форма урока, как исследование. В самом названии «урок исследование» просматривается основная задача - исследование языкового материала на основе текстов. Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах, в парах и т.д. Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если учителем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология их обсуждения в коллективе. Исследовательский урок – это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире. Успех в учении - единственный источник внутренних

сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Ситуация успеха – э т о

целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в учебной деятельности. Это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Только положительная мотивация даёт энергию для преодоления трудностей школьника. На фоне этого состояния могут формироваться устойчивые чувства удовлетворения. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно могут применяться следующие приемы: ассоциативный ряд, опорный конспект, ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления), мозговая атака, групповая дискуссия, кластеры, синквейн, «продвинутая лекция», эссе, ключевые термины, перепутанные логические цепочки, дидактическая игра, лингвистические карты,  работа с тестами. Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Итак, в основе современного образования лежит активность как учителя, так и ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Каждый учитель должен стать новатором, успешным, как и его учащиеся. Ведь именно инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтобы н а п р а в и т ь з н а н и я н а р а з в и т и е с п о с о б н о с т и у ч е н и ка к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Использованная литература

1.     Бахмутский А.Е. «Школьные технологии» М., 2004 г.

2.     Кзензова Г.Ю. «Перспективные школьные технологии» М., 2000 г.

3.     Перова Т.Ю. Жанры проблемного монолога на современном уроке: монография/ Т.Ю.Перова, О.В.Гордеева - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК,2014г.

4.     Тростенцова Л.А.«Урок русского языка на современном этапе» М.,

1998г.

5.     Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 2003 г.


 

Инновационная деятельность учителя русского языка и литературы

Инновационная деятельность учителя русского языка и литературы

Проблемное обучение обостряет внимание, развивает творческое воображение, сообразительность и является актуальным в условиях введения новых образовательных стандартов

Проблемное обучение обостряет внимание, развивает творческое воображение, сообразительность и является актуальным в условиях введения новых образовательных стандартов

Итак, в основе современного образования лежит активность как учителя, так и ученика

Итак, в основе современного образования лежит активность как учителя, так и ученика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2024