5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – Изд. «Азъ», 1992. – Режим доступа: http://encdic.com/ozhegov/Prosvetitel-27723.html. 6. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевиц. – Мн.: «Современное слово», 2001. – С. 928.
7. Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mkrf.ru/ documentations/3974/detail.php?ID=210064&sphrase_id=509943.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ
Средняя общеобразовательная школа № 1,
ЯНАО, Пуровский район, п. Пурпе
Статья описывает структуру и основные направления развития воспитательной системы школы. Статья может быть интересна широкому кругу педагогов. Она ориентирует читателя на использование опыта работы в своей практической деятельности.
«Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних».
Сократ
Главной целью воспитательной работы в школе является создание условий для активной жизнедеятельности, гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии школьников.
Основные задачи воспитательной работы:
– Создание условий для формирования ведущих интегративных качеств личности.
– Формирование качеств личности в соответствии с моделями выпускников начальной, основной и старшей школы.
– Освоение образовательно-воспитательного пространства школы.
– Дальнейшее развитие демократических процессов в школьном коллективе.
– Социальное закаливание, основанное на саморазвитии и самосовершенствовании личности каждого школьника.
– Создание воспитательного пространства как условия становления нравственно-воспитанной и физически развитой личности.
Исходя из поставленных задач, были определены следующие направления воспитательной работы школы.
В школе функционируют научные общества учащихся: МИТ: мыслить, искать, творить для учащихся старших и средних классов и научное общество учащихся начальных классов «Малая академия», где ребята создают и защищают проекты, пишут исследовательские работы.
Также в школе часто проводятся интеллектуально-развлекательные марафоны, познавательные викторины, циклы бесед, выступления агитбригад, торжественные информационные линейки.
Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определѐнной области науки, искусства, спорте. В творческих объединениях проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, встречи с интересными людьми и др. Отчѐт работы кружка за год проводится в виде отчетного концерта, конференции, выставки или смотра.
В нашей школе функционируют 9 объединений дополнительного образования, имеющие образовательные программы, прошедшие лицензионную экспертизу по следующим направлениям:
1. художественно-эстетическое:
– театральное объединение «Маска». Один из немногих театральных коллективов ЯНАО и России – школьный коллектив «Маска» является образцовым. Программа ориентирована на развитие речи движения, навыков эстетической оценки произведения, театрального искусства, а также на развитие креативных качеств ребенка.
– вокальное объединение «Чистый голос». Занятия по вокалу в студии «Чистый голос» способствуют развитию вокально-хоровых навыков, прививают детям любовь к эстрадному пению, обучают понимать музыку во всем богатстве еѐ форм; воспитывают эстетический и художественный вкус, способствуют формированию сплоченного творческого коллектива.
– творческое объединение «Танцевальная палитра». Занятия в хореографическом коллективе приобщают учащихся к танцевальному искусству, развивают умение импровизировать под музыку, актерское мастерство, творческие способности учащихся.
– творческое объединение: «Клубок фантазии». Цель данной программы – овладение учащимися технологии изготовления изделия своими руками, которое несет в себе индивидуальный стиль автора, также обеспечивает качественный уровень организации досуга для детей.
– творческое объединение «Волшебная бусинка» обучает воспитанников бисероплетению, способствует развитию творческой активности воспитанников, развитию мелкой моторики, накоплению детьми социального опыта в процессе деятельности.
– творческое объединение «Соленое тесто» предусматривает изучение технологии изготовления учащимися своими руками изделий из солѐного теста.
– -культурологическое направление представлено творческим объединением «Юный журналист». Учащиеся, увлекающиеся литературой, пробуют себя в журналистике, систематически пополняют информацией о жизни школы школьный сайт.
– спортивно-оздоровительное (спортивное объединение «Наша школа Самбо»). Учащиеся школы включены в состав сборной ЯНАО по САМБО. Целью программы объединения является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
При школе функционирует историко-краеведческий музей «Светоч». Учащиеся школы, ведущие музейное дело, систематически пополняют и обновляют музейные фонды, экскурсоводы проводят тематические экскурсии для учащихся младших классов и основной школы. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся встречи с интересными людьми, ведѐтся широкая переписка, работа в архиве.
Также в нашей школе ежегодно проходит месячник гражданско-патриотической работы, в рамках которого проводятся различные мероприятия: видеопрезентации и просмотры документальных фильмов, торжественная радио-линейка, посвященная воинам-интернационалистам, конкурс плакатов, уроки Мужества, экскурсии в музей. Товарищеская встреча «Спортивный поединок по волейболу» между старшеклассниками и учителями, посвященный Дню защитника Отечества, классные часы, посвященные Дням воинской Славы России и многое другое. К 9 мая приурочены традиционные мероприятия: Смотр строя и песни (1-8 кл.) и инсценирование военной песни (9-11 кл.).
Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются праздничным датам календаря, традиционным школьным праздникам, юбилеям писателей, деятелей культуры. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, марафоны, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки.
Физкультурно-оздоровительное направление
Целью данного направления является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. В целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Ребята в школе могут заниматься самыми разнообразными видами спортивной направленности: это мини-футбол, настольный теннис, баскетбол, волейбол, лыжи, занятия в бассейне, тренажерный зал, ребята с ослабленным здоровьем занимаются лечебной физкультурой. Ребята со своими наставниками (физруками) каждый год становятся победителями всевозможных спортивных соревнований.
Учащиеся первой ступени работают по воспитательной программе «Путешествие по стране Знаний». Цель программы: выявление, изучение и развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста. Тематические классные часы, школьные мероприятия, спортивные секции, участие в творческих коллективах позволяют воспитать в детях основы самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество.
Среднее звено работает по программе «Школьная страна», приоритетным направлением которой является развитие демократических органов ученического самоуправления. Кроме того, вторая ступень продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Особую роль в передаче традиций играют организованные совместно со старшими школьниками традиционные праздники.
На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация.
В 2012-13 учебном году педагогическим коллективом нашей школы совместно с коллективом учащихся продолжена работа над вопросом организации самоуправления как на школьном уровне, так и в классных коллективах.
Ребятами сами планируют деятельность на год. По инициативе ученического самоуправления в школе был организован, причем на достаточно хорошем уровне, День самоуправления, где старшеклассники были дублерами учителей.
Совет старшеклассников активно участвует в разработке, организации и проведении мероприятий: «Осенний бум», «Новогодняя круговерть!», Вечер встречи с выпускниками, «Первоапрельский балаган», проводятся рейды по проверке школьной формы, налажено дежурство по школе. Организованная структура системы школьного самоуправления способствует формированию и развитию у учащихся различных компетенций, в том числе коммуникативных, творческих, а также личностных качеств.
Одной из востребованных структур школы является школьный профцентр, которые выполняет функции взаимосвязи социума, родительской общественности, вузов и ссузов. Руководителем профцентра проводятся самые разнообразные мероприятия, направленные на самоопределение учащихся старшей школы: экскурсии на предприятия, встречи с предпринимателями и работниками учреждений, круглые столы, участие в конкурсах, индивидуальные беседы и т.д. Как никогда, сегодня профориентация, верное самоопределение учащихся актуально и значимо.
Контакт с родителями является очень важным звеном в учебно-воспитательном процессе. Организация работы классных руководителей с родителями учащихся это: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися. Классные руководители очень тесно сотрудничают с родителями, планируя и решая дела и насущные проблемы классного коллектива.
Одним из основных принципов в работе с родителями является опора на положительное в личных качествах родителей и семейном воспитании. Главное в работе классных руководителей с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи.
В школе проводятся совместные мероприятия с родителями: классные часы, посвященные праздничным датам, спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», выставки поделок и рукоделия. Родители, особенно мамы, принимают участие в мероприятиях, проводимых педагогамиорганизаторами.
Таким образом, воспитание школьников является одним из основных компонентов образовательного процесса в нашей школе.
Список литературы:
1. Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. – 1986.
2. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. – 1986.
3. Классному руководителю о самоуправлении в классе: Методические рекомендации / Авт.-сост. М.А. Александрова, Е.И. Баранова, Е.В. Володина, Е.Н. Степанов. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
4. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.
5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Митрофановская средняя общеобразовательная школа,
Воронежская область, Кантемировский район, с. Митрофановка
Статья по обмену опытом предназначена учителям математики. В ней говорится о том, как можно активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроке.
Ключевые слова: познавательная активность, интерес, методы, творческие задания, межпредметные связи.
Главным условием формирования познавательной активности школьников являются содержание и организация урока. Отбирая материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроке, прежде всего, оцениваю их с точки зрения возможности возбудить и поддерживать интерес к предмету.
Одной из основных и первоначальных задач при обучении математики является выработка у ребят навыка хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счету, так
[1] Заместитель директора по ОП.
[2] Учитель математики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.