«Инновационные системы образования и практического применения на примере исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка».
Оценка 5

«Инновационные системы образования и практического применения на примере исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка».

Оценка 5
docx
24.07.2020
«Инновационные системы образования и практического применения на примере исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка».
«Инновационные системы образования на примере исследовательской деятельности »..docx

Научно-методическая статья

«Инновационные системы образования и практического применения на примере исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка».

   

I.Вступительная часть

   Чрезвычайно популярна в наши дни исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка во внеурочное время, так как приемы и задания позволяют активизировать познавательный процесс. При данной форме очень эффективно повторение пройденного материала, обобщение, комплексная работа с текстом, а самое главное – творческий подход учащихся.

   Для создания атмосферы исследования, мне приходится планировать виды и формы заданий:  выбираю нужный уровень проведения учебного исследования в зависимости от уровня развития мышления учащегося; стараюсь сочетать индивидуальные и коллективные формы проведения исследований на уроке; формирую проблемные ситуации в зависимости от уровня учебного исследования, его места в структуре урока и от цели урока. Обязательное условие для преподавателя – это умелая организация систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся по получению знаний, приобретению умений и навыков и усвоению способов умственной деятельности, а не интерпретация со стороны преподавателя.

II.Правила подготовки к исследованию на уроках русского языка по морфологии

   Будущие исследователи в области морфологии   имеют сначала очень приблизительное представление о частях речи, поэтому ввожу первый, предварительный этап. Он дает учащимся возможность войти в русло лишь отчасти знакомой науки, предусматривает систематизацию и расширение их общеморфологических знаний, определенный настрой на языковую рефлексию. Мне приходится на этом этапе проводить диагностику знаний и умений, определить, как организовать последующие знания. Основными компонентами (или этапами) исследования являются: постановка задачи; предварительный анализ информации, условий и методов решения задач; формулировка исходных гипотез; планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых факторов и законов; получение объяснений или научных предсказаний; внедрение полученных результатов в учебную деятельность.

III.Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся:

1.Предварительный этап.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: диагностика знаний, навыков и  умений; организация в сфере личных интересов учащегося. Формирование общих представлений об исследовательской работе по русскому языку. Знакомство с современными проблемами изучения русского языка в области морфологии. Развитие языковой рефлексии. Содержание занятий: письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями по русскому языку в области морфологии, способности и интересы участников УИД. Обсуждение работ, выполнение упражнений, моделирующих исследование. Задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный подбор морфологического материала, ведение записной книжки или дневника исследователя.

2.Выбор проблемы исследования.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: предварительная ориентация в выборе проблемы исследования.

Содержание занятий: обсуждение возможных тем исследования (темы предлагает преподаватель, учитывая и личные качества учащихся, и тематику предстоящих конференций учащихся).

3.Изучение научной литературы.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: приобретение практических навыков работы со справочной и научной литературой. 

Содержание занятий: составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ.

 4.Формулирование темы, гипотезы.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: формирование исследовательских навыков (формулирование темы, гипотезы, постановка целей и задач исследования, определение методов в зависимости от объекта исследования).

Содержание занятий: консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования.

5.Сбор материала.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: обучение сбору языкового материала или постановке морфологического эксперимента. 

Содержание занятий: планирование и проведение морфологического эксперимента, сбор языкового материала.

6.Обработка полученного материала.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности:  обучение

статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм. 

Содержание занятий: обработка полученного материала.

7.Формулирование выводов.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: выработка умения формулировать выводы. Содержание занятий: систематизация и обобщение результатов работы.

8.Создание текста УИД.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: практическое овладение научным стилем речи. Обучение редактированию научного текста; навыкам «свертывания» и «развертывания» текста.

Содержание занятий: написание текста исследовательской работы. Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана.

9.Оценка работы.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: рефлексия на продукт и результат УИД. 

Содержание занятий: анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов на открытом уроке русского языка.

10.Представление результатов работы.

Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: овладение навыками устного публичного выступления. 

Содержание занятий: представление работы на городской научно – практической конференции учащихся «Шаг в науку», областных и всероссийских конференциях.   

IV.Заключительная часть

   Переходя от этапа к этапу, учащийся учится: работать с первоисточниками;   наблюдать явления, факты; объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; формировать гипотезу; обобщать материал и представлять его в виде текста; проводить презентацию исследовательской работы. На всех этапах работы нужно стремиться к высокому уровню самостоятельности и творческой активности.

   Языковая личность наших учащихся находится в процессе активного формирования, прежде всего это касается развития речевой и языковой  рефлексии. Поэтому необходимо усилить роль исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка, особенно в морфологическом аспекте. Опираясь на опыт современных преподавателей, актуализируя тексты Марацмана В. Г., следует заметить, что  эффективным средством обучения и развития такой инновационной системы, как исследовательская деятельность,  является открытие новых знаний и способов деятельности, углубление и систематизация изученного; поиск нового составляет основу для развития воли, внимания, памяти, воображения и мышления.


 

Научно-методическая статья «Инновационные системы образования и практического применения на примере исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка»

Научно-методическая статья «Инновационные системы образования и практического применения на примере исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка»

УИД. Обсуждение работ, выполнение упражнений, моделирующих исследование

УИД. Обсуждение работ, выполнение упражнений, моделирующих исследование

Оценка работы. Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: рефлексия на продукт и результат

Оценка работы. Цели и задачи учебно-исследовательской деятельности: рефлексия на продукт и результат
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2020