Инновационные технологии, используемые в работе
с несовершеннолетними «группы риска»
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с обучающими, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, обучающие с отклоняющимся (девиантным) поведением, обучающие «группы риска».
Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию обучающихся, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними.
Одним из самых распространенных является понятие обучающие « группы риска».
Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о обучающихся «группы риска», подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Это тот риск, которому сами обучающие постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.
Это материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе, неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Именно под воздействием этих факторов обучающие оказываются в группе риска.
Любая проблема лучше решается комплексно. Именно комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией обучающих и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. Комплексность проблем требует участия в этой деятельности разных специалистов.
Для профилактики асоциального поведения необходимо глубокое и всестороннее изучение личности студента с отклоняющимся поведением, особенностей их эмоционального реагирования, мотивации, специфики формирования системы отношений.
Инновационные технологии, применяемые в работе с обучающими, можно разделить на 4 группы:
· Организационные социально-педагогические технологии.
· Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы.
· Гуманно - личностную технологию
· Технологии использования Интернета в учебно-воспитательном процессе, технологию социального консультирования и посредничества.
Организационные социально-педагогические технологии направлены на выявление обучащихся группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти направления деятельности обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии:
1. Формирование банка данных детей и подростков группы риска ( данный список составляется в начале октября мастерами производственного обучения и пополняется в течении года)
· из семей, находящихся в социально опасном положении;
· безнадзорных или беспризорных;
· занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
· оставшихся без попечения родителей;
· употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача;
· совершивших правонарушение, повлекшее применение мер административного взыскания;
· совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
· состоящих на разных формах учёта.
При формировании банка данных уточняются следующие позиции:
- каковы основания постановки на учёт;
- какие структуры работают с подростком;
- какая работа проводится для разрешения проблемы;
- что ещё можно предпринять для разрешения данной проблемы.
2. Диагностика проблем личностного и социального развития обучающихся. Она необходима для уточнения социально-педагогических особенностей каждого обучающего из банка данных.
В процессе диагностики изучаются индивидуальные особенности студента и выявляются его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяются их причины. Для диагностики используется только апробированный и утверждённый пакет психолого-педагогической диагностики. При этом важнейшим документом выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия студента с остальными участниками образовательного процесса.
3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с обучающимся, группой.
По результатам диагностики определяется суть проблемы или совокупности проблем, подбираются адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах. Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки обучающегося, находящегося в социально опасном положении. Групповые программы разрабатываются для решения проблем определённой группы обучающихся, выявленных в ходе диагностики. Программы разрабатываются с привлечением представителей необходимых для разрешения проблем служб, ведомств, административных органов.
4. Обеспечение условий реализации программы.
Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между обучающимся и училищем, семьёй, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов:
· организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и индивидуально-ориентированных программ;
· отслеживает результаты;
· информирует: КДН и ЗП о результатах взаимодействия межведомственных структур по реализации программ.
5. Консультирование.
Предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем обучающихся «группы риска».
6. Межведомственные связи.
Социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с администрацией училища, специалистами комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, полицией.
Социально – педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми «группы риска».
Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой студента.
Прежде чем реализовать цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять себе особенности развития «трудного» обучающего и среду, в которой он развивается.
Виды социально-педагогической помощи:
1. Наблюдение и консультации мастеров производственного обучения.
2. Консультации для родителей.
3. Консультирование классных руководителей (по запросу).
4. Индивидуальные профилактические беседы с родителями по проблемам обучения и воспитания.
5. Организация дополнительной помощи в выполнении домашних заданий, в учебе.
6. Проведение социально-педагогических обследований с целью выявления социальных и личностных проблем обучающихся.
7. Вовлечение обучающихся в училищные кружки, секции, а также кружки проходимые в городе в ДК железнодорожников.
8. Организация профилактических бесед с обучающимися по проблемам социализации личности.
9. Организация индивидуальных профилактических бесед с родителями по проблемам обучения и воспитания.
10. Оказание материальной помощи студентам из малообеспеченных семей.
3. Гуманно - личностную технологию:
При применении данной технологии можно использовать:
- гуманистические методы воспитания, индивидуальный подход к каждому обучающиму, мастерство педагогического общения и резервы семейной педагогики, реализовать право ребенка на получение образования не зависимо от его соц. статуса, здоровья и обстановке в семье.
Применение данной технологии раскрывается через следующие методы:
- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
- мастерство общения: закон взаимности, гласность, уважение личности ребенка в вопросе самовыражения;
- резервы семейной педагогики, родительские субботы (если у семьи имеются данные резервы);
- учебная деятельность: контроль за посещением учебных занятий, реализовать право ребенка на получение образование независимо от его социального статуса, состояния здоровья, обстановки в семье;
4. Технологии использования Интернета в учебно-воспитательном процессе, технологию социального консультирования и посредничества:
Использование возможностей сайта училища с целью повышения правовой и педагогической культуры родителей, а также в качестве инструмента социального консультирования обучающихся по различным вопросам. Также следует активно использовать Интернет для собственного саморазвития как специалиста и повышения уровня своих профессиональных знаний и умений через участие в сетевых конкурсах, видеоконференциях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.