"Инновационные технологии , используемые в работе с несовершеннолетними "группы риска"
Оценка 4.7

"Инновационные технологии , используемые в работе с несовершеннолетними "группы риска"

Оценка 4.7
doc
13.01.2025
"Инновационные технологии , используемые в работе с несовершеннолетними "группы риска"
инновац_технолг_группы_риска.doc

Инновационные  технологии, используемые  в работе

с несовершеннолетними  «группы риска»

         Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с обучающими, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, обучающие  с отклоняющимся (девиантным) поведением, обучающие  «группы риска».

         Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию обучающихся, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними.

 Одним из самых распространенных является понятие обучающие          «  группы риска».

         Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о обучающихся «группы риска», подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Это тот риск, которому сами обучающие  постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.

Это материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе, неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Именно под воздействием этих факторов обучающие  оказываются в группе риска.

Любая проблема лучше решается комплексно. Именно комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией обучающих и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. Комплексность проблем требует участия в этой деятельности разных специалистов.

Для профилактики асоциального поведения необхо­димо глубокое и всестороннее изучение личности студента с отклоняющимся поведением, особенностей их эмоционально­го реагирования, мотивации, специфики формирования системы отношений.

Инновационные технологии, применяемые в работе с обучающими, можно разделить на 4 группы:

·        Организационные социально-педагогические технологии.

·        Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы.

·        Гуманно - личностную технологию

·        Технологии использования Интернета в учебно-воспитательном процессе, технологию социального консультирования и посредничества.

 

Организационные социально-педагогические технологии направлены на выявление обучащихся группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти направления деятельности обусловливают  необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии:

1.     Формирование банка данных детей и подростков группы риска        ( данный список составляется в начале октября мастерами производственного обучения  и пополняется в течении года)

·        из семей, находящихся в социально опасном положении;

·        безнадзорных или беспризорных;

·        занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

·        оставшихся без попечения родителей;

·        употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача;

·        совершивших правонарушение, повлекшее применение мер административного взыскания;

·        совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

·        состоящих на разных формах учёта.

 

При формировании банка данных уточняются следующие позиции:

- каковы основания постановки на учёт;

- какие структуры работают с подростком;

- какая работа проводится для разрешения проблемы;

- что ещё можно предпринять для разрешения данной проблемы.

    2. Диагностика проблем личностного и социального развития обучающихся. Она необходима для уточнения социально-педагогических особенностей каждого обучающего из банка данных.

В процессе диагностики изучаются индивидуальные особенности студента и выявляются его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяются их причины. Для диагностики используется только апробированный и утверждённый пакет психолого-педагогической диагностики. При этом важнейшим документом выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия студента с остальными участниками образовательного процесса.

    3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с обучающимся, группой.

По результатам диагностики определяется суть проблемы или совокупности проблем, подбираются адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах. Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки обучающегося, находящегося  в социально опасном положении. Групповые программы разрабатываются для решения проблем определённой группы обучающихся, выявленных в ходе диагностики. Программы разрабатываются с привлечением представителей необходимых для разрешения проблем служб, ведомств, административных органов.

4. Обеспечение условий реализации программы.

Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между обучающимся и училищем, семьёй, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов:

·                   организует, координирует, контролирует и принимает участие в  реализации групповых и индивидуально-ориентированных программ;

·                   отслеживает результаты;

·                   информирует: КДН и ЗП о результатах взаимодействия межведомственных структур по реализации программ. 

5. Консультирование.

         Предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем обучающихся  «группы риска».

6. Межведомственные связи.

         Социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с  администрацией училища, специалистами комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, полицией.

 

Социально – педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми «группы риска».

Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой студента.

Прежде чем реализовать цель своей деятельности, социаль­ный педагог должен хорошо представлять себе особенности раз­вития «трудного» обучающего и среду, в которой он развивается.  

Виды социально-педагогической помощи:

1. Наблюдение и консультации мастеров производственного обучения.

2. Консультации для родителей.

3. Консультирование классных руководителей (по запросу).

4. Индивидуальные профилактические беседы с родителями по проблемам обучения и воспитания.

5. Организация дополнительной помощи в выполнении до­машних заданий, в учебе.

6. Проведение социально-педагогических обследований с целью выявления социальных и личностных проблем обучающихся.

7. Вовлечение обучающихся  в училищные  кружки,  секции, а также кружки проходимые в городе в ДК железнодорожников.

8. Организация профилактических бесед с обучающимися по проблемам социализации личности.

9. Организация индивидуальных профилактических бесед с родителями по проблемам обучения и воспитания.

10. Оказание материальной помощи студентам из малообеспе­ченных семей.

 

3. Гуманно - личностную технологию:

При применении данной технологии можно использовать:

- гуманистические методы воспитания, индивидуальный подход к каждому обучающиму, мастерство педагогического общения и резервы семейной педагогики, реализовать право ребенка на получение образования не зависимо от его соц. статуса, здоровья и обстановке в семье.

Применение данной технологии раскрывается через следующие методы:

- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

- мастерство общения: закон взаимности, гласность, уважение личности ребенка в вопросе самовыражения;

- резервы семейной педагогики, родительские субботы (если у семьи имеются данные резервы);

- учебная деятельность: контроль за посещением учебных занятий, реализовать право ребенка на получение образование независимо от его социального статуса, состояния здоровья, обстановки в семье;

4. Технологии использования Интернета в учебно-воспитательном процессе, технологию социального консультирования и посредничества:

Использование возможностей сайта училища с целью повышения правовой и педагогической культуры родителей, а также в качестве инструмента социального консультирования обучающихся по различным вопросам. Также следует активно использовать Интернет для собственного саморазвития как специалиста и повышения уровня своих профессиональных знаний и умений через участие в сетевых конкурсах, видеоконференциях.

 


Инновационные технологии, используемые в работе с несовершеннолетними «группы риска»

Инновационные технологии, используемые в работе с несовершеннолетними «группы риска»

Технологии использования Интернета в учебно-воспитательном процессе , технологию социального консультирования и посредничества

Технологии использования Интернета в учебно-воспитательном процессе , технологию социального консультирования и посредничества

По результатам диагностики определяется суть проблемы или совокупности проблем, подбираются адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах

По результатам диагностики определяется суть проблемы или совокупности проблем, подбираются адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах

Проведение социально-педагогических обследований с целью выявления социальных и личностных проблем обучающихся

Проведение социально-педагогических обследований с целью выявления социальных и личностных проблем обучающихся

"Инновационные технологии , используемые в работе с несовершеннолетними "группы риска"

"Инновационные технологии , используемые в работе с несовершеннолетними "группы риска"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2025