Инновационные технологии развития речи детей с ОВЗ «Театральная гостиная» (Инновационные технологии познавательного и речевого развития детей)
Оценка 4.9

Инновационные технологии развития речи детей с ОВЗ «Театральная гостиная» (Инновационные технологии познавательного и речевого развития детей)

Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
воспитание
5 кл—7 кл
02.12.2022
Инновационные технологии развития речи детей с ОВЗ «Театральная гостиная»  (Инновационные технологии познавательного и речевого развития детей)
Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная со старшей группы детского сада Проект реализуется на основании комплексно – тематического планирования ДОУ.
Педагогический проект.doc

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение города Новосибирска

 «Детский сад № 9 комбинированного вида»

 

Педагогический проект:

 

 

Инновационные технологии развития речи детей с ОВЗ «Театральная гостиная»

 

(Инновационные технологии познавательного и речевого развития детей)

 

                                    Авторы проекта:

Усова Марина Федоровна, старший воспитатель, высшая кв. категория,

     Соломина Татьяна Юрьевна, учитель-логопед, высшая кв. категория

 

 

 

Инновационные технологии развития речи детей с ОВЗ «Театральная гостиная»

Паспорт проекта

Авторы программы:

Усова Марина Федоровна

Соломина Татьяна Юрьевна

Фамилия, имя, отчество

Наименование ДОУ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

г. Новосибирска «Детский сад № 9 комбинированного вида»

Название проекта

«Инновационные технологии развития речи детей с ОВЗ «Театральная гостиная»

Девиз проекта

«Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». Л.С. Выготский

Возраст

Дети в возрасте от 5 до 7 лет

Участники

Дети старшей и подготовительной (комбинированных) групп, имеющие статус ОВЗ (речевой диагноз – ОНР II –III р.р.)

Учителя- логопеды, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Срок реализации
проекта

2 года

Проблема

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление

Цель проекта

Коррекция и развитие речевой активности и творческих способностей детей с ОВЗ через инновационные технологии развития

Задачи

1.Развитие речевой активности детей. Овладение средствами образной выразительности.

2. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

 3.Развитие эмоциональной сферы детей, овладение коммуникативными навыками.

Актуальность проекта

Философ С.Л.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что, чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста.

Театрально – игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с недостаточным развитием речи основано на усвоении опыта народа. Мультфильмы, сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что театрализованная деятельность сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.

Новизна проекта

Отличительные особенности данного проекта:

  • Адаптирована как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ.
  • Систематизирована структура организации занятий
  • Направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
  • Использование нетрадиционных инновационных технологий.

Педагогическая
целесообразность
проекта

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Проект включает в себя работу по трем основным направлениям деятельности: мультипликация, моделирование, театрализованная деятельность.

Целью занятий по развитию речи у старших дошкольников является интенсификация    у них связной контекстной речи, как основы всех видов и форм общения. Развитие связной речи обеспечивается развитием комплекса ее интеллектуально - коммуникативных компонентов.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

Практическая ценность

Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная со старшей группы детского сада

Проект реализуется на основании комплексно – тематического планирования ДОУ.

Условия реализации проекта:

 

Интеграция и дифференциация материала с содержанием основной общеобразовательной программы муниципального казенного   дошкольного образовательного   учреждения города Новосибирска «Детский сад № 9 комбинированного вида»

  • Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
  • Целостность педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.
  • Нетрадиционные пути взаимодействия с семьей и социумом.

Ресурсное обеспечение программы:

Нормативно- правовое обеспечение

  •  Устав образовательного учреждения МКДОУ д/с № 9.
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);
  • Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с изменениями на 13 июля 2022 года; 
  • Федеральный закон  № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2 июля 2021 года, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года №124-ФЗ с изменениями на 11 июня 2021 года, письмом Минобразования Российской Федерации от 16.01.2002 года №03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях», а также Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность дошкольных учреждений
  • Конвенция о правах ребенка ООН;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) с изменениями на 21 января 2019 года.
  • СанПиН 2.4.1.3049-13, «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27 августа 2015 года);

Информационное

Мультимедийные файлы и презентации, интернет ресурсы

Методическое:

Теоретическая и методическая литература, периодическая печать, материалы по передовому педагогическому опыту

Кадровое:

В работе участвуют: учителя-логопеды, воспитатели, музыкальные руководители

Ожидаемые результаты
реализации проекты:

·        Умение владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

·        умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

·        проявлять интерес, желание к театральному искусству;

·        передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

·        взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

·        умение последовательно высказывать свои мысли;

·        выразительно читать стихотворный текст;

·        умение выполнить несколько пластических этюдов;

·        умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией

·        самостоятельно проявлять творчество в разыгрывании ролей

·        театрально – игровая деятельность позволит ребенку приобрести и демонстрировать начала ключевых компетентностей:

         Коммуникативной – возможность понимать речь других, грамматически правильно строить свою речь;

        Социальной – в выборе места партнера для совместной деятельности, умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, анализировать действия и поступки, включаться в разговор, выбирать стиль общения;

        Деятельностной – это способность осуществлять результативные действия индивидуально или в сотрудничестве; в выборе планирования дел;

      Здоровьесберегающей – в самостоятельном регулировании активности, свободном выборе позы, длительности и темпа выполнения.

 

Пояснительная записка

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ. Индивидуальные особенности развития таких детей препятствуют овладению средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что определено ФГОС, как важнейшее интегративное качество.

Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, хотя по своей натуре они очень любознательны и хотят многое постичь и узнать. А если дети молчат, то и развитие речи ребенка останавливается, их речь становится скудной и безграмотной.

Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.

 Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и наш опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть высоких результатов, мы решили использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

ü Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

ü Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

ü Употребление нелитературных слов и выражений.

ü Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

ü Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

ü Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

ü Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

ü Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

Для того чтобы получить ответы на все поставленные вопросы был разработан проект «Инновационные технологии развития речи детей с ОВЗ «Театральная гостиная». И учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

 

 

 

 

Актуальность:

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально-волевой сфере. 

 В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразны.

 Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. В период адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, у других суетливость, т. е. у детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. 

Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театральные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрально – игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с недостаточным развитием речи основано на усвоении опыта народа. Мультфильмы, сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что театрализованная деятельность сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.

Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.

Гипотеза:

Процесс творческого и речевого развития способностей детей будет протекать наиболее успешно, если будут, созданы следующие условия:

·  интеграция и дифференциация материала с содержанием основной общеобразовательной программы муниципального казенного   дошкольного образовательного   учреждения города Новосибирска «Детский сад № 9 комбинированного вида»

·   Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.

·  Целостность педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

·  Нетрадиционные пути взаимодействия с семьей и социумом.

 

          Качественный и количественный состав целевых групп

 

Взаимодействие с семьями воспитанников

Работа с воспитателями.

 

Цель: активное вовлечение родителей в творческий процесс повышения развития речевой активности детей; театрализованной деятельности детей.

Цель: активное вовлечение воспитателей в творческий процесс повышения развития речевой активности детей; развития театрализованной деятельности в детском саду.

Задача – заинтересовать родителей перспективами развития речевой активности, театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

Задача – привлекать воспитателей к совместной деятельности по развитию   345*-речи, развитию театрализованной деятельности в детском саду. Расширить активную позицию деятельности в данном направлении.

Формы взаимодействия работы с родителями:  устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта); мастер-классы проведения занятия с использованием моделирования; индивидуальные беседы; мастер-класс по изготовлению кукол; наглядная информация (папки-передвижки, например «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов), памятки «Условия для развития театральных игр и приобщения детей к театральной деятельности»; выступления на родительских собраниях; участие в различных конкурсах, совместные спектакли; день открытых дверей, дружеские встречи; помощь в изготовлении костюмов и декораций; фотовыставки «Театральные новости»; посещение театра всей семьей.

Формы взаимодействия работы с воспитателями: педсоветы, консультации; мастер-класс по изготовлению кукол; мастер –классы по развитию связной речи с использованием моделирования, элементов ТРИЗ; создание банка данных инновационных методов и способов творчества дошкольников; помощь в организации предметно-развивающей среды; совместная деятельность; работа с учебными наглядными пособиями; индивидуальная работа; праздники и развлечения; выставки, фотоальбомы.

 

Ребенок

1. В результате деятельности проекта у детей повысится речевая активность, произношение

2.В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время.

 

 

 

 

Критерии оценивания проекта:

·        повышение речевой активности детей, формирование новых основ и знаний, приобретенных в результате реализации проекта;

·        удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ;

·        информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника;

·        повышение интереса к театрально – игровой деятельности.

·        развитие памяти, мышления, воображения, внимания детей.

·        усовершенствование умения детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

·        понимание эмоционального состояния другого человека и умение выражать своё.

·        пополнение и улучшение материально-технической базы ДОУ

 

Предполагаемый результат:

Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, коммуникабельности.

 

Принципы проведения при работе по театральной деятельности:

·             Наглядность в обучении - осуществляется на восприятии наглядного материала.

·             Доступность - занятие составлено с учетом возрастных особенностей и построено по принципу дидактики (от простого к сложному)

·             Проблемность - направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.

·             Развивающий и воспитательный характер обучения – расширение речевой активности детей, расширение кругозора, для развития познавательных процессов.

Механизм реализации проекта

Проект включает в себя работу по трем основным направлениям деятельности:

Мультипликация, моделирование, театрализованная деятельность.

Целью занятий по развитию речи у старших дошкольников является интенсификация    у них связной контекстной речи, как основы всех видов и форм общения. Развитие связной речи обеспечивается развитием комплекса ее интеллектуально - коммуникативных компонентов.

К ним отнесем логическую последовательность в изложении большего или меньшего содержательного объема, отражение необходимых существенных связей в предметном содержании речи, использование соответствующих лексических и грамматических средств, активизацию пассивного и увеличение активного словаря, а также коммуникативное качество как речевая готовность, то есть оперативная речевая реакция на вопросы и обращения, быстрое развертывание в речи связного содержания сознания.

Развитие речи в целом и ее интеллектуально- коммуникативных компонентов в частности достигается в процессе решения комплекса задач по развитию у старших дошкольников динамичных, легко преобразуемых образов представлений все большего содержательного объема. С одной стороны, и со все более обобщенным и абстрактным содержанием, - с другой. В результате ребенок может оперативно, достаточно полно и цельно рассказать о ситуациях из собственной жизни, пересказать услышанное и увиденное, установив в предмете речи необходимые причинно-следственные связи.

I этап - мультипликация

К важнейшим задачам логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического строя речи, недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи. 

Одна из главных задач логопедического обучения – это поиск новых, более эффективных способов передачи знаний. Решение ее может быть связано с широким использованием в логопедической работе средств мультипликации.

Коррекционно-развивающие возможности использования в логопедической работе средств мультипликации состоят в том, что они усиливают наглядность, и тем самым повышают осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, красочность и яркость мультфильмов, просмотр которых сопровождается выразительным озвучиванием героев, музыкой, вызывает у детей   различные эмоциональные переживания, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает ее чувственную основу.

Сюжетная видеозапись часто является более сложной и разнообразной, чем жизнь ребёнка, и поэтому предоставляет богатейшие возможности для знакомства с различными сторонами и качествами предметной и социальной действительности. Словарное разнообразие, используемое для описания и характеристики рассмотренных содержательных компонентов мультипликации, бесконечно велико и составляет как конкретные, так и абстрактные понятия различного уровня обобщения, антонимы и синонимические ряды, многозначность используемой лексики, словообразование, многообразие частей речи и их форм. Связность в описании различных отношений в сюжетных и предметных компонентах «видеожизни», сюжетной линии в целом основывается на грамматическом и синтаксическом многообразии в строении фразы, организации высказывания. Все богатство языка используется в непосредственном динамичном общении и в конкретной предметной отнесённости, выражая уже имеющееся у его участников содержание сознания и создавая новое.  

Развитие связной речи и интеллектуально-коммуникативных компонентов   происходит поэтапно и достигается не только в процессе ее непосредственной стимуляции, но и посредством выполнения ряда развивающих заданий в плане представлений и восприятий, в процессе выполнения лексико-грамматических упражнений.

Просмотр мультфильмов осуществляется как непосредственно на логопедическом занятии (фрагментарно), так и предварительно воспитателем, по заданию логопеда    во второй половине дня.

Каждый мультфильм разбит на микросюжеты для доступности и осознанности восприятия и удобства работы над материалом. Виды заданий по каждому микросюжету варьируются в зависимости от его содержательного наполнения. Один мультфильм обсуждается за одно или два занятия, иногда и более длительное и повторные обсуждение при более сложном уровне вопросов. Варьирование лексико-грамматических заданий, их увлекательность и творческий характер мотивируют ребенка к речевому самовыражению.

2 этап - моделирование

Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса.

Для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в нашей педагогической практике нашли приемы мнемотехники. На протяжении нескольких лет используем в работе приемы мнемотехники.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники решали следующие задачи:

• Развивать связную и диалогическую речь.

• Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

• Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.

• Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

• Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

• Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Моделирование - прием, где используется применение схем. Структура   моделей для формирования связного   высказывания   речи содержит содержание: свойств объектов при описании, взаимоотношений героев и развитие событий в повествовании и средств   внутриконтекстовой   связи.

     Актуальность работы с использованием моделирования в следующем:

– наглядное   моделирование облегчает   детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

– приемы наглядного   моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;

– дети, владеющие средствами   наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения, т.к. это «мостик» от наглядного к словесному воспроизведению;

Работа по развитию навыка пересказа с помощью метода моделирования предполагает формирование следующих умений:     

 - усвоение принципа замещения героев или действий сказки, рассказа различными предметами или схематическими изображениями;                           - развитие умения передавать сюжет повествования с помощью предметов-заместителей.

          Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению сказки с использованием плана для пересказа.

В процессе моделирования ребенок анализирует, зрительно воспринимает, графически обозначает план и усваивает способы программирования речевого высказывания, а также повышается чувство заинтересованности, совершенствуются психические процессы и появляется удовлетворенность результатами своего труда, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.                  

3 этап – театрализованная деятельность

Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку.

Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, хочет, чтобы он хорошо разговаривал, и ничем не отличался от обычных сверстников, и поэтому главная составляющая моей работы с детьми на дому – это формирование и развитие речи.

Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает преодолеть им трудности в общении.

Использование театрализованной деятельности в целях развития речи является очень эффективным средством обучения.

Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше. Дети, поступающие в ДОУ совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Занятия театральной деятельностью детей с ОВЗ дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории.

Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку.

Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает преодолеть им трудности в общении.

Театрализованная деятельность является эффективным средством для активизации речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развития у них коммуникативных навыков. Необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе стало очевидно. В связи с этим в ДОУ были введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности.

 

Данный проект реализуется на основании комплексно – тематического планирования ДОУ.                                                                          (Приложение 1)

Он разработан для коррекции и развития речевой активности с детьми дошкольного возраста 5-7 лет (старшая, подготовительная группа) для детей с ОВЗ. При использовании новейших технологий на основе федеральных государственных требований с учетом обновления содержания по различным программам.

Главная цель таких занятий - это создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Технологии, используемые при реализации проекта:

• Здоровьесберегающие технологии (направлены на охрану зрения и соблюдения мер безопасности).

• Технологии развивающего обучения (использование РППС для обучения детей).

• Проектная деятельность (использование метода проектирования при подготовке к инсценировке, спектаклю).

• Технология коллективного обучения (педагог даёт нескольким детям разучить одинаковые этюды и показать их).

• Информационно-коммуникативные технологии (поиск сценариев, использование мультимедиа, аудио и видеоаппаратуры).

 

Формы работы:

Групповые занятия. Занятия проводятся один раз в неделю - факультативно.  Время проведения занятия 25- 30 минут.

Индивидуальная работа. На индивидуальных занятиях используются приемы моделирования для пересказа, разучивают стишки, потешки, отгадывают загадки.

Структура проведения занятий:

Часть 1. Вводная

Цель вводной части - установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.

Основные процедуры работы – подготовка к просмотру мультфильма.

Просмотр мультфильма (дробно, частями)

Часть 2. Мнемотехника

Работу на занятиях по мнемотаблицам строим в три этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Часть 3. Продуктивная Обыгрывание сюжетов, этюдов

В нее входит словарная работа, художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.

Элементы занятий:

- сказкотерапия, с элементами импровизации.

- разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики.

- игры на развитие воображения и памяти - включают в себя запоминание: стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов.

- рисование, аппликации, коллажи - использование различных видов
нетрадиционного рисования, использование природного и бросового материала.

 

Планируемые результаты.

Реализация проекта   по коррекции и развитию речевой активности, творческих способностей у детей с ОВЗ через инновационные технологии развития связной речи посредством мультипликации, моделирования, театрализованной деятельности.

·        Развитие речевой активности детей. Овладение средствами образной выразительности.

·        Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

·        Развитие эмоциональной сферы детей, овладению коммуникативными навыками.

Развитию творческих способностей детей посредством театрализованных игр в совместной и самостоятельной деятельности поможет:

·        развитию психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

·        обогащению театрального опыта: знаний детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

·        решению основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

·        целесообразному включению элементов театрализации в интегрированные занятия.

 

Оценка качества реализации проекта

         Инновационные технологии в развитии и речи и повышении речевой активности деятельность стала значительным помощником в решении образовательных задач.

И в этом нам помогло активное использование данных технологий. В итоге результат получается эффективнее, и знания гораздо прочнее.

Игровой сюжет позволяет заинтересовывать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.

 

         Критерии оценки реализации проекта:

         - Речевая активность в результате проекта у детей значительно возросла, повысился уровень припоминания.

- Появилась возможность приобщать детей к активной самостоятельной деятельности.

- К работе с детьми были привлечены 90% родителей группы, что помогло налаживанию взаимоотношений между участниками проекта.

- Работа над проектом помогла сформировать стремление к выполнению оригинальных творческих работ. В ходе коллективной деятельности дошкольники научились продуктивно взаимодействовать, слышать друг друга, выражать свои эмоции словами и движениями (мимикой, жестами и т.д.).

 

   Практическая значимость проекта: 

·       Проект направлен на развитие речевой активности, познавательных, творческих способностей старших дошкольников средствами   использованных нами технологий.

·       Проект реализует общеобразовательные и воспитательные задачи. Знания, полученные детьми в процессе обучения, носят прочный, устойчивый характер.

·       Участники образовательного процесса готовы к дальнейшему творческому развитию. По завершении проекта работа над развитием речевых, познавательных и творческих способностей детей не прекращается.

·       Обогащается предметно-развивающая среда, развивается сотрудничество с педагогами других групп, родителями.

·       Опыт деятельности педагогов по данному проекту может быть рекомендован для работы в дошкольных образовательных учреждениях муниципалитета.

 

В ходе реализации проекта может возникнуть   ряд рисков. Мы выделяем следующие риски и комплекс мер, которые могут существенно повлиять на ход реализации проекта. Риск реализации проекта и возможные способы их минимизации представлены в таблице

 

Основные риски инновационного проекта и пути их минимизации

 

Возможные риски

Механизмы минимизации негативного влияния рисков

 

Внешние риски

Сниженная активность участия родителей в совместных мероприятиях

 

 

 

Предусмотрено   построение мероприятий от теоретических   форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности родителей, проведение ряда индивидуальных консультаций для родителей по темам проекта

 

 

Внутренние риски

Отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность и формальное отношение педагогических работников реализации проекта

-разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов проекта,

- проведение обучающих семинаров, мастер классов, круглых столов для педагогов,

- индивидуальная работа с педагогами

-создание методических рекомендаций и картотек

 

 

Недостаточная квалификация педагогических работников

 

Повышение квалификации педагогов

 

Отсутствие интереса детей к деятельности

Для устранения данного риска   в проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны, и как правило представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную и двигательную активность детей.

 

 

 

 

 

Заключение:

     Использование инновационных форм в коррекции, развитии речевой активности и творческих способностей детей является эффективным средством обучения.

     Те, кто хоть раз общался с ребёнком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше. Комплекс мероприятий даёт положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления. Произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории.

     Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребёнку.

     Театрализованная деятельность является эффективным средством для активизации речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья. А также развития у них коммуникативных навыков. Необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе стало очевидно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджет проекта

 

Необходимо привлечь дополнительно следующие ресурсы: за счет бюджетных средств и попечительских средств ДОУ

оборудование

стоимость

 1 экз.

количество

сумма

Бумага для офисной техники

390 руб.

4 пачки по 500 листов

1560 руб.

Картон цветной в массе

317 руб.

20 упаковок

6340 руб.

Картон формат А2

130 руб.

10 листов

1300 руб.

Ватман

10 руб.

30 листов

300 руб.

Мультифоры

126 руб. (1 упаковка 100 шт.)

10 упаковок

1260 руб.

Папка скоросшиватель Brauberg Стандарт

64,80 руб.

10 шт.

648 руб.

Гуашь

670 руб.

10 шт.

6700 руб.

Цветы для декораций

145 руб.

15 шт.

2175 руб.

Набор канцелярских товаров

312 руб.

8 шт.

2496 руб.

Фломастеры     

390  руб.

10 пачек

3900 руб.

Цв.карандаши

127 руб.

12 пачек

1524 руб.

Расходный материал для оргтехники (картриджи, диски)

1.Картриджи EPSON L312, многоцветные;

 

 

300 руб.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

2 300 руб.

 

Всего основных расходов

  30.503 рублей

 

 

 

 

 


 

Рабочий план реализации проекта                                   Приложение 1

Месяц

Лексическая тема

Неделя

Мультфильм

Работа с детьми

Работа с родителями

 

Тема занятия

Цели и задачи

Индивидуальная

подгрупповая

Сентябрь

 

1

 

Мониторинг по образовательным областям. 

Подготовка и проведение диагностики детей по теме проекта.

Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук.

Помощь в изготовлении лэпбуков «Театры города Новосибирска»

2

Детский сад

3

«Давайте познакомимся»

Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению.

Учить выражать эмоции через движения и мимику; учить выразительной интонации.

1. Игры на знакомство. Игра «Кто это?» Упражнение «Ласковое имя», «Глубокое дыхание».

2. Дыхательное упражнение «Осенние листья», «Синьор-помидор», «Вкусная груша», «Кислое яблоко», «Спрячь абрикос».

3. Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности «Эхо», «Недовольный лимон»

4. Игры и упражнения на развитие чувства ритма «Прогулка в лесу»

5.Этюды на выразительность жеста: «Прогулка», «Апельсин».

6. Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Левая и правая»

Признаки осени

4

Музыка осени

Познакомить  детей с понятиями: «Мимика»; вызывать положительный эмоциональный отклик детей; учить красиво, двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения.

 

Октябрь

Овощи

Фрукты

1

«Чиполлино»

Просмотр мультфильма «Чиполлино»

Формировать умение внимательно слушать и смотреть,  анализировать просмотренное

Помощь в пополнении уголков театрализации (разные виды театров)

2

Лексико-грамматические задания по мультфильму

Пополнить словарный запас детей, научить подбирать родственные слова, антонимы, формировать навыки связного высказывания.

3

Мнемотаблицы в пересказывании 

Поддержание заинтересованности в пересказе. Развитие связной речи Развитие речевой активности. Словарная работа.

4

Разыгрывание этюдов, составление рассказов

Формировать умение детей разыгрывать несложные представления по знакомым сказкам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Развитие творческого мышления и воображения.

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

Посуда

Продукты питания

1

«Федорино горе»

Просмотр мультфильма «Федорино горе»

Формирование умения у детей давать оценку поступкам действующих лиц.  Учить   анализировать

увиденное; просмотр фрагментов, сюжетов

1.Артикуляционная гимнастика: «Чашечка», «Вкусное варенье», «Спрячь конфету».

2.Проговаривание чистоговорок на развитие дикции по мнемотаблицам;

3. Пластические этюды «Соленый чай», «Хрупкий стакан»

4. Упражнения на интонационную выразительность: «Мир вокруг», «Удивись».

5. Дыхательные упражнения: «Чайник кипит» «Самовар кипит»

6. Пальчиковая гимнастика «Посуда».

 

Индивидуальные беседы и консультации по реализации проекта

2

Лексико-грамматические задания по мультфильму

Обучать детей приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок (стендовый театр – использование пособия «Сундук сказок» ).

3

Мнемотаблицы в пересказывании 

 Развитие речевой активности. Словарная работа. Формировать лексико-семантическую готовность к составлению рассказа; эмоциональную лексику. Развитие творческого мышления и воображения.

4

Разыгрывание этюдов, составление рассказов

Поощрение стремления у детей участвовать в инсценировках и играх-драматизациях. Развивать интонационную выразительность.

5

Эмоции

Развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и учить адекватно выразить свое.

Декабрь

Зима

Зимние забавы

1

«Снеговик почтовик»

Просмотр мультфильма «Снеговик почтовик»

Развитие умения следить за развитием действия в сказке. Учить умению анализировать стоп-кадр

1. Артикуляционная гимнастику:

«Горка», «Холодный ветерок».

2. Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку».

3. Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности «Волшебники»

4. Игры, формирующие представление о силе и громкости голоса- «На зови настроение»

4. Игры и упражнения на развитие чувства ритма «Ритмически импровизации»

5.Этюды на выразительность мимики: «Назови по-разному».

6. Пальчиковая гимнастика «Почему люблю я зиму»

 

 

 

Индивидуальные беседы и консультации по

 реализации проекта

2

Лексико-грамматические задания по мультфильму

Пополнять словарь детей синонимами; учить употреблять формы единственного и множественного числа имен существительных.

3

Мнемотаблицы в пересказывании

Развитие речевой активности. Словарная работа. Формировать навыки связного высказывания. Развитие творческого мышления и воображения.

4

Разыгрывание этюдов, составление рассказов

 «В гости елочка пришла»

 Продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей.

 

Январь

Домашние животные

1

«Козленок, который умел считать до 10»

Просмотр мультфильма

Лексико-грамматические задания по мультфильму

Формировать умение внимательно слушать, анализировать просмотренное

Пополнять словарный запас по мультфильму.  Учить   употреблять в речи существительные уменьшительно- ласкательной формы; существительные в родительном, творительном, дательном, предложном падежах. Формировать лексико-семантическую готовность к составлению рассказа

1.Артикуляционная гимнастика «Хоботок», «Киска сердится», «Лошадка».

2.Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми.

3.Этюды на пластику: «Баран бодается», «Кот потягивается», «Ослик упрямится», «Петух летит», «Свинья роет носом землю».

4. Пальчиковая гимнастика «Козленок», «Лошадки»

5. Развитие речевого дыхания «Баран», «Конь»

6. Игры и упражнения на развития чувства ритма «Козлик»

Участие в изготовлении атрибутов и костюмов для театрализации.

Участие в постановке

2

3

Мнемотаблицы в пересказывании 

4

 

Разыгрывание этюдов, составление рассказов

 

Формировать умение детей разыгрывать несложные представления по знакомым сказкам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Развитие творческого мышления и воображения.

Февраль

Транспорт

1

«Паровозик из Ромашково»

Просмотр мультфильма

Формировать умение внимательно слушать.

 

1.Артикуляционная гимнастика «Горка», «Качели».

2.Этюды на пластику: «Самолет», «Паровозик».

3. Пальчиковая гимнастика «Что за чудо едет дом»

4. Развитие речевого дыхания «Велосипед», «Трактор»

5. Игры и упражнения на развития чувства ритма «Веселый паровозик»

6. Игры, формирующие представление о темпе речи «Едет поезд»

7. Игры, формирующие представление о силе и громкости голоса «Песня машиниста»

Изготовление кругов Луриа по мультфильмам

2

Лексико-грамматические задания по мультфильму

Активизировать словарь детей по мультфильму, научить образовывать форму единственного и множественного числа имен существительных

3

Мнемотаблицы в пересказывании 

Формирование навыков связного высказывания. Развитие творческого мышления и воображения.

4

Разыгрывание этюдов, составление рассказов

 «Сказки из сундучка»

Поощрение стремления у детей участвовать в инсценировках и играх-драматизациях. Побуждать детей играть с куклами настольного театра, разыгрывать знакомые сказки. Формировать

эмоциональной выразительности речи детей.

Март

Что за чудо, эти сказки

1

«Три медведя»

Просмотр мультфильма

Формирование умения у детей давать оценку поступкам действующих лиц.

1.Игры на отработку интонации завершенного повествования «Расскажи сказку».

2.Игры, развивающие эмоциональную отзывчивость, мимику и выразительность движений «Айболит», «Гарри Поттер»

3. Игры, формирующие представление о громкости голоса «Братцы Бух! И «Ш»

4. Пальчиковая гимнастика «Будем сказки называть»

5.Мимические этюды: «Котика выгнал хозяин».

6. Развитие ритма «Веселые матрешки»

 

2

Лексико-грамматические задания по мультфильму

Активизировать словарь детей по теме мультфильма. Учить образовывать форму единственного и множественного числа имен существительных, уменьшительно-ласкательные формы имен существительных; учить подбирать синонимические и антонимические ряды, однокоренные слова.

3

Мнемотаблицы в пересказывании 

Развитие речевой активности. Словарная работа. Развитие творческого мышления и воображения.

4

Разыгрывание этюдов, миниатюр, составление рассказов

 

Совершенствовать импровизационные способности детей. Активизировать речь, развивать их память, внимание.

Апрель

Космос

1

«Незнайка на Луне»

Просмотр мультфильма

Формировать умение внимательно слушать.

1.Развитие речевого дыхания «Ракета»

2. Игры, формирующие представление о силе и громкости голоса «Обратный счет»

3. Развитие эмоциональной отзывчивости, мимики, выразительности движений «Фантазеры»

4. Игры на отработку интонации завершенного повествования «Мир вокруг»

5. Пальчиковые игры «В темном небе звезды светят»

 

Изготовление пособия «Ракета»

2

Лексико-грамматические задания по мультфильму

Поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях;

совершенствовать импровизационные способности детей.

3

Мнемотаблицы в пересказывании 

 

Развитие творческого мышления и воображения.

4

Разыгрывание этюдов, составление рассказов

 

Закреплять умение детей инсценировать знакомые произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

Здравствуй лето!

1

«Стрекоза и муравей»

 

Просмотр мультфильма

Формирование умения внимательно слушать, анализировать увиденное

 

1.Развитие речевого дыхания «Дождик», «Отдыхаем»

2. Игры, по развитию ритма «Прогулка», «Веселые мячики»

3. Игры, формирующие представление о силе и громкости голоса «Назови настроение»

3. Развитие эмоциональной отзывчивости, мимики, выразительности движений «Гроза»

4.Пальчиковые игры «Вот летает бабочка», «Хорошо, что снова лето»

 

Участие в изготовлении атрибутов и костюмов для театрализации

2

Лексико-грамматические задания по мультфильму

Обогатить словарный запас детей; научить подбирать родственные слова; образовывать причастия.

3

«Дед Мороз и лето»

Творческая   деятельность. Мнемотаблицы в пересказывании

   Развитие речевой активности. Словарная работа. Пересказ   по опорным картинкам, моделям. развивать навыки взаимодействия. 

4

Разыгрывание этюдов, составление рассказов

 

Развитие творческого мышления и воображения.

Создавать положительный эмоциональный настрой; формировать желание быть похожими на положительных героев; воспитание интереса к сказкам.

  

                                                             Рабочий план реализации проекта (второй год)

 

Месяц

Лексическая тема

Неделя

Мультфильм

Работа с детьми

Работа с родителями

 

Тема занятия

Цели и задачи

Индивидуальная

подгрупповая

Сентябрь

 

1

 

Мониторинг по образовательным областям. 

Подготовка и проведение диагностики детей по теме проекта.

Продолжать развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук.

Родительское собрание с информацией  по проекту

2

Детский сад

3

«И снова здравствуйте!»

Продолжать формировать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению.

Продолжать учить выражать эмоции через движения и мимику; учить выразительной интонации.

1.Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Качели», «Часики»

2. Игры на знакомство. Игра «Солнышко встает» Упражнение «Ласковое имя», «Глубокое дыхание».

3. Дыхательное упражнение «Осенние листья», «Синьор-помидор», «Вкусная груша», «Кислое яблоко», «Спрячь абрикос». Игрушки-вертушки

4. Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности «Эхо», «Недовольный лимон»

5. Игры и упражнения на развитие чувства ритма «Прогулка в лесу»

6.Этюды на выразительность жеста: «Прогулка», «Апельсин».

7. Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Левая и правая»

Признаки осени

4

Музыка осени

Закреплять у детей понятия: «мимика» и «пантомимика»; вызывать положительный эмоциональный отклик детей; умение красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения.

 

 

 

 

 

 

Октябрь

Овощи

Фрукты

1

«Чиполлино»

Просмотр фрагментов мультфильма «Чиполлино»

Формировать умение внимательно слушать и смотреть, припоминать эпизоды, анализировать просмотренное

Подгрупповые и индивидуальные консультации по изготовлению дидактических пособий, кругов Луллия.

 

 

 

2

Лексико-грамматические задания по мультфильму

Продолжать пополнять словарный запас детей, умение подбирать родственные слова, антонимы, формировать навыки связного высказывания.

3

Театрализованная постановка «Чиполлино»

Закреплять умение разыгрывать несложные представления, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жест).Развивать творческие способностию

4

 

Составление предложений и рассказов по кругам Луллия с героями мультфильма.

 

Формировать у детей умение составлять предложения по схеме, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Развитие творческого мышления и воображения.

 

 

Ноябрь

Посуда

Продукты питания

1

«Федорино горе»

Просмотр фрагментов мультфильма «Федорино горе»

Формирование умения припоминать действия героев, давать оценку поступкам действующих лиц.  Учить   анализировать увиденное.

1.Артикуляционная гимнастика: «Чашечка», «Вкусное варенье», «Спрячь конфету».

2.Игра на мимику и выразительность движений «Солёный чай», «Произноси по-разному».

3. Пластический этюд «Хрупкий стакан»

4. Упражнения на интонационную выразительность: «Мир вокруг», «Удивись».

5. Дыхательные упражнения: «Чайник кипит» «Самовар кипит», «Пых», «Варим суп».

6. Пальчиковая гимнастика «Посуда», «Точим нож».

 

Индивидуальные беседы и консультации по

 реализации проекта. Изготовление атрибутов и костюмов.

Лексико-грамматические консультации по реализации проекта, по изготовлению дидактических пособий

Лексико-грамматические упражнения

2

Лексико-грамматические задания по мультфильму

Закреплять умение образовывать относительные и качественные прилагательные, согласовывать существительные и числительные в Им. и Род.падежах.

3

Мнемотаблицы в пересказывании 

 Развитие речевой активности. Словарная работа. Формировать лексико-семантическую готовность к составлению рассказа; эмоциональную лексику. Развитие творческого мышления и воображения.

4

Разыгрывание этюдов, сценок по сказке «Федорино горе»

Поощрение стремления у детей участвовать в инсценировках и играх-драматизациях. Развивать интонационную выразительность, пластику, умение работать в команде.

5

Придумывание необычных ситуаций с героями мультфильмов с опорой на наглядность. (круги Лулия)

Развивать воображение детей, умение понимать эмоциональное состояние другого человека и учить адекватно выражать свое.

Декабрь

Зима

Зимние забавы

1

               «Снеговик почтовик»

Просмотр фрагментов мультфильма «Снеговик почтовик»

 

Развивать умения следить за развитием действия в сказке. Закреплять умение анализировать стоп-кадр

 

 

 

 

 

1. Артикуляционная гимнастика:

«Горка», «Холодный ветерок».

2. Дыхательные упражнения: «Пурга», «Погреемся», «Катание на коньках», «Сдуй снежинку».

3. Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности: «Волшебники». «Мир вокруг».

4. Игры, формирующие представление о силе и громкости голоса- «Назови настроение», «Вопрос-ответ».

5. Игры и упражнения на развитие чувства ритма «Ритмически импровизации», «Каждому свой ритм».

6.Этюды на выразительность мимики: «Назови по-разному», «Настроение».

7. Пальчиковая гимнастика «Почему люблю я зиму», «Снег кружится», «Коньки», «Санки».

Индивидуальные беседы и консультации по

 реализации проекта. Изготовление атрибутов и костюмов.

Лексико-грамматические упражнения.

2

Лексико-грамматические задания по мультфильму

Пополнять словарь детей родственными словами, антонимами и синонимами; закреплять умение употреблять форму множественного числа имен существительных в Род. падеже.

3

Мнемотаблицы в пересказывании

Развитие речевой активности. Словарная работа. Формировать навыки связного высказывания. Развитие творческого мышления и воображения.

4

 

Придумывание необычных ситуаций с героями мультфильмов по кругам Луллия.

 

Продолжать формировать воображение, умение правильно строить предложения и использовать языковые средства.

 

 

 

 

 

Январь

Домашние животные

1

 

«Козленок, который умел считать до 10»

 

Просмотр начала и конца мультфильма.

 

Лексико-грамматические задания по мультфильму

Формировать умение припоминать героев мультфильма и ситуации, в которые они попадают. анализировать просмотренное.

 

Формировать умение образовывать сравнительную степень прилагательных, образовывать существительные мн.числа в Род.падеже, существительные с суффиксом –ищ.

Пополнять словарный запас по мультфильму.  

 

Формировать лексико-семантическую готовность к составлению рассказа. Последовательно составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу.

1.Артикуляционная гимнастика «Хоботок», «Киска сердится», «Лошадка».

2.Пальчиковая гимнастика: «Повстречались два котёнка», «Бурёнушка», «Котята», «Гуси», «Куры».

3.Этюды на пластику и мимику: «Баран бодается», «Кот потягивается», «Ослик упрямится», «Петух летит», «Свинья роет носом землю».

4. Игра на развитие ритма: «Козлик», «Кот и мыши»

5. Развитие речевого дыхания «Баран», «Кони», «Корова», «Гуси шипят», «Утки».

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие в изготовлении атрибутов и костюмов для театрализации.

Участие в постановке

2

3

 

 

 

 

Мнемотаблицы в

пересказывании 

4

 

Составление творческих

рассказов с 2-3 героями мультфильмов с опорой на наглядность (круги Луллия)

 

Развивать творческое мышление и воображение,

 умение правильно использовать языковые средства, способы связи текста между собой.

Февраль

Транспорт

1

«Паровозик из Ромашково»

Просмотр фрагментов мультфильма

 Лексико-грамматические задания по мультфильму

Закреплять умение внимательно слушать и смотреть, припоминать недостающие фрагменты.

1.Артикуляционная гимнастика «Горка», «Качели». «Карусель»

2.Этюды на пластику: «Самолет», «Паровозик».

3. Пальчиковая гимнастика: «Самолёт», «Что за чудо едет дом»

4. Развитие речевого дыхания: «Насос», «Мотоцикл».

5. Игры и упражнения на развития чувства ритма: «Веселый паровозик», «Придумай свой ритм».

6. Игры, формирующие представление о темпе речи «Едет поезд»

7. Игры, формирующие представление о силе и громкости голоса «Песня машиниста»

8.Игры на развитие интонации: «Слушай и повторяй» «Мы сердимся»

Индивидуальные беседы и консультации по

 реализации проекта. Домашние зарисовки «Герои мультфильмов у меня в гостях»

Лексико-грамматические упражнения.

2

Составление творческих рассказов с 2-3 героями мультфильмов с опорой на наглядность

Активизировать словарь детей по мультфильму, учить образовывать существительные префиксальным способом, образовывать относительные прилагательные, форму Род. Падежа множественного числа имен существительных.

3

Мнемотаблицы в пересказывании 

Формирование навыков связного высказывания. Развитие творческого мышления и воображения.

4

 

Составление творческих рассказов с героями мультфильмов по предложенному заголовку

«Поездка на паровозике».

 

Продолжать формировать воображение, умение правильно использовать языковые средства, способы связи текста между собой, поощрять словотворчество.

Март

Что за чудо, эти сказки

1

«Три медведя»

Просмотр фрагментов мультфильма

Формирование умения у детей давать оценку поступкам действующих лиц.

1.Артикуляционные упражнения: «Грибок», «Фокус»

2.Игра на отработку интонации завершенного повествования «Расскажи сказку».

3.Игры, развивающие эмоциональную отзывчивость, мимику и выразительность движений «Айболит», «Гарри Поттер»

4. Игры, формирующие представление о громкости голоса «Братцы Бух! И «Ш»

5. Пальчиковая гимнастика «Будем сказки называть»

6.Мимические этюды: «Котика выгнал хозяин».

7. Развитие ритма «Веселые матрешки»

Индивидуальные консультации по проекту, по изготовлению книжек или созданию мультипликационных фильмов.

Лексико-грамматические упражнения.

2

Лексико-грамматические задания по мультфильму

Активизировать словарь детей по теме мультфильма. Продолжать учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, правильно употреблять сложные предлоги, учить подбирать синонимические и антонимические ряды, однокоренные слова.

3

Мнемотаблицы в пересказывании 

Развитие речевой активности. Словарная работа. Развитие умения последовательно излагать мысли.

4

Составление самостоятельных творческих рассказов с героями мультфильмов по выбору.

Формировать умение самостоятельно выбирать героев и ситуации, в которых они могут оказаться, развивать воображение и умение сохранять основную линию рассказа.

 

Апрель

Космос

1

«Незнайка на Луне»

Просмотр фрагментов (конец) мультфильма

Формировать умение внимательно слушать, припоминать начало и героев мультфильма, ситуации, в которые они попадают.

1.Артикуляционные упражнения: «Карусель», «Ракета»

2.Развитие речевого дыхания «Запускаем ракету»

3. Игры, формирующие представление о силе и громкости голоса «Обратный отсчет»

4. Развитие эмоциональной отзывчивости, мимики, выразительности движений «Фантазеры»

5. Игры на отработку интонации завершенного повествования «Мир вокруг»

6. Пальчиковые игры «В темном небе звезды светят», «Ракета», «Луна».

Изготовление индивидуальных книжек (мультфильмов) с рассказами

2

Лексико-грамматические задания по мультфильму

Закреплять умение согласовывать существительные и прилагательные с числительными, образовывать прилагательные от существительных, образовывать родственные слова.

3

Мнемотаблицы в пересказывании 

 

Развитие умения последовательно, с опорой на наглядность составлять рассказ, использовать при этом лексико-грамматические конструкции.

4

 

Составление самостоятельных творческих рассказов с героями мультфильмов по выбору.

 

Формировать умение самостоятельно выбирать героев и ситуации, в которых они могут оказаться, развивать воображение и умение сохранять основную линию рассказа.

 

Май

Здравствуй лето!

1

«Стрекоза и    муравей» 

 

Просмотр фрагментов мультфильма

Формирование умения внимательно слушать, анализировать увиденное, припоминать героев мультфильма.

1.Артикуляционные упражнения: «Змейка», «Барабан».

2.Развитие речевого дыхания «Дождик», «Отдыхаем»

3. Игры, по развитию ритма «Прогулка», «Веселые мячики»

4. Игры, формирующие представление о силе и громкости голоса «Назови настроение», «Вопрос-ответ».

5. Развитие эмоциональной отзывчивости, мимики, выразительности движений «Гроза», «Прогулка».

6.Пальчиковые игры «Вот летает бабочка», «Хорошо, что снова лето», «Отчего так много света».

 

Участие в презентации проекта по мультфильмам.

2

Театрализованная постановка «Стрекоза и муравей»

Развивать умение передавать характеры героев, их настроение, умение раскрепоститься и получать удовольствие от проделанной работы.

 

3

«Дед Мороз и лето»

 Мнемотаблицы в пересказывании

   Развитие речевой активности. Словарная работа. Пересказ   по опорным картинкам, моделям. развивать навыки взаимодействия.

4

 

 

Презентация проекта: праздник «Наши сказки»

 

Развитие творческого мышления и воображения.

Создание положительного эмоционального настроя; формирование желания быть похожими на положительных героев; воспитание интереса к процессу сочинительства сказок.


 

ЛИТЕРАТУРА:

·      А. А. Гусакова «Мультфильмы в детском саду» ТЦ «Сфера», М.2010 г.

·       Анна Милборн Я рисую мультфильм – М.: Эксмо, 2006 г.

·       Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход [Текст] / Н.Е. Веракса// «Перемены». Педагогический журнал. -2000. №1. -С. 21-39.

·       Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников// Журнал прикладной психологии. – 2003. - №2. – 234 с.

·       Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с.

  • Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. -  М.: РОСМЭН, 2000.
  • Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  • Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
  • Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
  • Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  • Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М.: Просвещение, 1969.
  • Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
  • Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
  • Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
  • Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  • Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.
  • Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
  • Рахно М.О. Домашний кукольный театр. -  Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  • Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995.
  • Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007.
  • Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.
  • Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. -  М.:ВЛАДОС, 2001.
  • Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.
  • Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
  • Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  • Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  • Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  • Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004г


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города

Инновационные технологии развития речи детей с

Инновационные технологии развития речи детей с

Театрально – игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки

Театрально – игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки

Федеральный закон № 323-ФЗ от 21

Федеральный закон № 323-ФЗ от 21

Ожидаемые результаты реализации проекты: ·

Ожидаемые результаты реализации проекты: ·

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое

Актуальность: К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет

Актуальность: К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет

Новосибирска «Детский сад № 9 комбинированного вида» ·

Новосибирска «Детский сад № 9 комбинированного вида» ·

Критерии оценивания проекта: · повышение речевой активности детей, формирование новых основ и знаний, приобретенных в результате реализации проекта; · удовлетворённость родителей результатом работы

Критерии оценивания проекта: · повышение речевой активности детей, формирование новых основ и знаний, приобретенных в результате реализации проекта; · удовлетворённость родителей результатом работы

Развитие речи в целом и ее интеллектуально- коммуникативных компонентов в частности достигается в процессе решения комплекса задач по развитию у старших дошкольников динамичных, легко преобразуемых…

Развитие речи в целом и ее интеллектуально- коммуникативных компонентов в частности достигается в процессе решения комплекса задач по развитию у старших дошкольников динамичных, легко преобразуемых…

Все богатство языка используется в непосредственном динамичном общении и в конкретной предметной отнесённости, выражая уже имеющееся у его участников содержание сознания и создавая новое

Все богатство языка используется в непосредственном динамичном общении и в конкретной предметной отнесённости, выражая уже имеющееся у его участников содержание сознания и создавая новое

Развивать у детей психические процессы : мышление, внимание, воображение, память (различные виды)

Развивать у детей психические процессы : мышление, внимание, воображение, память (различные виды)

Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает преодолеть им трудности в общении

Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает преодолеть им трудности в общении

Проектная деятельность (использование метода проектирования при подготовке к инсценировке, спектаклю)

Проектная деятельность (использование метода проектирования при подготовке к инсценировке, спектаклю)

Развитие речевой активности детей

Развитие речевой активности детей

Проект реализует общеобразовательные и воспитательные задачи

Проект реализует общеобразовательные и воспитательные задачи

Проект реализует общеобразовательные и воспитательные задачи

Проект реализует общеобразовательные и воспитательные задачи

Бюджет проекта Необходимо привлечь дополнительно следующие ресурсы: за счет бюджетных средств и попечительских средств

Бюджет проекта Необходимо привлечь дополнительно следующие ресурсы: за счет бюджетных средств и попечительских средств

Рабочий план реализации проекта

Рабочий план реализации проекта

Ноябрь Посуда Продукты питания 1 «Федорино горе»

Ноябрь Посуда Продукты питания 1 «Федорино горе»

Козленок, который умел считать до 10»

Козленок, который умел считать до 10»

Игры, формирующие представление о громкости голоса «Братцы

Игры, формирующие представление о громкости голоса «Братцы

Развитие эмоциональной отзывчивости, мимики, выразительности движений «Гроза» 4

Развитие эмоциональной отзывчивости, мимики, выразительности движений «Гроза» 4

Осенние листья», «Синьор-помидор», «Вкусная груша», «Кислое яблоко», «Спрячь абрикос»

Осенние листья», «Синьор-помидор», «Вкусная груша», «Кислое яблоко», «Спрячь абрикос»

Федорино горе» Просмотр фрагментов мультфильма «Федорино горе»

Федорино горе» Просмотр фрагментов мультфильма «Федорино горе»

Игры, формирующие представление о силе и громкости голоса- «Назови настроение», «Вопрос-ответ»

Игры, формирующие представление о силе и громкости голоса- «Назови настроение», «Вопрос-ответ»

Формировать лексико-семантическую готовность к составлению рассказа

Формировать лексико-семантическую готовность к составлению рассказа

Едет поезд» 7. Игры, формирующие представление о силе и громкости голоса «Песня машиниста» 8

Едет поезд» 7. Игры, формирующие представление о силе и громкости голоса «Песня машиниста» 8

Развитие речевого дыхания «Запускаем ракету» 3

Развитие речевого дыхания «Запускаем ракету» 3

Май Здравствуй лето! 1 «Стрекоза и муравей»

Май Здравствуй лето! 1 «Стрекоза и муравей»

ЛИТЕРАТУРА: · А. А. Гусакова «Мультфильмы в детском саду»

ЛИТЕРАТУРА: · А. А. Гусакова «Мультфильмы в детском саду»

Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем

Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2022