Реалии развития современного общества, несомненно, влияют и на изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
А. А. Майер отмечает, что основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих проявлению качественных изменений в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Именно они способствуют наиболее оптимальному изменению модели учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями нового качества образования. В изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Инновационные подходы способствуют индивидуализации процесса обучения и воспитания, внедрению личностно-ориентированного подхода, смещению роли педагога от «наставника» в сторону «соучастника процесса». Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагогов.
Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в дошкольном учреждении направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых
является модернизация образовательного процесса.
Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
Использование инновационных технологий в дошкольном учреждении позволяет решить следующие задачи: - развить индивидуальность дошкольников;
- развить инициативность, самостоятельность, способности к творческому самовыражению;
- повысить интерес к исследовательской деятельности;
- развить любознательность;
- стимулировать активность к игровой и познавательной деятельности;
- повысить уровень интеллектуального развития дошкольников; - развить нестандартность мышления и креативность.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технологии исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии; - игровые технологии.
1. Здоровьесберегающие технологи могут быть направлены на:
- сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом (контроль питания, организации режимных моментов, мониторинг здоровья, создание и поддержание здоровьесберегающей среды в рамках дошкольного учреждения);
- на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, динамическая, мимическая, артикуляционная, ортопедическая, гимнастика для глаз, закаливание, сухое плавание и т.д.);
- обучение культуре здоровья (физкультурные занятия, коммуникативные игры);
- на обучение здоровому образу жизни (игры, квесты, турниры, спартакиады, логоритмика, спортивные занятия и др.);
- на коррекцию при различных видах сеансов арт-терапии (музыкотерапия, танцевальная, песочная и др.), сказкотерапии, цветотерапии, психогимнастики.
2. Технологии проектной деятельности в дошкольном учреждении направлены на развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Метод проекта дает возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с воспитателями и родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Проекты могут быть индивидуальные, парные, групповые, фронтальные; краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные; творческие, игровые, исследовательские, информационные; включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое. Такое разнообразие видов дает возможность педагогу оптимально определить условия полной реализации проекта с учетом психофизического и социальнокоммуникативного развития ребенка.
3. Технологии исследовательской деятельности перекликаются с методом проекта. Основная цель исследовательской деятельности - это создание такой экспериментальной деятельности, при которой ребенок выступает ее активным участником. Именно непосредственное участие в ходе эксперимента позволяет ребенку не только воочию увидеть процесс и результаты исследования, но и сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Сюда же мы отнесем и ТРИЗ-технологии. Среди методов и приёмов можно выделить следующие: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.
4. Информационно-коммуникационные технологии: компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. Образовательный стандарт отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.
В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.
Существует следующая классификация программ:
Развитие воображения, мышления, памяти
Говорящие словари иностранных языков
Простейшие графические редакторы
Игры-путешествия
Обучение чтению, математике
Использование мультимедийных презентаций
Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала.
5. Личностно-ориентированные технологии. Использование личностноориентированных технология выступает фундаментам всего образовательного процесса и способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.
6. Игровые технологии. Основной вид деятельности дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Поэтому игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. Поскольку личность ребенка выводится в современном дошкольном образовании на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом повышая уровень мотивации ребёнка. Основное значение игры заключается в том, что она способствует социализации ребенка посредством выработки моделей коммуникации. В игровые технологии последовательно включаются: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Подводя итог, следует отметить, что в дошкольном учреждении инновационные методики используются в комплексе. Так как именно комплексное их применение позволяет достигнуть максимума в качестве изменений образования при оптимальном уровне влияния на него.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.