«Инновационные технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Оценка 5

«Инновационные технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Оценка 5
docx
19.03.2024
«Инновационные технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Доклад.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

 № 15 «Аленка» г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

 

Подготовила: учитель-дефектолог Дербенева П.Н.

 

Тема: «Инновационные технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Дербенева Палина Николаевна, учитель-дефектолог.

 

В последние годы в образовательных учреждениях педагоги столкнулись с увеличением количества детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР), которые требуют современного подхода в обучении, воспитании и развитии. У большинства детей наблюдаются снижение работоспособности, быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, несформированность пространственных представлений и т.д. Преодоление этих нарушений – процесс долгий и трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям чаще всего это даётся очень нелегко, поэтому педагоги вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, отталкиваясь от возможностей ребенка, необходимо не только комплексное воздействие на развитие детей, но и нужны нестандартные подходы, новые современные технологии, ведь они считаются наиболее перспективными и эффективными в ходе решения коррекционных задач.

Существует множество методик развития коммуникации и межличностного общения неговорящих детей.

В 2021 г. наше дошкольное учреждение стало инновационной площадкой для апробации методики альтернативной дополнительной коммуникации и развития речи с помощью карточек (PECS).

    Слайд 2 сертификаты

В социальном проекте по апробации приняли участие три педагога и два воспитанника подготовительной к школе группы. Проект осуществлялся при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Право быть равным», инновационного социального проекта «Незаурядные дети», при поддержке АНО «Хабаровская инвалидная организация «Реальная помощь». 

Работа проводилась индивидуально с каждым ребенком учителем-дефектологом, воспитателями группы.

Слайд 3 фото с набором, получение стажировки в центре

«Региональный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями развития» предоставил нам наборы для индивидуальных занятий с использованием визуального расписание с карточками PECS с наглядными изображениями деятельности, которую необходимо выполнить.

Слайд 4

PECS (PictureExchangeCommunicationSystem), или Коммуникационная система обмена изображениями была разработана в конце 80-х гг. доктором Эндрю Бонди и его помощником Лори А. Фрост из Программы исправления аутизма в городе Делавэр (штат Нью-Джерси). Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет).

Слайд 5

Карточки представляют из себя изображение предметов, которые окружают ребенка ежедневно, а также изображение действий, систематически им выполняемых.

Сегодня я хочу рассказать Вам о значимости технологии «Визуального расписания», в основе которой лежит применение карточек PECS, для детей с проблемами в развитии.

Мы ежедневно и постоянно используем расписание: просто вспомните о ежедневнике, списке покупок и перечне дел на день. Все эти помощники призваны облегчить нам задачу по запоминанию больших объемов информации. Они помогают нам успешно работать и вести быт, и очень часто мы оказались бы без них как без рук.

Однако обычным людям не нужно напоминать себе о многих бытовых моментах. Мы так привыкли к ним, что выполняем эти действия совершенно автоматически. 

Слайд 6

Применение визуальное расписание поможет в работе с детьми с таким диагнозами, как: РАС, ТМНР, СДВГ, ЗПР, с интеллектуальными нарушениями, с неговорящими детьми, с детьми, у которых отсутствует мотивация к обучению.

Визуальное расписание для таких детей способно превратить хаос в порядок, что снижает тревожность и придает уверенности маленькому человеку.

Что же представляет собой визуальное расписание? Говоря максимально просто:

  • Это последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких-то событий или занятий.

Слайд 7

Для детей визуальное расписание – это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня или в течение занятия.

Это также удобный способ осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, среди которых может быть всё, что угодно:

  • чистка зубов,
  • гигиена перед сном,
  • сам процесс отхода ко сну,
  • навык самостоятельной игры,
  • умение пользоваться туалетом без помощи взрослых и т.п.

Слайд 8 (Кристина)

Расписание помогает ребёнку не только тогда, когда у него все хорошо, но, прежде всего, в моменты растерянности, эмоциональных срывов, стресса, нежелание заниматься. Именно в эти моменты волнений расписание позволит ребенку выполнять то, что от него ожидает педагог.

Кроме того, применение этой технологии помогает уменьшить тревожность ребёнка, улучшает понимание ребёнком выполняемых действий и способность к коммуникации, обеспечивает ребёнка необходимой информацией, например:

    • Какие привычные действия будут сделаны в этот день
    • Какова последовательность событий в будущем
    • Какие новые виды деятельности появятся и т. д.

При составлении расписаний мы используем картинки или фотографии.

Почему именно фотографии, потому что ребенку будет привычнее и легче приучить себя к расписанию, когда он смотрит на фотографии со знакомыми предметами.

Можно начать с ламинированных фотографий реальных предметов и создать на их основе целый набор карточек. На них могут быть изображены книжки и игрушки ребенка.

Картинки и фотографии могут быть как цветными, так и черно - белыми. Здесь главное учитывать интересы и уровень развития ребенка. Педагоги в своей практике используют цветные карточки PECS.

Когда ребенок научается читать, то картинки дополняются словами, а потом можно полностью исключить изображения. Словесное расписание можно применять в школе.

Этот вид расписаний на первый взгляд неотличим от планов обычных людей, но день в нем расписан, как правило, более подробно (например, сначала урок, затем помыть руки, пообедать, сходить в туалет, вернуться в класс).

Как же сделать расписание максимально эффективным?

Слайд 9

Начинаем приучать ребенка действовать по расписанию, применяя метод «Сначала-Потом» — самый простой вариант визуального расписания. Ее можно внедрять даже детям младшего дошкольного возраста, чтобы наглядно показывать последовательность деятельности и поощрения. Под словом «Потом» закреплено приятное занятие, а под словом «Сначала» — нужное, которое часто не нравится ребёнку само по себе. При этом начинаем понимание – последовательность действий во времени и причинно-следственную связь выполненной работы с поощрением.

Следующим этапом составляем визуальное расписание на более продолжительный период, в котором чередуются приятные занятия или предметы и малоинтересные задачи.

Визуальное расписание необходимо составлять вместе с ребёнком. Это очень индивидуальный момент, который полностью зависит от возраста и способностей ребенка. Тем не менее, чем глубже он будет вовлечен в составление расписаний для самого себя, тем лучше он будет воспринимать идею следования этому плану.

Не забывайте, что выбор слов должен соответствовать уровню вашего ребёнка.

В младшем дошкольном возрасте используем картинки большого размера. Картинки маленького размера появляются тогда, когда дети уже понимают, какие объекты имеются в виду: они знают их в реальной жизни, или уже умеют ими пользоваться.

Педагог обязательно поощряет ребенка к использованию расписания, ссылаясь на него во время занятия. Обязательно обращается к расписанию, когда говорит о том, что произошло, происходит или будет происходить.

Для составления визуального расписания используются максимум 6-7 изображений. При этом педагог указывает точные слова, которые будут использоваться  при общении с ребёнком по поводу данного вида деятельности.

Расписание должно располагаться на уровне глаз детей. Мы располагаем его на столе перед ребенком. Перед занятием педагог знакомит ребенка с расписанием, объясняя ему каждый этап. Как только деятельность закончена, изображение удаляется. Обязательно необходимо объяснять ребенку изменения в привычных рутинных делах, открепляя одну картинку и прикрепляя другую (например, не будет «Прогулка», вместо неё — «Игра»).

Когда ребенок привыкает к расписанию, он может самостоятельно менять карточки.

  • ребенок подходит к расписанию
  • смотрит, что на первой карточке
  • снимает ее, кладет в коробку
  • и идет выполнять задание.

Слайд 10-11

Параллельно с занятиями с детьми проводились консультации с родителями по применению визуального расписания и карточек PECS в домашних условиях.

Слайд 12

Визуальное расписание полезно для ребенка как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Успешное решение каждой малой задачи приближает ребенка  к овладению важным жизненным навыком – умению самостоятельно следовать расписанию и плану. Это поможет ребенку решать разнообразные  задачи самообслуживания, перейти к самостоятельной игре без руководства взрослого, лучше успевать на занятиях, делать домашнее задание, а в будущем поспособствует успешной социализации.

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Аленка» г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Аленка» г

Слайд 3 фото с набором, получение стажировки в центре «Региональный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями…

Слайд 3 фото с набором, получение стажировки в центре «Региональный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями…

Это последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких-то событий или занятий

Это последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких-то событий или занятий

Этот вид расписаний на первый взгляд неотличим от планов обычных людей, но день в нем расписан, как правило, более подробно (например, сначала урок, затем помыть…

Этот вид расписаний на первый взгляд неотличим от планов обычных людей, но день в нем расписан, как правило, более подробно (например, сначала урок, затем помыть…

Когда ребенок привыкает к расписанию, он может самостоятельно менять карточки

Когда ребенок привыкает к расписанию, он может самостоятельно менять карточки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2024