Инновационные технологии в условиях детского дома

  • docx
  • 16.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание работы по внедрению, освоению и реализации инновационных технологий в образовательно-воспитательном процессе.
Иконка файла материала Инновационные технологии в условиях детского дома.docx

Инновационные технологии в условиях детского дома

Содержание работы по внедрению, освоению и реализации инновационных технологий в образовательно-воспитательном процессе.

Воспитатель всегда был центральной фигурой в детском доме. В настоящее время, когда перед детским домом стоит задача воспитания творческой личности, необходим поиск наиболее оптимальных путей обучения и воспитания в развитии и творческих способностей детей. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагог не будет стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность, не будет стремиться использовать современные образовательные технологии обеспечивающие гибкость образовательного процесса, повышающие познавательные интересы у воспитанников, способствующие коррекции их недостатков в развитии, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательно-воспитательный процесс современных технологий обучения дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют большой шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.

Информационно-коммуникативные технологии

−представление наглядного материала

−индивидуальная, групповая работа.

−работа в парах (тройках, четвёрках)

−знакомство с новым материалом

−разноуровневые задания на компьютере

−компьютерное тестирование− разноуровневые задания на персональных компьютерах ИКТ

Мир, в котором развивается современный воспитанник детского дома, коренным образом отличается от мира, в котором выросли окружающие его взрослые. Это предъявляет качественно новые требования к непрерывному образованию -образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, планшет и др.). Информатизация общества ставит перед педагогами детских домов следующие задачи:

−идти в ногу со временем,

−стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

−сформировать основы информационной культуры его личности,

−повысить профессиональный уровень педагогов.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского дома в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам в детском доме:

−исследовательский характер,

−легкость для самостоятельных занятий детей,

−развитие широкого спектра навыков и представлений,

−возрастное соответствие,

−занимательность.

Классификация программ:

−развитие воображения, мышления, памяти,

−говорящие словари иностранных языков,

−простейшие графические редакторы,

−игры-путешествия

−обучение чтению, математике,

−использование мультимедийных презентаций.

Преимущества компьютера:

−предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

−несет в себе образный тип информации, понятный воспитанникам;

−движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

−обладает стимулом познавательной активности детей;

−предоставляет возможность индивидуализации обучения;

−позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно -коммуникационных технологий:

−недостаточная методическая подготовленность педагога,

−неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях,

−бесплановость, случайность применения ИКТ,

−перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

1.Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2.Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство сосценариями праздников и других мероприятий.

3.Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4.Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5.Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

«Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».

В последнее время новые технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Новые потребности повлияли на человеческие ценности. Возникла необходимость применения ИКТ в качестве инструмента общения, для повышения доступности информации и других аспектов. Безусловно, каждый согласится, что компьютер стал широко использоваться человеком во многих направлениях. Детский дом не стал исключением. Во многих детских домах сегодня успешно решают эту проблему, но стандартизации в использовании информационных технологий до сих пор не существует. То есть каждый идет своим путем. Диапазон использования компьютера в воспитательном процессе очень велик: от тестирования и учета их личных особенностей до досуговых занятий и игр. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения и воспитания. Информатизация в воспитательном процессе происходит по следующим направлениям:

Самосовершенствование личности

Организация досуга

Телекоммуникации

Каждое из направлений ВР предполагает определённый ракурс применения ИКТ, которые позволяют усилить мотивацию воспитанников и вовлечь их в активную деятельность.

Эффективность использования ИКТ зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «воспитатель –воспитанник». Необходимость использования компьютерных технологий очевидна и неоспорима. Воспитательный процесс строится не столько на усвоении информации и способов её получения и использования, но, в первую очередь, он предполагает личностное общение воспитателя с воспитанником, основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях.

Нашим детям придётся жить и реализовывать свои цели и планы в совершенно ином обществе, заставляет нас задуматься о формировании у наших выпускников способностей к саморазвитию и самотворчеству, которое должно не только идти в ногу с быстрыми темпами развития самого общества, но и опережать их. Поэтому необходимо переосмысление образовательных моделей, переход от моделей «Делай как я» (директивная педагогика) и «Делай со мной» (педагогика сотрудничества), к модели «Делай лучше меня» (развивающее обучение).

И первое, что лежит на поверхности, когда мы обращаемся к компьютеру во внеурочной деятельности – это то, что с миром компьютеров связаны интересы многих детей, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность воспитанников в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость. И не важно, насколько владеют компьютерными технологиями взрослые, нужно знать только их возможности. Остальное сделают сами дети.

Итак, первый ресурс, который можно использовать в новом образовательном пространстве – интерес нового поколения к компьютерным технологиям.

Второй ресурс, который менее очевиден, но по важности не уступает первому – повышение компьютерной грамотности взрослых, самообразование педагогов, их стремление и способность преобразовать своё отношение к прошлому, настоящему, будущему.

Далее рассмотрим те возможности, которые дают нам компьютерные технологии.

Компьютер как средство поиска информации (текстовой, видео- и

аудиоряды): можно использовать с этой целью интернет

-ресурсы, информацию на дисках, видео- и

аудионосителях.

Компьютер как средство обработки информации: можно применять с целью сбора, обработки и сортировки информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов.

Компьютер как средство хранения информации – базы данных, фото- и видеоархивы, электронные музеи.

Компьютер как средство обеспечения наглядности: презентации и другие демонстрационные формы, срочное фото, газеты, издательская деятельность в печатном и электронном виде, моделирование конкретных ситуаций – игровые программы, викторины, использование в спектаклях.

Компьютер как средство коммуникации – сайт, почта и т.п.

 

Существуют определенные требования к информации:

-своевременнность,

-достаточность,

-доступность,

-актуальность,

-точность и достоверность.

Для того, чтобы информация соответствовала всем вышеперечисленным требованиям возникла необходимость использования современных технологий обработки информации.

Основные направления работы с ИКТ:

       Работа со звуком — запись, обработка, монтаж, звуковое сопровождение различных мероприятий.

      Работа с видео — запись (съемка), оцифровка, обработка, видеомонтаж.

      Работа с графической информацией — сканирование, обработка, создание собственных графических проектов.

      Работа с воспитанниками по подготовке и проведению развлекательных мероприятий (демонстрация).                  

     Самостоятельное подключение и настройка теле-, аудио-, видеоаппаратуры

Критерии эффективности использования компьютера в работе руководителя.

экономичность

 (уменьшение материальных и временных ресурсов);

компактность

 (возможность накапливать информации на дискете, исключая накопление папок с информационным материалом);

наглядность

 (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;

возможность проведения мониторинга

 (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты);

возможность творческого развития личности

 

Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. Опыт показывает, что создание единого информационного пространства путём применения ИКТ в воспитательной работе способствует повышению интереса воспитанников ко всему происходящему, стимулирует познавательную и творческую активность детей. Кроме того, данная технология учитывает психолого-педагогические особенности детей, сохраняет их здоровье.


 

Посмотрите также