Инновационные технологии в условиях детского дома
Содержание работы по внедрению, освоению и реализации инновационных технологий в образовательно-воспитательном процессе.
Воспитатель всегда был центральной фигурой в детском доме. В настоящее время, когда перед детским домом стоит задача воспитания творческой личности, необходим поиск наиболее оптимальных путей обучения и воспитания в развитии и творческих способностей детей. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагог не будет стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность, не будет стремиться использовать современные образовательные технологии обеспечивающие гибкость образовательного процесса, повышающие познавательные интересы у воспитанников, способствующие коррекции их недостатков в развитии, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательно-воспитательный процесс современных технологий обучения дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют большой шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.
Информационно-коммуникативные технологии
−представление наглядного материала
−индивидуальная, групповая работа.
−работа в парах (тройках, четвёрках)
−знакомство с новым материалом
−разноуровневые задания на компьютере
−компьютерное тестирование− разноуровневые задания на персональных компьютерах ИКТ
Мир, в котором развивается современный воспитанник детского дома, коренным образом отличается от мира, в котором выросли окружающие его взрослые. Это предъявляет качественно новые требования к непрерывному образованию -образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, планшет и др.). Информатизация общества ставит перед педагогами детских домов следующие задачи:
−идти в ногу со временем,
−стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
−сформировать основы информационной культуры его личности,
−повысить профессиональный уровень педагогов.
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского дома в контексте информатизации.
Требования к компьютерным программам в детском доме:
−исследовательский характер,
−легкость для самостоятельных занятий детей,
−развитие широкого спектра навыков и представлений,
−возрастное соответствие,
−занимательность.
Классификация программ:
−развитие воображения, мышления, памяти,
−говорящие словари иностранных языков,
−простейшие графические редакторы,
−игры-путешествия
−обучение чтению, математике,
−использование мультимедийных презентаций.
Преимущества компьютера:
−предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
−несет в себе образный тип информации, понятный воспитанникам;
−движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
−обладает стимулом познавательной активности детей;
−предоставляет возможность индивидуализации обучения;
−позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно -коммуникационных технологий:
−недостаточная методическая подготовленность педагога,
−неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях,
−бесплановость, случайность применения ИКТ,
−перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
1.Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2.Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство сосценариями праздников и других мероприятий.
3.Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4.Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5.Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
«Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».
В последнее время новые технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Новые потребности повлияли на человеческие ценности. Возникла необходимость применения ИКТ в качестве инструмента общения, для повышения доступности информации и других аспектов. Безусловно, каждый согласится, что компьютер стал широко использоваться человеком во многих направлениях. Детский дом не стал исключением. Во многих детских домах сегодня успешно решают эту проблему, но стандартизации в использовании информационных технологий до сих пор не существует. То есть каждый идет своим путем. Диапазон использования компьютера в воспитательном процессе очень велик: от тестирования и учета их личных особенностей до досуговых занятий и игр. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения и воспитания. Информатизация в воспитательном процессе происходит по следующим направлениям:
Самосовершенствование личности
Организация досуга
Телекоммуникации
Каждое из направлений ВР предполагает определённый ракурс применения ИКТ, которые позволяют усилить мотивацию воспитанников и вовлечь их в активную деятельность.
Эффективность использования ИКТ зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «воспитатель –воспитанник». Необходимость использования компьютерных технологий очевидна и неоспорима. Воспитательный процесс строится не столько на усвоении информации и способов её получения и использования, но, в первую очередь, он предполагает личностное общение воспитателя с воспитанником, основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях.
Нашим детям придётся жить и реализовывать свои цели и планы в совершенно ином обществе, заставляет нас задуматься о формировании у наших выпускников способностей к саморазвитию и самотворчеству, которое должно не только идти в ногу с быстрыми темпами развития самого общества, но и опережать их. Поэтому необходимо переосмысление образовательных моделей, переход от моделей «Делай как я» (директивная педагогика) и «Делай со мной» (педагогика сотрудничества), к модели «Делай лучше меня» (развивающее обучение).
И первое, что лежит на поверхности, когда мы обращаемся к компьютеру во внеурочной деятельности – это то, что с миром компьютеров связаны интересы многих детей, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность воспитанников в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость. И не важно, насколько владеют компьютерными технологиями взрослые, нужно знать только их возможности. Остальное сделают сами дети.
Итак, первый ресурс, который можно использовать в новом образовательном пространстве – интерес нового поколения к компьютерным технологиям.
Второй ресурс, который менее очевиден, но по важности не уступает первому – повышение компьютерной грамотности взрослых, самообразование педагогов, их стремление и способность преобразовать своё отношение к прошлому, настоящему, будущему.
Далее рассмотрим те возможности, которые дают нам компьютерные технологии.
Компьютер как средство поиска информации (текстовой, видео- и
аудиоряды): можно использовать с этой целью интернет
-ресурсы, информацию на дисках, видео- и
аудионосителях.
Компьютер как средство обработки информации: можно применять с целью сбора, обработки и сортировки информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов.
Компьютер как средство хранения информации – базы данных, фото- и видеоархивы, электронные музеи.
Компьютер как средство обеспечения наглядности: презентации и другие демонстрационные формы, срочное фото, газеты, издательская деятельность в печатном и электронном виде, моделирование конкретных ситуаций – игровые программы, викторины, использование в спектаклях.
Компьютер как средство коммуникации – сайт, почта и т.п.
Существуют определенные требования к информации:
-своевременнность,
-достаточность,
-доступность,
-актуальность,
-точность и достоверность.
Для того, чтобы информация соответствовала всем вышеперечисленным требованиям возникла необходимость использования современных технологий обработки информации.
Основные направления работы с ИКТ:
Работа со звуком — запись, обработка, монтаж, звуковое сопровождение различных мероприятий.
Работа с видео — запись (съемка), оцифровка, обработка, видеомонтаж.
Работа с графической информацией — сканирование, обработка, создание собственных графических проектов.
Работа с воспитанниками по подготовке и проведению развлекательных мероприятий (демонстрация).
Самостоятельное подключение и настройка теле-, аудио-, видеоаппаратуры
Критерии эффективности использования компьютера в работе руководителя.
экономичность
(уменьшение материальных и временных ресурсов);
компактность
(возможность накапливать информации на дискете, исключая накопление папок с информационным материалом);
наглядность
(обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;
возможность проведения мониторинга
(экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты);
возможность творческого развития личности
Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. Опыт показывает, что создание единого информационного пространства путём применения ИКТ в воспитательной работе способствует повышению интереса воспитанников ко всему происходящему, стимулирует познавательную и творческую активность детей. Кроме того, данная технология учитывает психолого-педагогические особенности детей, сохраняет их здоровье.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.