Современные экономические преобразования, переформатирование границ жизни, возрастающее количество ситуаций неопределённости создают потребность в подготовке специалистов иного плана, обладающих рядом базовых и профессиональных компетенций.
Поэтому повышение качества подготовки специалистов в вузах – одна из приоритетных задач, которую необходимо решить педагогам соответствующего учреждения.
В данной статье перечислены технологии, которые используются в подготовке бакалавров социальной работы на занятиях. Все перечисленные технологии рассматриваются на основе компетентного подхода, дающего возможность полученные знания и умения использовать в действительности в условиях реальной жизни.
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В
МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Кузнецова Е.В.
Кировский государственный медицинский университет
Современные экономические преобразования, переформатирование границ жизни,
возрастающее количество ситуаций неопределённости создают потребность в
подготовке специалистов иного плана, обладающих рядом базовых и профессиональных
компетенций.
Поэтому повышение качества подготовки специалистов в вузах – одна из
приоритетных задач, которую необходимо решить педагогам соответствующего
учреждения.
В данной статье перечислены технологии, которые используются в подготовке
бакалавров социальной работы на занятиях. Все перечисленные технологии
рассматриваются на основе компетентного подхода, дающего возможность полученные
знания и умения использовать в действительности в условиях реальной жизни.
Современные экономические преобразования,
переформатирование
границ жизни, возрастающее количество ситуаций неопределённости создают
потребность в подготовке специалистов иного плана, обладающих рядом
базовых и профессиональных компетенций.
Поэтому повышение качества подготовки специалистов в вузах – одна из
приоритетных задач, которую необходимо решить педагогам соответствующего
учреждения. Наиболее простым решением этой задачи является повышение
квалификации профессорскопреподавательского состава, не только в области
преподаваемых и смежных дисциплин, но и в области современных методов и
способов организации познавательной деятельности студентов с использованием
инновационных образовательных технологий.
Образовательные технологии – это технологии,
имеющие
целенаправленную деятельность,
сопровождающуюся определенной
последовательностью действий и четко определенной предсказуемостью
результатов. Все технологии рассматриваются на основе компетентного
подхода, дающего возможность полученные знания и умения использовать в
действительности в условиях реальной жизни. Они направлены в
деятельностную парадигму, ориентированы на социальные реалии.
Метод проектов. Будущие специалисты социальной сферы должны
овладеть рядом компетенций, одной из которых является проектная
деятельность. Однако сначала на занятиях необходимо разобрать, что такое
проект. Для чего он нужен? Как его создать? Именно этому посвящена
дисциплина «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной
работе». Этот метод является перспективным в решении ряда медико
социальных проблем современности и устранения трудностей во
взаимодействии здравоохранения и служб социальной защиты. Создание
совместных проектов дает возможность изменить действительность, а ведь
проектирование и есть изменение действительности на основе собственногозамысла. Для этого мы вступаем в пространство, которое хотим изменить в
реальности, и предлагаем конкретные разработки, т.е. «готовый продукт»,
который можно использовать в деятельности специалистов для решения
определенных задач по оказанию помощи клиентам.
Однако в рамках парадигмы компетентностного подхода мы можем
констатировать,
что проектирование развивает еще компетентность
«включенность в деятельность» и предложение готового продукта, который
может быть использован в практике.
Наши студенты осуществляют свою деятельность в контрольных и
дипломных проектах, через которые они включаются уже в собственно
профессиональную деятельность на конкретных рабочих площадках вместе с
работающими там профессионалами.
Метод объектноориентированные CASE –технологии в социальной
работе Case Study (кейсстади). Технология работы с кейсом в учебном
процессе. Содержание учебной ситуации может быть связано со следующими
объектами, процессами, явлениями: внедрением новых методов, форм работы
технологий; введением инноваций; проблемы клиентов социальных служб;
проблемы межведомственного взаимодействия в решении социальных проблем.
Casestady – анализ ситуаций. Под ситуацией (кейсом) понимается
описание какойто конкретной реальной ситуации. Метод был разработан в 20х
гг. ХХ века в Гарвардском университете. Впервые был применен во время
преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнесшколе.
Широко используется в медицине и правоведении для обсуждения
прецедента. Целью технологии является расширение практического опыта,
позволяющего лучше понять выбранную профессию,
организацию
самостоятельной работы по поиску необходимых знаний для решения проблемы,
изменения мотивации к обучению.
Суть технологии – студентам предъявляются факты (события), связанные
с некоторой ситуацией в реальной жизни, и их задача – провести анализ, а также
предлагают ситуации для принятия решения (обобщения, идентификации) в
рамках коллективного обсуждения. В ходе этого процесса актуализируется
определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении
данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Ситуации могут быть разные: иллюстрация, оценка, упражнение, проблема,
инсценировка. Технология кейсстади может быть использована в вузе для
организации практических занятий, введения в тему, обобщения темы, задания
на практику.
Следует отметить, что в представленной технологии существует
возможность использовать в кейсе нетекстового материала: наглядные
приложения (схемы, графики, таблицы, фотографии); аудио и видеоматериалы.
В контексте связи теории и практики, учебного заведения и
учреждения, что особенно интересно и актуально – в рамках прохождения
производственной практики студентам, это дает возможность не только
обсудить проблему и найти пути ее решения, а на практике пообщаться со
специалистом и получить для себя «новые реальные практические» знания.Технология развития критического мышления через чтение и письмо
(РКМЧП).
Именно эта технология дает возможность студентам научиться
актуализировать имеющиеся знания, соотносить старую информацию и новые
данные, суммировать и систематизировать, научиться задавать вопросы,
вырабатывать собственное мнение, при этом учитывать точки зрения других,
научиться выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно, аргументировать
свою точку зрения, а что самое важное – самостоятельно заниматься своим
обучением (академическая мобильность).
Одним из положительных моментов данной технологии следует отметить
развитие коммуникативных навыков студентов, что не входит в программу
обучения классического вуза,
а является важнейшим требованием
«современности» для реализации эффективного трудоустройства в
конкурентных условиях.
Метод синектики как метод группового решения проблемы. Близкий по
технологии к мозговой атаке метод синектики (синектика погречески
совмещение разнородных элементов) нередко называют профессиональным
мозговым штурмом. Описание данного метода приводится в книге
«Педагогическая эвристика» у В.Н.Соколова, на которой мы и основываемся. В
отличие от мозговой атаки, имеющей дело с непрофессиональным
продуцированием идей, синектика предполагает работу постоянных групп,
профессионально применяющих различные приемы активизации своего,
творческого потенциала. В группы синектики входят представители различных
социальных служб, возрастных групп и т. п., так как обучение студентов
осуществляется на заочной основе и многие студенты работают в социальной
сфере. Требования к участникам группы в отношении их умений:
преодолевать инертность мышления, выделять сущность задачи и
формировать взгляд на нее со стороны;
организовать работу своего мышления в виде свободного раздумья и
фантазии; задержать дальнейшее развитие найденных и верить в существование
лучших идей;
благожелательно воспринимать и развивать чужие идеи; целенаправленно
и уверенно работать над задачей, не сомневаясь в своих способностях и
способностях одногруппников;
увидеть в обычном необычное и наоборот; выявлять особенное и
использовать его в качестве исходного этапа творческого поиска.
Оптимальная численность группы 35 человек, цель группы – нахождение
творческих решений возникшей проблемы. Работа синекторов основывается на
следующих принципах:
творческий процесс познаваем;
творческий процесс одного лица подобен творчеству коллектива;
поиск рационального решения и творческие способности можно
активизировать.
Технология «Резюме», «Портфолио».
Студенты, обучающиеся по
направлению подготовки «Социальная работа», формируют «резюме»,«портфолио». Это еще одна современная образовательная технология, дающая
возможность подготовки папки с материалами для презентации с целью
демонстрации своих достижений, возможности оценки своих навыков и умений,
раскрывающих потенциал профессионального трудоустройства.
Структура и форма материалов, входящих в персональное резюме
(портфолио), формируется по усмотрению его владельца. Резюме (портфолио)
является одним из средств оценивания и учета достижений (в т.ч. творческих
успехов) студента, главным результатом которого является становление
самооценки. Это связано с тем, что данная технология основана на методе
аутентичного оценивания (оценивания себя) результатов деятельности,
определения «точек роста» профессиональных качеств. Используется в моменты
принятия решений, способствует формированию культуры мышления, логики,
умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Результат технологии – готовый «продукт» (резюме, портфолио, папка),
содержащий информацию и пакет документов, характеризующих человека, его
способности, профессиональные навыки и умения. Это дает возможность
работодателю лучше ознакомиться с потенциальным сотрудником (бакалавром
социальной работы или специалистом по социальной работе), составить свое
представление о нем как о профессионале, личности и расширяет возможности
выбора. Ведь в большинстве случаев при устройстве на работу на собеседование
выпускники представляют резюме и диплом о высшем образовании, что ставит
всех в одни и те же условия, не раскрывая личностных качеств и характеристик
человека и его творческого потенциала.
Таким образом, следует отметить, что метод проектов, технология
развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), метод
«кейсстади», практические модульные занятия, рефлексивные технологии, по
нашему мнению, позволяют добиться повышения качества знаний и обеспечить
связь с практикой.
Список литературы
1. Козлова, Н.В., Берестнева, О.Г. Развитие профессиональных
компетенций специалиста в условиях модернизации Российского образования //
Модернизация национальной системы высшего образования и проблемы
интеграции ВУЗов России в мировое образовательное пространство: Материалы
Всероссийской научн. конф. – Новосибирск, 2005. – С. 7982.
2. Сергеев, Н. К. Педагогическое образование: поиск инновационной
модели / Н. К. Сергеев // Педагогика. – 2010. – № 5. – С. 6673.
3. Современные инновационные образовательные технологии как фактор
модернизации высшей школы: сб. ст. междунар. науч.практ. конф. / ВЗФЭИ.
филиал в г. Архангельске, ПГУ, АГТУ; [ред.: А. В. Сметанин, О. В.
Овчинников]. – Архангельск: КИРА, 2010. – 243 с.