Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК
Оценка 4.7

Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК

Оценка 4.7
Руководства для учителя
rtf
воспитательная работа
4 кл
02.04.2017
Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК
Я, как учитель Основ православной культуры, работаю над реализацией темы "Формирование базовых национальных семейных ценностей в процес-се преподавания предмета "Основы православной культуры". В основу инновационной деятельности была положена организация системы работы учителя основ православной культуры, направленная на создание и реализацию механизма формирования базовых национальных семейных цен-ностей в рамках преподаваемого предмета, создание развивающей образова-тельной среды. Данная тема «Формирование базовых национальных семейных ценностей в процессе преподавания предмета «Основы православной культуры» орга-нично вписывается в общую систему работы гимназии и направлена на поиск эффективных подходов деятельности педагогов по организации духовно- нравственного воспитания и развития обучающихся в рамках урочной и вне-урочной деятельности, работы с родителями. Данный инновационный опыт профессиональной деятельности носит информационно - методический ха-рактер. В работу по реализации темы включаются обучающиеся начальной школы, так как: - системное преподавание предмета "Основы православной куль-туры" предполагается в 4-х классах; - именно на этот возраст приходятся процессы развития самосоз-нания, формирования отношений со взрослыми и сверстниками, ста-новления морально-этических качеств; - формируется образ собственной будущей семьи. Теоретической основой для разработки данной темы является Концепция ду-ховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Согласно Концепции содержание воспитания концентрируется вокруг базовых национальных ценностей. В связи с этим, учебно-воспитательная деятельность гимназии должна быть ориентирована на решение проблемы по их формированию и принятию обучающимися базовых национальных цен-ностей. С целью их формирования обучающиеся вместе с педагогами, роди-телями, обращаются к содержанию истории России, российских народов, своей семьи, рода, жизненного опыта своих родителей, предков, традицион-ных российских религий, произведений литературы и искусства, лучших об-разцов отечественной и мировой культуры, отражающих современную жизнь, фольклора народов России. Исходя из теоретических положений Концепции духовно-нравственного раз-вития и воспитания личности гражданина России, в основу инновационной деятельности по реализации темы были положены: - идеи культурологического подхода, в котором центральное место занимает концепция человека, духовное содержание его социального бытия, создание условий для творческих способностей и социальной подготовки учащихся, стремление помочь «родиться» личности. Данный подход являет-ся системообразующим при построении курса Основ православной культуры. - идеи системно-деятельностного подхода, где учащийся приобретает не только системные теоретические знания, но и получает опыт практиче-ской деятельности. Эти идеи стали отправной точкой при разработке механизма формиро-вания и принятия обучающимися национальных семейных ценностей и пере-несению полученного в рамках обучения опыта в реальные жизненные усло-вия. Актуальность выбора данной темы состоит в том, что для современ-ной России явления, отражающие кризисное состояние института семьи, ста-ли очень актуальны. Анализ результатов входной диагностики по проблеме, проводимой на под-готовительном этапе среди учащихся 4 классов, выявил, что немногие уча-щиеся смогли назвать семейные ценности, и практически у всех учащихся отсутствовала аргументация своего выбора. Объяснения большинства уча-щихся сводились к нечеткому пояснению, смешению смыслов таких поня-тий, как «уважение» и «понимание», «прощение» и «доверие», показываю-щие отсутствие четкого понимания содержания названных семейных ценно-стей. Все это свидетельствует об актуальности проблемы формирования се-мейных ценностей и в социуме, и в школе. Введение в учебный план гимназии предмета «Основы православной культуры» явилось одним из способов привлечения внимания к проблемам ценности семьи. Ребенок должен выработать для себя конкретный способ преодоления жизненных проблем, которые возникают у него сейчас и которые предстоит решать в будущем. Исходя из этого, необходимо методически грамотно подходить к отбо-ру содержания и видам деятельности: - значимость учебного материала для ребенка ( На уроке необходимо обсуждать примеры и ситуации, которые понятны ребенку, они должны со-ответствовать его возрастным интересам, формировать внутреннюю поло-жительную мотивацию и развивать его познавательную активность). - учет особенностей семей обучающихся (при отборе учебного содер-жания необходимо учитывать особенности семей класса: их социальный статус, отношение к религиозной культуре.); - учет психологических особенностей; - вовлечение родителей и ближайшего окружения ребенка (Предла-гаемые на уроке ситуации, творческие задания, проекты должны обсуждать-ся в семье ребенка и решаться совместно.) Изложенные требования к организации деятельности педагога состав-ляют ведущую идею инновационного опыта и включены в механизм реали-зации данной темы. Учебный предмет «Основы православной культуры» располагает большими содержательными возможностями по формированию семейных ценностей. Однако они зачастую представлены в скрытом виде и не систематизированы. Мною были выделены содержательные линии: - «Отношения дети - родители» - «Отношения родители - дети» - «Отношения между детьми» Это позволило более целенаправленно простроить работу по формиро-ванию базовых семейных ценностей. Анализ методических пособий по предмету «Основы православной культуры» выявил, что в них преобладают традиционные формы организа-ции деятельности обучающихся на уроке, которые в большей степени ориен-тированы на запоминание фактического материала, а не на его осмысление. Поэтому были выбраны методы, сочетающие адаптированное содержа-ние и поэтапное включение в урочную и внеурочную деятельность активных форм организации образовательного процесса. В этом и заключается новизна инновационного опыта. В истории России содержится много примеров, показывающих основы взаимоотношений между супругами. На примерах Кирилла и Марии- роди-телей Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и Евдокии, Петра и Февро-нии Муромских, генерала А.А. Тучкова и его супруги М.М. Тучковой, супру-гов Николая II и Александры Федоровны, Великой княгини Елизаветы Фе-доровны Романовой и князя Сергея Александровича учащиеся учатся пони-мать смысл супружеской верности, которая заключается не только в общих радостях, но и в совместных страданиях. Организуя работу по осознанию и принятию учащимися семейных хри-стианских ценностей, большое внимание уделяю так же раскрытию содержа-ния понятий, их составляющих: любовь, послушание, духовное завещание, родительское благословение, сострадание, Таинство Брака, почитание, жерт-венность, благочестивая семья, забота о старших и младших. Учитывая сложность восприятия учащимися абстрактных понятий, в со-держание предмета «Основы православной культуры» включаю так же ма-териал, отражающий субъективный опыт жизнедеятельности воспитанников, приобретенный ребенком в условиях своей семьи. Анализ жизненных задач, с которыми ученики уже встречались в своей жизни. Активно использую ки-нолекторий «Православное кино». Таким образом, методически грамотно отобранное содержание спо-собствует целостному восприятию знаний о базовых национальных семей-ных ценностях. Наиболее приемлемыми, на мой взгляд, для реализации поставленных задач являются следующие активные виды деятельности: игровая, проект-ная и театрализованная деятельность. Выбор именно этих видов деятельности обусловлен следующими пре-имуществами. Игра способствует формированию нравственных, эстетических и миро-воззренческих установок. В игре каждый персонаж имеет право на свободное решение игровой проблемы и свободное проявление персонального «Я». Проектная деятельность дает возможность накапливать опыт само-стоятельно, который становится для ученика движущей силой, от которой за-висит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. На уроке в 4 классе по теме «Религиозная культура в жизни человека» затрагивается проблема послушания детей в семье. Учащимся предлагается проинсценировать стихотворный диалог «Кончилось доверие». Далее уче-ники высказывают отношение к ситуации с позиции мамы и сына. На уроке по теме « Пути к спасению» с целью осознания сложности проблемы раскаяния в совершенном греховном поступке учащимся предла-гается игровая методика «"На твоем бы месте". Обучающимся предлагается смоделировать ситуацию, в которой затрагивалась бы проблема неискренно-сти перед родителями. Использую игровые методики, в рамках которых учащиеся не только инсценируют ситуацию, но и играют свою роль в соответствии с собствен-ным видением этой проблемы. При знакомстве с ценностями жизни преподобного Серафима Саров-ского учащиеся приходят к выводу, что главная заповедь и добродетель, по которой жил святой - это любовь. С целью раскрытия содержания этой доб-родетели, учащимся предлагается просмотр фильма «Батюшка Серафим». Игра «Триптих» используется при знакомстве с темой «Любовь и мило-сердие». Задание группе «художники»: написать "картины" по теме "Любовь и милосердие ". Обязательное условие, что картина должна состоять из трех частей, объединенных одной идеей. Возможные темы: «Милосердие - по-мощь больным», «Любовь в семье», «Милосердное отношение к животным», «Помощь однокласснику». С большим желанием учащиеся принимают участие так же в методиках, раз-работанных Н.Е.Щурковой - «Добрый след», «Три желания». Учитывая небольшой опыт работы над проектами в начальной школе, на первоначальном этапе учащиеся готовят краткосрочные творческие проек-ты. Они с удовольствием выполняют рисунки по теме «Дружная семья», из-готавливают для родителей и близких родственников сувениры и подарки к Рождеству и Пасхе, создают фотоколлажи по теме «День рождения моей се-мьи», сочиняют сказки и легенды, готовят творческие проекты по теме «Ро-дословная моей семьи». Выполняя эти задания, учащиеся не только развива-ют свои творческие способности, они больше узнают о традициях и ценно-стях своей семьи. Реализация краткосрочных проектов на первых этапах ис-пользования метода проектов позволяет обучающимся учиться работать «по-новому». И наряду с этим получать естественную интеграцию знаний, полу-ченных на уроках и полученных самостоятельно. В рамках внеурочной деятельности по предмету, мои ученики с большим ин-тересом и желанием участвуют в театральных постановках к православным праздникам. Динамику формирования базовых национальных семейных ценностей мож-но отследить по таким показателям, как:  повышение мотивации обучающихся к изучению предмета «Основы православной культуры»  накопление детьми достаточного объема реального личного жизненного опыта взаимодействия членов семьи  снижение числа конфликтов, возникающих между детьми и родителями  усиление заинтересованности родителей в делах школы, а, следователь-но, в воспитании и обучении детей  рост числа семей-участников благотворительных акций «Семья – се-мье», С целью определения успешности хода реализации инновационного подхода к изучению заданной темы предусмотрено проведение:  стартовой диагностической работы с целью выявления базовых пред-ставлений обучающихся о семейных ценностях;  промежуточного мониторинга;  итоговый контроль с целью установления соответствия достигнутых па-раметров Педагогически грамотно построенный процесс поэтапного усвоения обу-чающимися базовых национальных семейных ценностей, которые являются одними из главных в жизни христиан, позволил достичь следующих резуль-татов: - понимание и принятии обучающимися нравственных устоев семьи, бази-рующихся на любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о млад-ших и старших, ответственности за другого человека, бережном отношении к жизни человека, заботе о продолжении рода; - ценностное переосмысление родителями обучающихся значимости семей-ного воспитания, повышение значимости для родителей обучающихся проблемы формирования нравственных устоев семьи и воспитания де-тей в соответствии с ними. Курс «Основы православной культуры» уникален. Он подтягивает в образо-вание традиционное содержание, социокультурный опыт и вместе с тем име-ет все признаки инновации. При духовной традиционной для России основе содержание курса инновационно, как инновационен историко-культурологический подход к изучению религиозной культуры в условиях светского характера образования.
Черкашнева С.В. Инновация.rtf
Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК Учитель: Черкашнева Светлана Владимировна   Я, как учитель   Основ православной культуры,   работаю над реализацией темы "Формирование базовых  национальных  семейных ценностей в процессе преподавания предмета "Основы православной культуры". В основу инновационной деятельности была положена организация системы работы учителя основ православной культуры, направленная на создание и реализацию   механизма   формирования   базовых   национальных   семейных ценностей   в   рамках   преподаваемого   предмета,   создание   развивающей образовательной среды. Данная   тема  «Формирование   базовых   национальных   семейных   ценностей   в процессе   преподавания   предмета   «Основы   православной   культуры» органично вписывается в общую систему работы гимназии и направлена на поиск   эффективных   подходов   деятельности   педагогов     по   организации духовно­   нравственного   воспитания   и   развития   обучающихся   в   рамках урочной   и   внеурочной     деятельности,   работы   с   родителями.   Данный инновационный опыт профессиональной деятельности носит информационно ­ методический характер. В работу по реализации темы включаются обучающиеся начальной школы, так как: ­   системное   преподавание   предмета   "Основы   православной культуры" предполагается в 4­х классах; ­   именно   на   этот   возраст   приходятся     процессы   развития самосознания, формирования  отношений со взрослыми и сверстниками, становления морально­этических качеств;                   ­  формируется образ собственной будущей семьи. Теоретической основой для разработки данной темы является Концепция  духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  Согласно Концепции содержание воспитания концентрируется вокруг базовых   национальных   ценностей.   В   связи   с   этим,     учебно­воспитательная деятельность гимназии должна быть ориентирована на решение проблемы по их   формированию   и   принятию   обучающимися     базовых   национальных ценностей.  С целью их   формирования   обучающиеся вместе с педагогами, родителями, обращаются к содержанию истории России, российских народов, своей   семьи,   рода,   жизненного   опыта   своих   родителей,   предков, традиционных   российских   религий,   произведений   литературы   и   искусства, лучших   образцов   отечественной   и   мировой   культуры,   отражающих современную жизнь, фольклора народов России. Исходя   из   теоретических   положений   Концепции   духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в основу инновационной деятельности по реализации темы  были положены: ­  идеи культурологического подхода,  в котором центральное место занимает концепция человека, духовное содержание его социального бытия, создание   условий   для   творческих   способностей   и   социальной   подготовки учащихся, стремление помочь «родиться» личности. Данный подход является системообразующим при построении курса Основ православной культуры. ­ идеи системно­деятельностного подхода, где учащийся приобретает не только системные теоретические знания, но и получает опыт практической деятельности. Эти   идеи   стали   отправной   точкой   при   разработке   механизма формирования и принятия обучающимися национальных семейных ценностей и перенесению полученного в рамках обучения опыта в реальные жизненные условия. Актуальность выбора данной темы состоит в том, что для современной России   явления,   отражающие   кризисное   состояние   института   семьи,  стали очень актуальны. Анализ   результатов   входной   диагностики   по   проблеме,   проводимой     на подготовительном   этапе   среди   учащихся   4   классов,   выявил,   что   немногие учащиеся смогли назвать  семейные ценности, и практически у всех учащихся отсутствовала   аргументация   своего   выбора.   Объяснения   большинства учащихся   сводились   к   нечеткому   пояснению,   смешению   смыслов   таких понятий,   как   «уважение»   и   «понимание»,   «прощение»   и   «доверие», показывающие   отсутствие   четкого   понимания   содержания   названных семейных ценностей. Все   это   свидетельствует   об   актуальности   проблемы   формирования семейных ценностей и в социуме, и в школе. Введение   в   учебный   план   гимназии   предмета   «Основы   православной культуры» явилось одним из способов привлечения внимания к проблемам ценности семьи.  Ребенок должен выработать  для себя  конкретный способ преодоления жизненных  проблем, которые  возникают у него сейчас и которые предстоит решать в будущем. Исходя   из   этого,   необходимо   методически   грамотно   подходить     к отбору содержания и видам деятельности: ­ значимость учебного материала для ребенка ( На уроке необходимо обсуждать     примеры   и   ситуации,   которые   понятны   ребенку,   они   должны соответствовать     его     возрастным     интересам,   формировать   внутреннюю положительную мотивацию и развивать его познавательную активность). ­   учет   особенностей   семей   обучающихся   (при   отборе   учебного содержания   необходимо  учитывать   особенности   семей   класса:  их социальный статус, отношение к религиозной культуре.); ­ учет  психологических особенностей; ­   вовлечение   родителей   и   ближайшего   окружения   ребенка (Предлагаемые   на   уроке   ситуации,   творческие   задания,   проекты     должны обсуждаться в семье ребенка и решаться совместно.)  Изложенные   требования   к   организации   деятельности   педагога составляют   ведущую   идею   инновационного   опыта   и   включены   в   механизм реализации данной темы.   Учебный предмет «Основы православной культуры» располагает большими содержательными   возможностями   по   формированию   семейных   ценностей. Однако они зачастую представлены в скрытом виде и не систематизированы. Мною были выделены содержательные линии:          ­  «Отношения дети ­ родители»  ­ «Отношения родители ­ дети» ­ «Отношения между детьми»    Это   позволило   более   целенаправленно   простроить   работу   по формированию базовых семейных ценностей.    Анализ   методических   пособий   по   предмету   «Основы   православной культуры» выявил, что в них преобладают традиционные формы организации деятельности   обучающихся   на   уроке,   которые   в   большей   степени ориентированы   на   запоминание   фактического   материала,   а   не   на   его осмысление. Поэтому были выбраны методы, сочетающие адаптированное содержание и     поэтапное   включение   в   урочную   и   внеурочную   деятельность   активных форм организации образовательного процесса. В этом и заключается новизна инновационного опыта. В истории России содержится много примеров, показывающих основы взаимоотношений   между   супругами.   На   примерах   Кирилла   и   Марии­ родителей   Сергия   Радонежского,    Дмитрия   Донского   и   Евдокии,   Петра   и Февронии Муромских, генерала А.А. Тучкова и его супруги М.М. Тучковой, супругов Николая II и Александры Федоровны, Великой  княгини Елизаветы Федоровны   Романовой   и   князя   Сергея   Александровича   учащиеся   учатся понимать   смысл   супружеской   верности,   которая   заключается   не   только   в общих радостях, но и в совместных страданиях. Организуя   работу   по   осознанию   и   принятию   учащимися   семейных христианских   ценностей,   большое   внимание   уделяю   так   же   раскрытию содержания     понятий,   их   составляющих:   любовь,   послушание,   духовное завещание,   родительское   благословение,   сострадание,   Таинство   Брака, почитание, жертвенность, благочестивая семья, забота о старших и младших. Учитывая   сложность   восприятия   учащимися   абстрактных   понятий,   в содержание   предмета   «Основы   православной   культуры»     включаю   так   же материал,   отражающий   субъективный   опыт   жизнедеятельности воспитанников,   приобретенный   ребенком   в   условиях   своей   семьи.   Анализ жизненных   задач,   с   которыми   ученики   уже   встречались   в   своей   жизни. Активно использую кинолекторий «Православное кино».  Таким   образом,   методически     отобранное   содержание способствует   целостному   восприятию   знаний   о   базовых   национальных семейных ценностях.   грамотно   Наиболее   приемлемыми,  на   мой   взгляд,  для   реализации   поставленных  игровая, задач   являются   следующие   активные   виды   деятельности: проектная и театрализованная деятельность. Выбор   именно   этих   видов   деятельности   обусловлен   следующими преимуществами. Игра  способствует   формированию   нравственных,   эстетических   и мировоззренческих   установок.   В   игре   каждый   персонаж   имеет   право   на свободное решение игровой проблемы и свободное проявление персонального «Я».   Проектная   деятельность  дает   возможность   накапливать   опыт самостоятельно,   который   становится   для   ученика   движущей   силой,   от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. На уроке в 4 классе по теме «Религиозная культура в жизни человека» затрагивается проблема послушания  детей в семье. Учащимся предлагается проинсценировать  стихотворный диалог «Кончилось доверие». Далее ученики высказывают  отношение к ситуации с позиции мамы и сына. На   уроке  по   теме  «  Пути   к  спасению»  с  целью  осознания   сложности проблемы   раскаяния   в   совершенном   греховном   поступке   учащимся предлагается   игровая   методика   «"На   твоем   бы   месте".   Обучающимся предлагается смоделировать ситуацию, в которой затрагивалась бы проблема неискренности перед родителями. Использую   игровые   методики,   в   рамках   которых   учащиеся   не   только инсценируют ситуацию, но и играют свою роль в соответствии с собственным видением этой проблемы.   При   знакомстве   с   ценностями   жизни   преподобного   Серафима Саровского   учащиеся   приходят   к   выводу,   что   главная   заповедь   и добродетель,   по   которой   жил   святой   ­   это   любовь.   С   целью   раскрытия содержания   этой   добродетели,   учащимся   предлагается   просмотр   фильма «Батюшка Серафим».  Игра   «Триптих»   используется   при   знакомстве   с   темой   «Любовь   и милосердие».  Задание   группе  «художники»:  написать  "картины"  по  теме "Любовь   и милосердие ". Обязательное условие, что картина должна состоять из трех частей, объединенных одной идеей. Возможные темы: «Милосердие ­ помощь больным»,   «Любовь   в   семье»,   «Милосердное   отношение   к   животным», «Помощь однокласснику». С   большим   желанием   учащиеся   принимают   участие   так   же   в   методиках, разработанных Н.Е.Щурковой ­ «Добрый след», «Три желания».   Учитывая небольшой опыт работы над проектами в начальной школе, на первоначальном этапе  учащиеся готовят краткосрочные творческие  проекты. Они   с   удовольствием   выполняют   рисунки   по   теме   «Дружная   семья», изготавливают для родителей и близких родственников сувениры и подарки к Рождеству   и   Пасхе,   создают   фотоколлажи   по   теме   «День   рождения   моей семьи», сочиняют сказки и легенды,   готовят творческие проекты по теме «Родословная   моей   семьи».   Выполняя   эти   задания,   учащиеся   не   только развивают свои творческие способности, они больше узнают о традициях и ценностях своей семьи. Реализация краткосрочных проектов на первых этапах использования   метода   проектов   позволяет   обучающимся   учиться   работать «по­новому».  И   наряду   с  этим   получать   естественную   интеграцию   знаний, полученных на уроках и полученных самостоятельно. В   рамках   внеурочной   деятельности   по   предмету,   мои   ученики   с   большим интересом и желанием участвуют в театральных постановках к православным праздникам. Динамику формирования  базовых национальных семейных ценностей можно отследить по таким показателям, как:  повышение   мотивации   обучающихся   к   изучению   предмета   «Основы православной культуры»  накопление детьми достаточного объема реального личного жизненного опыта взаимодействия членов семьи снижение числа конфликтов, возникающих между детьми и родителями усиление   заинтересованности   родителей   в   делах   школы, следовательно, в воспитании и обучении детей рост числа семей­участников благотворительных акций «Семья – семье»,  С целью определения успешности хода реализации инновационного подхода к  изучению заданной темы предусмотрено проведение:    а, стартовой   диагностической   работы   с   целью   представлений обучающихся о семейных ценностях;  промежуточного мониторинга;  итоговый   контроль   с   целью   установления   соответствия   достигнутых параметров   выявления   базовых      Педагогически   грамотно   построенный   процесс   поэтапного   усвоения обучающимися базовых национальных семейных ценностей, которые являются одними   из   главных   в   жизни   христиан,   позволил   достичь   следующих результатов: ­ понимание и принятии обучающимися нравственных устоев семьи,  базирующихся на любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о  младших и старших, ответственности за другого человека, бережном  отношении к жизни человека, заботе о продолжении рода; ­ ценностное переосмысление родителями обучающихся значимости  семейного воспитания, повышение значимости  для родителей  обучающихся проблемы формирования нравственных устоев семьи и  воспитания детей в соответствии с ними.   Курс   «Основы   православной   культуры»   уникален.   Он   подтягивает   в образование традиционное содержание, социокультурный опыт и вместе с тем имеет   все   признаки   инновации.     При   духовной   традиционной   для   России основе   содержание   курса   инновационно,   как   инновационен   историко­ культурологический   подход   к   изучению   религиозной   культуры   в   условиях светского характера образования.

Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК

Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК

Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК

Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК

Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК

Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК

Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК

Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК

Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК

Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК

Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК

Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК

Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК

Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017