Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК
Оценка 4.7
Руководства для учителя
rtf
воспитательная работа
4 кл
02.04.2017
Я, как учитель Основ православной культуры, работаю над реализацией темы "Формирование базовых национальных семейных ценностей в процес-се преподавания предмета "Основы православной культуры".
В основу инновационной деятельности была положена организация системы работы учителя основ православной культуры, направленная на создание и реализацию механизма формирования базовых национальных семейных цен-ностей в рамках преподаваемого предмета, создание развивающей образова-тельной среды.
Данная тема «Формирование базовых национальных семейных ценностей в процессе преподавания предмета «Основы православной культуры» орга-нично вписывается в общую систему работы гимназии и направлена на поиск эффективных подходов деятельности педагогов по организации духовно- нравственного воспитания и развития обучающихся в рамках урочной и вне-урочной деятельности, работы с родителями. Данный инновационный опыт профессиональной деятельности носит информационно - методический ха-рактер.
В работу по реализации темы включаются обучающиеся начальной школы, так как:
- системное преподавание предмета "Основы православной куль-туры" предполагается в 4-х классах;
- именно на этот возраст приходятся процессы развития самосоз-нания, формирования отношений со взрослыми и сверстниками, ста-новления морально-этических качеств;
- формируется образ собственной будущей семьи.
Теоретической основой для разработки данной темы является Концепция ду-ховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Согласно Концепции содержание воспитания концентрируется вокруг базовых национальных ценностей. В связи с этим, учебно-воспитательная деятельность гимназии должна быть ориентирована на решение проблемы по их формированию и принятию обучающимися базовых национальных цен-ностей. С целью их формирования обучающиеся вместе с педагогами, роди-телями, обращаются к содержанию истории России, российских народов, своей семьи, рода, жизненного опыта своих родителей, предков, традицион-ных российских религий, произведений литературы и искусства, лучших об-разцов отечественной и мировой культуры, отражающих современную жизнь, фольклора народов России.
Исходя из теоретических положений Концепции духовно-нравственного раз-вития и воспитания личности гражданина России, в основу инновационной деятельности по реализации темы были положены:
- идеи культурологического подхода, в котором центральное место занимает концепция человека, духовное содержание его социального бытия, создание условий для творческих способностей и социальной подготовки учащихся, стремление помочь «родиться» личности. Данный подход являет-ся системообразующим при построении курса Основ православной культуры.
- идеи системно-деятельностного подхода, где учащийся приобретает не только системные теоретические знания, но и получает опыт практиче-ской деятельности.
Эти идеи стали отправной точкой при разработке механизма формиро-вания и принятия обучающимися национальных семейных ценностей и пере-несению полученного в рамках обучения опыта в реальные жизненные усло-вия.
Актуальность выбора данной темы состоит в том, что для современ-ной России явления, отражающие кризисное состояние института семьи, ста-ли очень актуальны.
Анализ результатов входной диагностики по проблеме, проводимой на под-готовительном этапе среди учащихся 4 классов, выявил, что немногие уча-щиеся смогли назвать семейные ценности, и практически у всех учащихся отсутствовала аргументация своего выбора. Объяснения большинства уча-щихся сводились к нечеткому пояснению, смешению смыслов таких поня-тий, как «уважение» и «понимание», «прощение» и «доверие», показываю-щие отсутствие четкого понимания содержания названных семейных ценно-стей.
Все это свидетельствует об актуальности проблемы формирования се-мейных ценностей и в социуме, и в школе.
Введение в учебный план гимназии предмета «Основы православной культуры» явилось одним из способов привлечения внимания к проблемам ценности семьи.
Ребенок должен выработать для себя конкретный способ преодоления жизненных проблем, которые возникают у него сейчас и которые предстоит решать в будущем.
Исходя из этого, необходимо методически грамотно подходить к отбо-ру содержания и видам деятельности:
- значимость учебного материала для ребенка ( На уроке необходимо обсуждать примеры и ситуации, которые понятны ребенку, они должны со-ответствовать его возрастным интересам, формировать внутреннюю поло-жительную мотивацию и развивать его познавательную активность).
- учет особенностей семей обучающихся (при отборе учебного содер-жания необходимо учитывать особенности семей класса: их социальный статус, отношение к религиозной культуре.);
- учет психологических особенностей;
- вовлечение родителей и ближайшего окружения ребенка (Предла-гаемые на уроке ситуации, творческие задания, проекты должны обсуждать-ся в семье ребенка и решаться совместно.)
Изложенные требования к организации деятельности педагога состав-ляют ведущую идею инновационного опыта и включены в механизм реали-зации данной темы.
Учебный предмет «Основы православной культуры» располагает большими содержательными возможностями по формированию семейных ценностей. Однако они зачастую представлены в скрытом виде и не систематизированы. Мною были выделены содержательные линии:
- «Отношения дети - родители»
- «Отношения родители - дети»
- «Отношения между детьми»
Это позволило более целенаправленно простроить работу по формиро-ванию базовых семейных ценностей.
Анализ методических пособий по предмету «Основы православной культуры» выявил, что в них преобладают традиционные формы организа-ции деятельности обучающихся на уроке, которые в большей степени ориен-тированы на запоминание фактического материала, а не на его осмысление.
Поэтому были выбраны методы, сочетающие адаптированное содержа-ние и поэтапное включение в урочную и внеурочную деятельность активных форм организации образовательного процесса.
В этом и заключается новизна инновационного опыта.
В истории России содержится много примеров, показывающих основы взаимоотношений между супругами. На примерах Кирилла и Марии- роди-телей Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и Евдокии, Петра и Февро-нии Муромских, генерала А.А. Тучкова и его супруги М.М. Тучковой, супру-гов Николая II и Александры Федоровны, Великой княгини Елизаветы Фе-доровны Романовой и князя Сергея Александровича учащиеся учатся пони-мать смысл супружеской верности, которая заключается не только в общих радостях, но и в совместных страданиях.
Организуя работу по осознанию и принятию учащимися семейных хри-стианских ценностей, большое внимание уделяю так же раскрытию содержа-ния понятий, их составляющих: любовь, послушание, духовное завещание, родительское благословение, сострадание, Таинство Брака, почитание, жерт-венность, благочестивая семья, забота о старших и младших.
Учитывая сложность восприятия учащимися абстрактных понятий, в со-держание предмета «Основы православной культуры» включаю так же ма-териал, отражающий субъективный опыт жизнедеятельности воспитанников, приобретенный ребенком в условиях своей семьи. Анализ жизненных задач, с которыми ученики уже встречались в своей жизни. Активно использую ки-нолекторий «Православное кино».
Таким образом, методически грамотно отобранное содержание спо-собствует целостному восприятию знаний о базовых национальных семей-ных ценностях.
Наиболее приемлемыми, на мой взгляд, для реализации поставленных задач являются следующие активные виды деятельности: игровая, проект-ная и театрализованная деятельность.
Выбор именно этих видов деятельности обусловлен следующими пре-имуществами.
Игра способствует формированию нравственных, эстетических и миро-воззренческих установок. В игре каждый персонаж имеет право на свободное решение игровой проблемы и свободное проявление персонального «Я».
Проектная деятельность дает возможность накапливать опыт само-стоятельно, который становится для ученика движущей силой, от которой за-висит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.
На уроке в 4 классе по теме «Религиозная культура в жизни человека» затрагивается проблема послушания детей в семье. Учащимся предлагается проинсценировать стихотворный диалог «Кончилось доверие». Далее уче-ники высказывают отношение к ситуации с позиции мамы и сына.
На уроке по теме « Пути к спасению» с целью осознания сложности проблемы раскаяния в совершенном греховном поступке учащимся предла-гается игровая методика «"На твоем бы месте". Обучающимся предлагается смоделировать ситуацию, в которой затрагивалась бы проблема неискренно-сти перед родителями.
Использую игровые методики, в рамках которых учащиеся не только инсценируют ситуацию, но и играют свою роль в соответствии с собствен-ным видением этой проблемы.
При знакомстве с ценностями жизни преподобного Серафима Саров-ского учащиеся приходят к выводу, что главная заповедь и добродетель, по которой жил святой - это любовь. С целью раскрытия содержания этой доб-родетели, учащимся предлагается просмотр фильма «Батюшка Серафим».
Игра «Триптих» используется при знакомстве с темой «Любовь и мило-сердие».
Задание группе «художники»: написать "картины" по теме "Любовь и милосердие ". Обязательное условие, что картина должна состоять из трех частей, объединенных одной идеей. Возможные темы: «Милосердие - по-мощь больным», «Любовь в семье», «Милосердное отношение к животным», «Помощь однокласснику».
С большим желанием учащиеся принимают участие так же в методиках, раз-работанных Н.Е.Щурковой - «Добрый след», «Три желания».
Учитывая небольшой опыт работы над проектами в начальной школе, на первоначальном этапе учащиеся готовят краткосрочные творческие проек-ты. Они с удовольствием выполняют рисунки по теме «Дружная семья», из-готавливают для родителей и близких родственников сувениры и подарки к Рождеству и Пасхе, создают фотоколлажи по теме «День рождения моей се-мьи», сочиняют сказки и легенды, готовят творческие проекты по теме «Ро-дословная моей семьи». Выполняя эти задания, учащиеся не только развива-ют свои творческие способности, они больше узнают о традициях и ценно-стях своей семьи. Реализация краткосрочных проектов на первых этапах ис-пользования метода проектов позволяет обучающимся учиться работать «по-новому». И наряду с этим получать естественную интеграцию знаний, полу-ченных на уроках и полученных самостоятельно.
В рамках внеурочной деятельности по предмету, мои ученики с большим ин-тересом и желанием участвуют в театральных постановках к православным праздникам.
Динамику формирования базовых национальных семейных ценностей мож-но отследить по таким показателям, как:
повышение мотивации обучающихся к изучению предмета «Основы православной культуры»
накопление детьми достаточного объема реального личного жизненного опыта взаимодействия членов семьи
снижение числа конфликтов, возникающих между детьми и родителями
усиление заинтересованности родителей в делах школы, а, следователь-но, в воспитании и обучении детей
рост числа семей-участников благотворительных акций «Семья – се-мье»,
С целью определения успешности хода реализации инновационного подхода к изучению заданной темы предусмотрено проведение:
стартовой диагностической работы с целью выявления базовых пред-ставлений обучающихся о семейных ценностях;
промежуточного мониторинга;
итоговый контроль с целью установления соответствия достигнутых па-раметров
Педагогически грамотно построенный процесс поэтапного усвоения обу-чающимися базовых национальных семейных ценностей, которые являются одними из главных в жизни христиан, позволил достичь следующих резуль-татов:
- понимание и принятии обучающимися нравственных устоев семьи, бази-рующихся на любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о млад-ших и старших, ответственности за другого человека, бережном отношении к жизни человека, заботе о продолжении рода;
- ценностное переосмысление родителями обучающихся значимости семей-ного воспитания, повышение значимости для родителей обучающихся проблемы формирования нравственных устоев семьи и воспитания де-тей в соответствии с ними.
Курс «Основы православной культуры» уникален. Он подтягивает в образо-вание традиционное содержание, социокультурный опыт и вместе с тем име-ет все признаки инновации. При духовной традиционной для России основе содержание курса инновационно, как инновационен историко-культурологический подход к изучению религиозной культуры в условиях светского характера образования.
Черкашнева С.В. Инновация.rtf
Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК
Учитель: Черкашнева Светлана Владимировна
Я, как учитель Основ православной культуры, работаю над реализацией
темы "Формирование базовых национальных семейных ценностей в процессе
преподавания предмета "Основы православной культуры".
В основу инновационной деятельности была положена организация системы
работы учителя основ православной культуры, направленная на создание и
реализацию механизма формирования базовых национальных семейных
ценностей в рамках преподаваемого предмета, создание развивающей
образовательной среды.
Данная тема «Формирование базовых национальных семейных ценностей в
процессе преподавания предмета «Основы православной культуры»
органично вписывается в общую систему работы гимназии и направлена на
поиск эффективных подходов деятельности педагогов по организации
духовно нравственного воспитания и развития обучающихся в рамках
урочной и внеурочной
деятельности, работы с родителями. Данный
инновационный опыт профессиональной деятельности носит информационно
методический характер.
В работу по реализации темы включаются обучающиеся начальной школы, так
как:
системное преподавание предмета "Основы православной
культуры" предполагается в 4х классах;
именно на этот возраст приходятся
процессы развития
самосознания, формирования отношений со взрослыми и сверстниками,
становления моральноэтических качеств;
формируется образ собственной будущей семьи.
Теоретической основой для разработки данной темы является Концепция
духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Согласно Концепции содержание воспитания концентрируется вокруг
базовых национальных ценностей. В связи с этим, учебновоспитательная
деятельность гимназии должна быть ориентирована на решение проблемы по
их формированию и принятию обучающимися
базовых национальных
ценностей. С целью их формирования обучающиеся вместе с педагогами,
родителями, обращаются к содержанию истории России, российских народов,
своей семьи, рода, жизненного опыта своих родителей, предков, традиционных российских религий, произведений литературы и искусства,
лучших образцов отечественной и мировой культуры, отражающих
современную жизнь, фольклора народов России.
Исходя из теоретических положений Концепции духовнонравственного
развития и воспитания личности гражданина России, в основу инновационной
деятельности по реализации темы были положены:
идеи культурологического подхода, в котором центральное место
занимает концепция человека, духовное содержание его социального бытия,
создание условий для творческих способностей и социальной подготовки
учащихся, стремление помочь «родиться» личности. Данный подход является
системообразующим при построении курса Основ православной культуры.
идеи системнодеятельностного подхода, где учащийся приобретает
не только системные теоретические знания, но и получает опыт практической
деятельности.
Эти идеи стали отправной точкой при разработке механизма
формирования и принятия обучающимися национальных семейных ценностей
и перенесению полученного в рамках обучения опыта в реальные жизненные
условия.
Актуальность выбора данной темы состоит в том, что для современной
России явления, отражающие кризисное состояние института семьи, стали
очень актуальны.
Анализ результатов входной диагностики по проблеме, проводимой на
подготовительном этапе среди учащихся 4 классов, выявил, что немногие
учащиеся смогли назвать семейные ценности, и практически у всех учащихся
отсутствовала аргументация своего выбора. Объяснения большинства
учащихся сводились к нечеткому пояснению, смешению смыслов таких
понятий, как «уважение» и «понимание», «прощение» и «доверие»,
показывающие отсутствие четкого понимания содержания названных
семейных ценностей.
Все это свидетельствует об актуальности проблемы формирования
семейных ценностей и в социуме, и в школе.
Введение в учебный план гимназии предмета «Основы православной
культуры» явилось одним из способов привлечения внимания к проблемам
ценности семьи.
Ребенок должен выработать для себя конкретный способ преодоления
жизненных проблем, которые возникают у него сейчас и которые предстоит
решать в будущем. Исходя из этого, необходимо методически грамотно подходить к
отбору содержания и видам деятельности:
значимость учебного материала для ребенка ( На уроке необходимо
обсуждать примеры и ситуации, которые понятны ребенку, они должны
соответствовать его возрастным интересам, формировать внутреннюю
положительную мотивацию и развивать его познавательную активность).
учет особенностей семей обучающихся (при отборе учебного
содержания необходимо учитывать особенности семей класса: их
социальный статус, отношение к религиозной культуре.);
учет психологических особенностей;
вовлечение родителей и ближайшего окружения ребенка
(Предлагаемые на уроке ситуации, творческие задания, проекты должны
обсуждаться в семье ребенка и решаться совместно.)
Изложенные требования к организации деятельности педагога
составляют ведущую идею инновационного опыта и включены в механизм
реализации данной темы.
Учебный предмет «Основы православной культуры» располагает большими
содержательными возможностями по формированию семейных ценностей.
Однако они зачастую представлены в скрытом виде и не систематизированы.
Мною были выделены содержательные линии:
«Отношения дети родители»
«Отношения родители дети»
«Отношения между детьми»
Это позволило более целенаправленно простроить работу по
формированию базовых семейных ценностей.
Анализ методических пособий по предмету «Основы православной
культуры» выявил, что в них преобладают традиционные формы организации
деятельности обучающихся на уроке, которые в большей степени
ориентированы на запоминание фактического материала, а не на его
осмысление.
Поэтому были выбраны методы, сочетающие адаптированное содержание
и поэтапное включение в урочную и внеурочную деятельность активных
форм организации образовательного процесса.
В этом и заключается новизна инновационного опыта.
В истории России содержится много примеров, показывающих основы
взаимоотношений между супругами. На примерах Кирилла и Марии
родителей Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и Евдокии, Петра и Февронии Муромских, генерала А.А. Тучкова и его супруги М.М. Тучковой,
супругов Николая II и Александры Федоровны, Великой княгини Елизаветы
Федоровны Романовой и князя Сергея Александровича учащиеся учатся
понимать смысл супружеской верности, которая заключается не только в
общих радостях, но и в совместных страданиях.
Организуя работу по осознанию и принятию учащимися семейных
христианских ценностей, большое внимание уделяю так же раскрытию
содержания понятий, их составляющих: любовь, послушание, духовное
завещание, родительское благословение, сострадание, Таинство Брака,
почитание, жертвенность, благочестивая семья, забота о старших и младших.
Учитывая сложность восприятия учащимися абстрактных понятий, в
содержание предмета «Основы православной культуры» включаю так же
материал,
отражающий субъективный опыт жизнедеятельности
воспитанников, приобретенный ребенком в условиях своей семьи. Анализ
жизненных задач, с которыми ученики уже встречались в своей жизни.
Активно использую кинолекторий «Православное кино».
Таким образом, методически
отобранное содержание
способствует целостному восприятию знаний о базовых национальных
семейных ценностях.
грамотно
Наиболее приемлемыми, на мой взгляд, для реализации поставленных
игровая,
задач являются следующие активные виды деятельности:
проектная и театрализованная деятельность.
Выбор именно этих видов деятельности обусловлен следующими
преимуществами.
Игра способствует формированию нравственных, эстетических и
мировоззренческих установок. В игре каждый персонаж имеет право на
свободное решение игровой проблемы и свободное проявление персонального
«Я».
Проектная деятельность дает возможность накапливать опыт
самостоятельно, который становится для ученика движущей силой, от
которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального
развития личности.
На уроке в 4 классе по теме «Религиозная культура в жизни человека»
затрагивается проблема послушания детей в семье. Учащимся предлагается
проинсценировать стихотворный диалог «Кончилось доверие». Далее ученики
высказывают отношение к ситуации с позиции мамы и сына. На уроке по теме « Пути к спасению» с целью осознания сложности
проблемы раскаяния в совершенном греховном поступке учащимся
предлагается игровая методика «"На твоем бы месте". Обучающимся
предлагается смоделировать ситуацию, в которой затрагивалась бы проблема
неискренности перед родителями.
Использую игровые методики, в рамках которых учащиеся не только
инсценируют ситуацию, но и играют свою роль в соответствии с собственным
видением этой проблемы.
При знакомстве с ценностями жизни преподобного Серафима
Саровского учащиеся приходят к выводу, что главная заповедь и
добродетель, по которой жил святой это любовь. С целью раскрытия
содержания этой добродетели, учащимся предлагается просмотр фильма
«Батюшка Серафим».
Игра «Триптих» используется при знакомстве с темой «Любовь и
милосердие».
Задание группе «художники»: написать "картины" по теме "Любовь и
милосердие ". Обязательное условие, что картина должна состоять из трех
частей, объединенных одной идеей. Возможные темы: «Милосердие помощь
больным», «Любовь в семье», «Милосердное отношение к животным»,
«Помощь однокласснику».
С большим желанием учащиеся принимают участие так же в методиках,
разработанных Н.Е.Щурковой «Добрый след», «Три желания».
Учитывая небольшой опыт работы над проектами в начальной школе, на
первоначальном этапе учащиеся готовят краткосрочные творческие проекты.
Они с удовольствием выполняют рисунки по теме «Дружная семья»,
изготавливают для родителей и близких родственников сувениры и подарки к
Рождеству и Пасхе, создают фотоколлажи по теме «День рождения моей
семьи», сочиняют сказки и легенды, готовят творческие проекты по теме
«Родословная моей семьи». Выполняя эти задания, учащиеся не только
развивают свои творческие способности, они больше узнают о традициях и
ценностях своей семьи. Реализация краткосрочных проектов на первых этапах
использования метода проектов позволяет обучающимся учиться работать
«поновому». И наряду с этим получать естественную интеграцию знаний,
полученных на уроках и полученных самостоятельно.
В рамках внеурочной деятельности по предмету, мои ученики с большим
интересом и желанием участвуют в театральных постановках к православным
праздникам. Динамику формирования базовых национальных семейных ценностей можно
отследить по таким показателям, как:
повышение мотивации обучающихся к изучению предмета «Основы
православной культуры»
накопление детьми достаточного объема реального личного жизненного
опыта взаимодействия членов семьи
снижение числа конфликтов, возникающих между детьми и родителями
усиление заинтересованности родителей в делах школы,
следовательно, в воспитании и обучении детей
рост числа семейучастников благотворительных акций «Семья – семье»,
С целью определения успешности хода реализации инновационного подхода к
изучению заданной темы предусмотрено проведение:
а,
стартовой диагностической работы с целью
представлений обучающихся о семейных ценностях;
промежуточного мониторинга;
итоговый контроль с целью установления соответствия достигнутых
параметров
выявления базовых
Педагогически грамотно построенный процесс поэтапного усвоения
обучающимися базовых национальных семейных ценностей, которые являются
одними из главных в жизни христиан, позволил достичь следующих
результатов:
понимание и принятии обучающимися нравственных устоев семьи,
базирующихся на любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о
младших и старших, ответственности за другого человека, бережном
отношении к жизни человека, заботе о продолжении рода;
ценностное переосмысление родителями обучающихся значимости
семейного воспитания, повышение значимости для родителей
обучающихся проблемы формирования нравственных устоев семьи и
воспитания детей в соответствии с ними.
Курс «Основы православной культуры» уникален. Он подтягивает в
образование традиционное содержание, социокультурный опыт и вместе с тем
имеет все признаки инновации. При духовной традиционной для России
основе содержание курса инновационно, как инновационен историко
культурологический подход к изучению религиозной культуры в условиях
светского характера образования.
Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК
Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК
Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК
Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК
Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК
Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК
Инновационные разработки по курсу ОРКСЭ: модуль ОПК
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.