Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Оценка 4.6
Научные работы
doc
администрации +1
Взрослым
20.01.2017
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Образовательное учреждение – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.
доклад.doc
Доклад
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной
деятельности образовательной организации Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты инновационных технологий деятельности
руководителя образовательными учреждениями
1.1. Характеристика инновационных технологий в профессиональных
образовательных организациях
1.2. Управление инновационными технологиями: компетентность и потенциал
руководителя
Выводы по 1 главе
Глава 2. Методические рекомендации по повышению качества образования через
использование инновационных технологий
2.1. Инновационные образовательные технологии в ГБОУ ПОО «Златоустовский
техникум технологий и экономики»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы Введение
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в
национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно
ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится
раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление
им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач
невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с
чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных
учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Образовательное учреждение – это результат огромных перемен,
произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом
смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд
ли какаято другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего
поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть
инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного,
совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится
активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов,
так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были
формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств),
обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность
приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все
более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность,
в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными
потребностями,
саморазвития
(самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к
механизм
которые,
и,
запуская
реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие профессиональные образовательные учреждения стали вводить некоторые новые
элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным
противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением
педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно, развивать образовательное
учреждение, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое»,
«инновационные технологии», «инновация», «инновационный процесс», которые
отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.
В отечественной литературе проблема инноваций долгое время
рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала
проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех
сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в
рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию
инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя
использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в
сферах управления, образования, права и др.
Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом
имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и
особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования.
На теоретикометодологическом уровне наиболее фундаментально проблема
нововведений отражена в работах М. М. Поташника, А. В. Хуторского, Н. Б
Пугачёвой, В. С. Лазарева, В.И Загвязинского.
Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа
любой уважающей себя профессиональной образовательной организации, элементом
“штатной ситуации“ в системе жизнедеятельности многих образовательных
учреждений.
Исходя из этого, можно сформулировать объект и предмет работы.
Объект исследования: инновационные процессы в
профессиональных
образовательных учреждениях.
Предмет исследования: инновационные технологии в деятельности
руководителя Цель исследования: изучить и охарактеризовать инновационные технологии в
профессиональных образовательных учреждениях
Исходя из понимания цели работы, сформулируем задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие об инновациях в образовании, их классификацию;
2. Изучить потенциал руководителя в управлении инновационными
технологиями;
3. Разработать рекомендации по внедрению инновационных технологий в
профессиональные образовательные учреждения.
Цель, объект и предмет исследования позволили нам сформулировать
гипотезу исследования: качество образования можно значительно повысить, если в
образовательный процесс внедрять инновационные технологии обучения.
Методы исследования:
исследования, изучение
теоретический анализ литературы по теме
и обобщение опыта работы профессиональных
образовательных организаций.
Теоретическая новизна исследования:
1. Уточнен понятийный аппарат, используемый в управлении инновационными
технологиями в профессиональных образовательных учреждениях.
2. Разработаны рекомендации по повышению качества
образования через
использование инновационных технологий.
3. Выявлены и теоретически обоснованы факторы и условия, оказывающие
влияние на эффективность реализации инновационных технологий в
управлении профессиональными образовательными учреждениями
Практическая значимость работы заключается в том, что она связана с
актуальными проблемами современного управления образованием в условиях
перехода к новым формам его организации. Разработаны методические
успешно используемые в управленческой практике в
рекомендации,
профессиональных образовательных учреждениях регионов РФ. Опытно – экспериментальной базой исследования является профессиональное
образовательное учреждение г. Златоуста ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум
технологий и экономики».
Структура исследовательской работы: данная работа состоит из введения, двух
глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы
Глава 1. Теоретические аспекты инновационных технологий управления
образовательными учреждениями
1.1. Характеристика инновационных технологий в профессиональных
образовательных организациях
Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель
совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и
проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий
для учащихся и учителя (В.М.Монахов)[13, 77]. В настоящее время в мире идет
становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое
образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными
изменениями в педагогической теории и практике учебновоспитательного,
производственного процесса. Происходит модернизация образовательной системы
предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.
Сегодня в современном образовании провозглашен принцип вариативности,
который дает возможность педагогическим коллективам профессиональных учебных
заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели,
включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка
различных вариантов его содержания, использование возможностей современной
дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная
разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна
организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм дополнительных и
альтернативных государственной системе образования, использование в современных
условиях целостных педагогических систем прошлого.
В этих условиях педагогическому коллективу необходимо ориентироваться в
широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не
тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал
педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом
нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.
Современные педагогические технологии могут реализовываться только в
инновационных учреждениях.
Инновационным образовательным учреждением называется учебно
воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных
(авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную
практику (Селевко, 1998)[21]. Оно является полисистемой с подсистемами учебной,
научной деятельности,
трудовой,
художественноэстетической,
спортивной,
включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых.
Современные инновационные профессиональные образовательные учреждения чаще
всего возникают на базе обычных массовых учреждений, глубоко разрабатывая и
реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько какихлибо
своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии)
инновационных образовательных учреждений[9, 4].
• Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез
относительно перестройки педагогического процесса.
• Альтернативность: отличие какихлибо из основных компонентов учебно
воспитательного, производственного процесса (целей, содержания, методов, средств
и др.) от традиционных, принятых в массовых учреждениях.
•
Концептуальность учебновоспитательного процесса:
сознание и
использование в авторской модели философских, психологических, социально
педагогических или других научных оснований. • Системность и комплексность учебновоспитательного, производственного
процесса.
•
Социальнопедагогическая целесообразность:
соответствие целей
образовательной организации социальному заказу.
В настоящий момент в образовании применяют самые различные
инновационные технологии. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности
профессионального образовательного учреждения. Тем не менее, можно выделить
следующие наиболее характерные инновационные технологии[21, 145].
1. Информационнокоммуникационные технологии (ИКТ) в предметном
обучении.
Внедрение ИКТ в содержание образовательного, производственного процесса
подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что
ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов
информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). В
результате в методической системе появляются новые информационные технологии,
а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных
технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется
посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение
информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в образовательных учреждениях
показал, что:
а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные
формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к
изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается
психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных
отношений “учительученик” к наиболее объективным отношениям “ученик
компьютеручитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается
доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный
выбор вуза, престижной работы;
в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что
позволяет повысить производительность его труда,
информационную культуру учителя.
повышает общую
2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета
Личностноориентированные технологии ставят в центр всей образовательной
системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных
условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой
технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью
образовательной системы, а не средством достижения какойлибо отвлеченной цели.
Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных,
профессиональных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
3. Информационно аналитическое обеспечение учебного процесса и
управление качеством образования школьников.
Применение такой инновационной технологии, как информационно –
аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно,
беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности.
4. Мониторинг интеллектуального развития.
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи
тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5.
Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования
современного ученика.
Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения.
Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития
личности: участие в культурномассовых мероприятиях, центрах детского
творчества и др.
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ.
Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы,
так и новые. Это самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических
средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения
система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные
комбинации этих приемов.
7. Психологопедагогическое сопровождение внедрения инновационных
технологий в учебновоспитательный процесс
Предполагается научнопедагогическое обоснование использования тех или
иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с
ведущими специалистами в этой области.
Таким образом, опыт современного образования располагает широчайшим арсеналом
применения инновационных технологий в процессе обучения. Эффективность их
применения зависит от сложившихся традиций в
образовательных учреждениях,
профессиональных
способности педагогического коллектива
воспринимать эти технологии, материальнотехнической базы учреждения.
1.2. Управление инновационными технологиями: компетентность и потенциал
руководителя
Последние преобразования в России и принятое направление на модернизацию
образования, согласно государственным документам («Концепция социально
экономического развития России на период до 2020 года», Национальная
образовательная инициатива «Наша новая школа»), указывают на необходимость
обеспечения непрерывности процессов обновления современного образования, а в
качестве важнейшей задачи рассматривается создание системы управления
модернизацией как «перманентным долгосрочным процессом инновационного
развития отрасли». Речь идёт о формировании принципиально новой системы
непрерывного образования. Предусматривается не только решение общих проблем
как изменение структуры и содержания общего образования, но и решение таких специфических проблем, как оценка и исследования компетентности руководителей
образовательного учреждения в управлении инновационными технологиями.
Современные условия управления и развития системы образования требуют
расширения круга исследований инновационных процессов, которые определяют не
только успешную адаптацию личности к новым экономическим и социальным
переменам, происходящим в обществе, но и повышение творческого потенциала
человека, организацию и оперирование собственной жизнью в соответствии с
потребностями, целями, ценностями, поставленными самим человеком. На
современном этапе развития образовательного пространства России обнаруживается
недостаточность научнометодического обеспечения инновационных процессов,
отсутствие должной экспертизы инновационных образовательных проектов и
мониторинга качества и эффективности их внедрения.
В последнее десятилетие появилось много исследований, посвященных разработке
теоретических основ инновационных процессов в системе современного образования.
Исследованиями инновационных технологий в образовании занимались и продолжают
работать в этом направлении Л. Н. Абдуллина, К. Ангеловски, А. В. Бельков, Е. Г.
Ефимова, Г. В. Ильяхинская, М. В. Кларин, Т. М. Ковалёв, С. А. Кузнецова, В. Я.
Ляудис, В. С.Лазарев, Н. П. Макаркин, Л. С. Подымова, М. М. Поташник, С. К.
Сергеев, В. И. Слободчиков, О. Г. Хомерик, А. В. Хуторской, В. А. Шаповалов, Т. И.
Шамова, Н. Р. Юсуфбекова, Е. А. Ямбург и др. ученые.
В тоже время в психологопедагогических исследованиях не в полной мере
освещаются вопросы, касающиеся изучения и развития инновационной деятельности
в системе образования. [27, 142]. Существуют объективные трудности внедрения
инновационных технологий в современном образовательном пространстве. В целом,
реформирование современного образования в контексте развития инновационных
процессов определяется необходимостью решения существующих в нем проблем:
игнорирование индивидуальных особенностей субъекта деятельности; использование
малоэффективных традиционных форм и методов обучения и воспитания;
увеличение разрыва между обучением и воспитанием; обострение проблемы гуманизации формальных и неформальных отношений в образовательном процессе;
разрыв между требованиями общества, возможностями образования и потребностями
личности. Кроме того, как показывают исследования, огульная показная (не на базе
научной проработки) интенсификация обучения за счет применения новых
педагогических технологий и включения новых учебных предметов способствует
росту информационной, эмоциональной и психической нагрузки, последствием
которой является снижение здоровья, творческой, интеллектуальной и физической
активности, падение КПД внедряемых инноваций.
Проведенный анализ психологопедагогических исследований позволяет сделать
вывод, что проблема формирования и развития субъекта деятельности в контексте
инновационных процессов в системе образования весьма актуальна и исследуется в
различных психологопедагогических направлениях. Отсутствуют эффективные
способы анализа инновационных процессов не только в профессиональной, но и в
личностной сфере. Однако данная проблема себя ещё не исчерпала, каждый новый
виток в развитии современного образовательного пространства требует нового, более
глубокого осмысления этой проблемы и обоснования новых подходов к её решению.
Одним из таких направлений является роль и значимость руководителя в управлении
инновационными процессами.
Современные социальные процессы протекают крайне быстро, и от руководителя
требуется постоянное самообразование, рефлексивный самоанализ, формирование
социальной, личностной и инновационной компетентностей. Эффективная
инновационная активность руководителя в системе образования является важным
фактором,
инициирующим динамику профессиональных образовательных
технологий, гарантом нестандартных решений, определяющих инвестиционный
характер вложений в автономное образовательное учреждение, удовлетворённости
субъектов образовательного процесса, индикатором стабильности творческих
коллективов.
Исследования инновационных технологий в образовании,
в основном,
ориентированы на педагогов, педагогические коллективы, что оставляет вне поля зрения управленческий сегмент работы образовательных учреждений. Кроме того,
процессы современного развития обуславливают динамичность и неоднозначность
объема, содержания и характера инновационных процессов в образовательных
учреждениях, в силу чего деятельность руководителя в системе инноваций требует
своего исследования, осмысления и обобщения. Постоянно изменяющееся
содержание управленческой деятельности, мобильность организационных структур,
обеспечивающих продвижение инновационных процессов в системе образования,
требуют особых инновационных умений, способностей и качеств от руководителя
образовательного учреждения [6, 7].
Проблемы современного образования побуждают к поиску новых средств
управления, способных в современных социальных условиях выявить не только
старые, но и вновь возникающие проблемы, которые ведут к поиску новых подходов,
форм, средств и методов подготовки нового типа руководителя для системы
образования. Актуальной становится задача формирования перспективного,
инновационного типа руководителя менеджера, обладающего инновационно
управленческой компетентностью. Данное понятие не имеет пока места и
устоявшегося определения в отечественных и зарубежных публикациях по сравнению
с такими понятиями как компетентность, компетенции, управленческая
компетентность, инновационная компетентность, которые в данной статье мы не
будем рассматривать, а остановимся больше на сущности и структуре выдвигаемой
нами новой категории «инновационноуправленческая компетентность». Не
раскрывающей содержание понятия
существует методологической базы,
«инновационноуправленческая компетентность личности», её структуру и
механизмы реализации, целевую функцию, систему взаимодействий и отношений, в
которых она реализуется. Психологопедагогическая наука обнаруживает недостаток
представлений о способах диагностики и развития инновационноуправленческой
компетентности, методического обеспечения её исследования. В ходе нашего
теоретического исследования мы поставили задачу изучения динамического,
многогранного процесса инновационного взаимодействия человека с миром. И, прежде всего, считали необходимым определить методологические направления
построения личностноориентированной теории управления инновационными
процессами в системе образования.
Рис. 1. Схема инновационноуправленческой компетентности руководителей в
области образования
На основе теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы по
менеджменту образования, социологии и психологии управления, общей педагогики,
профессиональному образованию инновационноуправаленческая компетентность
предполагает следующие компетенции: восприимчивость к собственно инновациям
или открытиям; способность увидеть элементы нового в относительно устоявшемся;
способность предложить принципиально новое решение проблемы; готовность к руководящей работе;
способность принимать обоснованные социально
управленческие решения и действия в социальнообразовательных учреждениях.
[33,96]. Инновационноуправленческая компетентность ориентирует субъекта
управления в рефлексивном опыте увидеть материал для инновационных
преобразований в будущем, но не останавливается на нем. Субъект пребывает в
произвольном состоянии творческого поиска, стремится предложить новые решения,
средства и технологии преобразования объектов еще до того, как существующие
подходы
социальноуправленческие,
образовательнотехнологические,
внедренческие, рефлексивноаналитические и другие исчерпали себя. Поскольку
такие решения связаны с собственными характеристиками преобразуемого объекта,
то по характеру его направленного изменения можно в определенной степени судить
об уровне инновационноуправленческой компетентности субъекта руководителя.
В основе одного из структурных качественных образований инновационно
управленческой компетентности способности мы выдвигаем сложную,
полифункциональную структуру: инновационный потенциал. Инновационный
потенциал руководителя понимается как способность личности к
преобразовательной, рефлексивной, инновационной активности на разных уровнях
социальнообразовательного взаимодействия (субъектсубъектного и субъект
объектного), необходимая для осуществления эффективной управленческой и
инновационной деятельности. Инновационный потенциал руководителя это важный
психологический фактор, представляющий собой интегральное свойство личности,
определяющее ее отношение к инновациям. Его составляющие: практичность и
креативность мышления, потребность в самоактуализации и успехе, организаторские
способности, уверенность в себе. Традиционно проблематика инновационного
потенциала разрабатывалась теорией систем в рамках экономических концепций
научнотехнического прогресса. В последнее время, в силу своей многоаспектности,
она вышла за рамки собственно экономической науки и находит свое продуктивное
применение во многих областях научного знания. [29,89]. Анализ психологопедагогической литературы показал,
что попытки
интерпретировать содержание понятия «инновационный потенциал» были
предприняты в русле научной проблематики, разрабатывавшейся психологией (И. В.
Байер, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, М. В. Чигринова и др.), педагогикой (В. А.
Антипов, Т. М. Давыденко, А. Е. Капто, И. М. Курдюмова, B. C. Лазарев, В. П.
Ларина, Э. В. Литвиненко, А. В. Лоренсов, A. M. Моисеев, Н. В. Немова, С. Д.
Поляков, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Г. М. Тюлю, О. Г. Хомерики, Т. К.
Чекмарева, Т. Н. Шамова, В. З. Юсупов, и др.). В большинстве творческих работ в
области образования объектами исследования выступали инновационный потенциал
образовательного учреждения (школы, вуза), педагогического коллектива,
студенческой молодёжи, нововведения, идеи, прогноз и в меньшей степени объектом
исследования исследовательских работ являлся инновационный потенциал
руководителя образовательного учреждения.
В последние годы всё большее внимание отводится инновационному потенциалу
личности руководителя образовательного учреждения. Анализ зарубежной
литературы по проблемам инноваций показал, что обращение к категории
«инновационный потенциал личности» было предпринято еще в начале 50х годов в
монографии американского социолога X. Барнетта «Инновации: основа культурного
изменения», опубликованной ещё в 1953 году. [2, 45].
В современных условиях быстроменяющийся мир требует от руководителя
образовательных учреждений иных методов управления. В выигрыше оказывается тот
руководитель, кто быстрее всех способен реагировать на новые перемены,
воспринимать и рефлексировать изменения и в образовании и в обществе, воплощать
в жизнь задуманное, т.е. использовать на практике свой инновационный потенциал.
Инновационный потенциал руководителя фактически обеспечивает возможность
эффективно управлять инновационными технологиями в образовательном
учреждении. Опыт показывает, что крупные реорганизации возможны только в том
случае, если руководитель умеет создать свою команду единомышленников,
тактично и решительно противодействовать противникам новшеств. В настоящий момент в отечественном образовании наблюдается диспропорция
между наличием инновационных возможностей и их реальным воплощением на
практике. Немногие руководители образовательных учреждений (высших, средних,
специальных) имеют высокий инновационный потенциал, но еще меньше могут
эффективно его использовать. Также нерешенной остаётся проблема выявления
личностных качеств людей с высоким и низким инновационным потенциалом,
Инновационная проблематика
возрастных особенностей его развития.
разрабатывалась, преимущественно, в рамках описательной парадигмы, в связи с чем,
несомненно, актуальной является задача определения объяснительного статуса
психологических проблем изменений разной этимологии. Проблема связана с
методологических разработок и
отсутствием комплексных исследований,
концептуальных подходов к оценке инновационного потенциала и эффективности его
использования. Ввиду этих причин, исследование инновационного потенциала
руководителя является актуальной задачей.
Раскрытие сущности понятия «инновационный потенциал» целесообразно
осуществлять через определение его составных категорий. Понятие «потенциал»
происходит от латинского слова «potentia», которое означает силу, мощь,
возможность, способность, существующую в скрытом виде и способную проявиться
при определенных условиях. В физике понятие «потенциал» характеризует величину
потенциальной энергии в определенной точке пространства. При этом потенциальная
энергия это запас внутренней энергии, которым тело располагает благодаря своему
состоянию, или энергия взаимодействия тел системы, определяемая их взаимным
расположением в пространстве. В более широком смысле потенциал это
совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и
приведены в действие для достижения определенной цели, результата. Причем
потенциал может быть явным и скрытым, используемым или неиспользуемым.
Принимая во внимание вышеизложенное, категорию «инновационный потенциал»
вполне можно трактовать как способность системы к трансформации фактического
порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъектановатора).
При этом эффективное
использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой
возможности к явной реальности, то есть из одного состояния в другое (а именно,
от традиционного к новому). Следовательно, инновационный потенциал это своего
рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу. К
настоящему времени существует малочисленное количество исследований, в
которых в той или иной степени определяется инновационный потенциал личности и
в особенности личности руководителя в системе образования. [37, 131]. Общая
структура инновационного потенциала личности рассматривается с учетом
закономерностей функционирования мотивационной (прежде всего мотивации
познавательных процессов
достижений),
эмоциональноволевой сфер,
(дивергентность мышления, степень ригидности мыслительных процессов и т.д.),
индивидуальных особенностей (способность к творчеству, интернальность при
принятии решений) субъекта деятельности.
М. В. Чигринова, исследовавшая инновационный потенциал эффективного и
неэффективного руководителя методом репертуарных решеток Келли [15, 78],
пришла к выводу, что одним из компонентов инновационного потенциала является
когнитивная сфера личности и, в частности, система субъективных представлений
человека о сущности инновационной деятельности и психологических особенностей
участника внедрения новшеств. Именно через эту эталонную систему, имеющую
самостоятельный онтологический статус, осуществляется процесс оценивания
наличных и необходимых внутренних и внешних средств деятельности, что
обеспечивает определенный уровень инновационного потенциала личности. М. В.
Чигринова выявила, что инновационный потенциал является высоким, если в
индивидуальной концепции личности фиксируются следующие содержания: видение
личностью своей роли во взаимодействии с миром как активное, инициативное
участие в инновационной деятельности; всесторонние представления о творческом
подходе к профессиональной деятельности; коммуникативная компетентность; представление о творческом, активном отношении к действительности как значимой
ценности в деятельности.
Один из современных исследователей инновационных процессов В. Б. Яковенко
вводит понятие «оперативного инновационного энергопотенциала личности»,
связывая его с эффектом интенсивности инновационного восприятия личности,
который, в свою очередь, во многом зависит от возраста [38, 231]. Таким образом,
существуют различные понятия инновационного потенциала. Приведенные
исследования не раскрывают всей его сущности, а рассматривают лишь некоторые
составные части. В связи с этим разнятся подходы к определению структуры
Немаловажным качественным образованием
инновационного потенциала.
инновационноуправленческой компетентности является личностная готовность
руководителя к управлению инновационными процессами в условиях
профессионального образовательного учреждения. Под готовностью руководителя
мы понимаем индивидуальнопсихологическую ориентированность, автономность,
проактивность на произвольную деятельность, мобилизованность способностей на
инновационную активность и целесообразные умения, эффективные действия.
К определению уровней личностной готовности руководителя мы применили
принцип активного, автономного и ориентированного приспособления личности к
окружающей среде. Чем выше личностный уровень регуляции (мы выделяем их три),
тем более эффективно идет формирование (адаптация) состояния личностной
готовности
к
условиям жизнедеятельности.
Так, селективный
уровень характеризуется заниженным уровнем личностной регуляции, то есть
личностной неготовностью активно, ориентированно, автономно адаптироваться к
окружающей среде и выполнению инновационной деятельности. Квазистационарный
уровень характеризуется частичной или удовлетворительной адаптацией, но успех
адаптации здесь ещё определяется внешними условиями среды, привычностью
ситуаций, т.е. неполной готовностью активно, ориентированно и автономно
адаптироваться к окружающей среде и выполнению инновационной деятельностью. Интегративносинергетический уровень: личность, находящая на данном уровне,
легко адаптируется к новым условиям жизнедеятельности, достаточно оперативна и
адекватно ориентируется в ситуации, быстро вырабатывает стратегию своего
поведения и социализации, осмысленно связывает противоречивые жизненные
явления, находит закономерности во всех явлениях жизни, способна наращивать
сильные и компенсировать слабые стороны, обладает позитивным духом победителя.
Процесс реализации инновационного потенциала личности и личностной готовности
руководителя можно представить как единство трёх актуализируемых в процессе
взаимодействия потенциальных возможностей к восприятию новой информации, к
адекватной оценке и преобразованию нового явления и готовности к продуктивной
инновационной деятельности. Особенности реализации этого взаимодействия
определяют соотношения ведущих типов актуализации инновационных возможностей
и могут стать основанием для выделения типов руководителей и их стилей
управления. Оценка качества достижения целевой функции инновационно
управленческой компетентности достигается путем выявления предпочтительности
(по принципу эффективности) того или иного типа и стиля управления в конкретной
проблемной ситуации. Выводы по 1 главе
Проанализировав методическую литературу по данной теме, мы пришли к выводу,
что необходимость внесения инновационных образовательных технологий в
профессиональную подготовку специалистов обусловлена тем, что сегодня от будущих
руководителей и работников требуются не только глубокие знания, но и умение в
быстроменяющейся ситуации приобретать новые знания и использовать их для
проектирования собственной деятельности и деятельности подчиненных. Все это диктует
необходимость поиска наиболее эффективных форм, методов и технологий обучения.
В настоящее время потребность в хороших педагогах резко возрастает и творческая
активность специалиста один из важных моментов. Решение данной проблемы зависит от
технологии обучения будущего учителя. Новые требования общества к уровню
профессионализма предполагают и так называемые инновационные образовательные
технологии в образовании.
Какие бы методы мы не применяли при обучении, важно создать такие
психологические условия, в которых обучающиеся занимали бы активную позицию и в
полной мере могли бы проявить себя как субъекты учебной деятельности. Инновации в деятельности системы профессионального образования – это совокупность новых знаний,
подходов и технологий для получения результата в виде услуг образования.
Инновационные технологии в образовании повышают эффективность обучения и
воспитания личности и направлены на подготовку высококвалифицированных
специалистов, получивших фундаментальные и прикладные знания.
Глава 2. Методические рекомендации по повышению качества образования
через использование инновационных технологий
2.1. Инновационные образовательные технологии в ГБОУ ПОО
«Златоустовский техникум технологий и экономики»
Важнейшим условием повышения качества образовательного процесса является
инновационная деятельность. Инновация – это нововведение новшество.
Инновационная деятельность техникума– это стремление к системному обновлению
учебновоспитательной деятельности, мероприятие направленное на привлечение к
творчеству и исследовательской работе переосмысление целей, средств, результатов
образования и процесса их достижения.
Основные направления инновационной деятельности техникума:
1. Разработана и поддерживается система менеджмента качества (СМК)
образовательного процесса в соответствии требованиям международного стандарта.
Внедрена информационная система мониторинга и управления образовательной деятельностью преподавателей, сотрудников и студентов в условиях острой
конкурентной борьбы современного образовательного рынка. Это совершенно новая
ступень и эффективная модель в управлении учебновоспитательной деятельностью.
Данную деятельность возглавляла администрация техникума, вовлекая в процесс
весь педагогический коллектив и студентов.
2. Разработаны учебные планы для новых специальностей в соответствии с
требованиями работодателей: «Машинист локомотива», «Оператор по обработке
перевозочных документов на железнодорожном транспорте», «Гостиничный сервис»,
«Туризм».
3. Реализованы программы
сформированы основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) на
второго поколение ГОС стандартов СПО и
основе ФГОС третьего поколения, в которых определены ключевые и
профессиональные компетенции. Разрабатываются контрольнооценочные средства
(КОС), ориентированные на проверку сформированных компетенций. Председатели
цикловых комиссий, преподаватели под руководством заместителя директора по
НМР Мифтаховой Л.М. составили инновационные программы в соответствии, с
которыми реализуется новое содержание образования.
4. Расширяется социальное партнерство. Востребованность выпускников техникума
подтверждается последующим трудоустройством на предприятиях. Заместителем по
УПР Роговым С.Ю.., заведующими отделениями Коряновой Н.Н., разработана и
поддерживается система трудоустройства выпускников с постоянным мониторингом
их дальнейшей деятельности.
5. Нововведение электронная система информатизации и электронные версии
расписания учебных занятий, система видеонаблюдения и локальная сеть техникума.
Компьютеры техникума подключены в единую локальную вычислительную сеть и к
Интернету. В образовательный процесс внедрены мультимедийные средства в виде
сетевых электронных библиотек, интерактивного учебнометодического комплекса
дисциплин, автоматизированных рабочих мест преподавателей. Данная деятельность осуществляется отделом компьютерных и информационных технологий (Кучеров
А.С.).
6. Значительно возросла роль отдела дополнительного профессионального образования
«Ресурсный центр».
Реализуются следующие виды дополнительных
профессиональных образовательных программ: водитель погрузчика, газорезчик,
лифтер, машинист автовышки и автогидроподъемника и др.
7. Многолетняя экспериментальная деятельность позволила приступить к реализации
системных изменений в инновационной образовательной деятельности техникума.
Преподаватели и студенты техникума авторы публикаций в тематических сборниках,
научнометодических журналах.
8. Инновационная образовательная деятельность преподавателя призвана обеспечить
внедрение современных информационных, образовательных технологий, прогрессивных
методов организации образовательного процесса, учебнометодических материалов,
соответствующих высокому качеству обучения. В техникуме создана активная
обучающая среда.
Спектр инновационных педагогических технологий,
используемых
преподавателями:
Технология развивающего обучения.
Технология личностно ориентированного образования.
Технология модульного обучения.
Проблемноориентированное обучение.
Проектная технология.
Технология сотрудничества.
Компьютерные и электроннокоммуникативные технологии.
Кейс – технология.
С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии с колоссальными обучающими ресурсами. Каждая
педагогическая технология рождается в творческом коллективе, несет в себе
индивидуальные авторские черты. В 20092010 учебном году проведено 135 открытых
уроков, 710 посещений. В 20102011 учебном году 120 открытых уроков, 420 посещений
администрацией, преподавателями.
9. Рост профессионализма, развитие творческой инициативы обеспечивает
аттестация преподавателей.
93% преподавателей имеют квалификационную категорию, в том числе 78 высшую,
21 первую, 16 вторую квалификационную категорию.
Каждый преподаватель систематически анализирует результативность своего
труда, собственные успехи, обобщает и систематизирует педагогические достижения
в рамках аттестации, объективно оценивает собственные возможности, определяет
способы преодоления трудностей и достижения высоких результатов, формирует
портфолио профессиональных и творческих успехов. Своеобразной коллективной
формой повышения квалификации преподавателей в техникуме являются
педагогические чтения, конференции, открытые уроки, классные часы, внеклассные
мероприятия, конкурсы, олимпиады, профессиональные конкурсы «Лучший
преподаватель года», создание методических разработок, электронных учебников,
публикаций, выступления с докладами, в которых они отражают свой опыт,
достижения, успехи, исследовательскую работу.
10. Неотъемлемой частью образовательного процесса является воспитательная
работа, направленная на формирование гармонично развитой личности. Созданы все
возможности для реализации интеллектуального, творческого, спортивного
потенциала через творческие секции, клубы, объединения.
Достижения техникума фиксируют стартовую позицию необходимую для
создания инновации, т.е. готовность и способность коллектива к инновациям.
В государственной Думе рассматривается закон об инновационной
деятельности РФ. Министерство образования и науки РФ опубликовало доклад «Национальная
инновационная система и инновационная политика РФ», в котором определены
основные составляющие инновационного процесса в качестве критерии оценки
научного потенциала рассматривается так называемый индекс инновационности. В
этот индекс входит 20 показателей, в том числе и такие которые касаются нас как
учебного заведения: 1. образованность населения, которое зависит от деятельности
учебного заведения. 2. Затраты на исследования и разработки. 3. Численность
персонала занятых исследованием и разработками. 4. Затраты на информационные и
коммуникационные технологии. 5. Передача и применение знаний.
Нам необходимо решить следующие задачи:
улучшить компьютерные и коммуникационные обеспечения учебного процесса;
совершенствование педагогического мастерства на основе использования
современных технологий;
Инновационная образовательная деятельность призвана совершить
инновационный прорыв подготовки специалистов. Коллектив раскрывает и
наращивает свой творческий потенциал от идей до воплощения.
Выводы по 2главе
Инновационные образовательные технологии дают широкие возможности
дифференциации и индивидуализации учебной деятельности.
Результат применения образовательных технологий в меньшей степени зависит от
мастерства преподавателя, он определяется всей совокупностью её компонентов. Образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и
воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса это
подготовка высококвалифицированных специалистов:
имеющих фундаментальные и прикладные знания;
способных успешно осваивать новые, профессиональные и управленческие области,
гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социальноэкономические условия;
обладающих высокими нравственными и гражданскими качествами в условиях
инновационного образовательного пространства.
Заключение
Подводя итоги проведенному исследованию, отметим, что поставленные в
исследовании задачи в основном решены и положения гипотезы в целом
подтверждены. Изучение и анализ общей теории управления образовательного учреждения
позволили определить следующие положения, составляющие методологические
основы проведенного исследования:
1. Управление обеспечивает целенаправленную и интегрированную деятельность
субъектов педагогического процесса.
Управление направлено на создание,
2.
функционирование и обязательное развитие образовательного учреждения.
становление,
оптимальное
3. Управление осуществляется с помощью управленческих действий анализа,
планирования, организации, контроля, регулирования.
4. Управление эффективно, когда оно обладает такими свойствами, как
целенаправленность, системность, прогностичность, цикличность, демократичность.
5. Управление достигает цели, если: его механизм соответствует сложности объекта
и возможностям субъекта; имеются резервы вариантов управленческих решений;
используются критерии конечного результата; хорошо развита система обратной
связи; всегда учитывается человеческий фактор.
Изучение показало, что успешное функционирование и развитие управляемых
объектов тормозят:
недостаточная целеустремлённость управления, отсутствие механизмов
опережающего реагирования на возникающие проблемы и благоприятные
возможности;
недостаточное развитие обратной связи в управлении, слабость контроля за
исполнением принятых управленческих решений;
отставание реальных возможностей управления развитием от провозглашенных
инновационных намерений;;
Успешность использования инновационных образовательных технологий
в
образовательном учреждении системы таких факторов эффективности
функционирования как: • знание о новшествах, освоение которых может повысить эффективность
функционирования образовательного учреждения, и согласованное видение главных
проблем образовательного учреждения; владение технологией освоения новшеств;
• наличие условий, мотивирующих коллектив на достижение максимально высоких
результатов развития образовательного учреждения через использование
инновационных образовательных технологий.
Говоря об инновации в образовании, следует подчеркнуть, что это
целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные
элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. В
нашей практике имели место нововведения, которые характеризуются как
адаптированные, расширенные и переоформленные идеи и действия, приобретающие
особую актуальность в определенной среде и в определенный период времени.
В изучении инновационных процессов часто определяются также ролевые позиции
его участников. Данная диагностическая процедура основывается на представлении,
разработанном А.И.Пригожиным. Смысл его состоит в том, что все участники
инновационного процесса определяют свое отношение к данному новшеству; это
отношение называется ролевой позицией и, в свою очередь, классифицируется как
"инициатива", "содействие", "бездействие" и "противодействие". Исследовательские
мероприятия позволяют отнести конкретных участников к той или иной группе и
определить отношение группы к
инновациям. Поэтому новые ориентиры развития образовательной системы
обуславливают необходимость поиска нетрадиционных подходов к рассмотрению
деятельности руководителя образовательного учреждения в контексте развития
педагогических инноваций и необходимости их внедрения в учебный процесс.
Творческая направленность
личности руководителя образовательного
учреждения действительно может выступать основным условием инновационного
подхода к организации образовательного процесса, если:
определены интегральные характеристики личности руководителя, профессиональная и творческая направленность деятельности
руководителя рассматривается в контексте более общей проблемы направленности
личности;
инновационная деятельность в педагогическом коллективе ориентирована на
систему устойчиво доминирующих мотивов руководителя образовательного
учреждения по созданию и использованию современных педагогических
технологий;
творческий стиль деятельности руководителя проявляет себя в
различных сферах и выступает в качестве ведущего фактора утверждения в
педагогическом коллективе инновационного подхода к обучению.
Список литературы 1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н.
Алексеева// Учитель. – 2004. – № 3. – с. 28. .
2. Ангеловски К. Учителя и инновации. М.: Просвещение, 1991. 156
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. М.: Просвещение,
1983С.31
4. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. – 2005.
– № 6. – с. 33.
5. Гапоненко, А. В. Как организовать педагогическую поддержку самоопределения
школьников: профориентация/ А. В. Гапоненко// Школа и производство. – 2006. – №
2. – с. 7.
6. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное
образование, 1997, № 3.
7. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.
М.: Народное образование, 2000.
8. Гумерова, Л. З. Особенности личностнопрофессионального развития
руководителя образовательного учреждения в инновационной деятельности [Текст] /
Л. З. Гумерова, Р. Ш. Маликов // Вестник НГПИ. – Набережные Челны, 2008. – № 12.
– С. 7–12.
9. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного
общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. – 2005. – № 3. – с. 5.
10. Ерофеева, Н. И. Управление проектами в образовании/ Н. И. Ерофеева//
Народное образование. – 2002. – №5. – с.94.
11. Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. М.:
Гардарики, 2005.
12. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая
наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник
научных трудов. – Тюмень, 1990. – с. 8.
13. Каменский, А. К. Нормативноправовая база общественногосударственного
управления школой/ А. К. Каменский// Директор школы. – 2006. – № 3. – с.93. 14. Козлов, С. Д. Роль образования в современном обществе/ С. Д. Козлов//
Педагогическая мастерская. – 2004. – № 2. – с. 9.
15. Курганский, С. М. Положение о научноэкспериментальной деятельности
педагогических работников школы/ С. М. Курганский// Завуч.–2006.– № 4.– с. 87.
16. Лазарев, В. С. Управление нововведениями – путь к развитию школы/ В. С.
Лазарев// Сельская школа. – 2004. – № 1. –с.16.
17. Лаздина, Т. И. Технологии мотивационного управления инновационной
деятельностью учителей/ Т. И. Лаздина// Начальная школа плюс До и После. – 2006.
– № 2. – с.19.
18. Лукьянова, М. И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке
личностноориентированной ситуации/ М. И. Лукьянова// Завуч. – 2006. –№ 2. – с.45
19. Маликова Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии //
Социс, 2002, № 2
20.
Монахов В.М.Актуальные вопросы информатизации образования //
Образовательные технологии: Сборник научных трудов. Новосибирск, ИПСО РАО.
1997. 1. с.7781.
21. Назимов, С. С. Педагогические инновации в национальнорегиональном
компоненте содержания образования/ С. С. Назимов// Учитель.–2005.–№ 6.–с. 74.
22. Новосёлов, А. С. Новизна и критерии новизны в педагогических разработках/ А.
С. Новосёлов// Школьные технологии. – 2003. – № 4. – с. 36.
23. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов / М.В.
БулановаТопоркова. – РостовнаДону: Феникс, 2002.
24. Под ред.. Поташника М. М. Развитие школы как инновационный процесс:
Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений/ Под ред.
М. М. Поташника. – М.: Новая школа. – 1994. – с. 64.
25. Пугачёва, Н. Б. Источники инноваций общеобразовательного учреждения/ Н. Б.
Пугачёва// Завуч. – 2005. – № 3. – с.29.
26. Селевко, Г. Я. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как
стать экспериментальной площадкой/ Г.Я.Селевко// Народное образование. – 2005. –
№ 1. – с.181. 27. Сорокин Н.Д. Об инновационных методах в преподавании социологических
курсов // Социс, 2005, № 8.
28. Строкова, Т.И. Мониторинг педагогических нововведений/ Т. И. Строкова//
Директор школы. – 2006. – № 6. – с.34.
29. Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного
учреждения: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в
образовании. – 2004. – № 5. – с.8.
30. Хоменко, И. Ю. Имидж школы: механизмы формирования и способы построения/
И. Ю. Хоменко// Директор школы. – 2006. – № 7. – с.27.
31. Хуторской, А. В. Личностная ориентация образования как педагогическая
инновация/ А. В. Хуторской// Школьные технологии. – 2006. – № 1. – с. 3.
32. Юсуфбекова, Н. Р. Проблемы и перспективы развития теории инновационных
процессов в системе образования / Н. Р. Юсуфбекова // Единое образовательное
пространство стран СНГ и ближнего зарубежья. – М., 1993 (1994). – С. 31–44.
33. Яковенко, В. Б. Введение в инновационные технологии / В. Б. Яковенко ; Европ.
унт финансов, информац. систем, менеджмента и бизнеса. – К.: Издво Европ. унта
финансов, информ. систем, менеджмента и бизнеса, 1999. – 70 с.
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Инновационные технологии деятельности руководителя в профессиональной деятельности образовательной организации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.