Инновационные технологии в преподавании географии
Оценка 5

Инновационные технологии в преподавании географии

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
география
6 кл—11 кл
17.03.2019
Инновационные технологии в преподавании географии
1. Технологии перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата). 2. Технологии исследовательского обучения (обучение учащихся основам исследовательской деятельности). 3. Технологии проблемного обучения (обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации). 4. Технологии проведения коллективных творческих дел (создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе, формирование организационных способностей у учеников). 5. Информационные технологии (обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию). 6. Дистанционное обучение (использование сетевых технологий и Интернета позволяет реализовать информационные права ученика в качестве интеллектуальной подсистемы образования и в качестве отдельной социальной системы). 7. Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путём самообразования) для активного освоения новых способов человеческой деятельности. 8.Мультимедийные и интерактивные технологии. Уроки, благодаря ресурсам ИНТЕРНЕТ, мультимедийным возможностям компьютера и большому разнообразию образовательных CD-дисков, стали более интересными и увлекательными. 9.Информационно- коммуникационные технологии. Владение ИКТ сегодня является необходимым условием профессиональной компетентности учителя, которая проявляется в готовности и умении оптимально решать педагогические задачи с эффективным использованием информационно-коммуникационных технологий.
Статья Инновации в преподавании географии и природоведения.doc
Инновации в преподавании географии и природоведения Учитель географии  МОУ «СШ №58» Просвирякова Т.О. В   школьном   деле   учитель   ­   центральная   фигура.   Высота   уровня школьного   преподавания,   его   качество   больше   всего   зависит   от   качеств самого учителя.  Одной из главных задач нашей школы является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения   и   воспитания.   В   моём   понимании   технология   –   символ упорядоченности, логичности, целенаправленности, ясности целей и средств – костяк,   основа   педагогических   действий,   направленных   на   всестороннее развитие   личности   ученика.   С   овладением   любой   новой   технологией начинается   новое   педагогическое   мышление   учителя:   чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.  Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать   психологические   механизмы   формирования   личности,   добиваясь более   качественных   результатов.   А   ведь   без   знаний   о   Земле   личность   не состоится.   Это   аксиома.   География   рождает   мысли   и   чувства   добрые, великие.   География   ­   единственный   учебный   курс,   дающий   целостное представление о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в   том   числе   экологическую;   необходима   для   принятия   управленческих решений   на   всех   уровнях.   Она   учит,   как   интегрировать   информацию, полученную   из   множеств   источников,   пользоваться   специфическим международным языком общения ­ географической картой. Географическое   образование   ­   надежная   основа   для   воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества. Именно это образование дает осознанное понимание единства современного мира и человечества в его многообразии и единстве. На уроках географии можно использовать следующие инновационные технологии или их элементы, учитывая возрастные особенности детей.  Технологии   перспективно­опережающего   обучения  1. (предоставление каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата). 2.  Технологии   исследовательского   обучения  (обучение   учащихся   основам исследовательской деятельности). 3.  Технологии проблемного обучения  (обучение способам решения проблем, создание   условий   для   самостоятельного   выбора   разрешения   проблемной ситуации, создание условий для самореализации). 4.  Технологии проведения коллективных творческих дел  (создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе, формирование организационных способностей у учеников). 5.  Информационные   технологии  (обучение   работе   с   разными   источниками информации, готовности к самообразованию). 6.  Дистанционное обучение  (использование сетевых технологий и Интернета позволяет   реализовать   информационные   права   ученика   в   качестве интеллектуальной   подсистемы   образования   и   в   качестве   отдельной социальной системы). 7. Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний   (порой   и   путём   самообразования)   для   активного   освоения   новых способов человеческой деятельности. 8.Мультимедийные и интерактивные технологии. Уроки, благодаря ресурсам ИНТЕРНЕТ,   мультимедийным   возможностям   компьютера   и   большому разнообразию   образовательных   CD­дисков,   стали   более   интересными   и увлекательными. 9.Информационно­   коммуникационные   технологии.   Владение   ИКТ   сегодня является необходимым условием профессиональной компетентности учителя, которая   проявляется   в   готовности   и   умении   оптимально   решать педагогические   задачи   с   эффективным   использованием   информационно­ коммуникационных технологий. В   условиях   ИКТ   ­   насыщенной   среды,   которая   характеризуется множеством } новых источников информации, } средства для её получения, обработки и представления в разных формах, } способов передачи, } необходимо постоянно осваивать информационные технологии, которые создают новые возможности для повышения эффективности работы учителя. 10.  Личностно   ­   ориентированное   обучение.   Целью   данной   технологии является   создание   условий   для   проявления   познавательной   активности учеников. Достичь этого возможно с помощью: }  использования   разнообразных   форм   и   методов   организации   учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; } создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; }  использования   в   ходе   урока   дидактического   материала,   позволяющего ученику   выбирать   наиболее   значимые   для   него   вид   и   форму   учебного содержания; }  оценки   деятельности   ученика   не   только   по   конечному   результату (правильно ­ неправильно), но и по процессу его достижения; }  создания   педагогических   ситуаций   общения   на   уроке,   позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. 11. Блочно – модульная технология. Что в этом плане может сделать блочно­ модульное обучение? (cid:216)   изучая   материал   блоками,   ученик   имеет   возможность   спланировать   и распределить свое урочное и внеурочное время для знакомства с материалом учебника, для выполнения практических работ, подготовки к зачету и т.д. (cid:216)  Во­вторых, выбирая форму отчета (см. модули контроля), он находится в более комфортных психологических условиях. (cid:216)  каждый старшеклассник может осознанно выбрать для себя тот уровень усвоения   материала,   который   соответствует   его   запросам   и   дальнейшим жизненным планам.  (cid:216)  на уроках между учителем и учениками создается спокойная обстановка делового   сотрудничества,   где   каждый  имеет  возможность   себя  проявить   с лучшей стороны. (cid:216)  такая система работы вплотную приближает школу к ВУЗу, где от студента требуется умение работать самостоятельно, системно, осознанно, где на него возлагается   полная   ответственность   перед   государством   за   качество приобретенных знаний, умений и навыков и где результат засчитывается по факту выполнения, а не по затраченному времени. 12.Игровые технологии решают несколько задач одновременно: } игры способствуют становлению творческой личности ученика; } формируют умение выделять проблемы; } принимать решения; } развивают познавательный интерес к предмету; } оказывают сильное воздействие на учащихся; } формируют черты характера; } стимулируют к поиску решений, формированию собственных позиций.   В   своей   работе   я   часто   использую   элементы,   приемы   новых педагогических   технологий,   это   помогает   вывести   уроки   на   более продуктивный   ряд   познания   учащимися   материала   предмета.   Лучше   всего проходят   уроки   с   использованием   проблемных   заданий,   где   учащимся приходится самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, работа проходит по группам и каждая группа должна отстоять свою точку зрения. Используя технологию проблемного обучения, при изучении некоторых тем можно применять следующие задания: 1. Можно ли найти на земном шаре место, где нет природного комплекса? Объясните свой ответ. 2. Спрогнозируйте возможное положение материков через 50 млн. лет. 3. Постройте цепочку причинно­ следственных связей между явлениями и сформулируйте предположения о климатических условиях на западных и восточных берегах океана в тропических широтах. 4. Разработайте проект морского города (1­группа проектантов, т.е. разработчиков проектов 2­ экспертов, которые будут оценивать проекты. 3­ будущие жители города, журналисты.) 5. Какие изменения возможны в той части литосферы, где происходит извержение вулкана? Как извержение вулкана влияет на воздушную оболочку, на воды суши? 6. Учитывая влияние каждого известного вам климатообразующего фактора, объясните причины более сурового климата Антарктики по сравнению с Арктикой. 7. Можно ли считать законченным формирование рельефа территории, если в основании её лежит платформа? 8. Норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал говорил о том, что нельзя делать из Океана “ мировую помойку”. “ Мертвый океан­ мертвая планета”,­ предостерегал ученый. Объясните смысл этого высказывания. Эти   задания   отражают   такие   проблемы   науки,   как   целостность географической   оболочки   и   связи   между   её   отдельными   компонентами, зональность и азональность географической оболочки, взаимодействие суши и океана,   и   требуют   использования   сравнительного   и   картографических методов исследования. Задания по экономической географии:  1. Составьте проект железнодорожной магистрали между любыми пунктами на карте. Какие природные и экономические факторы и как надо учитывать при её строительстве и эксплуатации? 2. В какой части Восточной Сибири можно построить сверхмощную ТЭС? Чем вы докажете экономическую целесообразность выбранного места? 3. В какой части зарубежной восточной Европы имеются наиболее благоприятные условия для развития интеграции в области промышленности? Объясните, как вы пришли к этому выводу? 4. В 1800г. для выплавки 1т. чугуна требовалось 2,5т кокса и 4т. коксующего угля. Улучшение качества кокса и усовершенствование доменного процесса снизили удельный расход кокса до 0,7­0,8 тонн. Объясните, как это отражается на размещении металлургических заводов? Проблемное   обучение   можно   рассматривать   с   разных   позиций:   как новый тип обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер); как метод обучения (Л.М. Панчешникова, В. Конь); как подход или принцип обучения (Г.А. Понурова, Т.В. Кузнецов); как новую дидактическую технологию (Г.Ю. Ксенозова, Н.Г. Савина). Общим для этих позиций является то, что в рамках проблемного обучения   учащиеся   систематически   включаются   учителем   в   проблемные ситуации и решение проблем. Характерным   признаком   технологии   проблемного   обучения   является самостоятельная   познавательная   деятельность   учащихся.   Однако   умение самостоятельно   решать   проблемные   ситуации   необходимо   формировать   у учащихся постепенно, показывая примеры подобных решений. В   процессе   выполнения   проблемных   заданий   учащиеся   овладевают опытом   творческой   деятельности.   Однако   для   достижения   ощутимых результатов   обучения   необходимо   использовать   систему   таких   заданий.   В дидактике  имеются  разные   подходы  к  построению  проблемных  заданий.  В методике обучения географии нашел применение подход, разработанный И. Я. Лернером,   где   в   качестве   основы   для   построения   системы   проблемных заданий приняты следующие условия: 1) связь содержания вопроса или задания с ведущими идеями, понятиями и закономерностями географической науки; 2)   возможность   раскрытия   путей   решения   проблемы   через   методы географического научного познания (в том числе и через реальные ситуации, имевшие место в истории науки); 3) связь с мировоззренческими идеями, самостоятельное усвоение которых в значительной степени обеспечивает умственное развитие учащихся; 4)   возможность   группировки   учебного   материала,   в   том   числе   и фактического, вокруг решения проблемы. Завершая свою статью, мне хочется дать оценку своей деятельности и признать ее эффективной, так как цель моей педагогической деятельности в межаттестационный   период   по   повышению   качества   образовательного процесса посредством применения инновационных технологий подтверждена следующими результатами:  мониторинг   успеваемости   и   качества   знаний   по   предметам   детей • свидетельствует о положительной динамике, •  созданы условия для повышения мотивации к учению. •  обобщение   и   распространение   моего   педагогического   опыта   признано педагогическим сообществом. Таким   образом,   с   всё   более   активным   использованием   новых педагогических технологий осуществляется переход информационной модели обучения к деятельностной и личностно­ориентированной моделям, от школы памяти к школе мышления и действия, которая позволит сформировать новые подходы к пониманию значимости школьной географии. Только   достойное   школьное   географическое   образование   может   воспитать настоящего гражданина Земли, хозяина, создателя, хранителя этого великого творения Вселенной. Литература 1. Арефьева Г.Я. «Интегрированные уроки география, биология, экология , ОБЖ, химия) // География в школе.­2002.­№ 3. 2.   Знагирова   Л.Н.   «Открытый   интегрированный   урок   биологии   и географии»//Биология в школе.­2007.­ № 4. 3. Полат Е.С.: Метод проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования». 4. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении /Пахомова, Н.Ю. ­ М.: [б.и.], 2005. 5. Сергеев  И.С. Как организовать  проектную  деятельность  учащихся.  И.С. Сергеев – М., 2006 г. – 80 с. 6. Сиденко А.С. Как разработать программу эксперимента. – М.: 1999  7. Новенко Д. В. Новые информационные технологии в обучении. Научно­ методический журнал «География в школе», М.: «Школапресс», № 5, 2004 г, с. 48. 8.   Т   а   м   о   ж   н   я   я   Е   .   А.   Компьютерные   технологии:   возможности использования.   Научно­методический   журнал   «География   в   школе»,   М.: «Школа­пресс», № 4, 2004 г, с. 46. 9. В.Б. Калинин, Т.Д. Гайворон // Устойчивое развитие. Игры и упражнения// Обнинск, 2002 г. 10.И.   В.   Душина,   Г.А.   Понурова   //   Методика   преподавания   географии// Москва, 1996 11.И.В.   Душина,   Е.А.   Таможняя,   В.Б.   Пятунин   //   Методика   и   технологии обучения географии в школе//АСТ, Астрель, М., 2002

Инновационные технологии в преподавании географии

Инновационные технологии в преподавании географии

Инновационные технологии в преподавании географии

Инновационные технологии в преподавании географии

Инновационные технологии в преподавании географии

Инновационные технологии в преподавании географии

Инновационные технологии в преподавании географии

Инновационные технологии в преподавании географии

Инновационные технологии в преподавании географии

Инновационные технологии в преподавании географии

Инновационные технологии в преподавании географии

Инновационные технологии в преподавании географии

Инновационные технологии в преподавании географии

Инновационные технологии в преподавании географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2019