ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ ПОДГОТОВКИ КРЕАТИВНЫХ ИНЖЕНЕРОВ
Оценка 4.8

ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ ПОДГОТОВКИ КРЕАТИВНЫХ ИНЖЕНЕРОВ

Оценка 4.8
Научные работы
docx
технология
Взрослым
23.04.2019
ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ ПОДГОТОВКИ КРЕАТИВНЫХ ИНЖЕНЕРОВ
В статье рассматриваются проблемы и пути решения подготовки в Казахстане новой плеяды инженеров для инновационных предприятий, способных вырабатывать управленческие решения для развития в условиях ограниченных ресурсов и реализовывать полный цикл создания нового продукта — от маркетинга до сдачи «под ключ».
ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ ПОДГОТОВКИ КРЕАТИВНЫХ ИНЖЕНЕРОВ-для ЗНАНИО.docx
ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ ПОДГОТОВКИ КРЕАТИВНЫХ ИНЖЕНЕРОВ Кудайберген Джумабеков, доцент университета «НАРХОЗ», к. э. н.,   .kz  .  dzhumabekov    @n   arxoz   Алматы, Казахстан, k  udaibergen   АННОТАЦИЯ Новая образовательная политика, приоритетом которой должно стать  качественное образование ­ как основа индустриализации и инновационного развития  Казахстана, составляет суть стратегических задач образовательной системы. Для построения инновационной экономики, основанной на знаниях, и в условиях  высоких темпов роста научно­технического прогресса, образовательные  программы  казахстанских вузов  должны способствовать не только ускоренной передаче  полученных знаний в высокотехнологическое производство, но и нацеленных на  подготовку в Казахстане новой плеяды инженеров для инновационных предприятий,  способных вырабатывать управленческие решения для развития в условиях  ограниченных ресурсов и реализовывать полный цикл создания нового продукта — от маркетинга до сдачи «под ключ».  Введение Одной из важнейших причин несоответствия выпускаемой в Казахстане продукции по уровню качества мировым образцам, является дефицит профессиональных кадров и  несоответствие уровня их компетентности инновационным требованиям, потере ими  работы и профессиональной квалификации в новых условиях, нарушении  преемственности поколений в профессиональной среде.  Для достижения нового качества экономического роста необходима модернизация  современной инновационной образовательной, научной и технологической  инфраструктуры, обеспечивающей расширенное воспроизводство интеллектуального  капитала страны, генерацию новых знаний и новшеств, их капитализацию,  преобразование в новые продукты, услуги и технологии, распространение и потребление рынком. Вызовы созданию специальности «Управлении качеством» Количество открытий в любой области фундаментальных исследований за  последние триста лет, например, в области физики или математики, свидетельствуют о  последовательном возрастании количества таких открытий вплоть до середины ХХ­ века. В это время был достигнут  максимум, за которым происходило резкое снижение  числа открытий до значений близких к нулевым. Дальнейшее продвижение по этому  пути потребовало огромных усилий и концентрации финансовых, людских и временных  ресурсов.  Все это указывает на то, что эпоха поиска и открытий фундаментальных  закономерностей природы заканчивается и ей на смену приходит эпоха практического  освоения уже найденных закономерностей. Иначе, главным действующим лицом XXI  1 века становится инженер.1 Эта тенденция заметно также стала просматриваться и в  системе образования, в усилении роли инженерного образования и прикладной,  практической составляющей образовательных программ. Исследования современного состояния системы высшего и послевузовского  профессионального образования в Республике Казахстан в целом, и в частности  существующих структурных элементов университета «НАРХОЗ» (далее­НАРХОЗ) с  позиций его соответствия решению задач подготовки кадров для развития  инновационной экономики, позволили выявить их сильные и слабые стороны в этом  процессе. Результаты исследований показывают, что:  ­ в настоящее время национальная инновационная система ощущает острую  нехватку инженерных, научных и научно­педагогических кадров с высоким уровнем  инновационной культуры и профессиональных компетенций, как для развития науки и  продвижения её результатов на рынок, так и для разработки инновационных продуктов; ­ НАРХОЗ способен  оказать влияние на инновационное развитие региональной и  национальной инновационных систем через результаты образовательной, научной и  инновационной деятельности;   ­ в этих целях первым и реальным шагом может стать создание новой технической  специальности, разработанной на платформе «дизайн­менеджмента» – «Управление  качеством» (УК) ­ новое направление по инновационно­ориентированной подготовке  инженерных, научных и научно­педагогических кадров на основе существующего  потенциала вуза, его сильных сторон и ресурсов на всех уровнях функционирования  научно­образовательной системы университета. Степень бакалавра следует считать предварительной инженерной степенью или  степенью "инженера в стадии обучения".  Степень магистра должна стать признанной «профессиональной» степенью  инженера. В Казахстане должна появиться не только исследовательская, но и  «технологическая» магистратура. ­ ­ ­ ­ Основными особенностями новой ообразовательной  программы (ОП) являются: ориентация на компетенции выпускников как результаты обучения (Learning  Outcome­based Approach) при разработке, реализации и оценке качества  образовательных программ; использование кредитной системы ECTS (European Credit Transfer System) для  оценки компетенций, а также дидактических единиц программы (модулей,  дисциплин), обеспечивающих их достижение; учет требований международных стандартов ISO 9001:2000, европейских  стандартов и руководств для обеспечения качества высшего образования (ESG,  Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education  Area);   учет требований национальных и международных критериев качества  образовательных программ (требований АИОР, согласованных с Washington  Accord Graduate Attributes and Professional Competencies, EUR­ACE Framework  Standards  for Accreditation of Engineering Programmes и др.). При проектировании образовательных программ в ТПУ в полной мере  учитываются критерии АИОР, в частности, перспективные требования к  1 ­ Усиление роли инженерного образования и практической  составляющей образовательных программ в техническом вузе [Текст] / И.  М. Воробьева // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1304­1307.  http://www.moluch.ru/archive/91/19565/ 2 профессиональным и универсальным (личностным) компетенциям выпускников  инженерных программ первого и второго уровней, подготовленных к решению  соответственно комплексных и инновационных инженерных проблем. Комплексная инженерная проблема:  ­ ­ ­ ­ ­ охватывает широкий спектр различных инженерно­технических и других  вопросов; не имеет очевидного решения, требует оригинального анализа и построения  абстрактных моделей; требует для своего решения применения аналитического подхода, основанного  на фундаментальных принципах; включает задачи, находящиеся за пределами стандартных решений;  охватывает различные группы заинтересованных сторон с широким набором  требований, в том числе противоречивых;  имеет значительные контекстные последствия;  является сложной и многокомпонентной. ­ ­ Инновационная инженерная деятельность, к которой должны быть подготовлены  дипломированные специалисты в области техники и технологий, характеризуется  следующим:    направлена на решение инновационных инженерных проблем в области техники  и технологий (исследования, разработка, проектирование, конструирование,  производство и применение новой конкурентоспособной продукции); осуществляется с использованием соответствующих ресурсов (человеческих,  финансовых, материальных и мировых информационных);   предполагает творческое использование глубоких междисциплинарных знаний,  умений и компетенций. Оценка ведущими зарубежными экспертами состояния казахстанской  инновационной системы в контексте ее обеспечения квалифицированными  профильными кадрами показывает, что качественное состояние трудовых ресурсов в  сфере инновационной деятельности является неудовлетворительным. Это связано с  проблемой старения научных и производственных кадров. Средний возраст инженерно­ технического персонала высшей квалификации приближается к пенсионному.  Следует отметить и дефицит средних технических специалистов в инновационной  сфере. Приток молодых специалистов не компенсирует в полной мере отток  профессионалов преклонного возраста. Исследования  рынка образовательных услуг показывает, что  подготовка  специалистов по инженерным направлениям в  подавляющем большинстве вузов  Казахстана ведётся по образовательным программам и технологиям обучения, не  соответствующим возросшим требованиям к формированию специалиста современного  типа, способного создавать и работать в условиях инновационной экономики. Между тем, в новых условиях центральной является идея необходимости  воспитания, поддержки и продвижения духа предпринимательства, формирование  инженера нового типа – создателя и мотора инновационной, конкурентоспособной  экономики (инновационно­ориентированная личность и инновационно­креативное  мышление, многокритериальная постановка и решение проблем, дивергентное  «нелинейное» мышление, устойчивые навыки владения информационной культурой и т.  п.). Для подготовки специалистов к комплексной инженерной деятельности в ведущих университетах мира реализуется концепция CDIO2 (Conceive – Design – Implement –  2 ­ http://naukaru.ru/journal/article/view/5875 3 Operate,. т.е. Задумка (Идея) – Проект – Реализация – Управление (Эксплуатация)),  разработанная в Массачусетском технологическом институте (MIT) в середине 1990­х  гг. с участием ученых, преподавателей и представителей промышленности. Комплексный подход Инициативы CDIO (рис.1), направлен на устранение  несоответствий между содержанием и результативностью образовательных программ  инженерного образования уровню развития современных технологий и ожиданиям  работодателей посредством комплексного освоения инженерных продуктов, процессов  и систем в современной среде, основанной на командной работе специалистов в  контексте "Conceive–Design–Implement–Operate" – "планирование–проектирование– производство–применение" Рис.1 Комплексный подход CDIO Conceive (Планирование) Design (Проектирование) Implement (Производство) Operate (Применение) ­    изучение потребностей в продуктах инженерной деятельности и  возможностей их удовлетворения; ­    планирование производства продукции – технических объектов,  систем и технологических процессов; ­    проектный менеджмент разработки и производства  продуктов. ­     проектирование продуктов инженерной деятельности на  дисциплинарной и междисциплинарной основе. ­    производство продуктов инженерной деятельности, в том числе и  программного обеспечения; ­    их интеграция; ­    проверка, испытание и сертификация продукции. ­   применение продуктов инженерной деятельности; ­   управление их жизненным циклом и утилизация. Рис. 2 Модель креативного инженера для инновационной экономики РК Высокий уровень поддержки и инвестиций в инженерное образование со стороны работодателя Требовани я новой программ бакалаври ы ата Профессиональ ные стандарты Подготовка инженера будущего Передовой мировой опыт зарубежного образования Технолог Технолог Проектиро Проектиро вщик вщик Менеджер Менеджер проекта проекта Управлене Управлене Экономист Экономист ц ц ые Современн технологии обучения Conceive (планирование) Design (проектирование) Implement (производство) Operate (применение) 4 Отсутствие в Казахстане официально утверждённых форм статистической  отчётности по потребностям в кадрах в разрезе инженерных специальностей и по  регионам, а также профессиональных и/или квалификационных стандартов,  синхронизованных с образовательными стандартами (классификатором  специальностей), не позволяет использовать все известные методологии для  определения более точных прогнозных данных на ближайшую перспективу.   Прогнозирование и планирование рынка труда по всем категориям экономических  субъектов — это сложная экономико­математическая задача класса задач  стратегического планирования, которая нуждается в целевых и фундаментальных  научных исследованиях со значительным аппаратом исследователей и бюджетом,  совершенном математическом аппарате, который учитывает сотни переменных с  большой неопределенностью, в безупречной статистической базе и т. п. С другой стороны, основным фактором, обусловливающим диспропорции на рынке труда, является цикличность развития рыночной экономики с известными фазами  (кризис, депрессия, оживление, подъем), что, в свою очередь, обусловливает и  соответствующие колебания совокупного предложения и совокупного спроса рабочей  силы. Совокупное предложение зависит, прежде всего, от количества экономически  активного населения, а совокупный спрос — от возможностей работодателей создать на  той или другой фазе развития экономики необходимое количество рабочих мест. В условиях, когда количество выделяемых государством грантов, а также  показатели госзаказа далеко не отображают реальные потребности государства,  общества и работодателей в специалистах того или другого профиля, для определения  целевых показателей потребностей в специалистах, в настоящих исследованиях  использованы экспертные оценки учёных и профессионалов в области инновационной  экономики, систем образования, труда и социальной защиты, статистики, результаты  опросов абитуриентов, студентов и ППС, а также ведущих мировых компаний и мнения  работодателей. Общая прогнозная потребность в подготовке инженерных кадров,   специализирующихся в области инновационных технологий и управления качеством  по  всем исследованным отраслям рынков работодателей3 по Республике Казахстан,  выглядит следующим образом: Табл. 1. Потребность в инженерных кадрах по направлениям «Управление инновациями» и «Управление качеством» на 2019­2023 годы № Укрупненные группы специальностей и направлений подготовки  (для производственно­технологических систем и социальной сферы) Потребность в  специалистах, чел. 2019 2020 2021 2022 2023 Итого 3 ­ целевые индикаторы потребности в подготовке инженерных кадров  в РК,  специализирующихся в области инновационных технологий и  управления качеством получены по результатам специальных исследований  государственных программ инновационного развития РК, рынков  образовательных услуг и рынков  труда и работодателей, проведённых  автором в 2014­2019 гг. 5 для отраслей программы ГПИИР­2 1 2 1 2 1 2 Управление инновациями  Управление качеством  Управление инновациями  Управление качеством  Управление инновациями Управление качеством 80 110 200 180 для сферы частного предпринимательства 350 450 500 550 для государственной системы технического регулирования 300 350 2160 150 250 1220 200 250 125 225 990 120 150 250 300 200 300 1680 ВСЕГО 250 210 300 250 600 650 350 400 2550 950 900 1900 2200 1125 1525 8600 Выводы В целом, оценка сложившейся ситуации в Казахстане позволяет сделать  предположение, что формирование эффективных механизмов поддержки и внедрения  инноваций в сфере малого и среднего предпринимательства остается слабым звеном  национальной инновационной системы. Мировая практика участия университетов в инновационной деятельности  характеризуется тремя основными направлениями: ­ традиционная роль университетов как научно­исследовательских центров,  создающих новые знания и разрабатывающих на их базе новые инновационные  технологии; ­ перспективная роль университетов как инновационных центров, способствующих  внедрению новых технологий от стадии научной разработки, оформления, оценки с  последующей передачей на стадию промышленных испытаний и дальнейшего  использования; ­  подготовка высокопрофессиональных кадров, участвующих во всей цепочке от  создания до внедрения инновационных технологий – от разработчиков до специалистов  промышленных предприятий. Участие Нового экономического университета им. Т. Рыскулова и Евразийского  национального университета им. Л.Н. Гумилева в инновационном развитии страны,  определяется их инновационной деятельностью, которая предполагает целый комплекс  организационных, научных, технологических, финансовых и коммерческих  мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновационным результатам с  одной стороны и подготовке квалифицированных кадров для инновационных  технологий предприятий с другой стороны. В целях обеспечения эффективной трансформации знаниевой парадигмы в  компетентностную модель обучения, а также реализации методологии такого перехода,  назрела настоятельная необходимость в создании новой   технической специальности  «Управление качеством», позволяющий реализовать образовательные  высокоинтеллектуальные технологии и начать подготовку конкурентоспособных  специалистов с инженерным образованием, отвечающих современным стандартам  технико­технологического знания и востребованных субъектами предпринимательства,  малым и средним бизнесом, производственными, научными, образовательными и др.  организациями и учреждениями Казахстана. Сегодня в Казахстане ни в одном вузе не осуществляется подготовка  специалистов по инновационным технологиям в управлении качеством,  организация подготовки специалистов данной категории в условиях  наметившегося курса государства на приватизацию крупнейших госкомпаний  усиливает актуальность её опережающего создания. НАРХОЗ в настоящее время  6 имеют реальную возможность получить значительное конкурентное  преимущество. Литература 1. 2. 3. 4. Давоский экономический форум 2015. Искаков Б.М. Национальное академическое ранжирование вузов Казахстана.  //Аккредитация в образовании. 2012. №7. С.30­33. Отчет о тенденциях развития инноваций в Республике Казахстан и в мире //  Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан // АО  «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» // АО «Национальное  агентство по технологическому развитию» ­ 2013 г. Сайт Казахстанской общественной организации “Казахстанская ассоциация  инженерного образования KAZSEE”. http://www.kazsee.kz.  7

ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ ПОДГОТОВКИ КРЕАТИВНЫХ ИНЖЕНЕРОВ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ ПОДГОТОВКИ КРЕАТИВНЫХ ИНЖЕНЕРОВ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ ПОДГОТОВКИ КРЕАТИВНЫХ ИНЖЕНЕРОВ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ ПОДГОТОВКИ КРЕАТИВНЫХ ИНЖЕНЕРОВ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ ПОДГОТОВКИ КРЕАТИВНЫХ ИНЖЕНЕРОВ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ ПОДГОТОВКИ КРЕАТИВНЫХ ИНЖЕНЕРОВ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ ПОДГОТОВКИ КРЕАТИВНЫХ ИНЖЕНЕРОВ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ ПОДГОТОВКИ КРЕАТИВНЫХ ИНЖЕНЕРОВ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ ПОДГОТОВКИ КРЕАТИВНЫХ ИНЖЕНЕРОВ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ ПОДГОТОВКИ КРЕАТИВНЫХ ИНЖЕНЕРОВ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ ПОДГОТОВКИ КРЕАТИВНЫХ ИНЖЕНЕРОВ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ ПОДГОТОВКИ КРЕАТИВНЫХ ИНЖЕНЕРОВ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ ПОДГОТОВКИ КРЕАТИВНЫХ ИНЖЕНЕРОВ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ ПОДГОТОВКИ КРЕАТИВНЫХ ИНЖЕНЕРОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2019