Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)
Оценка 4.7

Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)

Оценка 4.7
Документация
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
10.04.2019
Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)
Публикация является частью публикации:
МОЯ УСАДЬБА ДубокОА, ШишкинаЕМ.docx
Программа «Моя Усадьба» Дубок Оксана Анатольевна, учитель технологии Шишкина Елена Михайловна,  учитель биологии МБОУ «Угутская СОШ», с. Угут В соответствии с государственной программой ХМАО­Югры «Развитие образования в Ханты­Мансийском автономном округе­Югре на 2018 ­ 2025 годы   и   на   период   до   2030   года»,  главная   цель  современной  школы  –   это «обеспечение   доступности   качественного   образования,   соответствующего требованиям   инновационного   развития   экономики,   современным потребностям общества и каждого жителя Ханты­Мансийского автономного округа – Югры» [1].  Приоритетная   задача   нашей   школы:   создание   необходимых   и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В   соответствии   с   ФГОС   ООО   внеурочная   деятельность   является составной частью образовательного процесса. Под внеурочной деятельностью в   рамках   реализации   ФГОС   ООО   следует   понимать   образовательную деятельность,  осуществляемую   в   формах,  отличных   от   классно­урочной,  и направленную   на   достижение   планируемых   результатов   освоения   основной образовательной программы основного общего образования.  Одними   из   основных   целей   внеурочной   деятельности  согласно   ФГОС являются   создание   условий   для   достижения   учащимися   необходимого   для жизни   в   обществе   социального   опыта   и   формирования   принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на   социально   значимую   практическую   деятельность,   реализацию добровольческих инициатив. Программа   «Моя   усадьба»,   разработанная   мною  в   соответствии   с государственной программой ХМАО­Югры  «Развитие образования в Ханты­ Мансийском автономном округе­Югре на 2018 ­ 2025 годы и на период до 2030   года»,   ­   направлена   на  удовлетворение   потребностей   школьников   в содержательном досуге, в общественно­полезной деятельности, на получение метапредметных   результатов   обучения   по  технологии,   биологии,   химии, экологии через формирование и развитие УУД (познавательных, когнитивных, регулятивных).  Актуальность программы Учащиеся   5­11   классов   (подростки   и   молодежь)   ­     это   социальная группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации, интеграции в мир взрослых.     Поэтому созрела необходимость  обеспечить системный   подход   в   создании   эстетически   оформленного   и   социально значимого   пространства   для   развития   творческого   потенциала   личности ребёнка, его саморазвития и социальной адаптации. Для этого и была создана программа «Моя усадьба» [2], которая реализовывается через подпрограммы «Школьный дворик», «Учебно­опытный  участок» (Прил. 1­2).  Привлечение широкого   круга   учащихся,   родителей,   учителей,   социальных   партнеров   – специалистов ФГБУ "Государственный  природный  заповедник "Юганский», позволит   повысить   социальную   адаптацию   детей   через   приобретение теоретико­практических   умений   и   навыков   во   время   работы   на   учебно­ опытном   участке  и   проектно­исследовательской   деятельности,   летней трудовой практики. Гипотеза: Если   вовлечь   ребёнка   в   социально   значимую   работу   по   созданию эстетически оформленного жизненного пространства в школе, интернате, на приусадебном участке, то он сможет развить свои творческие способности, приобрести практические умения и навыки, которые в дальнейшем помогут ему построить гармоничное жизненное пространство своё и своих близких, социально ­ адаптированного и природосообразного.  : создание социально значимого эстетически оформленного Цель программы   пространства   для   развития   творческого   потенциала   личности   ребёнка,   его саморазвития и социальной адаптации. Задачи    : 1. Объединить усилия общественности, педагогов, родителей, учащихся для творческой социально направленной деятельности. 2. Организовать общественно­полезную занятость учащихся 5­8, 10 классов во время летней трудовой практики. 3. Повысить социальную адаптацию детей через приобретение теоретических знаний и практических умений, и навыков во время работы на учебно­ опытном   участке   и   проектно­исследовательской   деятельности,   летней трудовой практики. 4. Повысить   учебную   мотивацию   и   познавательный   интерес   через практическое воплощение творческих проектов и идей. сформированный   круг   единомышленников   для   развития   творческих Ожидаемые результаты: ­ способностей детей; ­ ­ ­ ­ жизненного пространства; ­ деятельности; социализация учащихся; создание комфортной школьной среды; повышение самооценки участников социально значимых проектов; приобретение   навыков   и   умений   для   эстетического   преобразования овладение   методами   научно­исследовательской   и   проектной повышение   познавательного   интереса   и   мотивации   к   учебной ­ деятельности.        Данная программа учитывает требования образовательных программ по предметам:   технология,   биология,   химия,   предусматривает   организацию самостоятельной деятельности учащихся во время работы на учебно­опытном участке   и   проектно­исследовательской   деятельности,   летней   трудовой практики,   а   также   предусматривает   использование   современных   учебных материалов     позволяющих   получить теоретические   знания   и   практические   умения   в   области  растениеводства, овощеводства,   почвоведения,   агротехники,   а   также   побудить   учащихся   к анализу предмета изучения и выявлению ошибок в собственных или чужих работах при проведение опытов, исследовательской деятельности на участке и в теплицах).  (дидактических   источников, При   реализации   программы   «Моя   усадьба»   будут   использоваться здоровьесберегающие; современные образовательные технологии:   проектная деятельность;  исследовательская деятельность;  информационно­коммуникационная технология. Система оценки достижения планируемых результатов:  мониторинг компетентностей обучающихся (Прил. 3);  практическая,   проектная   и   научно­исследовательская   деятельность обучающихся;  участие   обучающихся   в   выставках,   конкурсах,   проектах,   соревнованиях различного уровня;  рост количества обучающихся, задействованных в реализации Программы;  рост   количества   родителей,   социальных   партнеров   участвующих   в мероприятиях по реализации Программы;  увеличение возделываемых площадей для исполнения подпрограмм;  практическая   реализация   конкурсов   проектов   по   лучшему   оформлению клумб,   цветников,   альпийских   горок,   малых   архитектурных  (беседок, пергол, шпалер). Список источников   Доступ: 1. Государственная программа ХМАО­Югры  «Развитие образования в Ханты­ Мансийском автономном округе­Югре на 2018 ­ 2025 годы и на период до 2030   года».  Официальный   сайт   Департамента   образования   и   молодежной политики  https://depobr­ molod.admhmao.ru/gosudarstvennye­programmy/gosudarstvennaya­programma­ khanty­mansiyskogo­avtonomnogo­okruga­yugry­o­razvitii­obrazovaniya­v­ kha/1153007/o­gosudarstvennoy­programme­khanty­mansiyskogo­avtonomnogo­ okruga­yugry­razvitie­obrazovaniya­v­khan (дата обращения ­ 19.09.2018) ХМАО­Югры. 2. Программа   «Моя   усадьба».   Сайт   педагога   Дубок   О.А.   Доступ: https://docs.wixstatic.com/ugd/fa2ac3_efbe815779fd48db8da2c2ba8d0b9c46.pdf (дата обращения ­ 19.09.2018) __________________________                                                  подпись                                                                                                  расшифровка подписи «_____»_____________________20__г.   ____________________________ Подпрограмма «Школьный дворик». Исполнитель: инициативная группа (учителя, учащиеся 5­8 и 10 классов, родители, общественность). Сроки реализации: 5 лет (2014­2019 годы). Цель   подпрограммы:   декоративное   оформление   пришкольных   участков,   территорий   вокруг   корпусов   интерната   для создания эстетически оформленного пространства.  Приложение 1 Учебные года 2014­2015 2015­2016 I этап: II этап: III этап:  Создание инициативной группы по координации  работы по оформлению пришкольного участка,  созданию клумб, альпийской горки, высадки  деревьев, декоративных кустарников – сирени  («Аллея славы») ∙ Составление плана пришкольного участка, на  котором будет вестись работа. ∙ Составить перечень цветочных культур,  необходимых для посадки. ∙ Составить перечень деревьев, необходимых для  посадки. Оформление пришкольного участка, созданию  клумб, альпийских горок, малых архитектурных  форм (цветник­корабль), высадки деревьев.  ∙ Составление плана пришкольного участка, на  котором будет вестись работа. ∙ Составить перечень цветочных культур,  необходимых для посадки. ∙ Составить перечень деревьев, кустарников  необходимых для посадки. ∙ Создание бригад школьников 5­8;10 классов для  прохождения летней трудовой практики. Клумбы, альпийская горка: ∙Закупка необходимого семенного материала. ∙Проведение посева семян. ∙ Уход за рассадой в кабинетах. ∙ Подготовка клумб, цветников, альпийской горки для высадки рассады. ∙Перенести схему цветочной композиции с эскиза на  участок земли. Создание оптимальных условий для хорошего роста  высаженного цветочного материала. Деревья, кустарники:  Организация доставки, посадки и ухода за  деревьями, кустарников выбранных сортов Клумбы, альпийские горки, цветник­ корабль, вазоны: ∙ Закупка необходимого семенного материала, садово­ огородного инвентаря. ∙ Проведение посева семян. ∙ Уход за рассадой в кабинетах. ∙ Подготовка клумб, цветников, альпийских горок,  для высадки рассады. ∙ Создание оптимальных условий для хорошего роста  высаженного цветочного материала.  Деревья, кустарники: ∙ Организация доставки, посадки и ухода за  деревьями, выбранных сортов ∙Высадка деревьев, кустарников  и цветочной рассады в грунт. ∙Уход и полив за растениями (в  учебное время ­ учащиеся 5­8,  10­е классы и сотрудники  школы; в летнее время – силами  ребят из «Нового поколения»). ∙Высадка деревьев и цветочной  рассады в грунт ∙Уход и полив за растениями  (силами бригад школьников 5­ 8;10 классов). 2016­2017 2017­2018 Составление плана пришкольного участка, на  котором будет вестись работа. ∙ Организовать конкурс эскизов по лучшему  оформлению клумб, цветников, альпийских горок,  малых архитектурных форм. ∙ Составить перечень цветочных культур,  необходимых для реализации проекта. ∙ Защита эскизов цветочных композиций. ∙Работа инициативной группы по выбору лучшего  эскиза цветочных композиций. ∙ Оформление окончательных эскизов цветочных  композиций. ∙ Продолжение работы бригад школьников 5­8;10  классов для прохождения летней трудовой  практики. ∙ Составление плана пришкольного участка, на  котором будет вестись работа. ∙ Организовать конкурс эскизов по лучшему  оформлению клумб, цветников, альпийских горок,  малых архитектурных форм. ∙ Составить перечень цветочных культур,  необходимых для реализации проекта. ∙ Защита эскизов цветочных композиций. ∙Работа инициативной группы по выбору лучшего  эскиза цветочных композиций. ∙ Оформление окончательных эскизов цветочных  композиций. ∙ Продолжение работы бригад школьников 5­8;10  классов для прохождения летней трудовой  практики. Клумбы, альпийские горки, цветник­ корабль и  другие малые архитектурные формы (беседки): ∙ Закупка необходимого семенного материала. ∙ Проведение посева семян, в том числе вьющихся  растений. ∙ Уход за рассадой в кабинетах. ∙ Подготовка клумб, цветников, альпийских горок,  малых архитектурных форм, для высадки рассады. ∙ Перенести схему цветочной композиции с эскиза на  участок земли. ∙ Создание оптимальных условий для хорошего роста  высаженного цветочного материала. ∙Высадка цветочной рассады в  грунт ∙Уход и полив за растениями  (силами бригад школьников 5­ 8;10 классов). ∙ Подготовка цветочной  композиции к началу нового  учебного года и приемки школы. ∙ Участие в общешкольном  конкурсе на лучшую цветочную  композицию. Клумбы, альпийские горки, цветник­ корабль, и  других малых архитектурных форм (перголы): ∙ Закупка необходимого семенного материала. ∙ Проведение посева семян. ∙ Уход за рассадой в кабинетах. ∙ Подготовка клумб, цветников, альпийских горок,  малых архитектурных форм, для высадки рассады. ∙ Перенести схему цветочной композиции с эскиза на  участок земли. ∙ Создание оптимальных условий для хорошего роста  высаженного цветочного материала. ∙Высадка цветочной рассады в  грунт ∙Уход и полив за растениями  (силами бригад школьников 5­ 8;10 классов). ∙ Подготовка цветочной  композиции к началу нового  учебного года и приемки школы. ∙ Участие в общешкольном  конкурсе на лучшую цветочную  композицию. 2018­2019 ∙ Составление плана пришкольного участка, на  котором будет вестись работа. ∙ Организовать конкурс эскизов по лучшему  оформлению клумб, цветников, альпийских горок,  малых архитектурных форм. ∙ Составить перечень цветочных культур,  необходимых для реализации проекта. ∙ Защита эскизов цветочных композиций. ∙Работа инициативной группы по выбору лучшего  эскиза цветочных композиций. ∙ Оформление окончательных эскизов цветочных  композиций. ∙ Продолжение работы бригад школьников 5­8;10  классов для прохождения летней трудовой  практики. Клумбы, альпийские горки, цветник­ корабль и  другие малые архитектурные формы (шпалеры): ∙ Закупка необходимого семенного материала. ∙ Проведение посева семян. ∙ Уход за рассадой в кабинетах. ∙ Подготовка клумб, цветников, альпийских горок,  малых архитектурных форм, для высадки рассады. ∙ Перенести схему цветочной композиции с эскиза на  участок земли. ∙ Создание оптимальных условий для хорошего роста  высаженного цветочного материала. ∙Высадка цветочной рассады в  грунт ∙Уход и полив за растениями  (силами бригад школьников 5­ 8;10 классов). ∙ Подготовка цветочной  композиции к началу нового  учебного года и приемки школы. ∙ Участие в общешкольном  конкурсе на лучшую цветочную  композицию. Подпрограмма «Учебно­опытный участок»: Исполнитель: инициативная группа (учителя, учащиеся 5­8 и 10 классов, родители, общественность). Сроки реализации: 5 лет (2014­2019 годы). Цель подпрограммы: организация работ на учебно­опытном участке и проектно­исследовательской деятельности детей  для развития творческого потенциала личности ребёнка, его саморазвития и социальной адаптации. Приложение 2 Учебные  года 2014­2015 I этап: II этап: III этап: ∙Закупка необходимого  посадочного материала,  садово­огородного  инвентаря, теплиц ∙ Организация доставки  теплиц, садово­огородного  инвентаря, посадочного  материала  Создание инициативной группы  по проектированию учебно­ опытного участка ∙ Составление плана работ на  2011­2012 уч. год. ∙ Составление проектно­сметной документации на приобретение  теплиц, садово­огородного  инвентаря, посадочного  материала ∙ Составление программы по  обучению групп, учащихся  основам растениеводства и  овощеводства, агротехники Проектно­исследовательская деятельность  школьников ∙Организация рабочей группы «Терра» (учащиеся 8 и 10 кл, учителя, представители: «Научного общества  учащихся», «Детской научной лаборатории»,  специалисты ФГБУ «Государственный заповедник  «Юганский») по руководству научно­ исследовательской работы в школе. ∙Разработка тематик перспективных и краткосрочных  опытов, исследовательской деятельности на 2014­2019  уч. года Утверждение на методическом совете школы тематик  перспективных и краткосрочных опытов,  исследовательской деятельности на 2014­2019 уч. года 2015­2016 2016­2017 ∙ Составление плана учебно­ опытного участка, на котором  будет вестись работа. ∙ Составление перечня овощных  культур, необходимых для  посадки. ∙ Создание бригад школьников 5­ 8;10 классов для прохождения  летней трудовой практики. ∙ Реализация программ по  обучению групп, учащихся  основам растениеводства и  овощеводства и агротехники. Составление плана учебно­ опытного участка, на котором  будет вестись работа.  ∙ Составление перечня овощных  и плодово­ягодных культур,  необходимых для посадки. ∙ Составление проектно­сметной документации на приобретение  второй теплицы, садово­ огородного инвентаря,  посадочного материала ∙ Создание бригад школьников 5­ 8;10 классов для прохождения  летней трудовой практики. ∙ Реализация программ по  обучению групп, учащихся  основам растениеводства и  овощеводства и агротехники. ∙ Закупка необходимого  посадочного материала,  докупка садово­огородного  инвентаря. ∙ Проведение посева семян. ∙ Уход за рассадой в  кабинетах. ∙ Установка теплицы,  разбивка грядок ∙ Подготовка теплицы, грядок для посева семян и высадки  рассады. ∙ Создание оптимальных  условий для хорошего роста  высаженного материала.  ∙ Закупка необходимого  посадочного материала,  докупка теплицы, садово­ огородного инвентаря. ∙ Проведение посева семян. ∙ Уход за рассадой в  кабинетах. ∙ Установка теплиц, разбивка  грядок, участка для посадки  плодово­ягодных культур  (смородины, клубники) ∙ Подготовка теплицы, грядок для посева семян и высадки  рассады, кустарников ∙ Создание оптимальных  условий для хорошего роста  высаженного материала.  ∙Высадка рассады в грунт ∙ Посев семян в  грунт ∙Уход и полив за  растениями  (силами бригад  школьников 5­8;10  классов). ∙Корректировка тематик перспективных и  краткосрочных опытов, исследовательской  деятельности на 2011­2016 уч. года. ∙Разработка необходимой документации по закладке и  технологии опытов, по организации и учету  наблюдений. ∙ Выбор и освоение методик проведения опытов. ∙ Составление календарных планов работ на весь  период исследований ∙ Проведение опытов на участке и в теплице ∙ Обработка полученных материалов. ∙ Подведение итогов исследований, пропаганда  положительных результатов. ∙Высадка рассады в грунт ∙Высадка саженцев ∙ Посев семян в  грунт ∙Уход и полив за  растениями  (силами бригад  школьников 5­8;10  классов). ∙Расширение состава участников в экспериментальной  и исследовательской деятельности (7кл.) ∙Корректировка тематик перспективных и  краткосрочных опытов, исследовательской  деятельности на 2014­2019 уч. года. ∙Разработка необходимой документации по закладке и  технологии опытов, исследовательской деятельности  по организации и учету наблюдений. ∙ Выбор и освоение методик проведения опытов,  исследовательской деятельности. ∙ Составление календарных планов работ на весь  период исследований ∙ Проведение опытов, исследовательской деятельности  на участке и в теплицах ∙ Обработка полученных материалов. ∙ Подведение итогов исследований, пропаганда  положительных результатов. 2017­2018 Составление плана учебно­ опытного участка, на котором  будет вестись работа.  ∙ Составление перечня овощных  и плодово­ягодных культур,  необходимых для посадки. ∙ Составление проектно­сметной документации на строительство  стационарного тепличного  комплекса, садово­огородного  инвентаря, посадочного  материала ∙ Создание бригад школьников 5­ 8;10 классов для прохождения  летней трудовой практики. ∙ Реализация программ по  обучению групп, учащихся  основам растениеводства и  овощеводства и агротехники. 2018­2019    Составление плана учебно­ опытного участка, на котором  будет вестись работа.  ∙ Составление перечня овощных  и плодово­ягодных культур,  необходимых для посадки. ∙ Строительство стационарного  тепличного комплекса. ∙ Создание бригад школьников 5­ 8;10 классов для прохождения  летней трудовой практики. ∙ Реализация программ по  обучению групп, учащихся  основам растениеводства и  овощеводства и агротехники. ∙ Закупка необходимого  посадочного материала,  садово­огородного  инвентаря. ∙ Проведение посева семян. ∙ Уход за рассадой в  кабинетах. ∙ Установка теплиц, разбивка  грядок, участка для посадки  плодово­ягодных культур  (малины, клубники) ∙ Подготовка теплицы, грядок для посева семян и высадки  рассады, кустарников ∙ Создание оптимальных  условий для хорошего роста  высаженного материала.  ∙ Закупка необходимого  посадочного материала,  садово­огородного  инвентаря. ∙ Проведение посева семян. ∙ Уход за рассадой в  кабинетах. ∙ Установка теплиц, разбивка  грядок, участка для посадки  плодово­ягодных культур  (крыжовника, шиповника) ∙ Подготовка теплицы, грядок для посева семян и высадки  рассады, кустарников ∙ Создание оптимальных  условий для хорошего роста  высаженного материала.  ∙Высадка рассады в грунт ∙Высадка саженцев ∙ Посев семян в  грунт ∙Уход и полив за  растениями  (силами бригад  школьников 5­8;10  классов). ∙Высадка рассады в грунт ∙Высадка саженцев ∙ Посев семян в  грунт ∙Уход и полив за  растениями  (силами бригад  школьников 5­8;10  классов). ∙Расширение состава участников в экспериментальной  и исследовательской деятельности (5­6 кл.) ∙Корректировка тематик перспективных и  краткосрочных опытов, исследовательской  деятельности на 2011­2016 уч. года. ∙Разработка необходимой документации по закладке и  технологии опытов, исследовательской деятельности  по организации и учету наблюдений. ∙ Выбор и освоение методик проведения опытов,  исследовательской деятельности. ∙ Составление календарных планов работ на весь  период исследований ∙ Проведение опытов, исследовательской деятельности  на участке и в теплицах ∙ Обработка полученных материалов. ∙ Подведение итогов исследований, пропаганда  положительных результатов. ∙Расширение состава участников в экспериментальной  и исследовательской деятельности. ∙Корректировка тематик перспективных и  краткосрочных опытов, исследовательской  деятельности на 2018­2019 уч. год. ∙Разработка необходимой документации по закладке и  технологии опытов, исследовательской деятельности  по организации и учету наблюдений. ∙ Выбор и освоение методик проведения опытов,  исследовательской деятельности. ∙ Составление календарных планов работ на весь  период исследований ∙ Проведение опытов, исследовательской деятельности  на участке и в теплицах ∙ Обработка полученных материалов. ∙ Подведение итогов исследований, пропаганда  положительных результатов. Компетенции ученика Сформированность  познавательного потенциала  личности обучающихся и  особенности мотивации. Сформированность  коммуникативного потенциала  личности и её зависимость от  сформированности  общешкольного коллектива. Сформированность  нравственного, эстетического  потенциала учащегося. Приложение 3 Мониторинг компетентностей обучающихся Показатели 1.Познавательная активность  обучающихся. 2.Произвольность психических  процессов. 3.Эмоциональное состояние (уровень  тревожности) 1.Коммуникабельность. 2.Знание этикета. 3.Комфортность ребёнка в школе. 4.Сформированность совместной  деятельности. 5.Взаимодействие со взрослыми,  родителями, педагогами. 6.Соблюдение социальных и  этических норм. 1.Нравственная направленность  личности. 2.Сформированность отношений  ребёнка к Родине, обществу, семье,  школе, себе, природе, труду.  3.Развитость чувства прекрасного. Методический инструментарий 1.Методики изучения развития  познавательных процессов личности ребёнка. 2.Педагогическое наблюдение. 3.Оценка уровня тревожности Филипса  «Шкала тревожности». 1.Методика выявления коммуникативных  склонностей обучающихся. 2. Педагогическое наблюдение. 3 Методика А.А. Андреева «Изучение  удовлетворённости учащегося школьной  жизнью». 4.Методики «Наши отношения»,  «Психологическая атмосфера в  коллективе».  5.Анкета «Ты и твоя школа».  6.Наблюдения педагогов. 1.Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о  жизненном опыте». 2.Мониторинг ценностных ориентиров по  Артюковой. 3.Изучение документации 4. Мониторинг общего поведения

Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)

Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)

Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)

Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)

Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)

Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)

Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)

Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)

Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)

Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)

Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)

Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)

Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)

Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)

Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)

Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)

Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)

Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)

Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)

Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)

Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)

Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2019