Программа «Моя Усадьба»
Дубок Оксана Анатольевна,
учитель технологии
Шишкина Елена Михайловна,
учитель биологии
МБОУ «Угутская СОШ», с. Угут
В соответствии с государственной программой ХМАОЮгры «Развитие
образования в ХантыМансийском автономном округеЮгре на 2018 2025
годы и на период до 2030 года», главная цель современной школы – это
«обеспечение доступности качественного образования, соответствующего
требованиям инновационного развития экономики,
современным
потребностям общества и каждого жителя ХантыМансийского автономного
округа – Югры» [1].
Приоритетная задача нашей школы: создание необходимых и
полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, готового к
жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
В соответствии с ФГОС ООО внеурочная деятельность является
составной частью образовательного процесса. Под внеурочной деятельностью
в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную
деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классноурочной, и
направленную на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
Одними из основных целей внеурочной деятельности согласно ФГОС
являются создание условий для достижения учащимися необходимого для
жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой
обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития
и социализации каждого учащегося, развитие здоровой, творчески растущей
личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной
на социально значимую практическую деятельность,
реализацию
добровольческих инициатив.
Программа «Моя усадьба», разработанная мною в соответствии с
государственной программой ХМАОЮгры «Развитие образования в Ханты
Мансийском автономном округеЮгре на 2018 2025 годы и на период до
2030 года», направлена на удовлетворение потребностей школьников в
содержательном досуге, в общественнополезной деятельности, на получение
метапредметных результатов обучения по технологии, биологии, химии,
экологии через формирование и развитие УУД (познавательных, когнитивных,
регулятивных).
Актуальность программы
Учащиеся 511 классов (подростки и молодежь) это социальная
группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации,
интеграции в мир взрослых. Поэтому созрела необходимость обеспечить системный подход в создании эстетически оформленного и социально
значимого пространства для развития творческого потенциала личности
ребёнка, его саморазвития и социальной адаптации. Для этого и была создана
программа «Моя усадьба» [2], которая реализовывается через подпрограммы
«Школьный дворик», «Учебноопытный участок» (Прил. 12). Привлечение
широкого круга учащихся, родителей, учителей, социальных партнеров –
специалистов ФГБУ "Государственный природный заповедник "Юганский»,
позволит повысить социальную адаптацию детей через приобретение
теоретикопрактических умений и навыков во время работы на учебно
опытном участке и проектноисследовательской деятельности, летней
трудовой практики.
Гипотеза:
Если вовлечь ребёнка в социально значимую работу по созданию
эстетически оформленного жизненного пространства в школе, интернате, на
приусадебном участке, то он сможет развить свои творческие способности,
приобрести практические умения и навыки, которые в дальнейшем помогут
ему построить гармоничное жизненное пространство своё и своих близких,
социально адаптированного и природосообразного.
: создание социально значимого эстетически оформленного
Цель программы
пространства для развития творческого потенциала личности ребёнка, его
саморазвития и социальной адаптации.
Задачи
:
1. Объединить усилия общественности, педагогов, родителей, учащихся для
творческой социально направленной деятельности.
2. Организовать общественнополезную занятость учащихся 58, 10 классов
во время летней трудовой практики.
3. Повысить социальную адаптацию детей через приобретение теоретических
знаний и практических умений, и навыков во время работы на учебно
опытном участке и проектноисследовательской деятельности, летней
трудовой практики.
4. Повысить учебную мотивацию и познавательный интерес через
практическое воплощение творческих проектов и идей.
сформированный круг единомышленников для развития творческих
Ожидаемые результаты:
способностей детей;
жизненного пространства;
деятельности;
социализация учащихся;
создание комфортной школьной среды;
повышение самооценки участников социально значимых проектов;
приобретение навыков и умений для эстетического преобразования
овладение методами научноисследовательской и проектной повышение познавательного интереса и мотивации к учебной
деятельности.
Данная программа учитывает требования образовательных программ по
предметам: технология, биология, химия, предусматривает организацию
самостоятельной деятельности учащихся во время работы на учебноопытном
участке и проектноисследовательской деятельности, летней трудовой
практики, а также предусматривает использование современных учебных
материалов
позволяющих получить
теоретические знания и практические умения в области растениеводства,
овощеводства, почвоведения, агротехники, а также побудить учащихся к
анализу предмета изучения и выявлению ошибок в собственных или чужих
работах при проведение опытов, исследовательской деятельности на участке
и в теплицах).
(дидактических источников,
При реализации программы «Моя усадьба» будут использоваться
здоровьесберегающие;
современные образовательные технологии:
проектная деятельность;
исследовательская деятельность;
информационнокоммуникационная технология.
Система оценки достижения планируемых результатов:
мониторинг компетентностей обучающихся (Прил. 3);
практическая, проектная и научноисследовательская деятельность
обучающихся;
участие обучающихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях
различного уровня;
рост количества обучающихся, задействованных в реализации Программы;
рост количества родителей, социальных партнеров участвующих в
мероприятиях по реализации Программы;
увеличение возделываемых площадей для исполнения подпрограмм;
практическая реализация конкурсов проектов по лучшему оформлению
клумб, цветников, альпийских горок, малых архитектурных (беседок,
пергол, шпалер).
Список источников
Доступ:
1. Государственная программа ХМАОЮгры «Развитие образования в Ханты
Мансийском автономном округеЮгре на 2018 2025 годы и на период до
2030 года». Официальный сайт Департамента образования и молодежной
политики
https://depobr
molod.admhmao.ru/gosudarstvennyeprogrammy/gosudarstvennayaprogramma
khantymansiyskogoavtonomnogookrugayugryorazvitiiobrazovaniyav
kha/1153007/ogosudarstvennoyprogrammekhantymansiyskogoavtonomnogo
okrugayugryrazvitieobrazovaniyavkhan (дата обращения 19.09.2018)
ХМАОЮгры. 2. Программа «Моя усадьба». Сайт педагога Дубок О.А. Доступ:
https://docs.wixstatic.com/ugd/fa2ac3_efbe815779fd48db8da2c2ba8d0b9c46.pdf
(дата обращения 19.09.2018)
__________________________
подпись расшифровка подписи
«_____»_____________________20__г.
____________________________ Подпрограмма «Школьный дворик».
Исполнитель: инициативная группа (учителя, учащиеся 58 и 10 классов, родители, общественность).
Сроки реализации: 5 лет (20142019 годы).
Цель подпрограммы: декоративное оформление пришкольных участков, территорий вокруг корпусов интерната для
создания эстетически оформленного пространства.
Приложение 1
Учебные
года
20142015
20152016
I этап:
II этап:
III этап:
Создание инициативной группы по координации
работы по оформлению пришкольного участка,
созданию клумб, альпийской горки, высадки
деревьев, декоративных кустарников – сирени
(«Аллея славы»)
∙ Составление плана пришкольного участка, на
котором будет вестись работа.
∙ Составить перечень цветочных культур,
необходимых для посадки.
∙ Составить перечень деревьев, необходимых для
посадки.
Оформление пришкольного участка, созданию
клумб, альпийских горок, малых архитектурных
форм (цветниккорабль), высадки деревьев.
∙ Составление плана пришкольного участка, на
котором будет вестись работа.
∙ Составить перечень цветочных культур,
необходимых для посадки.
∙ Составить перечень деревьев, кустарников
необходимых для посадки.
∙ Создание бригад школьников 58;10 классов для
прохождения летней трудовой практики.
Клумбы, альпийская горка:
∙Закупка необходимого семенного материала.
∙Проведение посева семян.
∙ Уход за рассадой в кабинетах.
∙ Подготовка клумб, цветников, альпийской горки для
высадки рассады.
∙Перенести схему цветочной композиции с эскиза на
участок земли.
Создание оптимальных условий для хорошего роста
высаженного цветочного материала.
Деревья, кустарники:
Организация доставки, посадки и ухода за
деревьями, кустарников выбранных сортов
Клумбы, альпийские горки, цветник корабль, вазоны:
∙ Закупка необходимого семенного материала, садово
огородного инвентаря.
∙ Проведение посева семян.
∙ Уход за рассадой в кабинетах.
∙ Подготовка клумб, цветников, альпийских горок,
для высадки рассады.
∙ Создание оптимальных условий для хорошего роста
высаженного цветочного материала.
Деревья, кустарники:
∙ Организация доставки, посадки и ухода за
деревьями, выбранных сортов
∙Высадка деревьев, кустарников
и цветочной рассады в грунт.
∙Уход и полив за растениями (в
учебное время учащиеся 58,
10е классы и сотрудники
школы; в летнее время – силами
ребят из «Нового поколения»).
∙Высадка деревьев и цветочной
рассады в грунт
∙Уход и полив за растениями
(силами бригад школьников 5
8;10 классов). 20162017
20172018
Составление плана пришкольного участка, на
котором будет вестись работа.
∙ Организовать конкурс эскизов по лучшему
оформлению клумб, цветников, альпийских горок,
малых архитектурных форм.
∙ Составить перечень цветочных культур,
необходимых для реализации проекта.
∙ Защита эскизов цветочных композиций.
∙Работа инициативной группы по выбору лучшего
эскиза цветочных композиций.
∙ Оформление окончательных эскизов цветочных
композиций.
∙ Продолжение работы бригад школьников 58;10
классов для прохождения летней трудовой
практики.
∙ Составление плана пришкольного участка, на
котором будет вестись работа.
∙ Организовать конкурс эскизов по лучшему
оформлению клумб, цветников, альпийских горок,
малых архитектурных форм.
∙ Составить перечень цветочных культур,
необходимых для реализации проекта.
∙ Защита эскизов цветочных композиций.
∙Работа инициативной группы по выбору лучшего
эскиза цветочных композиций.
∙ Оформление окончательных эскизов цветочных
композиций.
∙ Продолжение работы бригад школьников 58;10
классов для прохождения летней трудовой
практики.
Клумбы, альпийские горки, цветник корабль и
другие малые архитектурные формы (беседки):
∙ Закупка необходимого семенного материала.
∙ Проведение посева семян, в том числе вьющихся
растений.
∙ Уход за рассадой в кабинетах.
∙ Подготовка клумб, цветников, альпийских горок,
малых архитектурных форм, для высадки рассады.
∙ Перенести схему цветочной композиции с эскиза на
участок земли.
∙ Создание оптимальных условий для хорошего роста
высаженного цветочного материала.
∙Высадка цветочной рассады в
грунт
∙Уход и полив за растениями
(силами бригад школьников 5
8;10 классов).
∙ Подготовка цветочной
композиции к началу нового
учебного года и приемки школы.
∙ Участие в общешкольном
конкурсе на лучшую цветочную
композицию.
Клумбы, альпийские горки, цветник корабль, и
других малых архитектурных форм (перголы):
∙ Закупка необходимого семенного материала.
∙ Проведение посева семян.
∙ Уход за рассадой в кабинетах.
∙ Подготовка клумб, цветников, альпийских горок,
малых архитектурных форм, для высадки рассады.
∙ Перенести схему цветочной композиции с эскиза на
участок земли.
∙ Создание оптимальных условий для хорошего роста
высаженного цветочного материала.
∙Высадка цветочной рассады в
грунт
∙Уход и полив за растениями
(силами бригад школьников 5
8;10 классов).
∙ Подготовка цветочной
композиции к началу нового
учебного года и приемки школы.
∙ Участие в общешкольном
конкурсе на лучшую цветочную
композицию. 20182019
∙ Составление плана пришкольного участка, на
котором будет вестись работа.
∙ Организовать конкурс эскизов по лучшему
оформлению клумб, цветников, альпийских горок,
малых архитектурных форм.
∙ Составить перечень цветочных культур,
необходимых для реализации проекта.
∙ Защита эскизов цветочных композиций.
∙Работа инициативной группы по выбору лучшего
эскиза цветочных композиций.
∙ Оформление окончательных эскизов цветочных
композиций.
∙ Продолжение работы бригад школьников 58;10
классов для прохождения летней трудовой
практики.
Клумбы, альпийские горки, цветник корабль и
другие малые архитектурные формы (шпалеры):
∙ Закупка необходимого семенного материала.
∙ Проведение посева семян.
∙ Уход за рассадой в кабинетах.
∙ Подготовка клумб, цветников, альпийских горок,
малых архитектурных форм, для высадки рассады.
∙ Перенести схему цветочной композиции с эскиза на
участок земли.
∙ Создание оптимальных условий для хорошего роста
высаженного цветочного материала.
∙Высадка цветочной рассады в
грунт
∙Уход и полив за растениями
(силами бригад школьников 5
8;10 классов).
∙ Подготовка цветочной
композиции к началу нового
учебного года и приемки школы.
∙ Участие в общешкольном
конкурсе на лучшую цветочную
композицию. Подпрограмма «Учебноопытный участок»:
Исполнитель: инициативная группа (учителя, учащиеся 58 и 10 классов, родители, общественность).
Сроки реализации: 5 лет (20142019 годы).
Цель подпрограммы: организация работ на учебноопытном участке и проектноисследовательской деятельности детей
для развития творческого потенциала личности ребёнка, его саморазвития и социальной адаптации.
Приложение 2
Учебные
года
20142015
I этап:
II этап:
III этап:
∙Закупка необходимого
посадочного материала,
садовоогородного
инвентаря, теплиц
∙ Организация доставки
теплиц, садовоогородного
инвентаря, посадочного
материала
Создание инициативной группы
по проектированию учебно
опытного участка
∙ Составление плана работ на
20112012 уч. год.
∙ Составление проектносметной
документации на приобретение
теплиц, садовоогородного
инвентаря, посадочного
материала
∙ Составление программы по
обучению групп, учащихся
основам растениеводства и
овощеводства, агротехники
Проектноисследовательская деятельность
школьников
∙Организация рабочей группы «Терра» (учащиеся 8 и 10
кл, учителя, представители: «Научного общества
учащихся», «Детской научной лаборатории»,
специалисты ФГБУ «Государственный заповедник
«Юганский») по руководству научно
исследовательской работы в школе.
∙Разработка тематик перспективных и краткосрочных
опытов, исследовательской деятельности на 20142019
уч. года
Утверждение на методическом совете школы тематик
перспективных и краткосрочных опытов,
исследовательской деятельности на 20142019 уч. года 20152016
20162017
∙ Составление плана учебно
опытного участка, на котором
будет вестись работа.
∙ Составление перечня овощных
культур, необходимых для
посадки.
∙ Создание бригад школьников 5
8;10 классов для прохождения
летней трудовой практики.
∙ Реализация программ по
обучению групп, учащихся
основам растениеводства и
овощеводства и агротехники.
Составление плана учебно
опытного участка, на котором
будет вестись работа.
∙ Составление перечня овощных
и плодовоягодных культур,
необходимых для посадки.
∙ Составление проектносметной
документации на приобретение
второй теплицы, садово
огородного инвентаря,
посадочного материала
∙ Создание бригад школьников 5
8;10 классов для прохождения
летней трудовой практики.
∙ Реализация программ по
обучению групп, учащихся
основам растениеводства и
овощеводства и агротехники.
∙ Закупка необходимого
посадочного материала,
докупка садовоогородного
инвентаря.
∙ Проведение посева семян.
∙ Уход за рассадой в
кабинетах.
∙ Установка теплицы,
разбивка грядок
∙ Подготовка теплицы, грядок
для посева семян и высадки
рассады.
∙ Создание оптимальных
условий для хорошего роста
высаженного материала.
∙ Закупка необходимого
посадочного материала,
докупка теплицы, садово
огородного инвентаря.
∙ Проведение посева семян.
∙ Уход за рассадой в
кабинетах.
∙ Установка теплиц, разбивка
грядок, участка для посадки
плодовоягодных культур
(смородины, клубники)
∙ Подготовка теплицы, грядок
для посева семян и высадки
рассады, кустарников
∙ Создание оптимальных
условий для хорошего роста
высаженного материала.
∙Высадка рассады в
грунт
∙ Посев семян в
грунт
∙Уход и полив за
растениями
(силами бригад
школьников 58;10
классов).
∙Корректировка тематик перспективных и
краткосрочных опытов, исследовательской
деятельности на 20112016 уч. года.
∙Разработка необходимой документации по закладке и
технологии опытов, по организации и учету
наблюдений.
∙ Выбор и освоение методик проведения опытов.
∙ Составление календарных планов работ на весь
период исследований
∙ Проведение опытов на участке и в теплице
∙ Обработка полученных материалов.
∙ Подведение итогов исследований, пропаганда
положительных результатов.
∙Высадка рассады в
грунт
∙Высадка саженцев
∙ Посев семян в
грунт
∙Уход и полив за
растениями
(силами бригад
школьников 58;10
классов).
∙Расширение состава участников в экспериментальной
и исследовательской деятельности (7кл.)
∙Корректировка тематик перспективных и
краткосрочных опытов, исследовательской
деятельности на 20142019 уч. года.
∙Разработка необходимой документации по закладке и
технологии опытов, исследовательской деятельности
по организации и учету наблюдений.
∙ Выбор и освоение методик проведения опытов,
исследовательской деятельности.
∙ Составление календарных планов работ на весь
период исследований
∙ Проведение опытов, исследовательской деятельности
на участке и в теплицах
∙ Обработка полученных материалов.
∙ Подведение итогов исследований, пропаганда
положительных результатов. 20172018
Составление плана учебно
опытного участка, на котором
будет вестись работа.
∙ Составление перечня овощных
и плодовоягодных культур,
необходимых для посадки.
∙ Составление проектносметной
документации на строительство
стационарного тепличного
комплекса, садовоогородного
инвентаря, посадочного
материала
∙ Создание бригад школьников 5
8;10 классов для прохождения
летней трудовой практики.
∙ Реализация программ по
обучению групп, учащихся
основам растениеводства и
овощеводства и агротехники.
20182019 Составление плана учебно
опытного участка, на котором
будет вестись работа.
∙ Составление перечня овощных
и плодовоягодных культур,
необходимых для посадки.
∙ Строительство стационарного
тепличного комплекса.
∙ Создание бригад школьников 5
8;10 классов для прохождения
летней трудовой практики.
∙ Реализация программ по
обучению групп, учащихся
основам растениеводства и
овощеводства и агротехники.
∙ Закупка необходимого
посадочного материала,
садовоогородного
инвентаря.
∙ Проведение посева семян.
∙ Уход за рассадой в
кабинетах.
∙ Установка теплиц, разбивка
грядок, участка для посадки
плодовоягодных культур
(малины, клубники)
∙ Подготовка теплицы, грядок
для посева семян и высадки
рассады, кустарников
∙ Создание оптимальных
условий для хорошего роста
высаженного материала.
∙ Закупка необходимого
посадочного материала,
садовоогородного
инвентаря.
∙ Проведение посева семян.
∙ Уход за рассадой в
кабинетах.
∙ Установка теплиц, разбивка
грядок, участка для посадки
плодовоягодных культур
(крыжовника, шиповника)
∙ Подготовка теплицы, грядок
для посева семян и высадки
рассады, кустарников
∙ Создание оптимальных
условий для хорошего роста
высаженного материала.
∙Высадка рассады в
грунт
∙Высадка саженцев
∙ Посев семян в
грунт
∙Уход и полив за
растениями
(силами бригад
школьников 58;10
классов).
∙Высадка рассады в
грунт
∙Высадка саженцев
∙ Посев семян в
грунт
∙Уход и полив за
растениями
(силами бригад
школьников 58;10
классов).
∙Расширение состава участников в экспериментальной
и исследовательской деятельности (56 кл.)
∙Корректировка тематик перспективных и
краткосрочных опытов, исследовательской
деятельности на 20112016 уч. года.
∙Разработка необходимой документации по закладке и
технологии опытов, исследовательской деятельности
по организации и учету наблюдений.
∙ Выбор и освоение методик проведения опытов,
исследовательской деятельности.
∙ Составление календарных планов работ на весь
период исследований
∙ Проведение опытов, исследовательской деятельности
на участке и в теплицах
∙ Обработка полученных материалов.
∙ Подведение итогов исследований, пропаганда
положительных результатов.
∙Расширение состава участников в экспериментальной
и исследовательской деятельности.
∙Корректировка тематик перспективных и
краткосрочных опытов, исследовательской
деятельности на 20182019 уч. год.
∙Разработка необходимой документации по закладке и
технологии опытов, исследовательской деятельности
по организации и учету наблюдений.
∙ Выбор и освоение методик проведения опытов,
исследовательской деятельности.
∙ Составление календарных планов работ на весь
период исследований
∙ Проведение опытов, исследовательской деятельности
на участке и в теплицах
∙ Обработка полученных материалов.
∙ Подведение итогов исследований, пропаганда
положительных результатов. Компетенции ученика
Сформированность
познавательного потенциала
личности обучающихся и
особенности мотивации.
Сформированность
коммуникативного потенциала
личности и её зависимость от
сформированности
общешкольного коллектива.
Сформированность
нравственного, эстетического
потенциала учащегося.
Приложение 3
Мониторинг компетентностей обучающихся
Показатели
1.Познавательная активность
обучающихся.
2.Произвольность психических
процессов.
3.Эмоциональное состояние (уровень
тревожности)
1.Коммуникабельность.
2.Знание этикета.
3.Комфортность ребёнка в школе.
4.Сформированность совместной
деятельности.
5.Взаимодействие со взрослыми,
родителями, педагогами.
6.Соблюдение социальных и
этических норм.
1.Нравственная направленность
личности.
2.Сформированность отношений
ребёнка к Родине, обществу, семье,
школе, себе, природе, труду.
3.Развитость чувства прекрасного.
Методический инструментарий
1.Методики изучения развития
познавательных процессов личности ребёнка.
2.Педагогическое наблюдение.
3.Оценка уровня тревожности Филипса
«Шкала тревожности».
1.Методика выявления коммуникативных
склонностей обучающихся.
2. Педагогическое наблюдение.
3 Методика А.А. Андреева «Изучение
удовлетворённости учащегося школьной
жизнью».
4.Методики «Наши отношения»,
«Психологическая атмосфера в
коллективе».
5.Анкета «Ты и твоя школа».
6.Наблюдения педагогов.
1.Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о
жизненном опыте».
2.Мониторинг ценностных ориентиров по
Артюковой.
3.Изучение документации
4. Мониторинг общего поведения
Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)
Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)
Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)
Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)
Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)
Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)
Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)
Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)
Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)
Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)
Программа "Моя усадьба" (внеурочная деятельность 1-8, 10 кл.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.