Инновационный опыт. Ученическое портфолио как средство личностного роста учащихся
Оценка 4.7

Инновационный опыт. Ученическое портфолио как средство личностного роста учащихся

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
классное руководство
Взрослым
18.02.2017
Инновационный опыт. Ученическое портфолио как средство личностного роста учащихся
«Собраться вместе – это начало. Оставаться вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех». Именно с этих слов начинается мое знакомство с классным коллективом. Принимая ребёнка после начальной школы, классный руководитель вступает на новый большой и трудный путь. Известно, что создать и сохранить коллектив – дело очень непростое, а если работать вместе дружно, слаженно, интересно и результативно, то это залог большого успеха. Мне как классному руководителю очень хотелось бы, чтобы класс был дружным на протяжении всех лет обучения в школе. Но для этого важно заложить ценностные основы в коллективе, создать в классе ощущение большой семьи, где детям живётся комфортно и уютно. Иллюзия? Отнюдь. Трудно, несомненно. Но не получается у того, кто ничего не делает. Эту проблему, на мой взгляд, можно решить. Для этого я использую технологию портфолио.
Ученическое портфолио как средство лдичностного роста учащихся.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 Волжского района г. Саратова» 410031, Саратов, ул. Соборная, д. 33. Тел./факс: (8452) 23­62­11, [email protected] Инновационный опыт:       «Ученическое портфолио как средство личностного роста учащихся» Жуковой Ларисы Геннадьевны, учителя высшей категории,  классного руководителя муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8 Волжского района города Саратова»         «Собраться вместе – это начало. Оставаться вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех». Именно с этих слов начинается мое знакомство с   классным   коллективом.   Принимая   ребёнка   после   начальной   школы, классный руководитель вступает на новый большой и трудный путь. Известно, что создать и сохранить коллектив – дело очень непростое, а если работать вместе дружно, слаженно, интересно и результативно, то это залог большого успеха.  Мне как классному руководителю очень хотелось бы, чтобы класс был дружным  на  протяжении  всех  лет  обучения в школе.  Но для  этого важно заложить   ценностные   основы   в   коллективе,   создать   в   классе   ощущение большой семьи, где детям живётся комфортно и уютно. Иллюзия? Отнюдь. Трудно, несомненно. Но не получается у того, кто ничего не делает.     Эту проблему, на мой взгляд, можно решить.  Для этого я использую технологию   портфолио.   «Портфолио   класса».   Такой   подход   даёт   мне возможность повысить качество образовательной деятельности, в том числе и воспитательной   работы,   так   как   создание   такого   альбома   становится объединяющим   делом   для   каждого   ребёнка,   его   родителей   и   классного руководителя. В   Федеральном   государственном   образовательном   стандарте   чётко говорится   о   необходимости   формировать   у   ученика   таких   личностных качеств,   как   социальная   и   культурная   зрелость,   уверенность   в   себе, инициативность, овладение навыками общения и сотрудничества. Именно эти задачи и позволяет решать технология портфолио.  В   результате   внедрения   технологии   портфолио   у   учащихся наблюдается   повышение   мотивации   к   учебной   и   внеучебной   деятельности, развитие творческих и спортивных способностей, личностный рост.  В   начале   5   класса   совместно   с   родителями   было   принято   решение создать  альбом,  отражающий   историю  жизни  классного  коллектива. Кроме того, портфолио в качестве личной карты класса может стать помощником новому классному руководителю в педагогическом сопровождении учащихся по дальнейшему образовательному маршруту. Теперь в создании классного портфолио принимают участие все учащиеся, и это общее дело объединяет ребят уже в течение двух лет.  Альбом   класса   способствует   созданию   ситуации   успеха   через демонстрацию положительного опыта, повышение моей ответственности как классного   руководителя,     детей   и   их   родителей   за   качество   выполняемой работы. Таким образом, создание модели портфолио достижений классного коллектива решает важные воспитательные задачи, объединяет ученический коллектив  и родителей, включает  элементы  индивидуального   ученического портфолио, значимого для каждого учащегося, рассказывает о традициях и общественной   жизни   коллектива,   тем   самым   формируя   у   детей   чувство дружбы и заботы друг о друге. Это история жизни всех, кто вместе провёл вместе школьные годы.    В итоге каждый уносит с собой историю школьной жизни и, надеюсь, самое главное: дружбу, успех, уверенность в завтрашнем дне, веру в справедливость.  Любая   деятельность   учащихся   и   классного   коллектива   в   целом нуждается в оценке. Цель создания портфолио класса: оценить   учебную   и   внеучебную   познавательную   деятельность   классного коллектива, его реальные достижения. Задачи: –   поддерживать   высокую   учебную   и   внеучебную   мотивацию   учащихся   и поощрять их активность и самостоятельность; –   развивать   навыки   рефлексивной   и   оценочной   деятельности,   сплачивать классный коллектив; – формировать умения учиться –ставить цели, планировать и организовывать учебную и внеучебную деятельность; – поддерживать ученическое самоуправление; – организовывать участие класса в мероприятиях как внутри коллектива, так и в школе, городе, области. Сегодня   в   российском   образовании   меняются   формы   и   методы обучения,   требования   к   результативности;   происходит   переход   на качественно новый тип образования. Примером нового подхода к оцениванию количественных и качественных показателей, результатов работы является, как   мне   видится,   введение   школьного   портфолио   класса.   При   этом необходимо   помнить,   что   у   каждого   класса   модель   портфолио   может   и должна быть своя, в зависимости от целей и задач, которые ставит классный коллектив.  И не забывайте: наши дети в скором времени станут взрослыми людьми. То, что сегодня кажется нам привычным и обыденным, когда­то будет лишь приятным воспоминанием. Создавая портфолио класса, вы оставляете добрую память на долгие годы не только детям,  но и себе лично.  Каждый учитель, классный руководитель всегда задается вопросом: что нужно сделать, чтобы ребятам было интересно, чтобы они охотно принимали участие   в   конкурсах,   соревнованиях,   чтобы   на   них   обратили   внимание, поощрили.   Ребенок,   идя   в   школу,   надеется   добиться   признания   и рассчитывает   заслужить   любовь   и   уважение   со   стороны   учителей   и одноклассников. Крушение этого оптимизма  ­   серьезная проблема школы. Если взрослые мало поощряют детей за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который   отнюдь   не   является   стимулом   к   достижению   успехов.   Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов. Итак,   ситуация   успеха.   Именно   успех,   вера   в   то,   что   получится. Мотивация? Несомненно. В.Ф.Шаталов   утверждал,   что   для   того,   чтобы   работа   в   школе   была эффективной,   должен   сработать   «эффект   соленого   огурца».   Главное   – создать рассол, тогда, какой бы ни был огурец, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?  Смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха   в  его  деятельности. А.С.Макаренко   выдвинул   идею «завтрашней   радости»,   в   которой воплощалась перспектива развития коллектива и личности.  В.А.   Сухомлинский   ввел   в   педагогический   лексикон «школу радости». В   педагогическом   сочинении   «Труд   в   его   психическом   и воспитательном   значении»   К.Д.   Ушинский   пришел   к   выводу,   что   только успех мотивирует школьника к учению. Большое   внимание   созданию   ситуаций   успеха   уделяет   доктор педагогических наук А.С. Белкин.  Он убежден: если ребенка лишить веры в себя,   вряд   ли   можно   надеяться   на   его   «светлое   будущее».   Одно непродуманное   слово,   один   неосторожный   шаг   учителя   могут   надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. Созданию     ситуации   успеха способствует   использование  коллективных дел. Ведь некоторые обучающиеся чувствуют неуверенность в собственных   силах,   работая   самостоятельно. В   данном   случае   действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу». В моем классе таких дел немало: проведение праздников «Азбука   города»,   «Светофория»   в   детских   дошкольных   учреждениях, агитбригада,   участие   в   патриотических   акциях   «Фронтовой   альбом», «Безымянный полк», спортивные мероприятия.  В своей работе я использую различные формы организации внеклассной работы: классные часы, беседы, праздники, конкурсы, уроки мужества, викторины, походы, экскурсии. Обязательно нужно предлагать ребятам   и творческие проекты, так как метод проектов очень актуален, он направлен на развитие самостоятельного мышления   ребёнка   и   позволяет   не   просто   запоминать   и   воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а уметь применить их на практике. Невозможно   создать   ситуацию   успеха   для   ребенка   без   активного участия   родителей.   С   родителями   следует   анализировать   проблемы   и планировать   деятельность.   В   5­6   классах   были   проведены   родительские собрания на темы: «Как раскрыть способности своего ребенка», «Алгоритм создания   ситуаций   успеха   в   семье»,   «Роль   самооценки   в   формировании личности» и др. На   вопрос,   почему   мои     ребята   принимают   участие   во   многих конкурсах, становятся победителями, призерами, я бы ответила так: нужно, чтобы сам учитель, классный руководитель этого захотел. А потом за тобой и ребята потянутся.  Ведь мы в состоянии дать детям радость труда, радость успеха   в   учении,   пробудить   в   их   сердцах   чувство   гордости,   собственного достоинства.   А     это   первая   заповедь   воспитания.   Радость   или,   точнее,   её ожидание   должны   пронизывать   всю   жизнь   и   деятельность   ребенка.   Для школьника ожидание радости – источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребёнка тем более.

Инновационный опыт. Ученическое портфолио как средство личностного роста учащихся

Инновационный опыт. Ученическое портфолио как средство личностного роста учащихся

Инновационный опыт. Ученическое портфолио как средство личностного роста учащихся

Инновационный опыт. Ученическое портфолио как средство личностного роста учащихся

Инновационный опыт. Ученическое портфолио как средство личностного роста учащихся

Инновационный опыт. Ученическое портфолио как средство личностного роста учащихся

Инновационный опыт. Ученическое портфолио как средство личностного роста учащихся

Инновационный опыт. Ученическое портфолио как средство личностного роста учащихся

Инновационный опыт. Ученическое портфолио как средство личностного роста учащихся

Инновационный опыт. Ученическое портфолио как средство личностного роста учащихся

Инновационный опыт. Ученическое портфолио как средство личностного роста учащихся

Инновационный опыт. Ученическое портфолио как средство личностного роста учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017