Инструктивная карта урока Поверхностное натяжение

  • docx
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Инструктивная карта урока Поверхностное натяжение.docx

Инструктивная карта урока

 

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПЫТ № 1

Цель: Наблюдать явление поверхностного натяжения

Оборудование:  Стакан с водой и скрепки.

Задание:

1)      До краев наполните стаканчик водой.

2)      В стакан одну за другой погружайте скрепки.

3)      Опишите, что наблюдаете

4)      ВЫВОД (запись в тетради): Молекулы поверхностного слоя оказывают молекулярное давление на жидкость, стягивая ее поверхность к минимуму. Этот эффект называют поверхностным натяжением.

 

 

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПЫТ № 2

Цель: Наблюдать явление поверхностного натяжения

Оборудование:  Стакан с водой и скрепка или иголка

Задание

1)      На выгнутую поверхность осторожно положите иголку или скрепку. Не тонет!

2)      Опишите, что наблюдаете

3)      ВЫВОД (запись в тетради) Ее удерживают силы поверхностного натяжения.

 

 

РАБОТА – НАБЛЮДЕНИЕ – ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ (по слайдам)

Как же возникают эти силы и куда они направлены?

 

 

 ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПЫТ № 3 

 Цель: Выяснить какую форму принимает жидкость под действием одних только сил поверхностного натяжения

Оборудование:  Пробирка с разбавленным спиртом, пипетка, растительное масло

Задание   

1)      http://doc4web.ru/uploads/files/25/24147/hello_html_6119fcf1.png В пробирку с разбавленным спиртом помещаем пипеткой каплю растительного масла.

2)      Опишите, что наблюдаете.

3)      ВЫВОД: (запись в тетради) Жидкость в отсутствии силы тяжести, или когда она уравновешена силой Архимеда, принимает сферическую форму, имеющую минимальную поверхность при одном и том же объеме .

 

 

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПЫТ № 4 

Цель: Выяснить какую форму принимает капля выпущенная из пипетки.

Оборудование:  Стаканчик с водой и  пипетка

Задание   

1)      Набрать в пипетку воду

2)      Медленно выпускать воду из пипетки

3)      Наблюдать за появлением капель

4)      ВЫВОД: форма капли, ее окружность и тонкая шейка обусловлены существованием силы поверхностного натяжения

 

 

 

 

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПЫТ № 5

Цель: Выяснить направление действия сил поверхностного натяжения.

http://doc4web.ru/uploads/files/25/24147/hello_html_m69f2dbfc.png    Оборудование:  Стаканчик с мыльным раствором, проволочный каркас с ненатянутой нитью

Задание   

1)      Возьмите проволочные каркасы с ненатянутой нитью внутри и погрузите его в мыльный раствор, а затем выньте.

2)      Рассмотрите расположение нити на пленке. Прокалите пленку с одной стороны.

3)      Рассмотрите расположение нити на пленке..

4)      ВЫВОД (запись в тетради) Силы поверхностного натяжения перпендикулярны к границе поверхностного слоя жидкости и она возникает как результат стремления жидкости уменьшить свою поверхность и следовательно поверхностную энергию

 

РЕШИТЕ ЗАДАЧУ

Сила поверхностного натяжения определяется по формуле F= σL,  где

http://doc4web.ru/uploads/files/25/24147/hello_html_5bec432c.png–коэффициент поверхностного натяжения

L - периметр смачивания.

Задача: Обычная швейная игла имеет длину 3,5 см и массу 0,1 г. Достаточно ли поверхностного натяжения воды для того, чтобы удержать иглу на своей поверхности?

 

 

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПЫТ № 6 

Цель: Выяснить от чего зависит коэффициент поверхностного натяжения

Оборудование:  Стаканчик с водой, тальк и  моющее средства “Ферри

Задание 

1)      Насыпьте на поверхность воды тальк, ( сделаем заметным перемещение поверхностного слоя воды).

2)      Капните из пипетки на поверхность воды маленькую каплю моющего средства “Ферри”.

3)      Наблюдайте за движением на поверхности воды

4)      ВЫВОД: (запись в тетради) поверхностное натяжение раствора “Ферри” меньше, чем поверхностное натяжение чистой воды.(коэффициент http://doc4web.ru/uploads/files/25/24147/hello_html_5bec432c.pngводы 73 мН/м, http://doc4web.ru/uploads/files/25/24147/hello_html_5bec432c.png мыла 40 мН/м).  

 

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПЫТ № 7

Цель: Пронаблюдать и объяснить капиллярное явление.

Оборудование: Стакан с водой, капиллярные трубки

Задание:

1)      Возьмите стаканчик с водой и опустите в него капиллярную трубку.

2)      Опишите поверхность жидкости и уровень воды в капилляре.

3)      ВЫВОД: (запись в тетради) Вследствие наличия силы лапласова давления жидкость в капилляре поднимается (если жидкость смачивающая) или опускается (если жидкость несмачивающая),  так как под плоской поверхностью жидкости в широком сосуде избыточного давления нет.

Явления изменения высоты уровня жидкости в капиллярах по сравнению с уровнем жидкости в широких сосудах называются капиллярными явлениями.