Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний, стремлением к активному, творческому труду, корень учения меняет свой вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Интерес в обучении неразрывно связан с чувством удовольствия и радости, которое доставляют человеку работа и творчество. Интерес и радость познания необходимы, чтобы дети были счастливы.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ.
Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в
союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний, стремлением к активному,
творческому труду, корень учения меняет свой вкус и вызывает у детей вполне здоровый
аппетит. Интерес в обучении неразрывно связан с чувством удовольствия и радости,
которое доставляют человеку работа и творчество. Интерес и радость познания
необходимы, чтобы дети были счастливы.
Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при
которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и
открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера. Только при
активном отношении учащихся к делу, их непосредственном участии в “создании” музыки
пробуждается интерес к искусству.
Огромную роль в реализации этих задач играет наличие в кабинете музыки различных
музыкальных инструментов и их использование в процессе работы с учетом возможностей
учеников и их возраста.
Инструментальное музицирование это творческий процесс восприятия музыки через
игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Хочу еще раз подчеркнуть мысль о
взаимопроникновении всех видов музыкальной деятельности в процессе активного
восприятия музыки. Так, инструментальное музицирование самым тесным образом связано
со слушанием музыки, вокальнохоровым исполнением, импровизацией.
Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их
творчеству, необходимо помнить следующее:
ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;
учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и
музыкальному образу произведения;
учитель помогает ученику найти прием исполнения.
Примером использования этого на моих уроках может служить “Семеро козлят” из
оперы М.Коваля “Волк и семеро козлят”. Детское творчество начинается с “обследования”
звуковых возможностей инструментов, которые я им предлагаю. Выбор сделан бубен и
треугольник. Сначала мы вспоминаем (знакомство состоялось раньше), как нужно бережно
брать в руки инструмент и исполнять на нем свое настроение (инструментальная
импровизация). В течении нескольких уроков шла вокальнохоровая работа над
исполнением хора, и ребята накапливали эмоции и чувства. И вот итог я играю на
фортепиано в ансамбле с одним из учеников, а ребята помогают мне аккомпанировать
своим маленьким оркестром. Наше исполнение должно украсить музыку М.Коваля.
Известный и благодатный пример музицирования на детских инструментах песня
“Веселый музыкант” А.Филиппенко,
б.н.п.
“Перепелочка”, “Арагонская хота” М.Глинки, “Кузнец” И.Арсеева, “Скворушка
прощается” Т.Попатенко. В третьем классе знакомимся и музицируем на инструментах
русского народного оркестра (в основном с ударными) в произведениях: р.н.п. “Светит
месяц”, “Озорные частушки” Р.Щедрина, “Воронежские частушки” и др.
“Камаринская”,
р.н.п.
“Дондон”,
Все чаще и чаще звучит музыка великих классиков в исполнении детей, учащихся в
музыкальной школе. Они проявляют желание выступить перед ребятами своего класса
прямо на уроке, заинтересовать одноклассников, подарить им частичку своей души. В
классе тихотихо. Словно завороженные дети слушают маленьких музыкантов.
В 78 классах учащиеся берут в руки гитару. И звучат песни бардов, свои песни,
пробуждая в ребятах интерес, активность, а главное желание творить.Я думаю, что игра на инструментах интересная полезная музыкальная деятельность
детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к
собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется
слуховые представления,
динамики.
Развивается
самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.
чувство ритма,
тембра,
Наблюдая, что инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у моих
учеников, желание каждого попробовать свои силы, я часто использую эту деятельность
для общего музыкального и творческого развития.