Инструменты формирования метапредметных умений на уроках физики
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Инструменты формирования метапредметных умений на уроках физики

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Руководства для учителя
doc
физика
04.03.2020
Инструменты формирования метапредметных умений на уроках физики
Метапредметные умения предполагают, что обучающиеся владеют универсальными учебными умениями информационно-логического, организационного характера, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми
статья в журнал.doc

Инструменты формирования метапредметных умений на уроках физики

Федеральные государственные образовательные стандарты, определяющие в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы наряду с личностными и предметными так называемые метапредметные результаты, которые предполагают, что обучающиеся будут владеть универсальными учебными умениями информационно-логического, организационного характера, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, то есть всем арсеналом средств, позволяющих человеку успешно учиться в течение всей жизни, реализуя идею непрерывного образования и соответствуя вызовам XXI века. В условиях современного образования, в условиях внедрения стандартов 3 поколения, которые предполагают различные источники информации, вариативные образовательные программы и учебники, открытый и противоречивый поток сведений, учащимся необходимо уметь определять суть проблемы и альтернативные пути ее творческого решения; отделять главное от существенного в тексте и уметь концентрироваться на нем. Наряду с традиционными приемами прочтения и логической обработки текста необходимо знакомить учащихся с иными способами работы с источниками. Современные технологии  обучения предлагают различные средства работы над понятием: «дерево понятия», интеллектуальные карты, кластеры, денотатные графы, логико-смысловые модели и др. все они исключают бездумные механические процессы запоминания, активизируя операции логического мышления для организации поиска информации и ее критической оценки. Кластер – это тоже способ графическо й организации, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст, в том числе при усвоении понятий.

На  уроках физики обучающиеся используют различные виды кластеров: на формулы и на теорию. Работа над созданием кластера используется как на мотивационно-целевом этапе, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели можно организовать индивидуальную самостоятельную работу или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Для педагога важно не просто способствовать усвоению понятия обучающимися, а прямо и активно управлять этим процессом. Для управления процессом формирования правильных понятий преподавателю необходимо, во-первых, вместе с обучающимися выделить соответствующие существенные свойства объектов, во-вторых, показать их значение для решения определенных задач. Кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. Кластеры по теории использую не так часто, для систематизации материала или при изучении нового, т.к. чаще использую в последнее время учебные проекты. А без кластеров на формулы не обходится ни одна контрольная работа. Начинаем работу по созданию кластера на формулы с первого урока изучения какой-либо темы. По мере изучения материала кластер дополняется и величинами, характеризующими тему, и формулами. Сначала составляем с учащимися глоссарий по величинам, изучаемым в конкретной теме и являющихся характеристиками изучаемой темы, затем они составляют кластер  по основным формулам для величин, характеризующих изучаемую тему. В глоссарии обучающиеся записывают обозначение величины, ее единицы измерения в системе СИ и название. Потом в кластер добавляют производные формулы для тех же величин.  Постепенно кластер заполняется формулами. Когда кластер готов, происходит обсуждение, вносятся исправления и дополнения. Обучающийся, составивший лучший по содержанию и оформлению кластер, становится экспертом. Он может проверять работы других учащихся, консультировать их, помогать исправлять ошибки. Такая работа развивает у обучающихся интерес к предмету, повышает самооценку своих способностей и возможностей.

Как готовится кластер.

 Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

         При подготовке кластера работа с учебником развивается по такому плану:

прочесть текст учебника и выделить в нем необходимый материал: определения, свойства, характеристики, необходимые формулы и т.д.

после обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков на листе бумаги в прямоугольных (или овальных, даже в фигурных)  рамках записать принятые названия;

на основе текста какой-либо информации вокруг каждой рамки в кружках (это «веточки» кластера) кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам);

попытаться установить связи между отдельными блоками и /или «веточками» кластера и соединить их стрелками;

При подготовке первого кластера обучающийся прочитал текст, по-своему переосмыслил содержание, выделил смысловые единицы  информации, в информационные блоки внес сведения из дополнительного текста, стрелками обозначил связи между «веточками».

 Таким образом, если опорный конспект ориентирован на максимально полное графическое отображение информации, то кластер позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении учебной информации, отделить в ней главное от второстепенного, изменить логику представления проблемы.

Советы по работе с кластерами:

1. Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?

2. Помогите учащемуся, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть  или ключевые слова или фразы.

3. Озвучьте «грозди». Пусть обучающиеся сделают презентацию своих записей.

4. Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.

5. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» ярче.

 В начале следующего занятия обучающиеся в парах знакомятся с работами друг друга, по очереди озвучивают отдельные «гроздья», отвечают на уточняющие вопросы «коллеги»-эксперта. В результате каждый обучающийся может продемонстрировать не только знания новой темы, но и умения:

1)   ясно и доходчиво объяснять новый материал;

2)   применить кластер к решению задач;

При работе над кластерами у обучающихся происходит:

 - развитие  когнитивных качеств (умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, обрабатывать информацию);

- развитие креативности (гибкость ума, творчество, чуткость к противоречиям);

- развиваются коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми,  с  информационными потоками;

   Где-то в середине обучения, чаще всего во втором семестре, обучающиеся сами начинают составлять глоссарий и кластер по изучаемой теме, не дожидаясь, когда преподаватель предложит им этим заняться. Они начинают понимать, что эти инструменты помогают им в решении задач, при выполнении различных проверочных и контрольных работ, решении тестов и т.п.

Предлагаю Вашему вниманию глоссарий и кластер по теме «Механика» и кластер по теме «Твердые тела». В кластер по Механике обучающиеся не включили понятие «Энергия», на эту тему они составили отдельный кластер, который они дополняют при изучении тем «Электростатика», «Магнитное поле» и «Электромагнитные колебания», т. е в нем будут следующие ветви: механическая энергия, энергия электрического поля, энергия магнитного поля.

 

 

Основные величины

Скорость             

, м/с

Начальная скорость

0, м/с

Время

t, с

Расстояние, пройденный путь

S, м

Координата

х, м

Ускорение

a, м/с2

Сила

F, Н

Ускорение свободного падения

g, м/с2

Масса

m,кг

Гравитационная постоянная

G, Нм2/кг2

Импульс тела

p, кг·м/с

Энергия

E, Дж



В конце изучения дисциплины каждый обучающийся умеет составлять кластер, глоссарий, понимает, для чего он это делает, умеет ими пользоваться.

Метапредметные результаты (по А.Г.Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия ( познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Универсальные учебные действия – это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Универсальность метапредметного подхода состоит в обучении общим приемам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над всеми предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметов в отдельности.


.


В конце изучения дисциплины каждый обучающийся умеет составлять кластер, глоссарий, понимает, для чего он это делает, умеет ими пользоваться.

Метапредметные результаты (по А.Г.Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия ( познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Универсальные учебные действия – это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Универсальность метапредметного подхода состоит в обучении общим приемам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над всеми предметами, но в то же время воспроизводится при работе с любым предметов в отдельности.


Инструменты формирования метапредметных умений на уроках физики

Инструменты формирования метапредметных умений на уроках физики

Кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации

Кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации

Таким образом, если опорный конспект ориентирован на максимально полное графическое отображение информации, то кластер позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении учебной информации,…

Таким образом, если опорный конспект ориентирован на максимально полное графическое отображение информации, то кластер позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении учебной информации,…

Электростатика», «Магнитное поле» и «Электромагнитные колебания», т

Электростатика», «Магнитное поле» и «Электромагнитные колебания», т

Инструменты формирования метапредметных умений на уроках физики

Инструменты формирования метапредметных умений на уроках физики

Инструменты формирования метапредметных умений на уроках физики

Инструменты формирования метапредметных умений на уроках физики

В конце изучения дисциплины каждый обучающийся умеет составлять кластер, глоссарий, понимает, для чего он это делает, умеет ими пользоваться

В конце изучения дисциплины каждый обучающийся умеет составлять кластер, глоссарий, понимает, для чего он это делает, умеет ими пользоваться

.

.

В конце изучения дисциплины каждый обучающийся умеет составлять кластер, глоссарий, понимает, для чего он это делает, умеет ими пользоваться

В конце изучения дисциплины каждый обучающийся умеет составлять кластер, глоссарий, понимает, для чего он это делает, умеет ими пользоваться
Скачать файл
Приз 200 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.