Инструменты медиации

  • pptx
  • 26.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала инструменты медиации.pptx

Инструменты медиации

требуется в случае, когда рассказчик сильно возбужден. Чтобы успокоить доверителя, медиатор повторяет спокойным тоном услышанные в речи говорящего нейтрально окрашенные фразы, например: «пришел к выводу», «успокоился», «понял». В психологии эта функция эмпатического слушания является основной.

Медиатор повторяет с вопросительной интонацией непонятное ему в речи говорящего место. Последний возвращается к этому месту своей речи и или перефразирует ее, или раскрывает более подробно. При этом могут обнаружиться важные для разрешения спора обстоятельства. В контексте активного слушания эти приемы называются уточнением и перефразом. Уточнение – это просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного. Пересказ (парафраз) – это попытка слушателя кратко и своими словами повторить изложенное собеседником.

В ходе изложения своей истории (презентация) на первой стадии медиационной сессии сторона может по различным причинам испытывать трудности в проговаривании своего рассказа. Причинами могут являться страх, косноязычие и т. п. При помощи повторения части фразы говорящего медиатор побуждает сторону продолжать и активизировать говорение.

Опасности в применении эхо-техники:
1. Эффект плохо слышащего. В том случае, если медиатор излишне часто повторяет фразы за говорящим, это может начать раздражать последнего. Кроме необходимости соблюдать меру, можно посоветовать медиаторам в этом случае использовать перефраз.
2. Перебивание. Эхо-техника может восприниматься в качестве акта перебивания (чем она, собственно, и является), а следовательно, может быть рассмотрена стороной как нежелание медиатора ее слушать. Коммуникация в этом случае может прерваться.
3. Навязывание. Исходя из принципа ответственности сторон за принимаемое ими решение медиатор должен весьма аккуратно предлагать сторонам свое видение проблемы. Эхо-техника может послужить весьма опасным инструментом влияния медиатора на волю сторон. В психологии подобное свойство эхо-техники даже приветствуется. Ю.Б. Гиппенрейтер указывает: «Активно слушать ребенка – значит “возвращать” ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Этапы коучинга

В формате коучинга коучеру целесообразно задать клиенту ряд вопросов на каждом этапе

1. В каком направлении вы хотели бы прояснить для себя конфликт, в котором Вы оказались?
2. На какие результаты от нашей встречи Вы рассчитываете?

1. В чем состоит текущая ситуация, связанная с конфликтом?
2. Каковы ваши опасения, связанные с конфликтом и насколько они сильны?
3. Кто еще, кроме Вас, может повлиять на развитие конфликта?
4. Какие действия Вы предпринимали для разрешения конфликта?

1. Перечислите возможные способы разрешения конфликта.
2. Составьте список всех способов разрешения конфликта.
3. Что еще можно сделать для разрешения конфликта?
4. Что Вы могли бы сделать, если начать с "чистого листа"?
5. Каковы достоинства и недостатки каждой из внесенных в список возможностей?

1. Что Вы собираетесь делать (какие возможности выбираете)?
2. В какой степени выбранные варианты обеспечат разрешение конфликта?
3. Каковы ваши критерии и способы измерения успеха?

1. Что вы можете сделать на сессии для достижения своей цели?
2. Какие цели у вашего партнера?
3. Что общего между вашими целями?
4. Давайте сформулируем вопросы для сессии (повестка дня).

В ходе ответов на эти вопросы не только медиатор, но, главное, клиент начинает понимать суть конфликта, который послужил причиной его обращения к медиатору.

В профессии медиатора мышление является одновременно и инструментом, и объектом его работы. Медиатор в процессе своей профессиональной деятельности имеет дело как минимум со своим собственным мышлением. В ходе подготовки медиатор начинает работать с мышлением своего доверителя, а во время медиационной сессии количество мышлений, с которыми работает медиатор, увеличивается как минимум до трех: медиатора и двух клиентов. Мышление индивида в определенный момент времени и в определенном месте (хронотопе) находится в определенном режиме (модусе). Каждый режим влияет как на процесс самого мышления, так и на его результат. Непонимание наличия подобных режимов (модусов) мышления может привести к печальным для медиационного процесса результатам, например к ступору мышления, который приводит к прекращению (срыву) процедуры медиации.

Для работы медиатора с модусами мышления необходима специальная компетенция –компетенция работы с модусами мышления (исследование Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»)
Компетенция работы с модусами мышления состоит из ряда компетенций:
• понимание наличия у человека ряда модусов мышления (информационная составляющая);
• рефлексия модуса мышления (проблематизация модуса);
• умение идентифицировать модус мышления (компетенция различия);
• подбор модуса мышления, необходимого в конкретной ситуации;
• навык переключения у себя и своих клиентов одного модуса мышления на другой.
Постоянно развивая подобные компетенции, возможно в результате получить состоящую из этих компетенций общую компетенцию работы с модусами мышления.

Пять этапов становления компетенции работы с модусами мышления

V этап.
Смена модусов мышления

МОДУСЫ МЫШЛЕНИЯ

I этап.
Знание и понимание модусов мышления

II этап.
Проблематизация модуса мышления

III этап.
Идентификация вида модуса мышления

IV этап.
Подбор модуса мышления

Информационная составляющая – знание, понимание наличия у человека нескольких модусов мышления. Как видно из определения, для развития этой компетенции необходимы две составляющие: знание и идентификация. Знание – это информация, которую
воспринимающий может воспроизвести, то есть запомнить. Для лучшего усвоения знания целесообразно воспользоваться мнемотехникой – особыми приемами запоминания. Эдвард де Боно для лучшего запоминания зашифровал каждый модус мышления в определенном цвете. Для запоминания соответствия каждого цвета определенному модусу воспользуемся такой мнемотехникой, как опорный сигнал.

Проблематизация модуса – это рефлексия модуса мышления. Можно знать и даже понимать, что такое модус мышления, но если медиатор «не видит» этот модус в ходе конфликта, то это понимание будет для него бесполезным. Таким образом, для того чтобы в конкретной конфликтной ситуации работать с модусом, необходима рефлексия (самосознание медиатора) того, что тот модус, в котором находятся медиатор и его клиент (клиенты), препятствует разрешению конфликта. То есть следует увидеть (идентифицировать) проблему модуса мышления. Одним из основных маркеров, позволяющих рефлексировать проблему модуса мышления на практике, является ступор мышления.

умение подобрать необходимый в конкретной ситуации модус как для самого себя (медиатора), так и для своих клиентов. Медиатор рефлексирует наличие у себя или своих клиентов модуса, приводящего к ступору мышления, необходимо переключить модус. Это переключение подобно смене роли, которую человек играет на сцене конфликта. Для переключения модуса его необходимо сначала подобрать. То есть подобрать ту роль, которая наиболее подходит для идентифицированной ситуации.
Выбор необходимого модуса – это простая и одновременно сложная задача. В ходе практики работы с конфликтами уже выработаны определенные шаблоны выбора альтернативного модуса, однако при анализе конкретной ситуации медиатор может прийти к заключению об ином «не шаблонном выборе».

завершающая компетенция работы медиатора с модусами мышления. После выбора модуса для замены медиатору необходимо провести операцию смены модусов. Здесь возможен широчайший спектр вариантов.

Компетенция различия – умение идентифицировать модус мышления. Рефлексировав при помощи фразы: «У нас ступор мышления», – необходимо понять, с каким именно модусом или сочетанием модусов у нас проблемы.
Каждый модус может вызывать разные виды ступора мышления. Проблемы могут возникать также из-за того, что участники конфликта находятся в различных модусах. То есть необходимо рефлексировать
не только тот модус, в котором находятся конфликтующие стороны, но и его связь с тем ступором мышления, который он или его сочетание с другим модусом вызвал. Подобных вариантов может быть бесконечное множество.

Правила работы с модусами мышления:
– различайте модусы мышления;
– меняйте в зависимости от ситуации
модусы мышления;
– по возможности работайте с одним
модусом мышления;
– примеряйте к своим клиентам различные цвета мышления

ДЕКОНСТРУКЦИЯ

Понятие «деконструкция» было предложено М. Хайдеггером, в научный оборот его ввёл Ж. Лакан, а теоретическое обоснование предоставил Ж. Деррида.

Ж. Деррида описал следующие характеристики:
«событие» деконструкции
является эксклюзивным, как подпись
или идиома, так как деконструкция есть
«игра текста против смысла»;
2. деконструкция не может быть
каким-либо научным методом;
определение деконструкции неверно, так как сдерживает ее беспрерывность;
деконструкция не является критикой, так как она сама подвергается деконструкции;
деконструкция «бесспорно доказательство невозможности».

Функции деконструкции

Деконструкция помогает проанализировать ситуацию, учитывая аспекты, которые ранее не были раскрыты, что приводит человека к изменению контекста происходящего.

Деконструкция успешно развивается в различных науках: философии, искусствоведении, истории, политологии, социологии, теологии и других.

«Деконструкция — это демонтаж старой структуры, предпринятый с целью показать, что ее претензии на безусловный приоритет являются всего лишь результатом человеческих усилий и, следовательно, могут быть подвергнуты пересмотру. Деконструкция не способна эффективно добраться до этих важных структур, предварительно не обжив их и не позаимствовав у них для анализа все их стратегические и экономические ресурсы» (Р. Сальдивар)

Деконструкция разрушает стереотипы, создавая новый контекст, в котором человек находит выход из трудной ситуации

Техника предполагает создание материальной вещи

Медиатор может создать вещь словами

Герменевтика в религии необходима для работы со священными текстами. Необходимость в разъяснении священных писаний связано с изменением контекста с течением времени. Главная задача священнослужителей – интерпретировать и разъяснять текст с учетом изменения окружающего мира.

Роль герменевтики в юриспруденции не раскрывается более подробно, однако лектор обращает внимание, что зачастую юристы используют герменевтику сами того не подозревая.

Философия — философия делает картину мира. Есть целое направление в философии, которое занимается герменевтикой, с одноименным названием. Структуралисты: Чтобы увидеть предмет у себя в голове необходимо слово, которое обозначает этот предмет. Т.е. необходимо обозначить конкретный предмет, конкретным словом, чтобы оно всплыло у вас в голове. Герменевты занимаются толкованием слов.
Представители: Ф.Шлейермахер,Ганс Гадамер, Поль Рикёр

Юриспруденция — занимается герменевтикой в виде толкования права. Ярким представителем в толковании является Н.Н.Вопленко.

Филология. (Filos -любовь, logos-закон) — любовь к слову.
Георгий Богов «Филологическая герменевтика» — ввел понятие «второй текст» (когда слова автора воспринимают не буквально: «В лесу родилась Елочка»)

Герменевтическая процедура – последовательные стадии, приводящие к пониманию текста.

Тёмное место – выявление в тексте непонятного (неизвестного, противоречивого, пробельного и т.п.).

Вопрос – исходя из известного, запросить новую информацию, разъяснение противоречий и т.п. к тёмному месту.

Гипотеза – дать ответ на вопрос к тёмному месту.

Курсорное чтение – беглое, поверхностное ознакомление с текстом.

Новый текст – совместить синтезированную идею с исследуемым текстом и получить в результате более понятный текст.

Синтез – составить из нескольких верифицированных гипотез одну идею, содержащуюся в тексте.

Критика – выявить в гипотезе «слабые места», в случае слабости гипотезы – её отвергнуть.

Экстернализация - психотерапевтический прием, при котором проблема человека рассматривается не как его внутренняя характеристика, а как некая внешняя воображаемая живая сущность, вмешивающаяся в человеческую жизнь.

Близкое понятие - субличность.
Только субличность рассматривается как что-то внутри человека, часть его личности, а при экстернализации проблема выносится
вовне человека.

Идеи экстернализации используются в нарративном подходе, где есть вера, что человек - не проблема, проблема - это проблема.

Экстернализация — это «полагание вовне». Нарративная практика верит, что проблема не в человеке. Человек — это человек, не механизм, который нужно починить. Отказываясь от идеи, что проблема внутри человека, специалист смотрит на проблему как на что-то внешнее, в обществе, культуре, влиятельных идеях, не всегда полезных.

Использование экстернализации позволяет человеку отделить проблему от себя и взглянуть на неё, познакомиться с ней.



Слово «narrative» в переводе с английского означает «рассказ, повествование».

При экстернализации нарративной практике также помогают вопросы по тематике:

Длительность подразумевает следующие вопросы: «Давно ли эта проблема с тобой?», «Когда ты впервые встретился с ней?», «С течением времени становилось лучше или хуже?». Можно поговорить о возможном будущем в связи с проблемой: «Если вдруг анорексия продолжит подобное влияние на твою жизнь…». Можно нарисовать или просто представить «линию жизни» проблемы. Как бы она выглядела?

Широта
подразумевает распространённость проблемы на области жизни: чувства, состояния, представления о себе, климат в семье, любовь, дружбу и пр. «Где проблемы больше, меньше?».

Глубина
описывает интенсивность воздействия проблемы на жизнь человека: «Насколько сильно проблема влияет на тебя и твою жизнь?», «Это всегда так тяжело, или бывают моменты/ситуации, когда становится легче и проблемы нет, её становится меньше?», «Убедила ли тебя злоба в чем-то таком, что идет вразрез с твоим прежним представлением о себе, с твоими планами и мечтами?».

В нарративном подходе история – это последовательность во времени событий, связанных единой темой и сюжетом.

!
При экстернализации следует помнить, что не следует торопиться и экстернализовать первое, о чем начинает говорить клиент, как проблему. Нужно выслушать более полное описание ситуации и размышления клиента, чтобы то экстернализованное описание проблемы, которое вы создаете, охватывало ее широту и сложность.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Вполне нормально называть пока еще не исследованную проблему «это», оно», «эта проблема» или «эти трудности». 
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Если клиент приносит несколько проблем, существует опасность, что та, которую консультант намечает для экстернализации, может оказаться не самой значимой, не самой актуальной для клиента. Следует спрашивать у него, что именно актуально, с чем было бы важно поработать именно сейчас. 

В отношениях с проблемой, можно придумать метафору того, как поступить с ней. Часто звучит метафора боя и состязания, но обычно она добавляет стресса и напряжения. Можно сказать иначе:
«отобрать свою жизнь у проблемы»
«убежать от последствий проблемы»
«пересмотреть взаимоотношения с проблемой»
«обучить и воспитать проблему»
«поторговаться с проблемой»
«провести с ней переговоры»
«приручить»
«подорвать проблему»