Инструменты коучинга как механизм поддержки индивидуально-личностного развития обуча¬ющихся на уроке статья
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
информатика
7 кл—8 кл
22.01.2018
Предметом работы учителя являются создание ситуации на уроке, когда у уч-ся возни¬кает желание учиться и получать знания. Отношения между учителем и учеником должны быть направлены исключительно на решение этих задач. Поэтому применение этой технологии требует от педагога воспитания в себе умения слушать и слышать дру¬гих, задавать правильные вопросы, которые зачастую гораздо важнее умения отдавать прямые и четкие указания.
инструменты коучинга.docx
как механизм поддержки индивидуальноличностного развития обуча
Инструменты коучинга
ющихся на уроке
Белышева Мария Владимировна, учитель информатики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 4 г. Вязники
Коучинг в школе это умение учителя, создавая осознанность и
ответственность в ученике, способствовать его движению к решению личных и
профессиональных задач. Основой взаимодействия является уважение и принятие уч
ся, а главным инструментом являются открытые стимулирующие осознанность вопросы,
которые не содержат критики, оценок и советов. Эти особенности коучтехнологии
позволяют с успехом внедрять ее в образовательный процесс. Фундамент коучинга в
школе составляют следующие основные принципы:
• Ученик изначально является творческой, целостной личностью и обладает
соответствующими ресурсами.
• Постановка задачи исходит от ученика
• Отношения между учителем коучем и учеником представляют собой
целенаправленный союз.
Продуктом совместной работы учителя коуча и ученика являются деятельность
и обучение. Эти две силы, соединяясь вместе, создают изменение. Другой движущей
силой процесса изменения является обучение. Обучение не является просто побочным
продуктом деятельности — это равномощная и дополняющая сила, которая создает
новые ресурсы, расширяет возможности и дает силы для изменений. Коучинг в школе
ориентирован на формирование УУД учеников. Новый подход к обучению при
применении коучтехнологии заключается в следующем:
Развитие и обучение с акцентом не на недостатки, а на сильные стороны
• Фокус в сложных ситуациях не на проблему, а на решение
•
• Обучение не на ошибках, а на успехе
• Ориентир не на то, что было, а на то что может быть в будущем
• Педагог это не задание и контроль, а вызов и поддержка.
Предметом работы учителя являются создание ситуации на уроке, когда у учся
возникает желание учиться и получать знания. Отношения между учителем и учеником
должны быть направлены исключительно на решение этих задач. Поэтому применение
этой технологии требует от педагога воспитания в себе умения слушать и слышать дру
гих, задавать правильные вопросы, которые зачастую гораздо важнее умения отдавать
прямые и четкие указания.
•
•
•
Для этого учитель должен владеть умением формулировать и задавать вопросы:
отражающие активное слушание и понимание взгляда ученика;
провоцирующие совершение открытий, озарение, пробуждающие целеустрем
лённость и активность (например, такие, которые бросают вызов предположе
ниям)
открытые вопросы, порождающие большую ясность, новые возможности или
знания;
продвигающие ученика по направлению к желаемому, а не требующие от него
•
находить доказательства или оглядываться назад. Благодаря применению коучтехник на уроках информатики растет и
развивается личность каждого ученика. Применение этой технологии на уроке
способствует следующему:
На уроке складываются отношение равных: учитель партнер, «тренер талантов»
Выслушиваются различные точки зрения
Растет вера в то, что все получится
Работа на уроке вызывает удовольствие и энтузиазм
Богатое содержание курса информатики предоставляет учителю большие
возможности для организации разнообразной деятельности учащихся на уроке, в выборе
методов и средств обучения. Содержание курса служит прекрасной основой для
формирования мировоззрения учащихся, взглядов на взаимодействие общества и
природы. Велики потенциальные возможности курса в развитии у учащихся УУД, а
именно в вопросах осмысления практической значимости информационных знаний, их
роли в современном мире. Чтобы повысить качество обучения, важно так организовать
ребят на уроке, чтобы превратить их из пассивных слушателей в активных искателей
знаний. Этому как раз и способствует применение коучтехник: лист ожидания, шкала
развития, колесо развития и т.д., на разных этапах уроков информатики:
•
•
•
этап формирования ожиданий обучающихся определение цели, формат
конечного результата;
этап проработки содержания темы создание опыта,
этап закрепления нового материала, актуализации новых знаний, постановки
домашнего задания определения первых шагов к достижению цели
При применении коучтехник на уроках информатики я использую следующие
Почему эта цель важна для тебя?
Как ты поймешь, что достиг цели?
Какого наилучшего результата каждый из вас ожидает от урока? Запишите свои
Кто из вас продвинулся к достижению наилучшего результата?
Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться
открытые вопросы:
Шкала развития (на этапе формирования ожиданий):
ожидания в рабочих тетрадях. Рядом с записью, на шкале от 1 до 10 отметьте, где вы
сейчас находитесь по отношению к идеальному для вас результату». Далее я спрашиваю
желающих:
В конце урока возвращаемся:
к результату?
Лист ожидания (на этапе формирований ожиданий):
учащихся записываются учителем на листе ожидания.
В конце урока возвращаемся:
реализовались.
можно сделать для их исполнения?
Что помогло тебе продвинуться по шкале?
Что наиболее ценное было для тебя на уроке?
Как ты можешь пойти дальше?
Какие знания, полученные ранее, вам пригодились?
Посмотрите на лист ожидания. Все ли ожидания реализовались? Если нет, что
Давайте вместе определим, что мы ожидаем от урока?» Все предложения
Ребята, подойдите и отметьте те ожидания, которые, по вашему мнению, Какие ( понятия и т.д.) вам знакомы?
Знания о каких вам хотелось бы углубить?
Что нужно сделать для этого?
Для чего вам нужны знания об этих понятиях?
Колесо развития (в начале этапа создания опыта проработки содержания урока):
На колесе развития определите от 1 до 10, что на данный момент вы знаете о каждом из
понятий и т.д.? После заполнения «колеса» идут вопросы:
В конце урока возвращаемся:
Проанализируйте ваше колесо развития.
Отметьте, что в нем изменилось.
Кто продвинулся?
Кто узнал о ( понятия и т.д.) больше?
Что нужно сделать, чтобы продвинуться еще дальше? (ответы учся: обратиться
к дополнительной литературе, поработать с учебником, с картой и т.д.)
Самоанализ урока информатики, проведенного в 7 классе
по теме «Форматирование электронных таблиц Excel»
Проведенный урок является плановым уроком по утвержденной рабочей программе. На
уроке были поставлены следующие цели:
Личностные :
формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к
обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
Метапредметные (формируются через достижение УУД (личностных,
регулятивных, познавательных, коммуникативных)):
умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить
рассуждение, умозаключение и делать выводы (Рвыполнение логических операций);
умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи
(П – получение готового учебного продукта);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения (Л – самооценка своей деятельности);
развитие ИКТ–компетенции (К – формируется в личностном общении через
работу в парах, группах).
Предметные:
знать способы и виды форматирования ЭТ, правила построения цветовых схем
таблиц;
уметь форматировать объекты ЭТ, вводить формулы в ячейки ЭТ.
Данный урок построен в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся 7 класса. Ребята этого класса активны, работоспособны, могут выполнять творческие задания. Предложенные задания на уроке были ориентированы на развитие
интеллектуальных возможностей учеников. Особое внимание необходимо было уделить
индивидуальной работе учащихся при работе над практическим заданием, так как
некоторые из ребят имеют рассеянное внимание и недостаточно хорошо работают
самостоятельно.
При планировании урока я опиралась на развитие учебно – информационных,
организационных и коммуникативных компитенций.
На уроке была использована такая форма организации, как эвристическая беседа с
элементами исследования, т.к. она является одной из результативных для понимания и
усвоения темы учащимися 7 класса. Во время урока были использованы различные
формы организации учебной деятельности, например: Фронтальная, Индивидуальная,
Групповая.
Методы организации урока: наглядный, словесный, частично – поисковый,
демонстрация практической работы, организация упражнений для развития умственных
и практических умений.
Контроль за усвоением знаний и умений учащихся осуществлялся в следующих формах:
вербальный – на протяжении фронтального опроса и выполнения практической работы;
письменный – тестирование; зрительный – просмотр выполнения заданий в тетрадях.
Оценка деятельности учащихся осуществлялась в конце фронтальной работы и в конце
индивидуальной.
Рациональность использования времени на уроке и предупреждение перегрузки
обеспечивались формой и структурой урока. Для непредвиденных ситуаций были
предусмотрены дополнительные задания
Исходя из задач урока, строилась учебная деятельность учащихся.
1 этап организационный был создан для эмоциональнопсихологического настроя на
работу. Он прошёл быстро и способствовал настрою на сотрудничество, взаимовыручку
и партнёрство, благоприятствовал созданию ситуации успеха.
На 2 этапе. Формирование ожиданий обучающихся
Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «Какого наилучшего результата
каждый из вас ожидает от урока?
Записать свои ожидания в рабочих тетрадях. Рядом с записью, на шкале от 1 до 10
отметьте, где вы сейчас находитесь по отношению к идеальному для вас результату»
Целью 3 самого важного этапа являлось: уточнение основных понятий, углубление
знаний учащихся по изученной теме. Задания были построены таким образом, чтобы
каждый ребенок смог выполнить задание, утвердиться в своих знаниях и выйти на
постановку следующей учебной задачи. Задания были подобраны с учетом
индивидуального развития ребенка. На 4 этапе было дано задание за ПК. Дети показали умение работать в группах, сообща
выполнять поставленную учебную задачу. При выполнении компьютерных заданий
некоторым учащимся приходится садиться за компьютер парами изза нехватки
компьютеров. Исполнив действия по заданному алгоритму, дети увидели результат на
ПК. В этих группах присутствовал один сильный, а другой слабый учащийся.
5 этап урока был отведен – итогу. Подвели итог работы каждого в отдельности.
Учащиеся возращаются к шкале.
Изучают, кто из них продвинулся к достижению наилучшего результата. Учащиеся
определяют свое «местоположение» на шкале,анализируют работу на уроке через
самооценку. Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала.
Учащимся было предложено домашнее задание, с применением полученных знаний.
Занятие прошло в доброжелательной атмосфере.
Я считаю, что урок цели достиг. Учащиеся путем рассуждений, опираясь на имеющиеся
знания, смогли понять определение «единицы измерения информации», научились
переводить из одной единицы измерения информации в другую, научились работать с
маркированными списками.
Инструменты коучинга как механизм поддержки индивидуально-личностного развития обуча¬ющихся на уроке статья
Инструменты коучинга как механизм поддержки индивидуально-личностного развития обуча¬ющихся на уроке статья
Инструменты коучинга как механизм поддержки индивидуально-личностного развития обуча¬ющихся на уроке статья
Инструменты коучинга как механизм поддержки индивидуально-личностного развития обуча¬ющихся на уроке статья
Инструменты коучинга как механизм поддержки индивидуально-личностного развития обуча¬ющихся на уроке статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.